КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «КТО ЖИВЕТ В ДЕРЕВНЕ» НА СЕМИНАРЕ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОУ ТЕМА: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Ермакова Елена Николаевна

 

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Тема. «Кто живет в деревне»

Программные задачи. 1. Закреплять знания детей о домашних животных (названия взрослых особей и их детенышей).

2. Совершенствовать навыки словообразования.

3. Упражнять в образовании слов-действий, простых односложных предложений.

4. Обогащать словарный запас детей.

5. Формировать связную речь, правильное звукопроизношение.

6. Формирование звукоподражания.

7. Упражнять детей в бросании мяча об пол и вверх двумя руками и ловле его без падения.

8. Упражнять в беге с остановками и поворотами головы и туловища.

9. Развивать координацию, пальчиковую и общую моторику.

10. Развивать словесно-логическое мышление.

Оборудование: мячи среднего размера по количеству детей; набор картинок с изображением семей домашних животных; макеты жилищ домашних животных; игра «Волшебные картинки»: 10 карточек для составления предложений; магнитофон; записи по теме; костюм козочки; мягкий мяч; корзина; поднос; крынка; игрушка – кот; стол; стулья по количеству детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I.                   Оргмомент.

 Звучит «Вступительная песенка». Руководитель физкультуры с детьми входит в группу, и строятся в шеренгу.

Руководитель физкультуры. Ребята, хотите отдохнуть? Мы отправляемся в деревню. Будем дышать свежим воздухом, укреплять здоровье, а заодно узнаем, кто и как живет в деревне.

II.                 Основная часть. 1)

Ах, красавец, петушок,

На макушке гребешок,

Шелковистая бородка,

Очень важная походка.

Лапки выше поднимай,

Через палочку шагай.

Обычная ходьба.

 

 

 

Ходьба с высоким подниманием колен.

Осторожно на носочках,

Словно кошка я пройдусь.

Ходьба на носках.

Спинку я прогну немножко –

Мяу-мяу всем скажу.

Остановиться, прогнуть спину.

Кошка ходит по-кошачьи,

Ходит крадучись она.

Ходьба на носках.

А собака по-собачьи

Ходит гордости полна.

Ходьба с высоким подниманием колен.

По-утиному утенок

Чуть вразвалочку идет.

Ходьба на внешней стороне стоп.

По-козлиному козленок

Скачет рожками вперед.

Подскоки.

По-коровьи ходим мы,

Тяжело ступаем.

Ходьба с топаньем.

По-гусиному гусята

Важно шествуют шажком.

Ходьба на полусогнутых ногах.

А по улицам ребята –

Кто вприпрыжку, кто пешком.

Чередование бег – ходьба.

( Слышатся звуки деревни).

Руководитель физкультуры. Вот мы и пришли в гости к Бабушке - Загадушке.

2) «В гостях у Бабушки - Загадушки».

(Звучит музыка. Открывается окно. Из него выглядывает Бабушка – Загадушка – логопед).

Логопед. Здравствуйте, ребятушки! Я – Бабушка - Загадушка! (выходит из дома)

                                            На подворье моем

                                   Овцы и барашек.

                                   Хрюшка с поросенком,

                                   И коза с козленком,

                                   Добрый пес Трезорка,

                                   И корова Зорька,

                                   Кролики, крольчата,

                                   Лошадь, жеребята.

                                   Все они хорошие,

                                   Я их всех люблю.

                                   Кроликов я травкою

                                   Утром покормлю.

Ой, ой, ой, ребята! Все мои домашние животные разбежались! Помогите мне их собрать скорей!

Руководитель физкультуры. А как же нам помочь тебе, Бабушка - Загадушка?

Логопед. А ну-ка, ребятки,

                   Отгадайте мои загадки

                   И покажите отгадки.

1 - Однажды рано утром выхожу я из дома, вижу – ворота открыты. А из ворот выходит: Копна, спереди – вилы,

                  Сзади – метла  и мычит:

                  «Му-у-у, молока кому?»

- Догадались, кто это? (Корова). (Показ картинки «коровья семья», ребенок помогает поставить ее на место). Изобразите ее.

Руководитель физкультуры проводит фонетическую зарядку «Как мычит корова?»

И.п. – основная стойка.

1 – поднять плечи вверх, вдох.

2 – и.п., длительный выдох с произнесением «Му-у-у».

Упражнение повторить 4-6 раз.

 

2 - Логопед. Стоит у меня во дворе сарай, а там:

                   Кто-то чавкает, хрюкает.

                   Рыльце лепешкой,

                   С копытцами ножки,

                   Толстое брюшко,

                   Хвост как стружка.

- А рядом примостились:

                   Замарашки в щетинистой рубашке,

                   Хвост крендельком,

                   Нос пятачком.

- Кто это? (Это свинья с поросятами). (Выставляется картинка на место).

