Использование игр при проведении самомассажа с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения
консультация по логопедии на тему

Тимербулатова Татьяна Владимировна

Использование игр при проведении самомассажа с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №346 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района г. Казани

Использование игр при проведении самомассажа с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения

Составила: учитель-логопед

высшей квалификационной

категории МАДОУ № 346

Тимербулатова Т. В.

     Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценности личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.

        Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова).

        Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В. Фомина).

        М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых

областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Поэтому необходимо стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук.

 Наиболее эффективным средством развития мелкой моторики у детей является пальчиковая гимнастика. Практический материал для проведения пальчиковой гимнастики разработан многими авторами: Цвынтарный В.В. [34], Толбанова А.С. [32], Белая А.С., Мирясова В.И. [2], Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. [15], Лопухина И.С. [21], Пикулева Н.В. [25], Новотворцева Н.В. [23] и др.

        Так, Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. в книге «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика» приводят примерный комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики и дают образцы упражнений для кисти и пальцев рук.[15]

        В книге Цвынтарного В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» содержится материал по выполнению фигурок из пальцев и палочек.[34]

        Новотворцева Н.В. в книге «Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду» представляет материал, содержащий игры и упражнения для совершенствования мелкой моторики и физические упражнения для развития детской руки.[23]

        В учебном пособии Бачиной О. В., Коробовой Н. Ф. «Пальчиковая гимнастика с предметами» предлагаются комплексы пальчиковой гим-настики для развития и совершенствования движений пальцев рук.[1]

        В книге Большаковой С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения» рассматриваются проявления и причины нарушений сложно-координированных движений рук. Предлагаются тесты

для обследования состояния общей и мелкой моторики, произвольного торможения, координации движения рук и ног. Даются рекомендации для организации занятий.[5]  

       В книге Ермаковой И. А. «Развиваем мелкую моторику у малышей» представлены пальчиковые игры, комплексы упражнений и массажа для развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста.[12]

       В пособии Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Хлоп-топ: Не-традиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-10 лет» предлагается ряд нетрадиционных тренировочных упражнений для всестороннего воздействия на ребенка с нарушением речи.[16]

        Многие авторы отмечают также, что благоприятное воздействие наряду с развитием движений кисти и пальцев рук оказывает само-массаж, который стимулирует кинестетические ощущения мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, в определенной степени нормализует мышечный тонус данных мышц, а также вместе с пальчиковой гимнастикой стимулирует речевое развитие ребёнка, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

Кроме того, особого внимания заслуживает метод, который также

является одним из эффективных направлений, и успешно может быть использован в  коррекционной работе по психическому и физическому оздоровлению детей. Это метод цветотерапии.

        Работу по тренировке движений пальцев рук и самомассажу можно проводить и с детьми, у которых развитие речи происходит своевременно, но особенно она необходима для детей, имеющих общее недоразвитие речи. К сожалению, количество таких детей с каждым годом не уменьшается, а растёт.

        Но более высокие и эффективные результаты даёт в работе с

детьми с ОНР применение не одного, а сразу нескольких методов, сочетание нескольких технологий: пальчиковой гимнастики, приемов самомассажа и элементов цветотерапии.

          Для выполнения самомассажа руками: «Вымоем руки», «Соберём с веточки ягодки» - растирание, «Комарики» - щипковые, «Цыплята» - точечные, «Футбол»,  «Барабан» - похлопывание, «Кисонька» - поглаживание.

            Самомассаж можно выполнить не только руками, но и при помощи различных предметов: шариков, шестигранных карандашей, бус.

            Шарики.  Упражнения выполняются по мере усложнения сначала с 1-м шариком, затем с 2-мя (перекатывание).

            С одним:

а) между ладонями

б) между тыльной стороной ладони одной руки и внутренней

стороной ладони другой руки

в) на столе - ладонью и каждым пальчиком

            С двумя:      

а) между ладонями

б) каждым пальчиком одной руки

в) на столе - ладонями (обеими одновременно)

г) на столе - каждым пальчиком (обеих рук одновременно)

            Карандаши (вращение, перекатывание):

а) между большим и остальными пальчиками одной руки

б) между ладонями - одного, затем двух карандашей

в) с продвижением вертикальным до вершины карандаша

г) с горизонтальным продвижением от основания ладоней до кончиков пальцев

д) точечные вращательные движения

            Бусы.

