Памятка для родителей «Речь и общение»
статья по логопедии на тему

Головлёва Наталья Владимировна

В возрасте после 1 года ребенок не только знакомится с разными предметами, но и формирует понятия о них. Резко увеличивается его активный словарь. Примерно к 8 месяцам малыш повторяет увиденное и услышанное. К 14-18 месяцам ребенок знает, кто такие мама, папа, дедушка бабушка и т.д. Малышу нравится выполнять простые поручения («Дай ручку»), он сам пытается что-то попросить, используя слова и жесты.

        

         Не следует волноваться, если ребенок произносит слова неточно. Будьте тактичны и ласковы, не смейтесь и не передразнивайте его, а произнесите слово правильно. В этот период очень важно правильно организовывать общение с ребенком:

•    Всегда   смотрите   ребенку   в   глаза, разговаривая с ним.

•    Высказывания должны быть простыми и короткими.

•    Необходимо                      внимательно выслушивать ребенка и

давать ему закончить фразу.

•    Поощряйте    разговоры    малыша    с игрушками:       это     

позволяет       развить воображение и языковые навыки.

•    Во    время    прогулки    с    ребенком, комментируйте то, что вы

видите вокруг.

•    Разглядывайте   картинки   и   книжки вместе с ребенком и

комментируйте их.

•    Помогайте         ребенку         строить высказывания.   Например,   если  он  сказал «мяч», добавьте «давай поиграем в мяч» и т.д.

•    Необходимо    приучать    ребенка    к разнообразию   звуков,    можно    время    от времени давать ему прослушивать кассеты,

специально записанные для данного возраста (например, «Музыка для малышей), но нельзя оставлять включенными радио или телевизор на весь день.

•     Читайте детям на ночь сказки.

 

         Речь и общение - важная ступень в развитии ребенка. Он учится произносить слова, выражать свои мысли и чувства. Неумение говорить может вызвать вспышки гнева и плаксивости. Следует учесть, что задержка речевого развития может передаваться по наследству, или являться следствием того, что родители мало разговаривают друг с другом. Если вас что-то беспокоит в развитии речи ребенка, посоветуйтесь с педиатром и логопедом.

        

         Беспокойство у родителей должно появиться, если:

•    в 3-4 месяца у ребенка отсутствует смех,   а   гуление   (произношение   гласных звуков) однообразно;

•    от 9 месяцев до 1 года 6 месяцев -отсутствие      или      обедненность      лепета (произнесения слогов);

•    у ребенка проблемы  с сосанием  и глотанием;

•    возникли   трудности   при   переводе ребенка с жидкой пищи на твердую;

•    недостаточно развито глотание;

•    есть   расщелина   неба   или   другие органические нарушения полости рта;

•    ребенок     постоянно     держит     рот открытым;

•    язык постоянно выталкивает пищу изо рта, вместо того, чтобы продвигать ее между зубами;

•    часто захлебывается, когда пьет;

•    стоматолог отмечает аномалии зубов и челюстей    как    следствие    патологических привычек;

•    ребенок не произносит слов;

•    не понимает простейших высказываний;

•    часто проявляет апатию и безразличие;

•    как будто не слышит звуков;

•    в 2 года не составляет словосочетаний.

        

         Логопедическая помощь совсем маленьким детям заключается в советах родителям по питанию, питью, активизации движений мышц языка и губ ребенка; в рекомендациях по подбору нужной формы чашки и ложки, консистенции пищи, правильной позы при кормлении, так как поза определяет двигательные возможности ротовой полости и глотки.

        

         Если у ребенка выявлены серьезные мозговые расстройства, то необходимы упражнения по нормализации:

•    дыхания;

•    навыков приема пищи;

•    мышечного тонуса рук;

•    движения органов артикуляции;

•    сенсорики      (обоняние,      осязание, зрение, вкус, слух);

•    эмоционально-положительных   ответ­ных реакций;

•    общих движений;

•    предпосылок        пассивной        речи (понимания);

•    предпосылок         активной         речи (разговорной);

а также упражнения по формированию предпосылок к ситуативно-деловому общению ребенка с взрослым.

