подводный мир речевое занятие
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Сидоренко Лариса Алексеевна

речевое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_zanyatie_podvodnyy_mir.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ №203 «Детский сад комбинированного вида»

Воспитатель:

Котенкова Наталья Леонидовна.

Занятие  по развитию  речи в старшей  группе.

Тема: «Этот загадочный подводный мир! »

Цель: Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях.

Задачи:

- Совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, выразительность речи;  

- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

- учить согласовывать речь с движениями;

- развивать общую и мелкую моторики;  

- активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение;

- воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны.

Предварительная работа: Рассказ воспитателя о подводном мире – об удивительных созданиях, которые могут жить только в воде (растения, животные). Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, плакатов из альбомов «Мир природы», «Животные», чтение «Морских сказок» С. Сахарова, рассказа «Добрая раковина» С. Воронина, разучивание пальчиковой гимнастики «Ветер дует, задувает»», скороговорки «В озере - карп, а в море - краб». Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение произведений о подводном мире, заучивание слов пальчиковой гимнастики, беседы о поездках детей к реке, морю.

Словарная работа: батискаф, акваланг

Материалы и оборудование: глобус; презентация «Жители моря и океана», аудиопособия «Театральные шумы» («Море») ;  картинки батискафа и обитателей моря; модели кита, дельфина, акулы, морской рыбы; игрушки обитателей морей и океанов; голубое полотно с изображением моря.

Ход деятельности

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, во-первых на нашем занятии присутствуют гости . Поприветствуем  гостей.  

Здравствуйте, — ты скажешь человеку.

Здравствуй, — улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым и веселым  будет много лет»

А какое у вас  сейчас настроение.

И у меня и у гостей тоже хорошее настроение. Ведь  сегодня у нас будет необычное занятие, я приглашаю вас в морское путешествие. Мы опустимся в морские глубины, чтобы полюбоваться красою подводного мира и познакомимся с его обитателями.

 Беру глобус.

А вот наш помощник. Ребята, это?

Дети: Глобус.

Это глобус. Это наша планета Земля, только маленькая.

Воспитатель: Если быстро раскрутить глобус, то покажется, будто он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем желтой, белой, зеленой и коричневой. А что изображено на глобусе голубым цветом?

Дети: Голубым цветом изображена вода.

Воспитатель: Да. Вода – это все реки, моря и океаны нашей планеты. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша. Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине.

Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на ковер) . Давайте вспомним стих-ние:  « Ветер дует задувает….»

Воспитатель: Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Дети: Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.

(включаю CD с записью звуков моря.)

Скажите мне, на чем можно путешествовать по воде?

Дети: На корабле. Теплоходе. Пароходе. Яхте. Лайнере. Лодке. Паруснике.

А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показываю картинку.)

В первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Давайте с собой возьмем фотоаппарат, чтобы сфотографировать все, что мы увидим интересного. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Пассажиры, занять места.- за столы.  

Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны). И прежде чем погрузиться мы должны сказать пароль- скороговорку..

- на реке карп, на море- краб.

Итак….мы погрузились…Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа кто-то к нам подплывает, мы узнаем если загадку отгадаем….

Властелин семи морей

В океане всех сильней.

Он плывёт – вода бурлит.

Это – чудо-рыба …

Ребенок: :кит-  Самое большое животное, хоть и живет в воде. Русские сказки иногда говорят про “чудо-юдо рыбу-кит”. Такое выражение, конечно, встретишь не только в сказках, ведь кит – совсем не рыба, он дышит не жабрами, а легкими. И, хотя, он может долго находиться под водой, все же ему необходимо подниматься на поверхность, чтобы вдохнуть воздух. Киты- млекопитающие, они кормят детёнышей молоком.

Ребята я вам предлагаю сделать  дыхательную  гимнастику.

«Кит выныривает». Широко открыть рот, максимально выдвигать узкий язык вперёд (удерживать 5 сек.) и убирать вглубь рта.

Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное.  …

Загадка про дельфина

Только мимо нас проплыли,
Поиграли и уплыли.
Среди волн мелькают спины,
Дети, кто это?

Ребенок- 2: дельфин…Это самое умное морское животное. Питается оно рыбой. Дельфины на редкость дружелюбны. Они не обижают слабых, раненому или больному помогают плыть. Случалось, что дельфины спасали и людей. Дельфины - умные животные, они выступают в морских цирках, они легко поддаются дрессировке. 

И мы сейчас с вами поиграем….

«Скажи наоборот». Я буду называть слова, а вы  придумайте слова -"наоборот", слова с противоположным значением.

Добро –зло                                               Светлеть- темнеть

Храбрость – трусость                   Мерзнуть- согреваться…

Трудолюбие –ленивость                                         Радостный- грустный..

Страшный – красивый                                 Тишина- шум..

Слабый – сильный      

Смелый , скромный – хвастливый

Трудно –легко

Сердитый – ласковый

Начало –конец.

Сухой- мокрый

Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [л] в слове».

Слова: акваланг, рыбы, кит, лодка, море, водолаз, акула, осьминог, плавник, черепаха, скат, камбала, рыболов, медуза, конек.

