Конспект открытого логопедического занятия для детей дошкольного возраста с ОНР. Тема: «Насекомые».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Гайворонская Диана Наримановна

Активизация и актуализация словаря по теме «Насекомые». Совершенствование навыка составления рассказов-описаний об объектах по предварительно составленному плану. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка слогового и звукового анализа слов. Развитие мышления, памяти, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия Развитие связной речи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vypusk.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №1 «Малыш» города Невинномысска

 

Конспект открытого логопедического занятия

для детей  дошкольного возраста с ОНР.

Тема: «Насекомые».

учитель-логопед

 Гайворонская Д.Н.

г. Невинномысск

10.05.2017

Программное содержание.

Активизация и актуализация словаря по теме «Насекомые». Совершенствование навыка составления рассказов-описаний об объектах по предварительно составленному плану. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка слогового и звукового анализа слов. Развитие мышления, памяти, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия Развитие связной речи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Магнитная доска. Картинки с изображением насекомых. Мяч. Плоскостные изображения цветов.

Предварительная работа. Составление плана рассказа о насекомом на занятии по развитию речи.

1. Организационный момент. Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Отгадывание загадок с помощью картинок. Развитие мышления, речевого слуха.

Логопед закрепляет на магнитной доске картинку с изображением насекомых.

Логопед. Сейчас я загадаю вам загадки. Картинка на доске поможет их отгадать.

Логопед загадывает загадки, а дети отгадывают их.

Шевелились у цветка                                             Домовитая хозяйка

Все четыре лепестка.                                             Полетает над лужайкой,

Я сорвать его хотел —                                           Похлопочет над цветком —

Он вспорхнул и улетел.                                          Он поделится медком.

(Бабочка)                                                                                       (Пчела)

 

В лесу у пня —                                                               На ромашку у ворот

Суета, беготня,                                                              Опустился вертолёт,

То народ рабочий                                                           Золотистые глаза.

Снует и хлопочет.                                                           Кто же это?

(Муравейник)                                                                                   (Стрекоза)

 

На большой цветной ковёр

Села эскадрилья.

То раскроет, то закроет

Расписные крылья.

(Бабочки на лугу)

 Логопед. Молодцы! Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинке?

Дети. Это насекомые.

Логопед. Вот о насекомых мы и будем сегодня говорить.

2. Упражнение «Найди место». Уточнение и активизация словаря по теме «Насекомые». Совершенствование навыка звукового анализа слов.

Логопед. Определите первый звук в словах.

1-й ребенок. Жук. Первый звук Ж.

2-й ребенок. Стрекоза. Первый звук С.

3-й ребенок. Бабочка. Первый звук Б.

4-й ребенок. Шмель. Первый звук Ш.

5-й ребенок. Пчела. Первый звук П.

Логопед. Хорошо.

3. Игра «Божья коровка». Совершенствование грамматического строя речи.

Логопед закрепляет на магнитной доске картинку с изображением насекомых.

Логопед. Расскажите, где находятся насекомые.

1-й ребенок. Божья коровка летит над листочками..

2-й ребенок. Другая божья коровка сидит и качается на колокольчике

3-й ребенок. Другая божья коровка выползла из чашечки колокольчика.

4-й ребенок. Еще одна божья коровка спряталась под листком.

5-й ребенок. Божья коровка ползет по травинке.

6-й ребенок. Божья коровка хочет спрятаться в чашечке колокольчика.

4. Составление рассказов –описаний о насекомых по заранее составленному плану. Развитие связной речи.

Логопед оставляет на магнитной доске картинку с изображением насекомых.

Логопед. А теперь выберите по одному насекомому и расскажите о нем по плану, который мы составили заранее.

1-й ребенок. Это насекомое – бабочка. Она красивая, яркая, разноцветная. У нее есть туловище, головка, лапки и большие яркие крылья. На голове у нее глазки и усики. Бабочка порхает над цветами и собирает сладкий цветочный нектар.

2-й ребенок. Это насекомое – стрекоза. У стрекозы длинное туловище и большие прозрачные крылья. На голове у стрекозы – большие глаза. Есть у стрекозы и лапки. Стрекозы живут вблизи водоемов.

3-й ребенок. Это пчела. Пчела – полезное насекомое. Она собирает с цветов нектар и перерабатывает его в мед. У пчелы полосатое туловище, прозрачные крылья и маленькие лапки, у пчелы есть жало.

