" Русско-народный быт"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Хрипунова Анастасия Анатольевна

создать условия для побуждения к высказыванию предложений и отработки фонематического слуха с элементами логоритмики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byt.docx18.87 КБ
Файл znakomstvo_s_russko-narodnym_bytom_i_ego_obychayami.pptx1.65 МБ

Предварительный просмотр:

Под музыку «Барыня» входит логопед в русско-народном костюме.(Танцует)

логопед: Здравствуйте (делает поклон), меня зовут Сударыня Анастасия Анатольевна.

лоопед: А куда это я попала?

Дети: Вы попали в детский сад.

логопед: А чем вы занимаетесь в детском саду?

Дети: В детском саду мы играем, гуляем, занимаемся.

логопед: А хотите я вам, расскажу, почему меня называют сударыней и из какого времени я пришла?

Для этого вспомним закличку о весне:

Весна, весна красная!

Весна-красна приходи,

Снег холодный растопи.

Деревья зеленью одень,

Пусть теплее будет день!

слайд «Весна»

логопед: Я живу в селе Айдарово.

А где вы живете?

Дети: мы живем в поселке Рамонь.

Воспитатель: Постройка, где я живу, сделана их бревен и поэтому она называется ИЗБА.( слайд) Повторите!

Это моя изба внутри. Какие предметы быта вы видите?

Дети: Мы видим печь, скамью, стол, самовар.

логопед: А как вы думаете для чего нужна печь?(самовар,чугунок)

Главным предметом быта в любой избе считается ПЕЧЬ,(слайд)

Место на печи – самое теплое в доме, поэтому оно принадлежало малым детям и старикам. Печь топят дровами. Когда они прогорят, ухватом (металлическое разомкнутое кольцо на длинной деревянной ручке) берут чугунок, в котором каша или щи, угли придвигают к нему, распределяя по кругу и оставляют до полного приготовления.

Какой предмет быта вы еще увидели?

Дети: Мы увидели самовар.

логопед: Для чего он нужен? Это предмет для кипячения воды и приготовления чая.

логопед: В нашем селе живет много  людей. В давние времена на Руси девушек называли сударынями, а парней-сударями. И все они любили забавляться.

Давайте и мы с вами позабавимся!!!!!

В какую русско-народную игру вы бы хотели поиграть? («Ручеек» под муз.сопровождение; «Золотые ворота»:Золотые ворота, проходите господа. Первый раз прощается, второй раз запрещается, а на третий раз не пропустим вас).

Проводится игра по инициативе детей.

логопед: Как хорошо мы с вами позабавились, а теперь давайте вернемся на свои стульчики и немного отдохнем. Закройте глазки и послушайте чей это голос? Воспитатель свистит в свистульку

Что вы услышали?

Дети: Мы услышали птичий свист.

логопед: А какое время года сейчас ?

Дети : сейчас весна.

логопед: И мы знаем, что весной возвращаются из теплых стран птицы. Но к нам прилетела сегодня необыкновенная птица, а волшебная.( слайд жар-птица)

Жар-птица –сказочная птица. Ее сияние так же слепит глаза как солнце. Без солнца не было бы жизни на Земле. Говорят, к тому, кто найдет перо Жар-птицы придет счастье.  Саша, посмотри, что это там лежит?

Дети находят перо жар-птицы.

логопед: А сейчас она улетает, но оставила нам игру.(чистоговорки)

Ока-ока-ока шумная сорока

Ой-ой-ой птицам было холодно зимой

Она-она-она черная ворона

Бей-бей-бей шустрый воробей

Ва-ва-ва глазастая сова

Ют-ют-ют птицы ягоды клюют

Не-не-не дятел на сосне

Ицы-ицы-ицы пестрые синицы

логопед: В моем селе дети любят играть в куклы, которые изготавливают  сами. Мы с вами уже знаем, что в старину были куклы – обереги. Они были нужны, чтобы оберегать, обогреть ребенка.  По-другому их называли «берегиня». У таких кукол не было лица,  чтобы в нее и какой злой дух не вселился, и обязательной частью куклы был красный крест, который защищал ребенка.(слайд зайчик)

Воспитатель: вы бы хотели, чтобы у вас был свой оберег,который вас будет защищать?

Дети: Да

логопед: Проходите в творческую мастерскую, где вы можете себе изготовить оберег. Подобные куклы мы уже делали.

Выберите себе  зайчика - оберега из бумаги или из ткани.

Звучит музыка  «ой,Заенька»

Я хочу вам предложить выйти ко мне и показать как танцуют ваши зайчики.

А теперь давайте вернемся на свои места.

Итог: Вам понравился мой рассказ. Что вы узнали нового? Что запомнилось. Что понравилось больше?

А теперь мне бы хотелось, проводить вас в группу, чтобы вы показали и рассказали как вы живете, и чем занимаесь.

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности «оберег».

Задачи:

  • создать условия для побуждения детей к высказыванию предложений и отработки фонематического слуха с элементами логоритмики (речевое развитие);
  • поддержка самостоятельного изготовления куклы-оберега (художественно-эстетическое развитие);
  • способствовать установлению правил взаимодействия детей через создание условий для позитивного, доброжелательного отношения между ними (социально-коммуникативное);
  • создать условия для расширения представлений детей об элементах русско-народного быта (познавательное развитие).

Предварительная работа: подготовка детей к  изготовлению кукол из ткани, заучивание детьми закличек.

Словарная работа: печь, ухват, чугунок, балалайка, самовар, дрова.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство с элементами русско-народного быта и его обычаями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русская народная культура". Русские народные посиделки в средней группе

В данном материале представлена "паутинка" проекта "Русская народная культура" и конспект презентации проекта "Русские народные посиделки в средней группе"...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»

Целью данного проекта является  развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Приобщение дошкольников к народной культуре с помощью русских народных игр "Калейдоскоп русских народных игр".

Материалы проекта ценны в педагогическом отношении, русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, ...