 

Руководитель физкультуры проводит упражнение «Поросенок».

И.п. – ноги на ширине плеч, руки за головой.

1 – наклон вправо, одновременно руки поднять вверх (Хрю)

2 – и.п.

3,4 – то же в другую сторону.

Упражнение проводится 4-5 раз в каждую сторону.

 

3 - Руководитель физкультуры. А вот бабушка Матрена на крыльце стоит, а у нее на руках: Выгнул спину он дугой,

             Замяукал. Кто такой? (Кот). (Выставляется картинка на место).

 

Логопед. Да это кот Васька мяукает, приговаривает: «Мяу-мяу, идите домой».

 

Руководитель физкультуры проводит упражнение «Поза сердитой кошки» (упражнение хатха-йоги).

И.п. – встать на колени, затем руки и бедра поставить перпендикулярно на пол и параллельно друг другу.

1 – грудь опустить, а спину плавно выгнуть вверх. Сосредоточить внимание на позвоночнике. Издать звук: «ш-ш-ш» (шипение). Удерживать позу 10 ‘’.

2 – и.п.

«Поза доброй кошки» (упражнение хатха-йоги)

И.п. – тоже.

1 – голову поднять, плавно максимально прогнуться в пояснице. Удержать позу 10”- «мяу – мяу».

2 – и.п.

(Эти 2 позы придают гибкость и силу позвоночнику, очень полезны при сколиозе).

Далее проводятся упражнения с элементами самомассажа.

 

4 - Логопед. А на крыльце: Заворчал живой замок,

                                              Лег у двери поперек.

И рычит: «В дом чужого не пущу,

                    Я с хозяйкою дружу

                    И ее дом сторожу».

- Кто это? (Собака). (Выставляется картинка на место).

 

Руководитель физкультуры проводит упражнение «Собака».

И.п. – основная стойка.

1 – присесть, развести колени, отрывая пятки от пола, руки за голову (Гав)

2 – и.п.

Упражнение повторить 6-8 раз.

 

5 - Логопед. Вошла я во двор, а во дворе:

                    С бородой, а не старик,

                    С рогами, а не бык,

                    С пухом, а не птица.

- А с ним бегут по дорожке борода да ножки.

- Как вы думаете, кто бы это мог быть? (Коза с козлятами) (Показ картинки «козья семья», ребенок помогает поставить ее на место). 

 

Руководитель физкультуры проводит упражнение «Козочка».

И.п. – основная стойка, руки на поясе.

1 – поднять прямую ногу вперед (Ме-е)

2 – махом отвести назад

3 – снова вперед (Ме-е)

4 – и.п.

Повторить 3-4 раза.

 

6 - Логопед. А на травке у дома:

                   Длинное ухо, комочек пуха,

                   Прыгает ловко, любит морковку.

- Кто это? (Кролик). (Выставляется картинка на место).

Руководитель физкультуры проводит упражнение «Кролик».

И.п. – ноги слегка расставлены, ступни параллельны. Прыжки на двух ногах с поворотом вокруг себя то в одну, то в другую сторону. 

Повторить 3 раза по 8-10 прыжков. Каждую серию прыжков чередовать с ходьбой.

 

7 - Логопед. Только я хотела зайти в дом, как кто-то в хлеву заржал:

                    У нее на шее грива,

                    Бьет копытами игриво.

- Кто это? (Лошадь). (Выставляется картинка на место).

Руководитель физкультуры проводит упражнение «Лошадка».

И.п. основная стойка. Ходьба на месте с высоким подниманием колен. При ходьбе руки согнуты в локтях, кисти перед грудью. Первая ладонь на ребре от себя, большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Два больших пальца образуют  уши. Дети произносят: «И-го-го».

Повторить 5 раз.

 

Логопед.  Да, хорошо у нас в деревне!

(Поет песню «В гнездышке»: В гнездышке спит птичка,

                                                        А лиса в норе,

                                                        А лиса в норе.

                                                        Мушка на листочке,

                                                        Жучка в конуре.

- Ребята, а вы знаете, где живут домашние животные?

Пес, собака и щенок живут в конуре.

Бык, корова и теленок живут в коровнике.

Хряк, свинья и поросята живут в свинарнике.

Конь, лошадь и жеребенок живут в конюшне.

Кот, кошка и котята живут в доме.

Козел, коза и козлята живут в хлеву.

Баран, овца и ягненок живут в хлеву.

Кролик, крольчиха и крольчата живут в клетке.

 

Руководитель физкультуры. – Ребята, вы уже знаете, что в каждом доме в деревне живет кот и кошка. Они охраняют дом от мышей. А их дети – котята шалят и играют во дворе. Одна из любимых игр котят – игра с мячом – клубком. Давайте и мы с вами поиграем как котята.

·        Упражнение «Котята играют с мячом».

И.п. – ноги слегка расставлены, руки согнуты в локтях, пальцы рук раздвинуты.

