Особенности проведения артикуляционной гимнастики в разных возрастных группах.
консультация по логопедии по теме

Дарьина Альбина Евгеньевна

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо, нижняя челюсть. Добиться чёткого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art._gimn.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности.                                    Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение,                              он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами  о совместной деятельности.                               И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин.                                        Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.                             Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо, нижняя челюсть. Добиться чёткого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата,                           их способности перестраиваться и работать координировано.                   Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определённых положений речевых органов аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки всевозможных положений губ, языка, мягкого нёба, так необходимых для правильного произнесения той или иной фонемы (звука).

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно,                                 лучше перед завтраком, в течение 5-7 минут.

Комплекс упражнений должен соблюдать определенную последовательность от простого к сложному

Проводить гимнастику эмоционально, в игровой форме.

Ежедневно выполняются 2-3 упражнения (статическое, динамическое и на развитие речевого дыхания) (для малышей); 4-5 (средний возраст; 2 – статических, 2-3 – динамических и 1 на речевое дыхание); 5-7 упражнений (старший возраст 2-3 – динамических, 2-3 статических и 1 на речевое дыхание, причем новым может быть только одно, второе дается для повторения и закрепления. Каждое упражнение выполняется 4-5 раз. Если дети выполняют какое – то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не дает новых упражнений, а отрабатывает старый материал. Для его закрепления он придумывает новые игровые приемы.

Вначале хорошо выполнять упражнения перед большим зеркалом,      где ребенок будет видеть и себя, и вас. В дальнейшем можно будет обходиться и без зеркала. Но не забывайте, что ребенок овладевает речевыми навыками, подражая взрослым. Поэтому чаще показывайте ребенку, как делать то, или иное движение, приучайте его смотреть на взрослого и подражать ему.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т. к. в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении. Сажать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя!

Этапы проведения гимнастики:

Рассказать о предстоящем упражнении, используя игровой прием.

Показать его выполнение

Упражнение выполняют все дети

Воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам (не более 5 человек)

Особенности каждой группы

Во второй младшей группе готовят артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в.

Упражнения артикуляционной гимнастики проводят в игровой форме. Объем требований к выполнению невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата.

В средней группе готовят артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: т, д, н, к, г, х, ы. После этих звуков отрабатываются более сложные по артикуляции звуки с, сь,з, зь,ц.

Для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются и требования к выполнению артикуляционной гимнастики.

В старшей группе формируют четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками й, ш, ж, ч, щ, л, ль, р,рь. В старшей группе уже следят за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений.

В подготовительной группе продолжают работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях, для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков: гласных – и –у, э –о, и –о, э –у, у –о; длительных и взрывных согласных – м –б, н –г; носовых и сонорных – м –л, н –л; губных и язычных – б –д, ф –х; взрывных и щелевых – б –в, к –х; переднеязычных и заднеязычных – с –х, д –г.

Виды упражнений

Статические упражнения

«Улыбочка», «Дудочка»,«Хоботок", «Лопаточка", «Иголочка», «Сердитая кошечка» ,«Желобок», «Парус», «Чашечка», «Заборчик»

Динамические упражнения

«Утиный клювик», «Шторки», «Лошадка», «Грибок», «Маляр», «Дятел», «Утюжок», «Прогони комарика»,

«Покусывание кончика языка»,«Качели»,«Катание шарика»,«Часики», «Мясорубка», «Прятки», «Вкусное варенье», «Змейка», «Настроение»

Ознакомление детей с органами артикуляционного аппарата.

Вторая младшая группа.

Рассказывают, что в речи принимают участие: рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата: губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперед трубочкой; нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот; язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперед и назад. «Сказка про язычок» поможет познакомить детей с артикуляционным аппаратом.

Средняя группа.

Уточняются предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами. Уточняют движения губ, языка и учат делать язык одновременно широким и тонким.

Старшая группа.

Закрепляют все, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях в предыдущих группах. Дают понятие о спинке языка и учат делать язык то широким, то узким.

Подготовительная группа.

Уточняют основные движения губ, языка, соотнося эти движения с произнесением звуков.

И самое главное:

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;

-подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар -практикум для педагогов "Построение и методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах"

Утренняя гимнастика направлена на решение оздоровительных задач, способствует укреплению костно мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, создает бодрое, жизнерадо...

Особенности проведения артикуляционной гимнастики у детей дошкольного возраста

Воспитание чистой речи у детей – серьезная задача не только для логопеда,но и для родителей и воспитателей. И они должны знать специальнуюлогопедическую (артикуляционную) гимнастику, ознакомиться с ме...

Методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах

Утренняя гимнастика - комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью укрепить, настроить, «зарядить» организм ребенка на весь предстоящий день...

«Построение и методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах»

     Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом...

Комплекс артикуляционной гимнастики в разных возрастных группах

Комплекс артикуляционной гимнастики в разных возрастных группахАртикуляционная гимнастика для ясельной группы Артикуляционная гимнастика  «Рыбка шевелит губами»Цель: развитие арт...

Рекомендации по проведению зрительной гимнастики в разных возрастных группах

Одной из ключевых задач педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения, является охрана и развитие зрения и зрительных функций. Проведение зрительной гимнастики является важным этапом каждого...

Семинар-практикум "Построение и методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах"

Семинар-практикум "Построение и методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах"...