а) перекатывание между большим и остальными пальцами (по очереди) одной руки

б) на столе - всеми пальцами и ладонью (надавливание, перекатывание, вращательные движения

в) «Дорожки» - «наступать» на бусинки каждым пальчиком по очереди, нажимая «бегать» двумя пальчиками по бусинкам, нажимая на них

г) «Пианино» - нажимать на «клавиши» всеми пальчиками одновременно.

            Прищепки.

Механическое сдавливание подушечек пальцев, направлено на активизацию незрелых клеток коры головного мозга и может быть использовано в сочетании с массажем лицевой и оральной мускулатуры, либо пальчиковой гимнастикой. Показаниями к применению этого вида работы являются: глубокие задержки психоречевого развития, личностные нарушения у детей с чертами инфантилизма, ДЦП.

             Разработана схема проведения (продолжительность процедуры от 3-5 минут до 7-10):

1-3 дни - большой палец

4-6 дни - большой и указательный

7-9 дни - большой, указательный, средний.

             Затем нагрузки снижаются до минимальных по той же схеме.

Этот приём заимствован из опыта работы экспериментальной клинической лаборатории для детей инвалидов

в институте физкультуры г. Москвы. Он был                                                                      

адаптирован и прошёл успешную апробацию в детском психоневрологическом санатории №65.

              Резинки.

В комплексе упражнений пальчиковой гимнастики на сопротивление можно использовать резинки разной степени упругости:

а) надетые в виде восьмёрки на разводящие пальцы

б) соединяющие три пальца в щепоть.

              Они усиливают двигательные кинестезии, способствуют наращиванию мышечной силы, формированию ритма движений.

              Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).

              Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряжённость в органах артикуляции. Это оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения. Поэтому наряду с проведением артикуляционной гимнастики необходимо обучать ребёнка самомассажу губ и языка, расслабляющим упражнениям, которые помогут снять чрезмерное напряжение с органов артикуляции и научат детей ощущать движения языка, губ, челюсти.

I Игра «Загадочные рисунки» (схемы):

а) язычок погладим ласково губами

б) а затем постукаем бережно губами

в) язычок погладим ласково зубами

г) нежно похлопаем (покусаем) мы его зубами

д) и опять погладим ласково зубами

е) а потом похлопаем бережно губами

ж) и в конце погладим ласково губами.

II Игра «Расческа»  

а) обнять верхними зубами нижнюю губу, «причесать» губу зубами, как расчёской

б) обнять нижними зубами верхнюю губу, «причесать» губу зубами, как расчёской.

  Самомассаж кисти и пальцев рук.

1. Игра "Вымоем руки"

а)растирание ладоней движениями вверх-вниз

б)растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев

в)надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки

г)разминание, затем растирание каждого пальца поперёк

2. Игра "Соберём ягоды"

разминание, затем растирание каждого пальца вдоль

3. Игра "Комарики"

Тары, тары

летали комары.

Летали, кружились,

в ладошку вцепились.

щипковые движения большого и указательного пальцев одной руки на тыльной стороне и ладони другой руки.

4. Игра "Цыплята"

Цыплят мама позвала,

Она им зёрнышки нашла.

Цыплята весело бегут,

Цыплята зёрнышки клюют.

надавливание ноготком указательного пальца одной руки на ладонь другой руки.

5. Игра "Карандаши"

а)растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий

б)надавливание не заточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.

6. Игра "Колобки"

а) шарик положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп

б)шарик положить между тыльной стороной ладони одной руки и внутренней стороной ладони другой, делать круговые движения

Пекарь, пекарь, из муки

Испеки нам колобки.

Да сушки - Ванюшке,

Да баранки - Танюшке,

Да бублики - Гришке,

Да крендель - Маришке.

