Главные вкладки

    Конспект открытого показа НОД в средней группе на тему «Насекомые»
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Конспект занятия по ознакомлению детей с насекомыми

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого показа  НОД в средней группе на  тему «Насекомые»

    Цели:

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

    • Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».

    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

    • Воспитывать доброе отношение к насекомым.

    РАЗВИВАЮЩИЕ:

    • Развивать зрительную и слуховую память.
    • Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
    • Развивать связную речь.
    • Развивать образность речи.
    •  Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
    • Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
    • Развивать общую моторику, координацию.
    • Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

    Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний». Стол, покрытый зеленой тканью, на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук.

    Ход нод

    1.Организационный момент.

    Дети заходят в зал, здороваются с гостями. Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором цветы и письмо.  Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.

    Воспитатель:

    - Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»

    2.Введение в тему.

    Воспитатель:

    - Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? Воспитатель читает текст:

    Однажды над насекомыми

    Пронёсся злой паук

    На полянке разноцветной

    Он всех заколдовал.

    Чтоб бабочки порхали,

    Трудился        муравей.
    И осы чтоб жужжали,

    Ты помоги скорей.

    Возьми с собой ты знанья,

    И доброту возьми,

    И этим шестиногим

    Малышкам помоги!

    Воспитатель:

    - А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:

    - Закройте все глаза и повторяйте за мной:

    -  Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! (Дети одевают шапочки с изображением насекомых). Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Воспитатель предлагает                        «насекомым» полететь  и присесть(садятся на ковер).Когда мы выполним все задания от паука мы освободим насекомых.  А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

    3.Загадки. Беседа по теме.

    Дети сами загадывают загадки по очереди, другие дети отгадывают, находят картинку и выставляют на магнитную доску.

    • У нее четыре крыла,

    Тело тонкое, словно стрела.

    И большие, большие глаза,

    Называют ее…(стрекоза).

    Воспитатель:

    - Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

    • Сок цветов душистых пьет,

     Дарит нам и воск, и мед.

     Людям всем она мила

     А зовут ее... (пчела).

    Воспитатель:

    - Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

    Дальше воспитатель загадывает загадки

    • Он работник настоящий

    Очень, очень работящий.

    Под сосной в лесу густом

    Из хвоинок строит дом (муравей).

    Воспитатель:

    - Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

    • Она ярка, красива,

     Изящна, легкокрыла.

     Сама похожа на цветок

      И любит пить цветочный сок. (бабочка).

    Воспитатель:

    - Какие слова вам подсказали, что это бабочка?

    • Всех жучков она милей,

    Спинка алая на ней.

    А на ней кружочки

    Черненькие точки. (Божья коровка).

    Воспитатель:

    - А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

    - Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

    -  Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

    -  А паук, это не насекомое, так как у него 8 лапок, у него нет усиков, умеет плести паутину.

    На земле великое множество насекомых, на брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот отсюда и название «насекомые», от слова – насекать. А как вы думаете все ли насекомые полезные?(Ответы детей) Есть полезные насекомые , но есть и хищники, а также вредные насекомые.

    -  Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

    - Почему их называют хищниками? (Ответы детей) (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

    - Назовите полезных насекомых. (бабочка, пчела, муравей.)

    - Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Еще

    муравьев называют санитарами леса, они собирают разные мелкие палочки и строят свой дом из них.

    - Бабочки опыляют цветы.

    - Назовите вредных насекомых. (Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар кусает.)

    Насекомые обитают не только на земле, они прекрасно себя чувствуют и в воде, и в воздухе, а некоторые под землей.

    -Назовите тех насекомых, которые летают в воздухе? (Дети называют – муха,

    Комар, бабочка, стрекоза,

    называют – это водомерка, жук –плавун.)

    -А под землей? (Дети отвечают- это червяки.)

     

    -  Молодцы все загадки отгадали, пойдем дальше выручать наших друзей.

    4.Игра «Скажи наоборот»

    -Жук большой – божья коровка маленькая

    -У стрекозы крылья большие – а у жука маленькие

    -У жука усы толстые - а у бабочки тонкие

    -У муравья спинка узкая – а у жука широкая

    Воспитатель:

    - Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.

    Дети садятся . На магнитной доске  расположены картинки.

    5. Игра  «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».

    Воспитатель:

    - Внимательно посмотрите на картинки и скажите, кто здесь лишний и почему вы так думаете?

    • Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
    • Лишняя белка, потому что не относится к насекомым.
    • Лишняя курочка, потому что она не относится к насекомым.
    • Лишняя лиса, потому что не относится к насекомым.