4-й ребенок. Это оса. Оса – хищное насекомое. Она выкармливает свои личинки другими насекомыми. У осы тонкое полосатое туловище и прозрачные перепончатые крылышки.. у осы, как и пчелы, есть жало.

5-й ребенок. Это жук. Он коричневого цвета. У него широкое овальное туловище, две пары крыльев, шесть лапок, длинные усики. Жук хорошо летает.

6-й ребенок. Это божья коровка. Ее туловище имеет круглую форму. У божьей коровки две пары крыльев. Верхние крылья красные в черных пятнышках. Нижние крылышки прозрачные, перепончатые. У божьей коровки шесть лапок.

5. Игровое упражнение «Есть - нет». Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными).

Логопед раздает детям предметные картинки.

Логопед. Теперь я предлагаю вам поиграть в уже знакомую игру «Есть - нет».

1-й ребенок. У меня есть две пчелы.

2-й ребенок. У меня нет двух пчел, но есть пять ос.

3-ребенок. У меня нет пяти ос, но есть два жука.

4-й ребенок. У меня нет двух жуков, но есть пять стрекоз.

5-й ребенок. У меня нет пяти стрекоз, но есть пять пчел.

6-й ребенок. У меня нет пяти пчел, но есть две стрекозы.

Логопед. Очень хорошо! Это было трудное задание, но вы справились с ним.

6. Игра с мячом «Семейка слов». Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).  

Логопед приглашает детей встать из-за столов в круг и берет в руки мяч.

Логопед. Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову цветок. Как можно назвать ласково маленький цветок?

1-й ребенок. Цветочек.

Логопед. Как можно назвать поляну, где растет много цветов?

2-й ребенок. Цветочная.

Логопед. Как можно назвать магазин, где продают цветы?

3-ребенок. Цветочный.

Логопед. Как можно по-другому назвать клумбу, где растет много цветов?

4-й ребенок. Цветник.

Логопед. Как можно назвать продавщицу цветов?

5-й ребенок. Цветочница.

Логопед. Отлично! Вы подобрали много слов из одной семейки.

7. Игра «Назови ласково». Совершенствование грамматического строя речи. Образование существительных с уменьшительными суффиксами.

Логопед. Сейчас я буду называть насекомое, а вы назовете это насекомое ласково.

Пчела.

1-й ребенок. Пчелка.

Логопед. Жук.

2-й ребенок. Жучок.

Логопед. Стрекоза.

3-й ребенок. Стрекозка.

Логопед. Комар.

4-й ребенок. Комарик.

Логопед. Муравей.

5-й ребенок. Муравьишка.

8. Упражнение «Кто лишний?» Развитие речевого слуха, памяти, мышления, связной речи.

Логопед. Я хочу проверить насколько вы внимательны. Я буду произносить слова, а вы будете определять, какое слово лишнее и почему. Бабочка, комар, воробей, жук. Кто лишний?

1-й ребенок. Лишний воробей. Это птица, а бабочка, комар и жук – насекомые.

Логопед. Божья коровка, кузнечик, пчела, сом.

2-й ребенок. Лишний сом. Это рыба, а божья коровка, кузнечик, пчела – насекомые.

9. Игра «Яркие цветы». Совершенствование навыка слогового анализа слов. Мак, клевер, ромашка.

Логопед раскладывает на столе картинки с изображением насекомых, а на магнитной доске закрепляет три плоскостных изображения цветов: мака, клевера, ромашки.

Логопед. Посадите на мак тех насекомых, в названиях которых один слог, на клевер – тех, в названиях которых два слога, на ромашку – тех, в названиях которых три слога.

Дети выполняют и комментируют задание.

10. Окончание занятия. Оценка работы детей.

Логопед подводит итог изучения темы и оценивает работу детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему "Насекомые"

Предлагаю вашему вниманию конспект проведенного мною занятия в старшей логопедической группе....

Конспект открытого занятия во второй младшей группе по теме «Насекомые»

Конспект занятия по окружающему миру:  "Насекомые"...

Конспект открытого показа НОД в средней группе на тему «Насекомые»

Конспект занятия по ознакомлению детей с насекомыми...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе. Лексическая тема "Насекомые"

Конспект разработан для детей с ТНР - ОНР III уровня речевого развития...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Насекомые»

Цели занятия:Коррекционно – образовательные: - активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»; - упражнять детей в подборе слов-антонимов; - продолжить работ...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему «Насекомые»

Цели:-расширение и активизация словаря по теме: «Насекомые»;  -совершенствование грамматической строя речи Задачи:-обобщить представления детей о многообразии насекомых...