в)шарик положить на стол, делать круговые движения на столе ладонью, затем каждым пальчиком отдельно (правой, левой)

Пять маленьких мышек

Забрались в кладовку.

В бочонках и банках

Орудуют ловко.

Медком угощается первая мышка.

На сыр забралась вторая малышка.

А третья в горшок со сметаной упала.

Четвёртая с тарелки всё масло слизала.

А пятая в миску с крупою попала.

Мышка зёрнышко нашла.

И на мельницу снесла.

Намолола там муки,

Испекла всем пирожки.

Мышонку - с капустой,

Мышонку - с картошкой,

Мышонку - с морошкой.

Для большого толстяка -

Аж четыре пирожка.

г) два шарика положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.

Две свинки в загоне

У фермера жили

И между собой

Толстушки дружили.

д)два шарика положить на стол, делать круговые движения на столе одновременно правой и левой ладонями.

У каждой росло

По пять ребят.

Пять весёлых

Смешных поросят.

е)два шарика положить на стол, делать круговые движения на столе одновременно пальчиками правой и левой руки.

Два пухлых поросёнка купаются в пруду.

Два ловких поросёнка играют в чехарду.

Два сильных и высоких играют в баскетбол.

Два самых быстроногих бегут играть в футбол.

Два маленьких, весёлых танцуют и поют.

Потом все поросята обедать в дом идут.

Два пухлых поросёнка готовят винегрет.

Два ловких и умелых готовят всем омлет.

Два сильных и высоких в столовой моют пол.

Два аккуратных ставят еду на чистый стол.

Два маленьких весёлых всем песенки поют.

И снова поросята гурьбой гулять идут.

7. Игра "Весёлые бусинки - дорожки"

пальчики по очереди "бегают" по дорожкам из бусинок :

а) указательный и средний

Немного бусинок возьму

Выложу дорожкой.

Пусть побегают по ней

пальцы друг за дружкой.

б)средний и безымянный

Вот дорожка - красота

Вся из бусинок она.

Пальчики по ней бегут

И ничуть не устают.

в)безымянный и мизинец

Бегу я по дорожке

Бегу, бегу, бегу.

Побегаю немножко,

А после отдохну.

8. Игра "Волшебное пианино"

пальчики, нажимая на клавиши из бусинок, имитируют движения игры на пианино.

Вы видали, Таня, Нина ?

Бусинки как пианино.

Клавиши заметные,

Бусы разноцветные.

Список литературы

1. Агранович З. Е. Преодоление недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб., 2014.

2. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.

Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами.-М., 2006.

3. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. СПб., 2011.

4. Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики: развитие мелкой моторики. М., 2011.

5. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. –М., 2006.

6. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь:Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики.-СПб., 2003.

7. Галкина Г.Г., Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить: Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей.-М., 2007.

8. Гимнастика для пальчиков. – М., 2002.

9. Дедюхина Г.В. , Яньшина Т.А. , Могучая Л.Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3 - 5 лет, страдающими детским церебральным параличом. - М., 2001.

10. Дьякова Е. А. Логопедический массаж. - М ., 2003.

11. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей.-СПб., 2006

12. Жукова О. Развитие руки: Просто, интересно, эффективно.//Дошкольное воспитание.-2006.-№11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование слуховых диктантов в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения»

Характерными особенностями внимания у детей с ОНР является нарушения произвольного слухового внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, отвлекаются, теряют интерес к звучан...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО КОМПЛЕКСА «УМНОЕ ЗЕРКАЛО ARTIKME» В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Умное зеркало ArtikMe совмещает в себе компьютер с выходом в Интернет и программным обеспечением, конструктор и хранилище для занятий и домашнего задания, видеокамеру для фиксации занятий, ж...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО КОМПЛЕКСА «УМНОЕ ЗЕРКАЛО ARTIKME» В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Включение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ - это одна из новых и актуальных проблем в педагогике. В условиях современного развит...

Использование интерактивного комплекса «Умное зеркало ArtikMe» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения

Включение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в коррекционно-образовательный процесс в ДОУ - это одна из новых и актуальных проблем в педагогике. Умное зеркало ArtikMe совмещает в себе ком...