Раннее речевое развитие детей. Опыт мамы-логопеда.
статья по логопедии (младшая группа) на тему

Сизова Валентина Алексеевна

В статье представлен опыт наблюдений за ранним речевым развитием детей. Материал  может быть полезн родителям, воспитателям, логопедам и другим специалистам, работающим с детьми раннего возрасата. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Раннее речевое развитие детей. Опыт мамы-логопеда.

Существует мнение, что современные дети начинают говорить позже, чем их сверстники конца XIX – начала XX века.

Известный физиолог и исследователь детской речи доктор медицинских наук профессор Н.Н. Трауготт объяснила это явление тем, что повышенное зашумление среды обитания младенца (радио, телевидение, телефонные разговоры, шумы на улице, в транспорте и т.д.) мешают восприятию ребенком голоса матери или няни, мешают вычленению им из общего шума звуков речи и слов. К тому же современные дети часто испытывают дефицит общения с матерью или членами своей семьи.

Будучи логопедом и мамой сыночка 2,5 лет, у меня была замечательная возможность понаблюдать за развитием речи детей раннего возраста, пообщаться с родителями на детской площадке, получить личный опыт воспитания и обучения ребенка. Выводы, к которым я пришла после собственных наблюдений:

1.  У двух из трех детей до 3-х лет можно диагностировать задержку речевого развития (ЗРР).

2. Артикуляционный аппарат ребенка способен в 2,5 года произносить все звуки правильно.

3. Отсутствие телевизора, чтение книг благоприятно сказывается на речевом развитии ребенка.  

4. Предвосхищение желаний ребенка – частая ошибка в воспитании детей.

Рассмотрим каждый пункт отдельно.

1.  У двух из трех детей до 3-х лет можно диагностировать ЗРР.

Многочисленные исследования на тему речевого развития ребенка первым систематизировал известный российский ученый Александр Николаевич Гвоздев. Согласно его исследованиям, нормальное речевое развитие ребенка до 3 лет выглядит примерно так:

8 мес.-1 г. 3 мес. Появляются лепетные слова и звукоподражания (ляля, биби, пи-пи), к году таких слов 3-4, к 1г.3 мес. – около 6 слов;

1 г. 6 мес. Словарный запас малыша от 7 до 20 слов

1,5 г. – 2 г. 2 мес. Появление предложений из 2 слов типа «дай пи» (пить)

1 г. 10 мес. Появление фразы, состоящей из двух слов.

1 г. 9 мес.- 2,5 года. Малыш может задать вопрос, его словарь вырос до 50 слов, он понимает и выполняет инструкцию из 2 частей.

2 г.4 мес.- 3,5 года. Ребенок начинает изменять слова в соответствии с грамматикой родного языка, может сказать, как его зовут, сколько ему лет

3 года. Словарный запас 250 слов, малышу доступны предложения из 3 слов. К этому возрасту у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

Что же мы можем увидеть на детской площадке?!  У двух из трех детей можно диагностировать задержку речевого развития. Первые слова можно услышать после двух, к трем годам дети пытаются строить фразы, но речь невнятная, понять, что сказал ребенок, удается только маме. ЗРР чаще встречается у мальчиков.

Я не буду углубляться в причины данного явления. Цифры достаточно условные, опираюсь на свое субъективное мнение, но сам факт того, что современные дети начинают говорить позже, уже в доказательствах не нуждается.  

2. Артикуляционный аппарат ребенка способен в 2,5 года произносить все звуки правильно. 

Усвоение звуковой стороны речи по А.Н.Гвоздеву тоже имеет определенные нормы:  0-3 года: гласные и звуки раннего онтогенеза; 3-4 года: С,З,Ц; 4-5 лет: Ш,Ж,Ч,Щ; 5-6 лет: Л,Р.

Опираясь на личный опыт, могу утверждать, что в 2,5 года ребенок может произносить все звуки правильно. Сергей в 1 год начал произносить звук [Р], играя с машинками: Др-р-р-р… В 1,5 начал произносить звук [Р] в словах: кар, трака (трактор). К двум годам все звуки произносил правильно, не смягчал свистящие, трудности возникали лишь со звуками [Ш], [Ж], которые он иногда заменял на [С],  [З], а иногда на [Ф] (масынка, бабуфка).  В 2 года произносил слова со сложной слоговой структурой: бетономешалка, молоковоз, экскаватор, трактор, отвертка. В 2,5 года появился правильный звук [Ш], но в некоторых словах еще допускает замены на [C] или [Ф].

Стоит заметить, никакие звуки я ребенку не ставила. В этом просто нет необходимости, если подготовлена база для правильного звукопроизношения. Для этого полезны следующие игры и упражнения:

- Артикуляционная гимнастика, игры и «кривляния» перед зеркалом.  Упражнения «Лошадка», «Болтушка», «Окошко», «Блинчик», «Надуй шарик» вполне могут выполнить дети даже до года. Мимические упражнения «Плачет» - «Смеется», «Удивился», «Разозлился» и т.д.

- Дыхательная гимнастика: мыльные пузыри, одуванчики, различные мельницы, ветерки, «Подуй на снежинку (перышко, листочек)» и т.д.

