Мультипликация как средство повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей в условиях логопункта
статья по логопедии на тему

Токарева Ольга Геннадьевна

Статья в сборнике методических материалов "Традиционные и инновационные технологии в образовании детей с ОВЗ" - СПб.: ЛОИРО, 2017.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tokareva.docx36.75 КБ

Предварительный просмотр:

Ленинградская область, Бокситогорский район

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 комбинированного вида» город Пикалево

Методическая разработка

Педагогический проект

«МультПолянка»

на тему: «Мультипликация как средство повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей в условиях логопункта»

Разработала:

учитель-логопед МБДОУ «ДС №6 КВ» г. Пикалево

Токарева Ольга Геннадьевна

e-mail: olga5422@mail.ru

моб.тел. 89602367398

2017 год

«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным –

вот задача первоначального обучения»

К.Д. Ушинский

Участники проекта:  дети старшего дошкольного возраста, занимающиеся в логопункте, учитель-логопед, родители воспитанников.

Сроки реализации: 2 учебных года

Актуальность. Чистая, грамотная речь – одна из важных составляющих готовности ребенка к школьному обучению. Коррекция речевых нарушений у детей – первоочередная задача учителя-логопеда. Но как добиться стойкого эффекта коррекционной работы в условиях логопункта, где зачастую нет должной поддержки со стороны воспитателей и родителей? Как повысить эффективность занятий, мотивировать детей следить за своим произношением и использовать полученные навыки в  разговорной речи? Ответ однозначен – надо заинтересовать дошкольников.

А что на свете больше всего любят дети? Ну, конечно же, сладости и мультфильмы! Интересные мультики, как и вкусные конфеты, никогда не надоедают – это вам скажет любой ребенок. Очень интересно смотреть мультфильм, но не менее интересно сделать его самим.

Но как его создать? С чего начинать? В чем заключаются секреты создания мультфильмов? Чтобы получить ответы на волнующие нас вопросы, мы решили провести исследование.

Мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире.

Цель проекта: повышение мотивации воспитанников к логопедическим занятиям посредством анимационной деятельности.

Гипотеза: если мы раскроем секреты создания мультфильмов и создадим свой собственный мультфильм, то полученные детьми на занятиях речевые навыки будут иметь более стойкий эффект и повысят качество речевого развития в целом.

Задачи проекта:

  1. Сформировать у детей элементарное представление о тайнах мультипликации.
  2. Познакомить с профессиями: сценарист, мультипликатор, оператор съемки, монтажер.
  3. Обогатить словарный запас детей понятиями: «съемка, сценарий, кадр».
  4. Развивать общие речевые навыки: интонационную выразительность, темпо - ритмическую организацию, речевое дыхание; связную речь.
  5. Развивать функцию самоконтроля за своей речью, звукопроизношением
  6. Развивать творческое мышление и воображение, способность ребёнка к нестандартному решению любых вопросов.
  7. Воспитать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма.
  8. Формировать навыки доброжелательности, самостоятельности, сотрудничества при взаимодействии ребёнка со сверстниками и взрослыми.
  9. Воспитывать чувство ответственности за общее дело, удовлетворение от успешно выполненной работы.

Принципы реализации проекта:

  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
  • принцип интеграции;
  • принцип доступности;
  • принцип постепенности;
  • принцип системности.

Ожидаемый результат. Для детей – активизация познавательной и творческой деятельности, раскрепощение мышления, развитие творческого потенциала и способностей детей, повышение интереса к логопедическим занятиям и эффективности коррекционного процесса. Для родителей – повышение педагогической культуры родителей, активизация участия родителей в жизни группы и в образовательной деятельности.

Педагогический прогноз. Изготавливая персонажей и декорации для съемки мультфильмов, дети осваивают и используют навыки традиционных и нетрадиционных техник изодеятельности и конструирования, тем самым развивают навыки мелкой моторики и инициативное творческое начало.

Непосредственно участвуя в процессе работы над созданием мультфильма и озвучиванием героев, у детей развивается связная речь, повышается мотивация использовать поставленные звуки в речи, что улучшает качество речевого развития в целом.

Механизм выполнения. Реализация данного проекта возможна с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения и занимающимися на логопункте, а также может использоваться в работе с детьми с чистой речью.

Оборудование и материалы: фотоаппарат; штатив; дополнительное освещение (лампа); анимационный станок, компьютер, программы для создания мультфильма; диктофон, микрофон; материалы для создания фона, персонажей в зависимости от выбранной технологии.

ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы создания мультфильмов

1. Написание сценария. Сценарий строится на основе литературного произведения или придуманного специально для мультфильма сюжета. Подробно указываются реплики персонажей, возможные комментарии автора, декорации.

2. Раскадровка. Разложение сюжета на сцены. Расчет времени и определение количества кадров для съемки. Для того чтобы узнать сколько нужно времени на каждое описанное действие необходимо самим проиграть и проговорить весь текст, замеряя время. Зная время, которое длится сцена, можно рассчитать, сколько кадров потребуется снять. В анимационном фильме должно быть 12 кадров в секунду.  

4. Съёмочный процесс.  Дети выступают в роли аниматоров. Съемка осуществляется педагогом. Каждое маленькое движение снимается фотокамерой в режиме покадровой съёмки.

5. Монтаж отснятого материала на компьютере. Монтаж проводится педагогом. Отснятый материал импортируется в видеоредактор. Каждая сцена собирается в отдельном проекте, затем они объединяются в общий проект.

6. Озвучивание. Собранные мультфильмы озвучиваются детьми. Особое внимание обращается на четкость дикции, правильное звукопроизношение поставленных звуков и эмоциональную окраску речи. Важно, чтобы произнесённый текст совпадал с движениями персонажей.

Техники создания мультфильмов

1.     Перекладка (плоские персонажи передвигаются на анимационном станке)

2.     Оживающий фон (рисование красками на мокрой бумаге, рисование карандашами, фломастерами, использование рваной бумаги и т.д.)

3.     Сыпучая анимация (использование сыпучих материалов — манка, сахар, гречка, горох, можно использовать песок и др.)

4.     Объемная пластилиновая анимация (персонажи делаются объемными, их можно поворачивать на 360о, делаются сложно и в детской анимации практически не используются).

Ход реализации проекта

Проведенные мероприятия

Сроки проведения

  • Изучение методической литературы, интернет ресурсов.
  • Составление плана реализации проекта
  • Оснащение кабинета необходимым оборудованием, материалами, программным обеспечением
  • Анкетирование родителей «Мультипликация в детском саду»
  • Беседа с детьми «Откуда берутся мультики»
  • Подведение итогов и анализ результатов беседы и анкетирования
  • Формирование подгруппы детей для участия в проекте

Сентябрь

  • Игра-путешествие по станциям «В стране Мульти-Пультии»
  • «Мы рисуем мультики» - практикум для родителей: возможности мультипликации для повышения эффективности коррекции речи у детей
  • Распределение ролей для создания мультфильма
  • Знакомство с русской народной сказкой «У страха глаза велики», обсуждение героев, их характеров, особенностей сюжета
  • Обсуждение и выбор техники изображения и создание героев мультфильма

Октябрь

  • Разработка и создание декораций к мультфильму (с участием родителей)
  • Пересказ сюжета сказки, распределение ролей
  • Заучивание диалогов (с привлечением родителей)
  • Театрализация сказки (по ролям, с элементами костюмов)
  • Съемка мультфильма в технике перекладки

Ноябрь

  • Озвучивание героев, запись
  • Выбор музыки
  • Монтаж фильма
  • Разработка и создание афиши
  • «Новогодняя сказка» - демонстрация мультфильма на новогоднем празднике

Декабрь

  • Отбор стихотворений о животных для мультфильмов, обсуждение героев, их характеров и особенностей сюжета
  •  Выбор техник изображения и создание героев мультфильма

Январь

  •  Конкурс детского творчества при участии родителей «Лучший фон для мультика» (создание декораций к мультфильму)
  • Чтение стихотворений, заучивание диалогов
  • Работа над интонационной выразительностью и четкостью дикции
  • Инсценирование по ролям с масками и элементами костюмов
  • Съемка мультфильма
  • Озвучивание героев
  • Монтаж мультфильмов

Февраль

  • Разработка и создание афиши
  • «Мультбукет для мамы» - презентация созданных мультфильмов детей на утреннике для родителей
  • Создание коллективного мультфильма «Ежинка» по сюжету одноименного стихотворения И. Соколова – Микитова к году Экологии в России: обсуждение сюжета, раскадровка, работа над фонами и героями

Март

  • «Ежинка» - продолжение работы: съемка, озвучивание и монтаж мультфильма
  • Демонстрация мультика на открытии Недели здоровья в ДОУ детям и педагогам
  • Итоговое интервью «Что ты знаешь о мультипликации?»