Бросание мяча об пол и ловля его после отскока 2-мя руками.

Бросание мяча от уровня груди на 30-40 см вверх и ловля его обеими руками.

Дети выполняют  движения каждый в своем темпе. Упражнения повторить, чередуя их между собой, 3-4 раза, выполнив в общей сложности 20-30 бросков.

 

Логопед. Ребята, посмотрите, какую новую игру нам подарили деревенские жители. Она называется «Волшебные картинки». Надо назвать кто, что делает.

(Дети произвольно достают картинки из корзины и придумывают предложения. В случае затруднения логопед помогает наводящими вопросами).

Собака ищет.                                        Коза гладит.

Лошадь катает.                                    Овца едет.

Кошка ловит.                                        Баран пилит.

Корова лежит.                                      Ослик сидит.

Поросенок дует.                                  Собака спит.

 

Логопед. Посмотрите, дети, к нам бежит маленькая козочка, она тоже хочет с вами поиграть.

(Под музыку вбегает «козочка»).

 

Коза. Я козочка Ме-ке-ке,

           Я гуляю на лужке.

           Острые рожки,

           Тоненькие ножки.

           На самой макушке - 

           Бархатные ушки.

           Язык полотняный…

           Хвостик конопляный…

           Как прыгну – сразу забодаю.

- Здравствуйте, дети! Помогите спеть мою песенку!

Зы-зы, зы-зы – стало скучно без козы.

Зе-зе, зе-зе – я нарвал травы козе.

Зу-зу, зу-зу – я привел домой козу.

За-за, за-за – у меня живет коза.

- Молодцы, ребята! А теперь мне пора к своим ребяткам-козляткам! (Звучит музыка – козочка уходит).

 

Руководитель по физкультуре. Плачут котята, телята, ягнята. Потеряли они свою маму. (Проводится игра «Чьи дети?»): Быстро в круг все становитесь,

                                                                           Маму детям назовите.

В центре круга – педагог с мячом. Он кидает мяч одному из детей и говорит:

У котят мама …  кошка.          У жеребят … лошадь.        

У ягнят … овца.                          У телят … корова.

У щенят … собака.                    У поросят … свинья.

У козлят … коза.                        У крольчат … крольчиха.

У ослика … ослица.                  У верблюжонка … верблюдица.

III.              Заключительная часть.

1.     П/и «Ловишка с именем».

Играющие выбирают водящего – ловишку. Все разбегаются по площадке, а ловишка их ловит.

Правила игры. Все играющие, кроме ловишки, выбирают себе названия домашних животных. Ловишка не пятнает того, кто вовремя себя назвал (например, кошка). Тот, кого ловишка коснется рукой, становится ловишкой.

 

2.     Логопед. Детки, давайте попросим коровушку Зорьку дать нам молока.

Дай молока, Зорюшка,

Хоть капельку – на донышке.

Показывают, как доят корову.

Ждут меня котятки,

Малые ребятки.

Делают «мордочку» из пальцев. Ходьба на месте на носках, руки согнуты в локтях, кисти рук перед грудью. Средний и безымянный палец каждой руки упирается в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молока для кашки.

Загибают по одному пальчику на руках, начиная с мизинцев, на каждое название молочного продукта.

Всем дает здоровье,

Молоко коровье.

Руки к плечам, в стороны.

Козочка под музыку выносит поднос с молоком и передает его Бабушке – Загадушке: - Это вам прислала корова Зорька. Пейте молочко на здоровье!

Бабушка – Загадушка отдает поднос с молоком  руководителю физкультуры, прощается с детьми и вместе с козочкой уходят в дом.

 

Руководитель физкультуры. Пора и нам возвращаться домой.

(Звучит музыка, и дети спокойно уходят).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системы интегрированных физкультурно-речевых занятий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ компенсирующего вида.

СОДЕРЖАНИЕ.1. Введение.1.1.Значение физической культуры в системе дошкольного воспитания ребенка.1.2.Современные тенденции к формированию у детей здорового образа жизни.2. Актуальность проблемы.2.1. О...

Конспект НОД «Путешествие на весенний бал» для детей с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группы.

Цель: закрепление умения составлять сравнительные рассказы по лексической теме с опорой на графический план-схему....

Открытое подгрупповое логопедическое занятие для детей с общим недоразвитием речи. Тема: « Обитатели наших лесов»

Открытое  подгрупповое  логопедическое занятие для детей с общим недоразвитием речи. Тема: « Обитатели наших лесов»...

Открытое логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи. Тема: «В гостях у медвежонка Винни – Пуха»

Открытое логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи. Тема: «В гостях у медвежонка Винни – Пуха»...

Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи на примере логопедического занятия в средней группе по теме: « По осенним дорожкам».

Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи на примере логопедического занятия в средней группе по теме: « По осенним дорожкам&raq...