«ЛОГОРИТМИКА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ»
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Буянова Ирина Николаевна

Речь человека является его визитной карточкой. Общая культура речи, красивый голос, внятная дикция характеризуют каждого из нас ничуть не меньше, чем одежда или причёска. Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления. Наука утверждает, что развитие речи и мышления идет совместно, так как они составляют единое целое. При систематической работе и при благоприятных условиях к трем годам речь детей развивается настолько, что они в состоянии выразить словами свое желание, мысль, повторить то, что запомнили. Они могут декламировать небольшие стихи, петь песни. Но, нередко, в период активного становления речи, дети испытывают трудности в освоении родного языка. Если не оказать, в этот момент, ребенку профессиональную помощь, могут возникнуть нарушения речи, которые тормозят психическое развитие детей. Недостатки произношения отрицательно влияют на речевую деятельность, ограничивают круг общения, что затрудняет формирование ряда качеств личности или ведет к проявлению отрицательных свойств (замкнутость, негативизм).

Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла некоторых слов, делают рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный логичный рассказ из-за снижения количества конкретной информации. Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения широко используют такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА. Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинены определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Тем более это актуально для современных детей, у которых все чаще встречаются пренатальные патологии, ведущие к дисфункции головного мозга, приводящие к гипервозбудимости. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Логопедическая ритмика одна из форм терапии, основанная на использовании связи слова, музыки и движения. В ходе занятия двигательно-речевые логоритмические упражнения помогают легко и непринужденно компенсировать нетолько недостатки речи, психические функции, но и открывают новые способности ребенка, повышают его самооценку. Способствует росту их активности, повышению работоспособности. Логопедическая ритмика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание человека. На современном этапе под логопедической ритмикой понимается одна из форм кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

«Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре, в двигательной импровизации» (Г.А.Волкова). Логопедическая ритмика может оказать большую помощь в коррекционной работе, так как логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребенка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, способности преодолевать трудности и творчески проявлять себя.

Занятие ритмикой развивает внимание (слуховое, тактильно-вибрационное), память, волю, быстроту двигательной реакции тех процессов, которые помогают ребенку воспринимать все окружающее и закреплять получаемые впечатления, быстро реагировать на сигналы извне, для установления связи с окружающей средой. В итоге все эти навыки будут содействовать как усвоению учебного материала, так и успешному осуществлению любой другой целенаправленной деятельности.

Предлагаем вам, вместе с ребенком, дома поиграть в веселые логоритмические игры:

Кошка

Кошка мышку увидала, (встаем парами) Подошла и так сказала: (протягивание друг другу руки) - Одиноко у старушки (хлопки в ладоши) Жить одной мне без подружки. Знаешь что? Давай дружить! (кружение парами) В гости будем мы ходить. (хлопки в ладоши)

Отгадай, что звучит.

Нужно показать ребенку, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. При этом, малыш должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

Поймай звук

Взрослый называет ряд звуков. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит тот звук С: А, У, И, Л", И, Т, К, С.

Попробуй, повтори!

Выстраиваем цепочку слогов. Цепочка может быть, например, такой:

ПА–НА–РА; ПА–НА–РА–КА; ПА–НА–РА–КА–ДА.

Ребенку необходимо повторить, заданную взрослым, цепочку. В этой работе очень важны фантазия и чувство юмора самого взрослого. Так, ребенку можносказать, что это язык марсиан. Можно даже в них поиграть, давая возможность ребенку на более поздних этапах развивающей работы самому придумать новый язык (цепочку слогов или звуков) – упражнение "Галактическое собрание".

Прогулка

Раз-два-три-четыре-пять —

В лес отправимся гулять. (обычная ходьба).

По извилистым тропинкам

Потихоньку мы пойдем. (ходьба «змейкой»)

Может быть, и под листочком

Сладку ягодку найдем.

На носочки дети встали,

По дорожкам побежали. (бег на носочках)

И на каблучках пойдем,

Через лужи перейдем. (ходьба на пятках)

Где ты прячешься, грибок?

Полезай-ка в кузовок!

Ветерок

Дует легкий ветерок — ф-ф-ф...

И качает так листок — ф-ф-ф...

(Выдох спокойный, ненапряженный.)

Дует сильный ветерок - ф-ф-ф...

И качает так листок - ф-ф-ф...

(Активный выдох.)

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый — а-а-а...

Рябиновый — и-и-и...

Березовый — о-о-о...

Дубовый — у-у-у...

(Ребенок поёт: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у»)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика как средство развития речи и ВПФ ребёнка с ОВЗ в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.

Презентация о логоритмическом воздействии как о целостном воспитательно-коррекционном процессе, прибижающем ребёнка к соответствию целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования....

Педагогический проект «Логоритмика как средство развития речи, музыкальных способностей и творческого начала детей раннего возраста»

Все мы знаем, что чем больше двигательная активность малышей, тем лучше развивается их речь, музыкальные и творческие способности. И всему этому помогают логоритмические игры и упражнения. А в комплек...

Логоритмика как средство развития речи у детей.

Об особенностях организации, проведения, принципах построения логоритмической деятельности....

Консультация для родителей Логоритмика как средство развития речи детей с ОНР

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и соп...

Консультация для воспитателей "Логоритмика как средство развития речи дошкольников"

Логоритмика хорошее средство профилактики и коррекции речевого нарушения у дошкольника. Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной си...

Логоритмика как средство развития речи детей

   Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодо...