Главные вкладки

    использование игр с песком в коррекционной работе учителя- логопеда
    статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Кувакина Елена Геннадьевна

    Песо́чная терапи́я – это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно–символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.Предлагаю игры, которые можно использовать в логопедической работе.

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ispolzovanie_igr_s_peskom.docx25.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование игр с песком

    в коррекционной работе

    учителя-логопеда

    Песо́чная терапи́я – это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно–символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

    Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. Он способен «заземлять» отрицательную энергию, что важно в работе с «особыми» детьми. Это – загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребёнка – своей податливостью, способностью принимать любе формы: быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

    Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга.

    Погружение обеих рук в песок, а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребёнка и естественно развивает моторику рук.

    Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.

    Цели песочной терапии:

    • Эмоциональное благополучие ребёнка.
    • Самоактуализация.
    • Коррекция речевых нарушений.
    • Создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми – логопатами для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно–образовательных задач детьми посредством технологии «Песочная терапия».

    Терапевтические возможности:

    • Существенно усиливает желание ребёнка узнать, что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
    • В песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития» ручного интеллекта».
    • В игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции, а также речь и моторика.
    • Совершенствуется развитие предметно игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
    • Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.

    В логопедии с помощью игр с песком решаем следующие задачи:

    • Развитие диафрагмального дыхания.
    • Регуляция мышечного тонуса.
    • Автоматизация корригируемых звуков.
    • Развитие фонематического слуха.
    • Формирование слоговой структуры слова.
    • Обогащение и активизация словаря родного языка.
    • Звуко- буквенный  анализ.
    • Формирование лексико–грамматических категорий языка.
    • Развитие связной речи.
    • Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу.
    • Формирование у детей психологической базы речи (внимание, восприятие, память, когнитивные процессы).
    • Развитие мелкой моторики рук.
    • Формирование у детей желания и умения коллекционировать, классифицировать и комплектовать игрушечный материал для совместных игр в песочнице.
    • Обучение детей способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице.

    При организации деятельности с песком используются следующие материалы:

    • Миниатюрные фигурки: люди (разного возраста, пола, представители профессий, персонажи сказок, герои мультфильмов и т. д.;
    • Животный мир (древние животные, дикие, домашние, северные, жарких стран, сказочные; птицы, рыбы, насекомые; животные, в названии которых есть заданные звуки;
    • Транспорт разного назначения;
    • Растительный мир (деревья, трава, цветы, фрукты, овощи и др.);
    • Символы социализации (дома, постройки, заборы, предметы быта, орудия труда и др. ;
    • Символические предметы (бусы, пуговицы, кристаллы и др.) ;
    • Природный материал (ракушки, камни, шишки, веточки и др.)

    Предлагаю игры, которые можно использовать в логопедической работе.

    Развитие диафрагмального дыхания:

    Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

    – «Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

    – «Выровняй дорогу» – от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребёнок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;

    – «Что под песком?»- картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение;

    – «Ямка»- ребёнок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;

    – «Помоги зайцу» – в песке делается три–четыре углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца;

    – «Дорога к другу» – на песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;

    – «Секрет» – в песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;

    – «Добрый великан» – из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребёнок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь;

    Игры на регуляцию мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, развитие силы, ловкости пальцев, развитие дифференцированных движений, совершенствование мелкой моторики, развитие тактильно–кинестетических ощущений:

    – положить ладони на песок , почувствовать полное расслабление пальцев;

    – погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки;

    – погрузить пальцы в песок или сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно;

    – скользить ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки);

    – создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке;

    – «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы»;

    – «Поиграть» на поверхности песка на пианино или клавиатуре компьютера;

    – ладони погружены глубоко в песок. Поднимать поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка.

    Все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно.

