Тематическое планирование логопедических занятий с детьми, имеющими ОНР 2 ур.
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему

Стельмах Светлана Назаровна

Коррекция нарушений словарного запаса, грамматического строя и связной речи у детей с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование логопедических занятий с обучающимися, имеющими онр 2 ур. (старш. и  подг. гр.)

на 2017-2018 уч.г.

Цель: активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи.

Задачи: активизировать и расширять словарь;

-формировать обобщающие понятия;

-учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;

-учить образовывать относительные прилагательные;

-учить образовывать множественное число существительных;

-развивать внимание, мышление, общую моторику.

Дата проведения

№ неде

ли

Лексическая тема занятия

Содержание работы

По пла-ну

Фак-тически

Развитие звуковой культуры речи (коррекция звукопроизношения),  формирование фонематического восприятия

Обучение грамоте

Формирование речевого дыхания, общей, артикуляторной и мелкой моторики, графических навыков

Формирование грамматического строя речи.

Словообразова-ние

Формирование слоговой структуры слова.

Развитие зрительного внимания

Обогащение активного словаря

Развитие связной речи

1

Диагностика речевого развития детей

2

Диагностика речевого развития детей

1 период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь

Сентябрь

3

Осеннее настроение. Дары осени.

Развить фонематический слух и произноситель-ные возможности ребенка.

Знакомство с кубиками и таблицами "Зайцева".

Знакомство с картинками ассоциациями и буквами "У-О-А-М-С" Н.В.Пятибрато-

вой

Пропевание складовых попевок : кубиков и таблиц "Зайцева".

Умение манипулировать кубиками, научить следить за действиями педагога и выполнять его инструкции.

Вызвать и закрепить у обучающегося ассоциацию каждого рисунка с движением и звуком его обозначающим.

Движения выполняются стоя на месте за исключением групповых подвижных игр.

Грамматический строй речи: Словообразование: образование относительных прилагательных, множественного числа существительных. Словоизменение: согласование прилагательных с существительными в категориях рода и числа, изменение существительных по падежам и числам.

Игры: "Паровоз", "Поющие и говорящие башенки".

Игра "Классификации".

Формирование умения различать на слух длинные и короткие слова.

Лексика: Существительные: овощи, огород, грядки, урожай, кожура, картофель, морковь, лук, чеснок, помидор (томат), огурец, кабачок, баклажан, тыква, свёкла, капуста, репа, лопата, нож, суп, сок, салат, пюре, начинка, пирог, соленья, маринады и т. д. Прилагательные: овощной, круглый, овальный, большой, маленький, вкусный, полезный, хрустящий, сочный, зрелый, крупный, мелкий, красный, жёлтый и др. цвета, морковный, томатный, луковый, тыквенный, кабачковый, свёкольный и т. д. Глаголы: зреть, ухаживать, собирать, выкапывать, выдёргивать, срезать, садить, рыхлить, поливать, варить, резать, мыть, чистить, готовить, варить, печь, солить, мариновать, консервировать и т. д. Предлоги: в, на.

Составление описательного рассказа об овощах с опорой на картинно-графический план.

4

Хлеб всему голова.

(Продукты питания)

Обратить внимание, как вытягиваются губки при произношении звука "У".

Звук и буква "У".

Дать понятие звук и буква "У".

Учить определять позицию звука"У" в слове; ознакомить с образом  буквы "У, у"; учить детей читать букву "У".

Пропевать большую и маленькую  «золотые» песенки: У-О-А-Э-Ы; Ю-Ё-Я-Е-И.

Показ картинки "Самолет"- руки в стороны, покачиваемся из стороны в сторону, показываем "полет" со звуком "У-У-У".

Грамматический строй речи: Словообразование: образование относительных прилагательных. Словоизменение: согласование прилагательных с существительными в и. п. м. р. и ж. р. единственного числа; использование в речи притяжательных местоимения «мой», «моя», «моё», «мои» в сочетании с существительными м. р., ж. р. и с. р.

Выкладывание «поезда» - кубиков с этими складами ( с буквой "У").

Лексика: Существительные: продукты, молоко, сыр, творог, сметана, кефир, йогурт, мороженое, эскимо, масло, мясо, колбаса, сосиски, сардельки, хлеб, булочка, пирог, макароны, рожки, крупа, гречка, рис, пшено, конфеты, пирожное, печенье, баранки, сушки, торт, рыба, консервы и т. д.; магазин, отдел, бакалея, завтрак, обед, полдник, ужин, вкус и т. д. Прилагательные: продуктовый, молочный, мясной, кондитерский, рыбной, бакалейный, хлебобулочный, фруктовый, овощной, гречневая, рисовая, манная, пшённая, вкусный, аппетитный, горячий, холодный, сладкий, горький, мягкий, твёрдый, жидкий, густой, растительное, сливочное и т. д. Глаголы: готовить, пить, есть, варить, жарить, тушить, печь, наливать, класть, покупать и т. д

Составление описательного рассказа о продуктах питания с опорой на картиннографический план.

Октябрь

1

В мире животных.

(домашние животные и их детеныши)

Обращаем внимание, как округляются губки при произношении звука"О". Поочередно сложив свои губы в немой артикуляции звуков"а,о,у", попросить детей угадать, какую букву вы назвали. Спросить, на какой звук(букву) начинаются слова- названия картинок.

Звук и буква "О".

Дать понятие звук и буква "О".

Ознакомить с образом  буквы "О, о"; учить детей читать букву "О".

Учим читать букву "О" в строчку и в столбик. Обращаем внимание на то, что пальчик движется от красной линии.

Показ картинки "Пальчик около губ" - рисуем пальчиком буковку О. Обводим пальцем округлые губы, говорим "О-О-О".

Пропевать большую и маленькую  «золотые» песенки: У-О-А-Э-Ы; Ю-Ё-Я-Е-И.

Штриховка буквы "О".

Грамматический строй речи: Словообразование: образование уменьшительно-ласкательной формы существительных; образование прилагательных от существительных приставочным способом; образование сложных прилагательных сложением производящих основ Словоизменение: согласование прилагательных с существительными в категориях рода и числа; образование р. п. существительных м. р. и ж. р. единственного и множественного числа.