    6. Игра «Разложи бабочек на группы» (на ковре).

    Воспитатель:

    - Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить их по группам. Вероника, разложи бабочек.  Воспитатель:

    - Вероника, по какому признаку ты разложила бабочек? Ребенок объясняет:  

    -Я разложила бабочек по форме. Воспитатель:

    - А сейчас Алина разложит бабочек на группы, но по – другому. Алина, ты по какому признаку разложила бабочек? Ребенок:

    - Я разложила бабочек по цвету. Воспитатель:

    - А по какому еще признаку можно разложить бабочек? Ответы детей:

    - По размеру. Воспитатель:

    - Ваня, разложи бабочек по размеру. Воспитатель:

    - Какие вы молодцы!  Воспитатель:

    - Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики)

      

    7.Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

    Дружно пальчики сжимаем -

    Насекомых называем.

    (сжимают и разжимают пальцы)

    Бабочка, кузнечик, муха,

    Это жук с зеленым брюхом.

    (поочередно сгибают пальцы рук в кулачок, начиная                                                            с большого)

    Это кто же тут звенит?

    Ой, сюда комар летит !

    (вращают мизинцем)

    Прячьтесь!

    (руки за спину)

    Прилетела к нам вчера

    (загибать пальчики по одному)

    Полосатая пчела.

    А за нею шмель –шмелек

    И веселый мотылек .

    Два жука и стрекоза , как фонарики глаза

    (сделать кольца из паьчиков и поднести их к глазам)

    Полетали , пожжужали

    (машут ладошками)

    От усталости упали

    (уронить руки)

    8. Игра « Спасение насекомых»

    Воспитатель:

    Ну вот ребята , мы с вами выполнили все задания паука,  теперь будем спасать наших насекомых.

    Сейчас насекомые просыпаются от зимней спячки. Кто в коре дерева, кто в земле, в песке. Давайте поможем им выбраться. Дети опускают руки в сухой бассейн и находят там насекомых, достают их и называют.

    Затем воспитатель говорит, что можно взять насекомых  в группу и поиграть с ними.

    11. Итог занятия.

     Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие  к концу, какие вы все  молодцы,  что помогли насекомым.  Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.

    (Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)

    Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым!

    Вы сегодня много нового узнали про насекомых. А теперь ответьте на мои вопросы.

    -Кто из насекомых ползает? (Ответы детей)

    -А кто из насекомых летает? (Ответы детей)

    -Какие насекомые приносят пользу? (Ответы детей.)

    -Чем похожи все насекомые? (У них 6 лап, есть усики, глазки , крылья )

    -Воспитатель хвалит детей за правильные ответы. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:

    -  Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

    - Вам понравилось быть насекомыми?

    - А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?

    - Какая игра вам больше всего понравилась?

    - Вы все сегодня были молодцы!

    Список литературы:

    1. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет» - под ред.Ушаковой О.С –М.;  Просвещение, 1993г.

    2. Зверев А. Т -  «Экологические игры» - пособие для воспитателя детского сада. – М.; Дом педагогики.1988г.

    3.Иванова А.И «Живая экология. Программа экологического образования дошкольников» -М.;

    ТЦ Сфера, 2009г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия в средней группе по теме «столовый этикет» «Поможем Федоре Егоровне»

    История этикета очень интересна, и её значение принесет нам, воспитателям, несомненную пользу. Ведь детям мало сказать:" Делай так, а не иначе". Надо объяснить. почему, и умело объяснить. В противном ...

    План-конспект открытого занятия для средней группы

    Сценарий физкультурного развлечения на основе подвижных игр...

    Конспект открытого занятия в средней группе "В гости к бабушке Марусе"

    Интересное занятие по хореографии, разработанное мною для детей средней группы....

    Конспект открытого занятия в средней группе "Я среди людей"

    1.     Учить детей различать людей разного возраста и пола, дать пред­ставление о ходе развития человека. Подвести детей к пониманию того, что все люди — разные (отличаются не толь...

    «Дом в котором ты живешь» Конспект открытого занятия в средней группе для родителей в рамках «Дней открытых дверей» на базе МАДОУ № 86

    Тип: Обучающий.Вид: Художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное.Тема: «Дом, в котором ты живёшь» Цель: Учить ...

    Конспект открытого занятия в средней группе Тема: Насекомые

    Конспект открытого занятия в средней группеТема: Насекомые...