Воспитатель: Ой, кто же это плывёт? В море зонтики плывут,
Куда волны их несут,
Обжигают как огонь,
Береги свою ладонь

Ребенок : 3Если вытащить медузу из воды, положить на камень, она исчезнет, высохнет, потому что почти целиком состоит из воды. Питается она мелкими рыбками. Заденет медуза рыбку – из медузы вытекает ядовитая жидкость – и рыбка погибает.

Беседа: Беседа

- На что медузы могут быть похожи? Какой они формы? (Медузы похожи на раскрытые зонтики: они могут напоминать по форме колокольчики, фонарики, блюдца, шляпы).

- Почему до медуз не следует дотрагиваться? (Медузы бывают ядовитыми. Они могут обжечь).

- Какого цвета медузы? (Медузы бывают прозрачные, голубые, розовые, красные, лиловые).

Давайте уплывём подальше от этой опасной медузы.

 Погружение продолжается. Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой?

Дети: Нет. У человека нет жабр.

Воспитатель: Как же можно путешествовать по морскому дну?

Дети: Надеть акваланги, водолазные костюмы.

Воспитатель: Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из лодки. . Как здесь красиво. Давайте

Проведем физ-ку…..море волнуется раз…

Воспитатель: Ребята, а еще на морском дне можно поиграть камешками. Возьмите в руки камешек, который вам больше нравится.

Сенсорный тренинг «Гладкий камешек» (дети гладят, перебирают камешки, стучат ими друг о друга и т.д.).

-ребята,  а какие у вас камушки.

Ответы детей..

- ребята посмотрите, какой камень холодный…а давайте на него подуем три раза и он согреется…-дыхательная гимнастика..

Какие зелёные водоросли, сколько разных обитателей. Ой, я что-то заметила среди них. (Показ  рыбы). Кто это?

Дети: Рыба.

Воспитатель: Давайте поиграем с рыбкой. Я буду перемещать силуэт рыбки в разные стороны. А вы должны следить только глазами..Зрительная гимнастика.

Хорошо стало .глазам…глаза надо беречь..ну а мы продолжим наше путешествие..и пройдем в лодку…и поиграем в игру  с рыбкой..  Игра называется «Вопросы - ответы».

Воспитатель: Давайте поиграем с рыбкой. Игра называется «Вопросы - ответы». Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.

Чья голова? (Это рыбья голова). Чей хвост? (Это рыбий хвост) .

Чьи жабры? (Это рыбьи жабры). Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко) .

Чьи плавники? (Это рыбьи плавники). Чьи кости? (Это рыбьи кости) .

Чья чешуя? (Это рыбья чешуя). Чьи икринки? (Это рыбьи икринки) .

Чьё туловище? (Это рыбье туловище). Чьи глаза? (Это рыбьи глаза).

Ребята, послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Если это рыбка – у нее улыбка.

Если это рыбочка – у нее … (улыбочка) .

Если это рыба – у нее … (улыба) .

Если это рыбина – у нее … (улыбина) .

Если это рыбища – у нее … (улыбища) .

Воспитатель: Молодцы, отпустим рыбку плавать. Молодцы, вот каких удивительных животных мы с вами встретили.  Что то море стало неспокойное наверно сейчас начнется шторм пора всплывать наверх.

Ну а пока мы будем всплывать мы с вами послушаем рассказ..его зарисуем и перескажем.

Жило-было море. И были у него друзья: , маяк на пригорке, смешные крикливыя чайки, носящиеся в воздушных волнах, дельфин Мячик и рыбка Саша.
И вот однажды Мячика поймали и отвезли в дельфинарий. Рыбка Саша,  и чайки решили его оттуда вызволить, а маяк стал светить им дорогу. А море рассердилось и был сильный шторм, что корабли не могли никуда плыть.  Друзья обратились к добрым людям и люди  выпустили дельфина…  друзья снова зажили весело и счастливо на море. А море успокоилось..

Ну вот мы и на суше…дома.. молодцы..: Вы очень хорошо занимались, старались. Справились со всеми заданиями.       Понравилось вам путешествие?  Что понравилось больше всего?  Какие трудности испытали…

Давайте скажем всем до свидания!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое познавательно - речевое занятие в старшей группе "Весенняя страда"

Цель: продолжатьформировать знания о труде хлебороба, учить беречь хлеб, с уважением относится к труду хлебороба....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «КТО ЖИВЕТ В ДЕРЕВНЕ» НА СЕМИНАРЕ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОУ ТЕМА: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНРТема. «Кто живет в деревне»Программные задачи. 1. Закреплять знания детей о домашних животных (названия взрослых особей и их де...

Методическая разработка познавательно-речевого занятия во II младшей группе "Прогулка в лес" Автор занятия: педагог ГБДОУ детский сад №15 Адельшина Альфия Ирнистовна.

Методическая разработка познавательно-речевого занятия во II младшей группе "Прогулка в лес" Автор занятия: педагог ГБДОУ детский сад №15 Адельшина Альфия Ирнистовна.  Интеграция о...

Организация ННОД детей в старшей группе "Подводный мир" речевое развитие с элементами ТРИЗ

Речевое развитие с элементами ТРИЗ (методика рассказа по картинке И. Мурашковской, Н. Валюмс "Картинки без запинки")...

Конспект занятия по речевому занятию по сказке "Двенадцать месяцев"

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе....

«Подводный мир». Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике «граттаж» в подготовительной к школе группе

Учить детей рисовать на тему «Подводный мир» в нетрадиционной технике «граттаж»...