Выкладывание «поезда» - кубиков с этими складами ( с буквой "О").

Лексика: Существительные: животные, кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, овца, бык, конь, пёс, кот, баран, кролик, крольчиха, боров, котёнок, щенок, телёнок, жеребёнок, козлёнок, ягнёнок, поросёнок, крольчонок, части тела (туловище, голова, хвост, лапы, копыта, рога, грива и т. д.), шерсть, щетина, дом, конура, будка, сарай, хлев, коровник, овчарня, свинарник, телятник, конюшня, ферма, хозяин, хозяйка, животноводы, пастух, доярка, конюх, свинарка, овчар, телятница, свинопас, ветеринар, корм, чем питаются, польза, луг, двор и т. д. Прилагательные: домашний, длинно- (бело-, черно-) гривый, длинно- (коротко-, серо-) хвостый, густошерстный, длинно- (остро-, круто-) рогий, белолобый, длинноухий, маленький, большой, хороший, пушистый и т. д. Глаголы: жить, приносить, ухаживать, пасти, доить, кормить, заботиться, поить, жевать, грызть, лакать, кусать, сторожить, перевозить, охранять, ловить, давать, скакать, шагать, помогать, лечить и т. д.

Составление описательного рассказа с опорой на картиннографический план.

2

Что я знаю о себе.

Мой организм.

(Части тела)

Обращаем внимание , как широко открываем рот при произношении звука "А".

Звук и буква "А".

Дать понятие звук и буква "А".

Ознакомить с образом  буквы "А, а"; Учить детей читать букву "А". Пальчик ребенка движется от красной линии.

Показ картинки "Птенец" - руку согнуть в локте, поднять на уровень губ. Рот широко открываем, говорим "А". Одновременно с произнесением звука открываем пальцы рук, сложенные в щепотку.

Пропевать большую и маленькую  «золотые» песенки: У-О-А-Э-Ы; Ю-Ё-Я-Е-И.

Штриховка буквы "А".  

Грамматический строй речи: Словообразование: образование уменьшительно-ласкательной формы существительных; образование притяжательных прилагательных. Словоизменение: использование в речи притяжательных местоимений «мой», «моя», «моё», «мои» в сочетании с существительными м. р., ж. р. и с. р.; изменение существительных по падежам (Р.п.) и числам; согласование прилагательных и существительных в категориях рода и числа; согласование числительных с существительными м. р., ж. р. и с. р.

Выкладывание «поезда» - кубиков с этими складами ( с буквой "А").

Лексика: Существительные: человек, туловище, руки, ноги, голова, лицо, лоб, шея, живот, спина, ладони, плечо, локоть, колени, глаза, нос, рот, уши, язык, пальцы, пятка, ступня, зубы, волосы, ногти, брови, ресницы; мыло, паста, ножницы, мочалка, губка, щётка, полотенце и т. д. Прилагательные: грязный, мокрый, лохматый, неопрятный, обросший, причёсанный аккуратный, подстриженный, чистый, сухой, опрятный и т. д. Глаголы: слушают, прислушиваются, слышат; дышит, вдыхает, нюхает, принюхивается; говорит, ест; различает вкус; кусают, откусывают, жуют, пережёвывают; берут, дают, держат, работают, мастерят, строят; ходят, бегают, прыгают; думает, размышляет; причёсываются, чистят, вытираются, подстригают, моют, намыливают и т. д. Предлоги, союзы: а.

Пересказ рассказа с опорой на картиннографи ческий план.

3

Что нам стоит дом построить. Архитектура.

(Инструменты)

Развить фонематический слух и произноситель-ные возможности детей.

Звук и буква "М .

Дать понятие звук и буква "М".

Ознакомить с образом  буквы "М, м". Учить детей читать букву "М".

Показ картинки "Портрет женщины" - это мама. Показываем движение ладонью, будто гладим маму по головке, говорим кратко : "М-М-М-мама-М-М-М".

Пропевать большую и маленькую  «железные » песенки: МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М ; МЮ-МЁ-МЯ-МЕ-МИ-МЬ.

Штриховка буквы "М".

Грамматический строй речи: Словообразование: образование существительных суффиксальным способом. Словоизменение: согласование прилагательных с существительными в и. п. единственного и множественного числа

Учить  находить кубик с  буквой «М» и на таблице. Чтение слогов- слияний  с буквой "М".

Лексика: Существительные: инструменты, плотник, музыкант, работник, топор, молоток, пила, рубанок, клещи, тиски, отвёртка, плоскогубцы, грабли, лопата, вилы, коса, барабан, гитара, балалайка, труба, рояль, пианино, свирель, гармошка, тарелки, скрипка, арфа; поле, хозяйство, доски, гвозди, мебель, концерт, зал; дерево, металл, струна, клавиши и т. д. Прилагательные: музыкальный, плотницкий, сельскохозяйственный, новый, деревянный, металлический, струнный, духовой, клавишный и т. д. Глаголы: играть, дуть, бить, забивать, стучать, закручивать, откручивать, пилить, распиливать, отпиливать, косить, грести, копать, выкапывать, закапывать, откапывать, рубить, строгать, мастерить и т. д.

Составление рассказа об инструментах по серии сюжетных картинок.

4

Мир искусства.

(Игрушки)

Развить фонематический слух и произноситель-ные возможности детей.

Звук и буква "С".

Дать понятие звук и буква "С".

Ознакомить с образом  буквы "С, с"; учить детей читать букву "С".

Показ картинки «Сдувшийся мяч» - разведем руки в стороны, будто держим небольшой мяч. Теперь представим, что мяч прокололи гвоздиком, и он начал сдуваться:  медленно  сводим руки вместе и длительно тянем "С-С-С".

Штриховка буквы "С".

Грамматический строй речи: Словообразование: образование уменьшительно-ласкательной формы существительных, относительных прилагательных, множественного числа существительных. Словоизменение: использование в речи притяжательных местоимений «мой», «моя», «моё», «мои» в сочетании с существительными м. р., ж. р., с. р.

