Конспект занятия Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Никулина Анна Сергеевна

Цель данного этапа  научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

В приложенном конспекте представлена дифференциация звууков [Ж] -[Ш]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zh-sh.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация звуков [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях.

Цель: Формировать умение дифференцировать согласные по артикуляционным признакам.

Задачи:

  • Коррекционное – развивающие: 
  • Закреплять умение различать звуки Ш - Ж на слух, в слогах, словах, предложениях.
  • Уточнять характеристику звуков.
  • Развивать умение соотносить звуки Ш – Ж с буквами Ж и Ш.
  • Обогащать словарный запас.
  • Развивать оральный праксис, внимание, логическое мышление.
  • Коррекционно-образовательные: 
  • Закреплять понятия, характеризующие звуки: глухой – звонкий согласный, всегда твердый согласный.
  • Коррекционно-воспитательные: 
  • Создать положительное психоэмоциональное настроение, способствовать приобретению опыта подгрупповой работы.
  • Развивать умение планировать и контролировать свои действия.

Ход занятия:

  1. Орг. момент. Слайд 2

Логопед: Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие. В Сказочный Лес. Узнаем о приключениях маленьких лесных жителей и будем им помогать. Вместе с нами будут путешествовать Жук и Змейка. Давай же позовем их! Пожужжим как жук (щелчок) и пошипим как змейка (щелчок)!

  1. Арт. гимнастика. Слайд 3

Логопед: Жучок и Змейка предлагают нам с тобой выполнить зарядку для язычка.

Мы пришли с тобою

На весёлую поляну.

Ой, куда же мы попали?

И оглядываться стали.

Влево, вправо, вверх, вниз, (язычком)

Не дрожи, улыбнись… .

Раз улыбка, два, три…

Зубы лучше покажи.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем…

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.  (повторить 2 раза)

  1. Игра «Песенка Жучка и Змейки». Слайд 4.

Логопед: Чтобы нам не было скучно идти, Жучок и Змейка предлагают нам спеть песенку. Смотри внимательно, как будет передвигаться Жучок (далее Змейка), и повторяй его песенку в таком же ритме. (Ж-Ш произносим коротко или тянем).

  1. Анализ артикуляции.

Логопед:  А какие это звуки?

Ребенок: Согласные.

Л: Чем отличаются эти звуки?

Р: Звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой.

Л: Давай это проверим. Приложи ладонь к горлу и произнеси звук – ж-ж-ж.

Что ты чувствуешь, когда произносишь этот звук?

Р: Горлышко дрожит.

Л: А теперь звук – ш-ш-ш.

Что ты чувствуешь, когда произносишь этот звук?

Р: Горлышко молчит.

Л: Чем похожи эти звуки?

Р: Оба звука – всегда твердые, согласные.

  1. Связь звука с буквой. Слайд 5

Л: Посмотри, в каких домиках живут  Жучок и Змейка. Обведи пальчиком их домики.

  1. Дифференциация в слогах. Слайд 6.

Л: Давай мы снова споем песенки. Только сейчас они будут сложнее. Прослушай слоги и повтори их в той же последовательности, быстро и чётко.

жа – ша – жа

жа – ша – жа – ша

ша – жа – ша

ша – жа – ша - жа

жу – шу – жу

ши – жи – жи – ши

шу – жу – шу

жи – ши – ши – жи

  1. Дифференциация звуков Ж-Ш. Слайд 7.

Л: В рюкзачках Змейки и Жучка все перепуталось.  Давай наведем  порядок и разложить все на свои места. В рюкзачок с символом – жук, поместим картинки со звуком – ж, а с символом – змея, поместим картинки со звуком – ш.

Слова со звуком –Ш: шапка, шуба, машина, мышь;

Слова со звуком – Ж: желудь, жираф, ножницы, еж.

(Когда картинка появляется, ребенок называет, куда положим шапку, затем по щелчку проверяем)

  1. Игра «Подскажи словечко». Слайд 8.

Л:  Змейка и Жучок знают начало стихотворений, а окончание забыли. Давай поможем договорить стихотворения по картинкам.

Спой мне песенку смешинку, подарю тебе… (снежинку).

Ша-ша-ша- Мама моет… (малыша).

В праздники на улицах в руках у детворы горят переливаются воздушные…. (шары).

Целый год поет соловей в клетке на окошке.

       Третий год ему пошел, а он боится… (кошки).

Лейся, дождь, веселей, мы с тобою дружим!

Весело нам бегать босиком по… (лужам).

Села мушка на кошкино… (ушко).

9. Итог

Л: Вот и закончилось наше путешествие! Змейка и Жучок благодарны тебе за помощь, ведь без тебя они бы не справились. Ты-молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Дифференциация звуков [с], [с\'], [з], [з\']

Уточнить артикуляцию при произнесении звуков [с], [с\'], [з], [з\'], акустические признаки звуков. Отрабатывать отчетливое произношение звуков [с], [с\'], [з], [з\']. Отрабатывать отчетливое произноше...

Конспект занятия "Дифференциация звуков Ш-Ж"

Развитие фонематических представлений, обучение дифференциации звуков Ш - Ж, развитие звукобуквенного анализа слов, развитие навыка чтения....

Конспект занятия "Дифференциация звуков Л - Р"

Конспект подгруппового занятия "Формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте" с детьми подготовительной логопедической группы с заключением "ОНР 3 уровня речевого развити...

Конспект занятия "Дифференциация звука Б"

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия "Дифференциация звука Б"...

Конспект занятия "Дифференциация звуков "с-з"

Цель занятия: развитие фонематического слуха, формирование навыка дифференциации звуков "с-з"....

Конспект занятия "Дифференциация звуков С и Ц"

Представляю Вашему вниманию конспект открытого занятия для детей 6-7 лет с ФФНР...

Конспект занятия "Дифференциация звуков [с-сь]- [з-зь] в словах"

Образовательная область: коммуникация. Содержание занятия может варьироваться от возможностей группы детей....