- Пальчиковая гимнастика: игры с песком, перебирание мелких предметов, массаж пальчиков, шнуровки, замочки, пуговицы. В магазинах представлен огромный ассортимент товаров и игр на развитие мелкой моторики. Хотя можно обойтись и без них, главное, не ограничивать ребенка в процессе познания, изучения, «прощупывания» мира.

3. Отсутствие телевизора, чтение книг благоприятно сказывается на речевом развитии ребенка.  

Заметив на детской площадке детей с хорошо развитой речью или речью в пределах возрастной нормы, я   пыталась пообщаться с родителями и узнать, в чем их секрет, благодаря чему речь ребенка хорошо развита. Все ответы были очень похожи: 1) отсутствие или ограниченное время просмотра телевизора; 2) чтение книг; 3) общение с ребенком.

В нашей семье тоже нет телевизора,  в этом я вижу огромную пользу для развития ребенка. Во-первых, ребенок очень внимателен ко всем звукам. Он слышит, как лает собака за окном, как проезжает скорая помощь. Во-вторых, появляется много свободного времени для чтения книг, общения. В-третьих, ребенок учится играть и самостоятельно организовывать свой досуг.

Я не утверждаю, что телевизор сам по себе опасен для ребенка. Негативно влияет на речевое развитие бесконтрольный поток информации, картинок, звуков, агрессивной рекламы, когда телевизор работает целый день «фоном». В наше время невозможно полностью изолировать ребенка от телевизоров, компьютеров, гаджетов – они уже стали неотъемлемой частью нашей жизни. Главное во всем знать меру. Это относится и к мультфильмам.

Мультфильмы я бы сравнила с витаминами: в умеренных количествах они могут быть полезны, а при неограниченном, бесконтрольном просмотре – вызвать отравление, вред. Мультфильмы знакомят малыша с замечательными персонажами: поросенок Чуня, Винни Пух и Пятачок, Чебурашка и крокодил Гена,  котенок Гав и его друг Шарик, синий Трактор, Малышарики  и многие другие.  Считаю, что познакомить ребенка с мультфильмами нужно не раньше, чем в 1,5 года, 10 минут в день будет достаточно. Сейчас моему сыну 2,5 года, нас устраивает схема просмотра мультфильмов 1 раз в неделю по 45 минут.

4. Предвосхищение желаний ребенка – частая ошибка в воспитании детей.  

Главная функция речи – коммуникативная, речь – это средство общения между людьми. Здоровый ребенок начинает свою жизнь с крика, криком он  сообщает нам о дискомфорте, о голоде. В дальнейшем многие мамы «притупляют» этот процесс, полностью забирая инициативу в общении у ребенка. Михаил Ефимович Литвак считает это явление очень опасным:  «Если мы предвосхищаем желания ребенка, он теряет цель. А этот процесс опасно прерывать. Ребенок начинает сам играть, мы не понимаем, какие цели он ставит, он что-то делает, он играет с игрушками, но мы не можем понять».

Если у ребенка что-то не получается, мы сразу навязываем ему свои советы, если в песочнице дети не поделили игрушки – прилетит несколько взрослых разрешить ситуацию, ребенку даже не нужно ничего просить – мама все сделает за него. А результат может быть следующим – речь как средство коммуникации ребенку не нужна.

М.Е. Литвак уверен, что нельзя навязывать свою помощь ребенку, пока он не попросит этого. Я активно применяю этот совет на практике. Например, мы садимся ужинать, а ребенок играет, мы его не зовем, он сам прибегает и говорит: «Я тоже хочу кушать!» Я даю ребенку сок в коробочке, он долго ее крутит и говорит: «Открой!» На площадке он садится на качельку, я стою рядом, он говорит: «Мама, качай!»

Можно придумать много хитростей, чтоб разговорить любого молчуна: «случайно» забыть ложку для супа, собираясь на прогулку забыть один ботинок, избегать вопросов, которые предполагают ответы «да»  или «нет».

Ранний период самый важный сточки зрения развития. Это время, когда за совсем маленький срок происходит гигантский скачок в психическом и физическом развитии ребенка. В этот период особое внимание должно быть уделено развитию речи ребенка.

Используемая литература:

1. Жукова Н.С. Я говорю правильно. От первых уроков устной речи к «Букварю». – М.: Эксмо, 2009

2. Батяева С.В., Савостьянова Е.В. Альбом по развитию речи для самых маленьких. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010

3. Литвак М.Е. 5 методов воспитания детей. – Москва, 2017

4. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М.:Профессиональное образование, 1993

5.  Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

6. Дыева Д.М. Блокнот для записи детских «мудростей». – М.Издательство «Э», 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы«Развитие мелкой моторики. Как средство повышения уровня речевого развития детей. Младшего и среднего дошкольного возраста».

Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, ...

Опыт работы "Развитие мелкой моторики, как средство повышения уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста"

Учеными было доказано, что систематическая целенаправленная по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребенка. Простые движения ру...

.Программа по речевому развитию детей раннего и дошкольного возраста в рамках образовательной области «Речевое развитие» «От «А» до «Я».

Разработанная Программа связана с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ и  является нормативно-управленческим до­кументом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим сист...

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.

Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...

Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.

В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему ва...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....