Конспект занятия - Звук и буква Л.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Михалева Людмила Ивановна

Формировать правильное произношение звуков -Л- , -Ль- в слогах, словах и фразах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_l.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Логопед д/с № 11 Михалёва Л.И.

Тема: Звук и буква «Л».

Цель:

1. Формировать правильное произношение звуков -Л- ,  -Ль-  в слогах, словах и фразах.

2. Формировать фонематическое восприятие.

3. Закрепление навыка звукового анализа слова, определения места звука в слове, наличие или отсутствие звука в слове.

4. Закреплять навык деления слов на слоги.

5. Обогащать словарь.

6. Совершенствовать чёткость дикции.

7. Совершенствовать навык чтения слогов и слов типа ЛУК.

8. Развивать словесно-логическое мышление, внимание и память.

9. Развивать мелкую моторику рук.

10. Воспитывать интерес к художественным произведениям и окружающему миру.

11. Воспитывать усидчивость и аккуратность.

Оборудование:

  1. Схема лесенки со сказочными героями.
  2. Ковролин с рыбками.
  3. Лайнер с пассажирами

(15 картинок: 9 картинок со звуком Л и 6 картинок со звуком Ль).

  1. Баба Клава в кладовке. (Плакат цветной)
  2. Музыкальные инструменты:

- металлофон,

- бубен,

- пианино.

  1. Открытки от сказочных героев.
  2. Карандаши простые.
  3. Настольный раздаточный материал:

- схемы звуков, сарафанчики, колокольчики, шапочки,

- домики, 3 картинки,

- звуковые схемы слов с фишками.

9. Пазлы:         - «Сказки»

                - «Что к чему»

10. Кубики

Ход занятия.

I. Здравствуйте, дети.

Л. Послушайте, кто это поёт в сказочном лесу? (Запись песенки Золушка)

Д. Золушка.

Л. Золушке нужно попасть во дворец на бал в г.Звукоград. Но на её пути заколдованные сказочные герои. Хотите помочь Золушке расколдавать сказочных героев? (Да).

Л. Помогать вам будут звуки из г.Звукограда. Чтобы справиться со всеми заданиями, надо хорошо подготовиться. Давайте сделаем разминку.

Рот открыт

Языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

Мы сегодня ели

Вкусное варенье,

А теперь оближем

Ладошкой вверх

Движения пальцами сверху вниз

Губку поскорее.

Щёлкает язычок под хлопки ладоней.

Скачем, скачем на лошадке

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

Языком тянуться к носу и подбородку.

Эх раз! Ещё раз!

Мы качаемся сейчас.

Ладошкой вниз те же движения.

Вверх, вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

Кончик языка упирается в альвеолы.

Я иголку острую

Для шитья готовлю.

Пальцы одной руки собраны в «пучок» и «воткнуты» в ладонь другой руки.

Крепко я её держу,

Никого не уколю.

- Как гудит самолёт?                          ллллллллллл

- Сломался мотор, барахлит?                 л-л-л-л-л-л-л

II. 1. Этот звук и будет нам помогать расколдовывать сказочных героев.

(Л. и Д. подходят к карте.)

Л. Кого первого надо расколдовать?

Д. Первым надо расколдовать Колобка.

Л. Найдите его задание.

(Д. Находят Колобка. Размещаются.)

Л. Чтобы расколдовать Колобка, надо рассказать всё о звуке Л.

        - Как располагаются наши губы, когда произносим звук Л?

Д. Губы чуть приоткрыты.

Л. Что делает наш язычок?

Д. Язычок упирается за верхние передние зубки.

Л. Какой звук Л – гласный или согласный?

Д. Согласный. Наденем синий сарафанчик и синюю шапочку.

Л. Звонкий или глухой?

Д. Звонкий (проверяют).

Л. Есть ли у него младший братец, мягкая пара?

Д. Есть младший мягкий братец.

        (Выкладывают «Зелёный звук»

     Наденем зелёную шапочку и колокольчик, потому что он звонкий.

Л. Катя, расскажи всё о звуке Л.

К. Звук Л согласный, звонкий, имеет мягкого братца.

Л. Золушка поднялась на ступеньку выше. (Л. передвигает Золушку по лестнице).

2. Кто следующий на пути?

Д. Теперь надо расколдовать Белоснежку.

Л. Найдите Белоснежку.

     Чтобы расколдовать Белоснежку, надо пройти Звуковую дорожку.

        Приготовились:         Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

                                Мила в лодочке плыла.

(Дети идут за логопедом и хором пропевают)

        - Что за птица сидит на дереве?  (остановились)

Д. На дереве сидит ласточка.

Л. Назовите других приц, в названии которых есть звук Л.

Д. Иволга, соловей, галка, дятел, орёл, сокол.

  Продвигаются дальше.

        Ло-ло-ло, ло-ло-ло,

        Светит солнышко тепло.

Л. Кто сидит пол ёлкой? (Остановились.)

Д. Под ёлкой сидит белочка.

Л. Назовите других животных, в названии которых есть звук Л.

Д. Лось, лошадь, волк, слон, крокодил.

        Продвигаются         Лу-лу-лу, Лу-лу-лу,

                                Рады свету и телу.

Л. Назовите цветы, которые растут на клумбе.

Д. На клумбе растут ландыши, колокольчики, фиалки, лотос.

Л. Вот мы и расколдовали Белоснежку.

(Д. предвигают Золушку на ступеньку выше).

3.  Л. Кого следующего надо расколдовать?

Д. Теперь надо расколдовать Оловянного солдатика.

Л. Найдите его.

        Чтобы расколдовать Оловянного солдатика, надо посадить пассажиров в Лайнер, но не всех, а только тех, в названии которых прячется звук Л.

(Д. отбирают карточки, проговаривая их названия и помещают в Лайнер).

Л. Кто полетит на Лайнере?

Д. ( 1 ребёнок) На лайнере полетит слон, крокодил…

Л. Вот мы расколдовали и Оловянного солдатика.

(Д. передвигают Золушку на ступеньку выше).

4. Л. Кого следующего надо расколдовать?

Д. Следующего надо расколдовать Алладина.

Л. Найдите его.

        Чтобы расколдовать Алладина, надо правильно разложить картинки в домике: в первый подъезд – если звук Л в начале слова; во второй – в середине слова; в последний – в конце слова.

        Собрать пазлы.

        а). «Сказки и сказочные герои».

        б). «Что к чему».

        в). «Кто где живёт».

Л. Расколдовали Алладина.

(Д. передвигают Золушку по лестнице)

5. Л. Кого теперь надо расколдовать?

Д. Теперь надо расколдовать Русалочку.

Л. Найдите Русалочку.

        Чтобы расколдовать Русалочку, надо оживить её подружек. Для этого прочитайте слоги у каждой рыбки и придумайте слово на этот слог.

Д.         Ла. ла-ла-ла. лапа

        Ло. ло-ло-ло. ложка

        Лу. Лу-лу-лу. луна

        Лы. лы-лы-лы. лыжи

        Ал. ал-ал-ал. копал (читал)

Ол. ол-ол-ол. укол

Ул. ул-ул-ул. надул

Ил. ил-ил-ил. купил

Ыл. ыл-ыл-ыл. помыл

Л. И Русалочку расколдовали.

(Д. передвигают Золушку по лестнице).

6. Л. Кого теперь будем расколдовывать?

Д. Теперь будем расколдовывать бабу Клаву.

Л. Найдите бабу Клаву.

        Баба Клава забыла, что положила в кладовку. Помогите ей все предметы разглядеть. Но она плохо слышит, поэтому слова будем проговаривать по частям.

Д.         Ве-ло-си-пед,

        мо-то-цикл,

        яб-ло-ки,

        клуб-ни-ка,

        плас-тин-ки

Л. Вот и расколдовали бабу Клаву.

(Д. передвигают Золушку по лестнице).

7. Л. Кого нам осталось расколдовать?

Д. Нам осталось расколдовать Карлсона.

Л. Чтобы расколдовать Карлсона, надо прочитать открытки от сказочных персонажей, но там пропала буква Л. Верните её, прочитайте слово и скажите от кого открытка.

Д. (выполняют) Эта открытка от Колобка. Он написал: «Мыл»

Л. Вот мы и Карлсона расколдовали.

(Д. передвигают Золушку по лестнице).

8. Л. Но чтобы Золушке войти во дворец, надо зашифровать слово «БАЛ» схемой.

- Сколько звуков в слове? Спойте слово.

Д. Три звука.

Л. Выберите подходящую схему.

        - Назовите первый звук.

Д. «Б».

Л. Он гласный или согласный?

Д. Согласный.

Л. Зашифруйте его фишкой … какого цвета?

Д. Синего цвета.

Л. Назовите второй звук.

Д. –А-

Л. Фишка какого цвета?

Д. Красного.

Л. Почему?

Д. Гласный, поётся.

Л. Назовите последний звук.

Д. –Л-

Л. Какой звук?

Д. Согласный.

Л. Фишка какого цвета?

Д. Синего.

(Для ср. группы) Сбор кубиков «белка», «волк», «слон».

III. Л. Вот Золушка и пришла на бал веселиться. А мы тоже споём песенку в сопровождении музыкальных инструментов.

        Юля маленькой была

        И вертелась как юла.

(металлофон – 2 ребёнка, бубен – 1 ребёнок, ложки – 1 ребёнок).

IV. Итог.         Кому мы сегодня помогали попасть на бал?

                Кого расколдовали?

                Какой звук помогал нам?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Звук и буква У"

Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...

Конспект занятия "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...

Конспект занятия "Звук и буква О"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе  компенсирующей направленностиТЕМА: «ЗВУК И БУКВА О»...

Конспект занятия "Звук и буква Ы"

Конспект  по звукопроизношению в подготовительной группе для детей с ОНР  по теме «Звук и буква Ы»...

Конспект занятия Звук и буква «М»

Данный конспект разработан для детей старшей логопедической группы....

Конспект занятия. Звук и буква П.

Данный конспект занятия позволит детям закрепить произношение звука [П], а также познакомить с печатным написанием буквы П....