 

 

Формирование настороженности у родителей, становится профилактикой серьезных отклонений у детей раннего возраста.

        

         Но одной настороженности бывает недостаточно, многие родители просто не представляют, как можно заниматься с младенцем. Вот несколько рекомендаций:

•    До  3  месяцев  произносить  гласные звуки «а», «у», желательно подражать звукам ребенка и иногда подключать новые звуки.

•    С  2   месяцев  показывать  звучащую игрушку    и    перемещать    ее    в    разных направлениях, декламируя стишок, и вызывая ответный взгляд.

•     С       3-6       месяцев       необходимо поддерживать    гуление    и    стимулировать появление лепета. Развивать способность к подражанию звукам взрослого.

•     Многократно повторяйте имя ребенка.

•     Произносите    издаваемые   ребенком звуки, для того, чтобы младенец прислушался к ним и повторил произвольно.

•    Произносите в разговоре с малышом отдельные слоги и пары слогов, постепенно увеличивая их количество.

•    Как можно чаще произносите рифмы и стихи.

•    Организовывайте     поисковую деятельность  по отношению к различным звукам.

•     В   игровой   ситуации   прячьтесь   и неожиданно появляйтесь.

 

5-6 месячный ребенок активно привлекает взрослого к общению.

 

 

 

 

 

 

 

Педагогически «запущенный» ребенок плачет от общения с взрослым, отводит взгляд,      не      проявляет      интереса      к окружающим, поглощен рассматриванием и ощупыванием своего тела.

 

         Для развития звукоподражания показывайте связь между предметами и звуками:

•    Демонстрацию        игрушек сопровождайте стихотворными пояснениями.

•    Называйте     предметы     окружения, животных, людей (особенно выделите маму, папу, бабушек и дедушек).

•    Обозначайте        словесно        любые действия,   свидетелем   которых   становится малыш.

 

 

         Эти несложные занятия позволят вашему ребенку быстрее начать говорить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_dlya_roditeley.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Речь  и  общение»

В возрасте после 1 года ребенок не только знакомится с разными предметами, но и формирует понятия о них. Резко увеличивается его активный словарь. Примерно к 8 месяцам малыш повторяет увиденное и услышанное. К 14-18 месяцам ребенок знает, кто такие мама, папа, дедушка бабушка и т.д. Малышу нравится выполнять простые поручения («Дай ручку»), он сам пытается что-то попросить, используя слова и жесты.

        

        Не следует волноваться, если ребенок произносит слова неточно. Будьте тактичны и ласковы, не смейтесь и не передразнивайте его, а произнесите слово правильно. В этот период очень важно правильно организовывать общение с ребенком:

•    Всегда   смотрите   ребенку   в   глаза, разговаривая с ним.

•    Высказывания должны быть простыми и короткими.

•    Необходимо                      внимательно выслушивать ребенка и

давать ему закончить фразу.

•    Поощряйте    разговоры    малыша    с игрушками:       это      

позволяет       развить воображение и языковые навыки.

•    Во    время    прогулки    с    ребенком, комментируйте то, что вы

видите вокруг.

•    Разглядывайте   картинки   и   книжки вместе с ребенком и

комментируйте их.

•    Помогайте         ребенку         строить высказывания.   Например,   если  он  сказал «мяч», добавьте «давай поиграем в мяч» и т.д.

•    Необходимо    приучать    ребенка    к разнообразию   звуков,    можно    время    от времени давать ему прослушивать кассеты,

специально записанные для данного возраста (например, «Музыка для малышей), но нельзя оставлять включенными радио или телевизор на весь день.

•     Читайте детям на ночь сказки.

        Речь и общение - важная ступень в развитии ребенка. Он учится произносить слова, выражать свои мысли и чувства. Неумение говорить может вызвать вспышки гнева и плаксивости. Следует учесть, что задержка речевого развития может передаваться по наследству, или являться следствием того, что родители мало разговаривают друг с другом. Если вас что-то беспокоит в развитии речи ребенка, посоветуйтесь с педиатром и логопедом.

        

        Беспокойство у родителей должно появиться, если:

•    в 3-4 месяца у ребенка отсутствует смех,   а   гуление   (произношение   гласных звуков) однообразно;

•    от 9 месяцев до 1 года 6 месяцев -отсутствие      или      обедненность      лепета (произнесения слогов);

•    у ребенка проблемы  с сосанием  и глотанием;

•    возникли   трудности   при   переводе ребенка с жидкой пищи на твердую;

•    недостаточно развито глотание;

•    есть   расщелина   неба   или   другие органические нарушения полости рта;

•    ребенок     постоянно     держит     рот открытым;

•    язык постоянно выталкивает пищу изо рта, вместо того, чтобы продвигать ее между зубами;

•    часто захлебывается, когда пьет;

•    стоматолог отмечает аномалии зубов и челюстей    как    следствие    патологических привычек;

•    ребенок не произносит слов;

•    не понимает простейших высказываний;

•    часто проявляет апатию и безразличие;

•    как будто не слышит звуков;

•    в 2 года не составляет словосочетаний.

        

        Логопедическая помощь совсем маленьким детям заключается в советах родителям по питанию, питью, активизации движений мышц языка и губ ребенка; в рекомендациях по подбору нужной формы чашки и ложки, консистенции пищи, правильной позы при кормлении, так как поза определяет двигательные возможности ротовой полости и глотки.

        

        Если у ребенка выявлены серьезные мозговые расстройства, то необходимы упражнения по нормализации:

•    дыхания;

•    навыков приема пищи;

•    мышечного тонуса рук;

•    движения органов артикуляции;

•    сенсорики      (обоняние,      осязание, зрение, вкус, слух);

•    эмоционально-положительных   ответных реакций;

•    общих движений;

•    предпосылок        пассивной        речи (понимания);

•    предпосылок         активной         речи (разговорной);

а также упражнения по формированию предпосылок к ситуативно-деловому общению ребенка с взрослым.

Формирование настороженности у родителей, становится профилактикой серьезных отклонений у детей раннего возраста.

        

        Но одной настороженности бывает недостаточно, многие родители просто не представляют, как можно заниматься с младенцем. Вот несколько рекомендаций:

•    До  3  месяцев  произносить  гласные звуки «а», «у», желательно подражать звукам ребенка и иногда подключать новые звуки.

•    С  2   месяцев  показывать  звучащую игрушку    и    перемещать    ее    в    разных направлениях, декламируя стишок, и вызывая ответный взгляд.

•     С       3-6       месяцев       необходимо поддерживать    гуление    и    стимулировать появление лепета. Развивать способность к подражанию звукам взрослого.

•     Многократно повторяйте имя ребенка.

•     Произносите    издаваемые   ребенком звуки, для того, чтобы младенец прислушался к ним и повторил произвольно.

•    Произносите в разговоре с малышом отдельные слоги и пары слогов, постепенно увеличивая их количество.

•    Как можно чаще произносите рифмы и стихи.

•    Организовывайте     поисковую деятельность  по отношению к различным звукам.

•     В   игровой   ситуации   прячьтесь   и неожиданно появляйтесь.

5-6 месячный ребенок активно привлекает взрослого к общению.

Педагогически «запущенный» ребенок плачет от общения с взрослым, отводит взгляд,      не      проявляет      интереса      к окружающим, поглощен рассматриванием и ощупыванием своего тела.

        Для развития звукоподражания показывайте связь между предметами и звуками:

•    Демонстрацию        игрушек сопровождайте стихотворными пояснениями.

•    Называйте     предметы     окружения, животных, людей (особенно выделите маму, папу, бабушек и дедушек).

•    Обозначайте        словесно        любые действия,   свидетелем   которых   становится малыш.

        Эти несложные занятия позволят вашему ребенку быстрее начать говорить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей Памятка по обучению детей правилам дорожного движения

Уважаемые родители хочется напомнить Вам еще раз правила безопасного поведения на улицах нашего города. 1. Переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги прекратите разговариват...

Памятка для родителей «Памятка родителям от детей»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШЕОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКОГО РАЙОНА Памятка для родителей «Памятка род...

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

Памятка родителям "Развития речи ребенка 5 – 6 лет" (Памятка для родителей)

Памятка для родителей содержит материал по характеристике речи детей 5-6 летнего возраста....

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....