Апрель

  • Показ мультфильмов, созданных детьми
  • Размещение всех мультфильмов в группе «Звукарик» для родителей
  • Отчет по проекту
  • Фотоколлаж «Как это было» – презентация фотографий по проекту в группе

Май

В течение учебного года в проекте приняло участие 23 ребенка. С диагностической целью в начале года было проведено анкетирование родителей и детей. Все родители воспитанников указали, что они заинтересованы в участии своих детей в проекте, хотели бы, чтобы дети получили первоначальные знания и навыки создания мультфильма, наметили роли, которые, по их мнению, захотят выполнять их дети.

Анкетирование детей показало, что знания детей старших групп о создании мультфильмов очень скудные, несколько лучше были результаты у детей подготовительной группы. Дети не имели четкого представления, как делаются мультфильмы. Они просто любили их смотреть.

Это подтвердилось и во время игры – путешествия «В стране Мульти -Пультии». Ребята с удовольствием угадывали мультфильмы, узнавали героев из них, продолжали реплики из знакомых мультиков, собирали пазлы и рисовали своего любимого мультипликационного героя. Выполнение последнего задания определило будущих художников для коллективного мультфильма.

О том, как создание мультфильмов может помочь дошкольникам справиться с трудными звуками, было рассказано родителям воспитанников во время практикума «Мы рисуем мультики». Родители познакомились с примерами детских мультфильмов, этапами и особенностями их создания, обсудили возможные трудности.

И закипела работа над нашим первым мультфильмом по сюжету русской народной сказки «У страха глаза велики». Дети с удовольствием создавали декорации и героев будущего мультика. Узнали, как можно «заставить» героев двигать руками, ногами, лапами. Сами предлагали варианты, как сделать листья, яблоки, оформить избу, а затем с большим старанием рисовали, клеили, лепили, моделировали и, конечно, общались друг с другом. Затем мы разучивали роли, инсценировали сказку с элементами костюмов. Но самым сложным оказался съемочный процесс. Детям, а у многих из них присутствует синдром гиперактивности, очень трудно было медленно передвигать героя и не забывать про движения рук и ног. Детки быстро уставали, поэтому съемка затянулась. Попутно дети разучивали песню, которая в их исполнении была вставлена в мультфильм на время титров. Наконец, весь материал был отснят и смонтирован. Пришло время озвучивания. Оказалось, что дети боятся говорить в микрофон. Они прекрасно, с эмоциями произносят свои реплики в инсценировках, но, в микрофон так говорить не могут. Пришлось снова потрудиться. Мы слушали фрагменты в записи, анализировали: интересно ли слушать, передали ли голосом эмоции героя. И записывали снова. И вот мультик готов! Показать его решили на Новогоднем празднике в качестве подарка родителям. Вместе разъясняли, что такое афиша и как она должна выглядеть и рисовали ее. На празднике родители и дети были в восторге. Всем очень понравился мультфильм.

В январе, на зимних каникулах, детям совместно с детьми было предложено разучить стихотворение о животных. А попутно, при желании, принять участие в конкурсе «Лучший фон для мультика»: нарисовать героев стихотворения и декорации к нему. После праздников дети стали приносить свои работы. Мы обсуждали с каждым сюжет, при необходимости корректировали рисунки, что-то добавляли и снимали индивидуальные мультфильмы. Так, у нас получился «Мультбукет для мамы» - мы демонстрировали свои работы на праздниках, посвященных женскому дню.

К сожалению, в этом году не всем деткам удалось создать свой, собственный мультик, но мы продолжим этим заниматься.

Идея о создании еще одного коллективного мультфильма пришла детям после конкурса чтецов «Ребятам о зверятах» - им очень понравилось стихотворение И.Соколова-Микитова «Ежинка». Мы решили создать одноименный мультфильм. Здесь уже сказался накопленный опыт. Ребята значительно быстрее справились с работой. И на открытии Недели здоровья, посвященной году экологии в России, мы смогли устроить премьеру. Затем этот мультфильм занял 1 место во Всероссийском творческом конкурсе «Время знаний».

Все детские работы, а также фоторепортажи о том, как они создавались, размещались в нашей группе «Звукарик» в сети интернет.

