Главные вкладки

    Консультация для педагогов "Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда"
    консультация по логопедии на тему

    Аникина Лариса Николаевна

    Игры с песком для развития речи дошкольников

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация «Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда»

           Речь является одной из важных психических функций человека, в основе, которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, его поведении.

          Применение нетрадиционных методов в коррекционной работе признано в современной педагогической науке одним из эффективных средств профилактики и коррекции нарушений в речевом развитии.. Данные методы способствуют развитию коммуникативной функции речи, при этом заметно усиливают эффект работы учителя - логопеда. Нетрадиционные методы отлично сочетаются в комплексной коррекции речи за счет того, что ребенок лучше запоминает и усваивает речевой материал.

    Эффективность нетрадиционных методов определяется:

    - необычностью замысла, организации и методики проведения занятий,

    - заинтересованностью детей,

    - развитием их творческой самостоятельности,

    - созданием благоприятного климата на занятиях,

    - ориентировкой детей на коммуникацию.

           К относительно новым нетрадиционным методом в логопедической практике относят песочную терапию.

            Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.

          Песочная терапия, особенно в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми. Игровые упражнения с песком используются в индивидуальной работе с детьми, а также как элемент подгрупповых занятий,  в процессе которых решаются очень многие задачи:

    — развитие диафрагмального дыхания;

    — развитие фонематических представлений;

    — совершенствование грамматического строя речи;

    — автоматизация поставленных звуков;

    — обучение грамоте;

    — развитие связной речи;

    — формирование слоговой структуры речи;

    — развитие мелкой моторики.

           Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.

            В методической разработке представлена подборка игр с песком для развития звуковой стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи у детей дошкольного возраста с различными нарушениями речи.

                                             

                                               Артикуляционные упражнения

    «Лошадка»

    Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».

    «Индюки»

    Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще.

    «Качели»

    Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

    «Часики»

    Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

    «Накажи непослушный язычок»

    Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «пя-пя-пя», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

                                                Игры на автоматизацию звуков

    «Сильный мотор»

    Произносить звук р , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р , произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

    «Слабый моторчик»

    Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.

    «Горочка»

    Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук , засыпать ее.

    «Дорожка»

    Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.

    «Совпадение»

    Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

             

                       Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания

     При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи.

     «Выровняй дорогу» 

    От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

     «Что под песком?»

     Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

    «Помоги зайцу замести следы»

     В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

    «Секрет»

     В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

     «Ямка»

    Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке.

    «Дорога к другу»

    На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;

     «Добрый великан»

    Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь;

    «Путешествие»

    На песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места;

    «Буря»

    Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю»;

                                                    Словарная работа

     «Кто больше назовёт?»

     Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.

     «Слова-родственники»

    Игра проводится аналогично предыдущей.

     

    Совершенствование грамматического строя речи

     «Чего не стало?»

    Игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.

     «Машинки»

    Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.

     «Подбери слово»

     Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).

    «Я делал - я сделал»

    Логопед перед занятием прячет в песке фигурки и предлагает ребенку откапать, комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и т.п.)Затем логопед предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия(я закапываю…, я откапываю … и т.п.)

                                  Развитие фонематических представлений

     Игра «Два короля»

    Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.

     «Спрячь ручки»

    Спрятать руки в песок, услышав заданный звук.

     «Два замка»

     Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.

    «Два города»

     Тазик с песком делится на две части. Ребёнок раскладывает предметы на две группы по заданию логопеда.

     «Выложи узор»

     Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.

     «Клад»

     Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

     

    Формирование слоговой структуры слова

     «Полоски»

     Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

     «Исправь ошибку»

     Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

     «Раздели слово на слоги»

     Ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги.

     

    Развитие связной речи

     «Мой клад»

     Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.

     «Нарисуй и расскажи»

     Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

    «Дорисуй картинку и составь предложение»

    Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

    «Начни предложение»

    Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу. (и наоборот)

    «Друзья»

    При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

    «Что случилось?»

    При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»;)

    «Две игрушки»

    На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.

     

                                                  Обучение грамоте

     «Найди буквы и назови»

     Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.

    Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».

     «Назови слово»

     Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

     «Прочитай слово»

    Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.

     

                                               Развитие мелкой моторики

    Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики.

    - положить ладони на песок или воду, почувствовать полное расслабление пальцев.

    - погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать кулачки.

    - погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.

    - погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».

    - погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики»).

    -при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.

    «Песочный круг»

     Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.

     Упражнение «Необыкновенные следы»

    — «Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

    — «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

    — «Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

    — «Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами,

    «Нарисуй картинку пальцами»

    Логопед предлагает вспомнить, на чем рисуют художники свои картины. Предлагает представить, что все мы художники по «песочным» картинам, а вместо кистей у нас - пальчики. Педагог добивается проговаривания вслух действий ребенка.

             

    Литература:

    1. Грабенко Т.М., Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.-СПб.:ИСП иП, 1998.

    2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.

    3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. - М.: Речь, 2003.

    4. Игры в логопедической работе с детьми: Кн. для логопеда. Ред.- сост. В.И. Селиверстов.-.Просвещение, 1987.

    5. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития//Дошкольная педагогика.-2006.-№1.

    6. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей по теме "Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателей"

    ОДНО ИЗ АКТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ СОЗДАТЬ ЭФФЕКТ НАГЛЯДНОСТИ НА ЗАНЯТИИ, ...

    Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"

    Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...

    Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

    ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

    Использование игр с песком в коррекционной работе учителя - логопеда

    В статье представлены варианты игр с песком с дошкольниками с речевыми нарушениями....

    использование игр с песком в коррекционной работе учителя- логопеда

    Песо́чная терапи́я – это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно–символическом уровне, что повышает уверенность в себе ...

    Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда

    Данная статья излагает информацию о том, как частичный перенос логопедических занятий в песочницу оказывает большой воспитательный и образовательный эффект, усиливает желание ребёнка узнавать что-то н...

    Консультация для педагогов:"Применение технологии «биоэнергопластика» в коррекционной работе учителя-логопеда на логопункте".

    Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей дошкольного возраста....