    Развитие артикуляционной моторики:

    – «Лошадка» – щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку»;

    – «Качели» – языком ритмично двигать вверх–вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении;

    – «Часики» – языком ритмично двигать вправо–влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку;

    –«Расчёска» – язык протискивать между зубами вперёд – назад, пальцами – «граблями» двигать по песку, оставляя следы;

    – «Накажи непослушный язычок» – губами ритмично шлёпать по высунутому языку со звуком «п–п–п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

    Автоматизация звуков:

    – «Мотор» – произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука;

    – «Горочка» – набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения – выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук , засыпать её;

    – «Дорожка» – произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками;

    – «Найди игрушку» – находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком), произнося автоматизируемый звук;

    – «Совпадение» – логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрёшку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребёнку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребёнок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребёнком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой;

    – «Клубочек» – проводим пальцем дорожку по песку или рисуем «клубочек».

    Проговариваем слоговые дорожки или произносим автоматизируемый звук.

    Развитие фонематического слуха:

    – «Спрячь ручки» – прятать руки в песок, услышав заданный звук;

    – «Слоговые дорожки» – рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки;

    – «Водолаз» – со дна таза с пеком, ребёнок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками;

    – «Два моря» – коробка с песком делится перегородкой на две части. Ребёнок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, «в море С» и «море Ш»);

    – «Мой город» – подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук, и строить город;

    – «Два города» – под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает их и раскладывает на две группы.

    Развитие словаря

     «Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.

     «Слова-родственники». Игра проводится аналогично предыдущей.

    Формирование слоговой структуры слова:

    – «Следы на песке» – сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать;

    – «Исправь ошибку» – логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску;

    – «Раздели слово на слоги» – ребёнок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги;

    – «Мельница» – ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать;

    – «Художник» – логопед произносит слово, а ребёнок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове;

    Совершенствование грамматического строя речи:

    – «Лодочка» – в этом игровом упражнении можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:

    – предлоги от, к, над, между, в, из – за, у, перед, из – под;

    – приставочные глаголы: приплыл, отплыл, переплыл, построили, пристроили, надстроили;

    – наречия: далеко, близко, быстро, медленно, глубоко, высоко;

    – «Чего не стало» – игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребёнка рассказать, что изменилось в песочной картине;

    – «Подбери слово» – ребёнок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – лёгкий, блюдце – пластмассовое);

    Развитие навыков звукового анализа слова и предложения:

    На песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.

    Формирование предпосылок к обучению грамоте:

    – «Напиши на песке» – ребёнок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребёнок читает.

    – «Буква потерялась» Детям так же можно предложить написать на песке короткое слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Логопед угадывает задуманное и написанное ребёнком слово( и наоборот).

    Развитие связной речи:

    При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

    – «Дорисуй картинку и составь предложение» – логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребёнка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия;

    – При словарной работе ребёнок выполняет определенные действия и анализирует их, кораблекрушение разбирает кораблик;

    – «Начни предложение» – ребёнок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед заканчивает фразу;

    – «Друзья» – при рисовании на песке ребёнок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»);

    – «Что случилось?» – при создании картины на песке ребёнок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что её шарик лопнул»; «Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).

    Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, и используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа. Удачнее, чем по картинкам и предметам, проходят на песке занятия по составлению рассказов–сравнений, рассказов–описаний;

    Особенно любят дети сочинять небылицы, сказки.

    В процессе рисования на песке и одновременного рассказывания дети дополнительно используют короткие веточки, шишки, косточки плодов, пуговки, счётные палочки, которые становятся пришельцами из космоса, сказочными драконами, волшебниками.

     Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это даёт больше возможностей для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС"

    В этой статье рассказывается о преимуществах использования информационных технологий в работе логопеда. В условиях внедрения ФГОС появляется много нового и неизвестного, а помощь технологий намного об...

    Использование приёмов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

    Использование приёмов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда...

    Использование игр с песком в коррекционной работе учителя - логопеда

    В статье представлены варианты игр с песком с дошкольниками с речевыми нарушениями....

    Тема « Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».

    Логопедическая работа по автоматизации звуков в предложении. Логопедическая работа по использованию  предлогов у детей с ОНР....

    Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда

    Данная статья излагает информацию о том, как частичный перенос логопедических занятий в песочницу оказывает большой воспитательный и образовательный эффект, усиливает желание ребёнка узнавать что-то н...

    Презентация. "Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда"

    Презентация. "Использование игр с песком в коррекционной работе учителя - логопеда"...