Интервью с детьми в конце учебного года показало, что им всем было интересно участвовать в проекте, все хотят продолжить заниматься в следующем году. Некоторые из ребят попытались сделать свой мультфильм дома сами. Новые дети также хотят научиться создавать мультики.

В течение учебного года мы посмотрели обучающий фильм, узнали о разных техниках создания мультфильма, поговорили о профессиях людей, создающих мультфильмы, и попытались создать мультики в технике перекладки. Дети  попробовали себя в разных профессиях: режиссера – постановщика, художника – мультипликатора, аниматора, оператора, монтажера, актера.

Таким образом, в течение учебного года детьми было создано 12 мультфильмов: 2 коллективных («У страха глаза велики», «Ежинка») и 10 индивидуальных («Васькина рыбалка», «Свинка-неженка», «Заячья любовь», «Во дворе», «Хитрая мышка», «Запасливая хозяйка», «Модный кот», «Досада», «И я бы мог», «Шарик»).

В процессе работы над мультфильмом большое внимание уделяется развитию речевых навыков. На первом этапе – этапе обсуждения сюжета и раскадровки – развивается связная речь и лексико-грамматическая сторона речи, так как детям нужно разобрать сюжет будущего мультика по сценам, спланировать какими будут герои, и как они будут двигаться в кадре. Затем активно развиваем моторные навыки совместно с творческим воображением, создавая героев и фоны для будущих сцен мультфильма. А это способствует речевому развитию детей. На этапе съемки развивается мелкая моторика пальцев рук, формируется выдержка и терпение. Во время озвучивания работаем над общими речевыми навыками: четкостью дикции, выразительностью, темпом и ритмом речи. И, естественно, закрепляем поставленные звуки, следим за звукопроизношением. Все это способствует более успешным результатам коррекционной работы.

Динамика речевого развития детей в течение учебного года отражена в таблице и на диаграмме.

Мониторинг речевого развития обучающихся в логопункте

2016 - 2017 уч. год

показатели

звукопроизношение

словарь

Грамматический строй

Связная речь

Фонематические процессы

Слоговая структура слова

Нач. об.

Кон. года

Нач. об.

Кон. года

Нач. об.

Кон. года

Нач. об.

Кон. года

Нач. об.

Кон. года

Нач. об.

Кон. года

Средний

-

16/52%

24/73%

29/94%

16/48%

26/84%

19/58%

27/87%

-

18/58%

28/85%

29/94%

Ниже среднего

14/42%

8/26%

9/27%

2/6%

17/52%

5/16%

13/39%

4/13%

15/45%

8/26%

5/15%

2/6%

Низкий

19/58%

7/22%

-

-

-

-

1/3%

-

18/55%

5/16%

-

-

Таким образом, в процессе работы над мультфильмом решается основная задача логопедических занятий – развивается речевое развитие ребенка. А, поскольку делать мультики детям интересно и нравится, то и интерес к занятиям у логопеда повышается, а, следовательно, повышается эффективность коррекционной работы.

Вывод: педагогический проект «МультПолянка» помог повысить заинтересованность детей в логопедических занятиях, узнать много нового о создании мультфильмов и попробовать свои силы в мультипликации.

В этом учебном году мы планируем продолжить работу по проекту – хотим освоить новые техники. Попробуем создать объемный мультфильм с пластилиновыми героями и декорациями, а также попытаемся сделать сыпучую анимацию. Теперь, когда дети уже имеют представление о создании мультфильмов, будем пробовать сочинять свои сюжеты для своих героев. А, значит, развивать все стороны речи: и лексико-грамматическую, и связную речь. И конечно, воспитывать звуковую культуру речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта"

Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)

Федеральный  государственный  стандарт  дошкольного  образования  определяетцелевые  ориентиры –  социальные  и  психологические  характеристики...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)

В основе создания этой программы использованы «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Программа логопедической р...

Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у детей

Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у детей...

Профилактика и коррекция речевых нарушений у детей в условиях ДОУ с применением ПАК «Колибри.ЛОГО»

Применение программно-аппаратного комплекса «Колибри.ЛОГО» в педагогической теории и практике....

«Взаимодействие специалистов ДОО в эффективной коррекции речевых нарушений у детей групп компенсирующей направленности с ТНР»

Нейрофизиологический подход в коррекции речевых нарушений является основным в работе учителя-логопеда группы ТНР, следовательно, взаимодействие с педагогами ДОУ осуществляется именно с точки зрения да...