Пропевать большую и маленькую  «деревянные» песенки: СУ-СО-СА-СЭ-СЫ-С; СЮ-СЁ-СЯ-СЕ-СИ-СЬ.

Учить  находить  букву «С» на кубиках и таблице. Чтение слогов- слияний  с буквой "С".

ексика: Существительные: игрушки, кирпичи, кубики, кукла, мяч, матрёшка, паровозик, машина, грузовик, неваляшка, пирамидка, юла, шары, робот, зайчик, мишка, лиса, барабан, дудочка, резина, дерево, железо, пластмасса, бумага, стекло, плюш и т. д. Прилагательные: большой, маленький, названия цветов, разноцветный, круглый, квадратный, резиновый, деревянный, плюшевый, стеклянный, железный, пластмассовый, бумажный, рыжий, косой, колючий и т. д. Глаголы: играть, складывать, ломать, катать, ездить, возить, останавливаться, объезжать, бросать, подбрасывать, сидеть, прыгать, скакать, строить, кормить, одевать, раздевать, купать, мыть, спать, укладывать, разбирать, собирать, убирать, разгружать, нагружать, качать, причёсывать, крутить, вращать и т. д. Предлоги: на, за, под.

Составление описательного рассказа об игрушках с опорой на картинно-гра фический план.

Ноябрь

1

Страна, в которой я живу.  День народного единства.

(Обувь. Головные уборы)

Развить фонематический слух и произноситель-ные возможности детей.

Знакомство с картинками ассоциациями и буквами "Х-Р-Ш-Ы-Л".

Звук и буква "Х".

Дать понятие звук и буква "Х".

Ознакомить с образом  буквы "Х, х"

Вызвать и закрепить у детей ассоциацию каждого рисунка с движением и звуком его обозначающим. Движения выполняются стоя на месте за исключением групповых подвижных игр.

Показ картинки  «Хлопаем в ладоши» – именно это и делаем, одновременно говорим «ХЛОП! ХЛОП!»

Штриховка буквы "Х".

Грамматический строй речи: Словообразование: образование относительных прилагательных. Словоизменение: использование в речи притяжательных местоимений «мой», «моя», «мои» в сочетании с существительными м.р. и ж.р.; использование в речи существительных в р. п. с предлогом «без»; согласование прилагательных с существительными в и. п. м. р. и ж. р.

Учить детей читать букву "Х". Пропевать большую и маленькую  «деревянные» песенки: ХУ-ХО-ХА-ХЭ-ХЫ-Х; ХЮ-ХЁ-ХЯ-ХЕ-ХИ-ХЬ. Учить  находить  букву «Х» на кубиках и таблице. Чтение слогов- слияний  с буквой "Х".

Лексика: Существительные: обувь, головные уборы, туфли, босоножки, сланцы, ботинки, сапоги, валенки, кроссовки, калоши, тапки, сандалии, пара, детали обуви (подошва, каблук, язычок, шнурки, голенище, замок и др.), сапожник, обувщик, фабрика; шапка, шапка-ушанка, кепка, шляпа, платок, косынка, бейсболка, колпак, панама, берет, фуражка, шлем, каска, бескозырка, лента, детали головных уборов (поля, козырёк, помпон и др.); резина, шерсть, кожа, войлок, мех, фетр и т. д. Прилагательные: обувной, головной, зимняя, осенняя, весенняя, осенне-весенняя, летняя, детская, мужская, женская, спортивная, праздничная, домашняя, уличная, тёплая, лёгкая, вязаная, резиновая, войлочная, шерстяная, меховая, кожаная, матерчатая, фетровая, железный, металлический и т. д. Глаголы: обуваться, разуваться, надевать, снимать, завязывать, развязывать, шнуровать, защищать, носить,

ухаживать, чистить. мыть, сушить, убирать, шить, вязать и т. д. Предлоги: в, на, из, без, под, из-под, за, из-за.

Составление описательного рассказа об обуви и головных уборах с опорой на картинно-графи ческий план.

2

Неделя науки.

Мир технических чудес в жизни человека.

(Мебель. Электрические приборы)

Развить фонематический слух и произноситель-ные возможности детей.

Звук и буква "Р".

Дать понятие звук и буква "Р".

Ознакомить с образом  буквы "Р, р"; учить детей читать букву "Р".

Показ картинки «Руль автомобиля» – показываем, как крутят руль и одновременно произносим «Р-Р-Р».

Штриховка буквы "Р".

Грамматический строй речи: Словообразование: образование относительных прилагательных; образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Словоизменение: изменение существительных м. р., ж. р. и с. р. множественного числа по падежам (р. п.); согласование прилагательных с существительными единственного числа в категории рода.

Пропевать большую и маленькую  «железные» песенки: РУ-РО-РА-РЭ-РЫ-Р; РЮ-РЁ-РЯ-РЕ-РИ-РЬ. Учить  находить  букву "Р" на кубиках и таблице. Чтение слогов- слияний  с буквой "Р".

Лексика: Существительные: мебель, стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф, табурет, тумбочка, комод, части мебели (ножка, ручка, дверца и т. д.), фабрика, столяр, дерево, железо, металл, пластмасса, кожа, пластик, стекло, берёза, дуб, сосна, инструменты, продавец, покупатель и т. д. Прилагательные: деревянный, металлический, железный, стеклянный, берёзовый, дубовый, сосновый, кожаный, пластмассовый, пластиковый, мебельный, новая, красивая, удобная, сломанная, крепкая, новая и т. д. Глаголы: ставить, стоять, продавать, покупать, изготавливать, делать, чинить, сидеть, лежать, отдыхать, спать, хранить, вешать, складывать, убирать, доставать и т. д.

Составление сложносочинённых предложений с частицей «не» и противопоставительным союзом «а». Пересказ рассказа с опорой на картиннографический план.

3

Мир прошлого, настоящего и будущего. Мир животных.

(Дикие звери наших лесов)

Развить фонематический слух и произноситель-ные возможности детей.

Звук и буква "Ш".

Дать понятие звук и буква "Ш".

Ознакомить с образом  буквы "Ш, ш"; учить детей читать букву "Ш".

Показ картинки «Сердитая кошка» –  сгибаем пальцы рук, словно коготки; руки на уровне лица. Кошка шипит: «Ш-Ш-Ш».

Штриховка буквы "Ш".

Грамматический строй речи: Словообразование: образование уменьшительно-ласкательной формы существительных; образование притяжательных прилагательных. Словоизменение: согласование прилагательных с существительными в категориях рода и числа; изменение существительных по падежам (т. п. и п. п.).

Пропевать большую «деревянную» песенку: ШУ-ШО-ША-ШЭ-ШИ- Ш.  Учить  находить  букву «Ш» на кубиках и  таблице. Чтение слогов- слияний  с буквой "Ш".

Лексика: Существительные: животные, лес, волк, заяц, медведь, лиса, белка, ёж, олень, лось, кабан, барсук, рысь, зайчиха, волчица, медведица, лосиха, ежиха, волчонок, зайчонок, медвежонок, бельчонок, ежонок, оленёнок, лосёнок, рысёнок; части тела (туловище, голова, хвост, лапы, копыта, рога, грива и т. д.), шерсть, щетина, иголки, дупло, нора, логово, берлога, валежник; названия пищи и т. д. Прилагательные: маленький, серый, трусливый, рыжая, хитрая, пушистая, злой, колючий, голодный, лохматый, косолапый, длинноухий, короткохвостый, лисий, волчий, медвежий, заячий и т. д. Глаголы: выть, рычать, пищать, лазать, бегать, прыгать, спать, есть, ловить, собирать, охотиться, жевать, грызть и т. д. Предлоги: с, в.

Составление сложносочинённых предложений с союзом «что». Составление рассказа цепной структуры и его пересказ по картиннографическому плану.

4

Улыбнется мамочка и светлей вокруг, потому что мамочка самый лучший друг!

Обращаем внимание как растягиваются уголки рта при произнесении звука "Ы".

Звук и буква "Ы".

Дать понятие звук и буква "Ы".

Ознакомить с образом  буквы "Ы ,ы".

Штриховка буквы "Ы".

Показ картинки  «Штангист» – имитируем подъем штанги, с усилием говорим «Ы-Ы-Ы».

Пропевать большую и маленькую  «золотые» песенки: У-О-А-Э-Ы; Ю-Ё-Я-Е-И.

Грамматический строй речи: Словообразование: образование уменьшительно-ласкательной формы существительных; образование приставочных глаголов. Словоизменение: согласование прилагательных с существительными в категории рода.

Выкладывание «поезда» - кубиков с этими складами ( с буквой "Ы"). Учить детей читать склады с буквой "Ы" на кубиках и таблице.

Лексика: Существительные: праздник, подарок, учитель, учительница, художник, художница, скрипач, скрипачка, пианист, пианистка, спортсмен, спортсменка, портной, портниха, парикмахер, аппликация, букет, украшения и т. д. Прилагательные: женский, мамин, бабушкин, красивый, праздничный, добрая, ласковая, милая, родная, красивая, умная, замечательная, весёлая, любимая и т. д. Глаголы: учить, рисовать, продавать, летать, играть, шить, стричь, делать причёски, воспитывать, лечить, готовить, поздравлять, дарить, помогать, радоваться, веселиться и т. д. Предлоги, союзы: а.

Составление сложносочинённых пред ложений с час тицей «не» и проти вопо ста ви тельным союзом «а». Составление рассказа из личного опыта по вопросам.

5

Начало зимы. Проказы матушки Зимы.

Развить фонематический слух и произноситель-ные возможности детей.

Звук и буква "Л".

Дать понятие звук и буква "Л".

Ознакомить с образом  буквы "Л, л"; учить детей читать букву "Л".

Показ картинки «Поющая девочка» – имитируем  работу дирижёра двумя руками, то есть плавно разводим и сводим их вместе. Одновременно «поём»: «ЛА-ЛА-ЛА».

Пропевать большую и маленькую  «железные» песенки: ЛУ-ЛО-ЛА-ЛЭ-ЛЫ-Л; ЛЮ-ЛЁ-ЛЯ-ЛЕ-ЛИ-ЛЬ Штриховка буквы "Л"..

Грамматический строй речи: Словообразование: образование уменьшительно-ласкательной формы существительных; образование притяжательных прилагательных. Словоизменение: согласование прилагательных с существительными в категориях рода и числа.

Учить  находить  букву «Л» на кубиках и таблице. Чтение слогов- слияний  с буквой "Л"

Лексика: Существительные: время года, зима, мороз, метель, вьюга, хлопья, лёд, снег, снегопад, снеговик, ком, снежки, стужа, санки, лыжи, палки, коньки, горка, снегоход, ледянка, хоккей, каток, шайба, клюшка, спорт, забавы и т. д. Прилагательные: холодный, пушистый, скользкий, твёрдый, белый, рыхлый, рассыпчатый, снежный, спортивный, хоккейные, фигурные, лыжные, ледовый, ледяной, длинный, короткий, морозная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, ясный, сильный, лёгкий, сияющий, сверкающий, зимующий и т. д. Глаголы: падать, выпадать, кружиться, ложиться, греть, светить, морозить, замерзать, мёрзнуть, щипать, катать, лепить, кататься, играть, строить, отталкиваться, мчаться, нестись, кидать, подниматься, спускаться, съезжать, мести, дуть, завывать, лететь, засыпать и т. д.

Составление рассказа о зиме и зимних развлечениях по картинно-графи ческому плану

2 период обучения: декабрь, январь, февраль

Декабрь

1

С днем рождения, ЮГРА!

(Одежда)

Развить фонематический слух и произноситель-ные возможности детей.

Знакомство с картинками ассоциациями и буквами "Н-К-Т-И-П".

Звук и буква "Н". Дать понятие звук и буква "Н".

Ознакомить с образом  буквы "Н, н"; учить детей читать букву "Н".

Вызвать и закрепить у детей ассоциацию каждого рисунка с движением и звуком его обозначающим.

Движения выполняются стоя на месте за исключением групповых подвижных игр.

Показ картинки  «Рука с яблоком» – имитируем жест человека, протягивающего что-то на ладони другому человеку, говорим «НА!».

Штриховка буквы "Н".

Грамматический строй речи: Словообразование: образование относительных и притяжательных прилагательных, приставочных глаголов, уменьшительно-ласкательной формы существительных. Словоизменение: согласование прилагательных с существительными в категориях рода и числа; использование в речи существительных в р. п. с предлогом «без» и существительных в т. п. с предлогом «с».

Пропевать большую и маленькую  «железные» песенки: НУ-НО-НА-НЭ-НЫ-Н; НЮ-НЁ-НЯ-НЕ-НИ-НЬ. Учить  находить  букву «Н» на кубиках и таблице. Чтение слогов- слияний  с буквой "Н".

Л ексика: Существительные: одежда, платье, сарафан, юбка, шорты, футболка, рубашка, халат, пижама, майка, носки, трусы, колготки, гольфы, свитер, кофта, пиджак, жилет, куртка, комбинезон, пальто, плащ, шуба, шарф, брюки, варежки, перчатки, костюм, форма, названия деталей одежды (рукав, пояс, воротник, манжеты, брючина, капюшон, карман, пуговицы, замок, молния и др.), шкаф, фабрика, ателье, швея, магазин, продавец, покупатель, шерсть, мех, кожа, ситец, шёлк, лён, драп, хлопок, бархат и т. д. Прилагательные: осенняя, зимняя, весенняя, летняя, детская, мужская, женская, праздничная, спортивная, домашняя, рабочая, мамина, папина, дедушкина, бабушкина, швейная, шерстяная, меховая, кожаная, ситцевая, шёлковая, льняная, драповая, хлопковая, бархатная лёгкая, тёплая и т. д. Глаголы: шить, вышивать, зашивать, пришивать, подшивать, сшивать, кроить, вязать, покупать, продавать, стирать, сушить, гладить, утюжить, складывать, убирать, ухаживать, чистить, надевать, одевать, снимать, переодевать, мерить, примерять, защищать, вешать и т. д. Предлоги, союзы: без, с, а, и.

Составление сложносочинённых предложений с противопоставительным союзом «а». Составление описательного рассказа об одежде с опорой на картинно-гра фический план

2

Зимушка-зима. Животный мир и птиц зимой.

(Зимующие птицы)

Развить фонематический слух и произноситель-ные возможности детей.

Звук и буква "К".

Дать понятие звук и буква "К".

Ознакомить с образом  буквы "К, к"; учить детей читать букву "К".

Звук и буква "Т".

Дать понятие звук и буква "Т".

Ознакомить с образом  буквы "Т, т"; учить детей читать букву "Т".

Показ картинки «Кашель» – это имитация кашля. Прикрываем ладошкой рот и кратко и резко говорим без голоса «К-К-К».  

Пропевать большую и маленькую  «деревянные» песенки: КУ-КО-КА-КЭ-КЫ-К; КЮ-КЁ-КЯ-КЕ-КИ-КЬ.

Штриховка буквы "К".

Показ картинки «Молоток» –  имитируем рукой движение молотка, забивающего гвозди, быстро произносим «Т-Т-Т», без голоса.

Штриховка буквы "Т".

Грамматический строй речи: Словообразование: образование сложных прилагательных сложением производящих основ; образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Словоизменение: согласование прилагательных с существительными в и. п. и т. п. единственного и множественного числа.

Учить  находить  букву «К» на кубиках и таблице. Чтение слогов- слияний  с буквой "К".

Пропевать большую и маленькую  «деревянные» песенки: ТУ-ТО-ТА-ТЭ-ТЫ-Т; ТЮ-ТЁ-ТЯ-ТЕ-ТИ-ТЬ. Учить  находить  букву «Т» на кубиках и таблице. Чтение слогов- слияний  с буквой "Т".

Лексика: Существительные: птицы, воробей, ворона, голубь, сорока, сова, снегирь, синица, дятел, птицы, части их тела (туловище, крылья, голова, клюв, лапки, хвост), корм, кормушка, семена, зёрна, крошки, сало, оперение. Прилагательные: зимующие, крупные, мелкие, большие, маленькие, голодные, осторожные, красногрудый, белобокий, чернокрылый и т. д. Глаголы: клевать, летать, оставаться, голодать, каркать, чирикать, ворковать, стрекотать, тенькать, зимовать, мёрзнуть и т. д. Предлоги: на, к, с, под.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

3

Зимние чудеса.

(Перелетные птицы)

Обращаем внимание как растягиваются губы при произнесении звука "И".

Звук и буква "И".

Дать понятие звук и буква "И".

Ознакомить с образом  буквы "И,и".

Штриховка буквы "И".

Показ картинки «Улыбка» – улыбаемся, произносим длительно «И-И-И». Обе ладони тыльной стороной наружу двигаются от середины губ к краям, как бы растягивая рот. Пропевать большую и маленькую  «золотые» песенки: У-О-А-Э-Ы; Ю-Ё-Я-Е-И.

Грамматический строй речи: Словообразование: образование существительных суффиксальным способом; образование притяжательных прилагательных. Словоизменение: согласование числительных с существительными

Выкладывание «поезда» - кубиков с этими складами ( с буквой "И"). Учить детей читать склады с буквой "И" на кубиках и таблице.

Лексика: Существительные: птицы, кукушка, утка, гусь, журавль, грач, скворец, лебедь, соловей, жаворонок и др., гнездо, скворечник, стая, юг, страны, края, корм, клин, стая, части тела птиц (голова, шея, хвост, туловище, клюв, крылья), перья, оперение и т. д. Прилагательные: перелётные, тёплые, дальние, пёстрая, чернокрылый, длиннокрылый, длинноногий, длинноклювый, белокрылый и т. д. Глаголы: собираться, разгуливать, клевать, лететь, курлыкать, кружиться, скрыться, замерзать, прятаться, улетать, прилетать и т. д. Предлоги: с.

Пересказ рассказа о перелётных птицах с опорой на картиннографический план.

4

Мастерская деда Мороза

(Новый год)

Развить фонематический слух и произноситель-ные возможности детей.

Звук и буква "П".

Дать понятие звук и буква "П".

Ознакомить с образом  буквы "П, п"; учить детей читать букву "П".

Показ картинки  «Портрет мужчины» – это папа. Подносим тыльную сторону ладони к губам, кратко говорим «П-П-П». При этом кожей ощущаем струю вдыхаемого воздуха. Помните, что звук «П» – глухой, поэтому произносим без участия голоса. Говорим: «папа – П-П-П – папа».

Штриховка буквы "П".

Грамматический строй речи: Словообразование: образование относительных прилагательных; образование существительных с уменьшительноласкательным значением. Словоизменение: согласование прилагательных с существительными в и. п. и т. п. м. р. и ж. р. единственного и множественного числа; согласование числительных с существительными м. р. и ж. р.; образование р. п. существительных м. р. и ж. р. множественного числа; использование в речи притяжательных местоимения «мой», «моя», «моё», «мои» в сочетании с существительными м. р. и ж. р.

Пропевать большую и маленькую  «деревянные» песенки: ПУ-ПО-ПА-ПЭ-ПЫ-П; ПЮ-ПЁ-ПЯ-ПЕ-ПИ-ПЬ. Учить  находить  букву «П» на кубиках и таблице. Чтение слогов- слияний  с буквой "П".

Лексика: Существительные: ёлка, игрушки, шарики, конфетти, мишура, хлопушка, гирлянда, звезда, украшения, подарки, Дед Мороз, Снегурочка, праздник, маски, карнавал, костюм и т. д. Прилагательные: новогодний, ёлочный, карнавальный, душистый, колючий, блестящий, стеклянный, бумажный, красивый, яркий, разноцветный, подарочный и т. д. Глаголы: наряжать, вешать, украшать, развешивать, снимать, дарить, получать, встречать, праздновать, петь, танцевать, веселиться и т. д.

Пересказ рассказа по серии сюжетных картинок.

Январь

2

Волшебные сказки Рождества.

(Домашние животные и их детеныши)

Развить фонематический слух и произноситель-ные возможности детей.

Знакомство с картинками ассоциациями и буквами "З-Й-Г-В-Д".

Звук и буква "З".

Дать понятие звук и буква "З".

Ознакомить с образом  буквы "З, з"; учить детей читать букву "З".

Вызвать и закрепить у детей ассоциацию каждого рисунка с движением и звуком его обозначающим.

Движения выполняются стоя на месте за исключением групповых подвижных игр.

Показ картинки  «Стрекоза» – руки в стороны, мелкие движения прямыми руками вверх-вниз с произнесением длительного звука «З-З-З». Штриховка буквы "З".

Грамматический строй речи: Словообразование: образование уменьшительно-ласкательной формы существительных; образование прилагательных от существительных приставочным способом; образование сложных прилагательных сложением производящих основ Словоизменение: согласование прилагательных с существительными в категориях рода и числа; образование р. п. существительных м. р. и ж. р. единственного и множественного числа.

Пропевать большую и маленькую  «железные» песенки: ЗУ-ЗО-ЗА-ЗЭ-ЗЫ-З; ЗЮ-ЗЁ-ЗЯ-ЗЕ-ЗИ-ЗЬ. Учить  находить  букву «З» на кубиках и таблице. Чтение слогов- слияний  с буквой "З".

Лексика: Существительные: животные, кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, овца, бык, конь, пёс, кот, баран, кролик, крольчиха, боров, котёнок, щенок, телёнок, жеребёнок, козлёнок, ягнёнок, поросёнок, крольчонок, части тела (туловище, голова, хвост, лапы, копыта, рога, грива и т. д.), шерсть, щетина, дом, конура, будка, сарай, хлев, коровник, овчарня, свинарник, телятник, конюшня, ферма, хозяин, хозяйка, животноводы, пастух, доярка, конюх, свинарка, овчар, телятница, свинопас, ветеринар, корм, чем питаются, польза, луг, двор и т. д. Прилагательные: домашний, длинно- (бело-, черно-) гривый, длинно- (коротко-, серо-) хвостый, густошерстный, длинно- (остро-, круто-) рогий, белолобый, длинноухий, маленький, большой, хороший, пушистый и т. д. Глаголы: жить, приносить, ухаживать, пасти, доить, кормить, заботиться, поить, жевать, грызть, лакать, кусать, сторожить, перевозить, охранять, ловить, давать, скакать, шагать, помогать, лечить и т. д.

Составление описательного рассказа с опорой на картиннографический план.

3

Мир вокруг нас: комнатные растения и цветы

Развить фонематический слух и произноситель-ные возможности детей.

Звук и буква "Й".

Дать понятие звук и буква "Й".

Ознакомить с образом  буквы "Й,й";

Показ картинки  «Кочка» – волнообразное движение ладонью, обозначающее контур кочки. Одновременно говорим кратко «Й-Й-Й».

Штриховка буквы "Й".

Грамматический строй речи: Словообразование: образование уменьшительно-ласкательной формы существительных; образование прилагательных от существительных суффиксальным способом; образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Словоизменение: согласование прилагательных с существительными в категории рода.

Учить детей читать букву "Й". Пропевать маленькую  «железную» песенку: ЙУ-ЙО-ЙА-ЙЯ-ЙЕ-Й. Учить  находить  букву «Й» на кубиках и таблице. Чтение слов  с буквой "Й".

Лексика: Существительные: время года, лето, солнце, трава, цветы, (ромашка, роза, ирис, гладиолус, пион, нарцисс, астра, тюльпан, василёк, георгин, незабудка, одуванчик, лилия, мать-и-мачеха, колокольчик, гвоздика, ландыш, мак, фиалка, подснежник, клевер и т. д.), первоцветы, пыльца, нектар, части цветка (корень, стебель, листья, лепестки, бутон), семена, ваза, клумба, луг, поле, сад, садовник и т. д. Прилагательные: разноцветный, красивый, цветочный, зелёный, ароматный, приятный, луговой, полевой, садовый, длинный, короткий, крупный, мелкий, длинный, короткий, большой, маленький и т. д. Глаголы: расти, расцветать, цвести, отцветать, пахнуть, благоухать, сажать, выращивать, нюхать, поливать, украшать, срывать, срезать, ставить, пахнуть, ухаживать, вянуть и т. д.

Составление описательного рассказа с опорой на картиннографический план.

4

В мире животных: животные Арктики и Антарктиды.

Развить фонематический слух и произноситель-ные возможности детей.

Звук и буква "Г".

Дать понятие звук и буква "Г".

Ознакомить с образом  буквы "Г,г".

Показ картинки «Гусь» – руки на поясе, топчемся на месте, показывая, как гуси ходят вперевалку, говорим «ГА-ГА». учить детей читать букву "Г". Пропевать большую и маленькую  «железные» песенки: ГУ-ГО-ГА-ГЭ-ГЫ-Г; ГЮ-ГЁ-ГЯ-ГЕ-ГИ-ГЬ. Штриховка буквы "Г".

Грамматический строй речи: Словообразование: образование существительных суффиксальным способом; образование сложных прилагательных сложением производящих основ; образование превосходной формы существительных; образование притяжательных прилагательных. Словоизменение: изменение существительных м.р. и ж.р. по падежам (р. п., в. п., т. п.); согласование прилагательных и существительных в категориях рода и числа; согласование числительных с существительными.

Учить  находить  букву «Г» на кубиках и таблице. Чтение слогов- слияний  с буквой "Г".

Лексика: Существительные: Север, Африка, страны, животные, детёныши, птицы, льдина, сугроб, мороз, снег, холод, жара, песок, солнце, пустыня, растения, мох, рыба, мясо, хищники, травоядные, зоопарк, звери, зверолов, птицелов, олень, морж, медведь, пингвин, тюлень, лев, жираф, крокодил, бегемот, носорог, страус, попугай, тигр, обезьяна, слон, верблюд, кенгуру и их детёныши, части тела (туловище, голова, хвост, грива, шея, клыки, бивни, усы, уши, ласты и т. д.) и т. д. Прилагательные: северный, африканский, холодный, жаркий, белый, пятнистый, лохматый, огромный, полосатый, медленный, быстрый, ледяной, снежный, медвежий, моржовый, олений, тюлений, пингвиний, жирафий, верблюжий, тигриный, львиный, страусиный, тонконогий, рогатый, косолапый, усатый, клыкастый, острозубый, большеухий, чёрно-белый и т. д. Глаголы: жить, доставлять, разгребать, нырять, плавать, ловить, прятаться, выглядывать, привозить, питаться, срывать, доставать, охотиться, перевозить, бегать, лазать, прыгать, летать и т. д. Предлоги, союзы: у, в, за, из, из-за; а, чтобы.

Составление сложносочинённых предложений с союзом «а». Составление сложноподчинённых предложений с союзом «чтобы». Составление сравнительного рассказа с опорой на картиннографический плансхему.

5

В мире животных: животные жарких стран и Австралии.

Красная книга

Развить фонематический слух и произноситель-ные возможности детей.

Звук и буква "В".

Дать понятие звук и буква "В".

Ознакомить с образом  буквы "В, в".

Учить детей читать букву "В".

Показ картинки  «Губы и зубки» – в точности повторяем то, что нарисовано, то есть закусываем верхними зубами нижнюю губу, рот в улыбке и гудим «В-В-В» (малышу предлагаем это сделать перед зеркалом). Пропевать большую и маленькую  «железные» песенки: ВУ-ВО-ВА-ВЭ-ВЫ-В; ВЮ-ВЁ-ВЯ-ВЕ-ВИ-ВЬ. Штриховка буквы "В".

Грамматический строй речи: Словообразование: образование существительных суффиксальным способом; образование сложных прилагательных сложением производящих основ; образование превосходной формы существительных; образование притяжательных прилагательных. Словоизменение: изменение существительных м.р. и ж.р. по падежам (р. п., в. п., т. п.); согласование прилагательных и существительных в категориях рода и числа; согласование числительных с существительными.

Учить  находить  букву «В» на кубиках и таблице. Чтение слогов- слияний  с буквой "В".

Лексика: Существительные: Север, Африка, страны, животные, детёныши, птицы, льдина, сугроб, мороз, снег, холод, жара, песок, солнце, пустыня, растения, мох, рыба, мясо, хищники, травоядные, зоопарк, звери, зверолов, птицелов, олень, морж, медведь, пингвин, тюлень, лев, жираф, крокодил, бегемот, носорог, страус, попугай, тигр, обезьяна, слон, верблюд, кенгуру и их детёныши, части тела (туловище, голова, хвост, грива, шея, клыки, бивни, усы, уши, ласты и т. д.) и т. д. Прилагательные: северный, африканский, холодный, жаркий, белый, пятнистый, лохматый, огромный, полосатый, медленный, быстрый, ледяной, снежный, медвежий, моржовый, олений, тюлений, пингвиний, жирафий, верблюжий, тигриный, львиный, страусиный, тонконогий, рогатый, косолапый, усатый, клыкастый, острозубый, большеухий, чёрно-белый и т. д. Глаголы: жить, доставлять, разгребать, нырять, плавать, ловить, прятаться, выглядывать, привозить, питаться, срывать, доставать, охотиться, перевозить, бегать, лазать, прыгать, летать и т. д. Предлоги, союзы: у, в, за, из, из-за; а, чтобы.

Составление сложносочинённых предложений с союзом «а». Составление сложноподчинённых предложений с союзом «чтобы». Составление сравнительного рассказа с опорой на картиннографический плансхему.

Февраль

1

Все профессии нужны, все профессии важны

Развить фонематический слух и произноситель-ные возможности детей.

Звук и буква "Д".

Дать понятие звук и буква "Д".

Ознакомить с образом  буквы "Д, д".

Показ картинки  «Автомат» –  показываем, как держат автомат двумя руками и «стреляем», быстро произнося звук «Д-Д-Д» (губы растянуты в улыбке). учить детей читать букву "Д". Пропевать большую и маленькую  «железные» песенки: ДУ-ДО-ДА-ДЭ-ДЫ-Д; ДЮ-ДЁ-ДЯ-ДЕ-ДИ-ДЬ. Штриховка буквы "Д".

Грамматический строй речи: Словообразование: образование существительных сложением производящих основ. Словоизменение: изменение существительных м. р. и ж. р. единственного числа по падежам (д. п.).

Учить  находить  букву «Д» на кубиках и таблице. Чтение слогов- слияний  с буквой "Д".

Лексика: Существительные: профессия, учитель, воспитатель, врач, строитель, водитель, художник, дворник, парикмахер, пожарный, полицейский, машинист, повар, швея, продавец, сапожник, предметы труда и т. д. Прилагательные: добрый, заботливый, чистый, легковой, грузовой, красивый, смелый, умный, вкусный и т. д. Глаголы: учить, воспитывать, играть, шить, кроить, тушить, управлять, рисовать, убирать, следить, продавать, готовить, причёсывать, стричь и т. д.

Составление описательного рассказа о профессиях с опорой на картиннографический план.

2

Права ребенка.

(Домашние птицы и их детеныши)

Развить фонематический слух и произноситель-ные возможности детей.

Знакомство с картинками ассоциациями и буквами "Б-Ж-Е-Я-Ю"

Вызвать и закрепить у детей ассоциацию каждого рисунка с движением и звуком его обозначающим.

Движения выполняются стоя на месте за исключением групповых подвижных игр.

Грамматический строй речи: Словообразование: образование существительных суффиксальным способом. Словоизменение: согласование числительных с существительными, прилагательных с существительными в и. п. м. р. и ж. р. единственного числа.

Составление, выкладывание и печатание на доске и чтение слогов с пройденными буквами.

Лексика: Существительные: птицы, курица, петух, утка, селезень, гусь, гусыня, индюк, индейка, цыплёнок, утёнок, гусёнок, индюшонок, части тела (туловище, голова, хвост, лапки, клюв, крылья, гребешок, перепонки, шпоры), польза, корм; птичница, птицеферма, двор, курятник, птичник, птицы и т. д. Прилагательные: домашний, большой, маленький, пушистый, птичий, домашний, разноцветный, длиннохвостый, большекрылый и т. д. Глаголы: кормить, ухаживать, поить, приносить, жить, плавать, клевать, искать, помогать, гоготать, кукарекать, крякать, бормотать, кудахтать и т. д. Предлоги: на, у, с(со), за, около, между.

Составление и пересказ рассказа по серии сюжетных картинок.

3

День защитника Отечества

Развить фонематический слух и произноситель-ные возможности детей.

Звук и буква "Б".

Дать понятие звук и буква "Б".

Ознакомить с образом  буквы "Б, б".

Показ картинки   «Барабан» – изображаем игру на барабане: руки согнуты в локтях, в руках «держим» палочки, бьём по воображаемому барабану, говорим: «БАМ-БАМ-БАМ!». Пропевать большую и маленькую  «железные» песенки: БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б; БЮ-БЁ-БЯ-БЕ-БИ-БЬ. Штриховка буквы "Б".

Грамматический строй речи: Словообразование: образование прилагательных от существительных приставочным способом. Словоизменение: согласование прилагательных и существительных в категории рода; изменение существительных по падежам (р. п. и т. п.) и числам.

Учить  находить  букву «Б» на кубиках и таблице. Чтение слогов- слияний  с буквой "Б".

Лексика: Существительные: Отечество, Родина, защитники, герой, армия, флот, капитан, солдаты, моряки, офицеры, ракетчики, танкисты, пограничники, лётчики, артиллеристы, танк, корабль, самолёт, вертолёт, ракеты, оружие, граница, враг, война, мир и т. д. Прилагательные: смелый, бравый, сильный, отважный, храбрый, умный, боевой, военный, героический и т. д. Глаголы: защищать, охранять, служить, воевать, летать, плавать, стрелять, управлять и т. д. Предлоги, союзы: а.

Составление простых распространённых предложений; сложносочинённых предложений с противопоставительным союзом «а». Пересказ рассказа по серии сюжетных картинок.

3 период обучения: март, апрель,  май

Март

1

Международный женский день

Развить фонематический слух и произноситель-ные возможности детей.

Звук и буква "Ж".

Дать понятие звук и буква "Ж".

Ознакомить с образом  буквы "Ж, ж";

Показ картинки  «Жук» – быстрые движения согнутых в локтях перед собой рук (ладони в кулак). Движения кулаков друг вокруг друга с одновременным произнесением «Ж-Ж-Ж!».  учить детей читать букву "Ж".

Пропевать большую  «железную» песенки: ЖУ-ЖО-ЖА-ЖЭ-ЖЫ-Ж. Штриховка буквы "Ж".

Грамматический строй речи: Словообразование: образование уменьшительно-ласкательной формы существительных; образование приставочных глаголов. Словоизменение: согласование прилагательных с существительными в категории рода.

Учить  находить  букву «Ж» на кубиках и таблице. Чтение слогов- слияний  с буквой "Ж".

Лексика: Существительные: праздник, подарок, учитель, учительница, художник, художница, скрипач, скрипачка, пианист, пианистка, спортсмен, спортсменка, портной, портниха, парикмахер, аппликация, букет, украшения и т. д. Прилагательные: женский, мамин, бабушкин, красивый, праздничный, добрая, ласковая, милая, родная, красивая, умная, замечательная, весёлая, любимая и т. д. Глаголы: учить, рисовать, продавать, летать, играть, шить, стричь, делать причёски, воспитывать, лечить, готовить, поздравлять, дарить, помогать, радоваться, веселиться и т. д. Предлоги, союзы: а.

Составление сложносочинённых пред ложений с час тицей «не» и проти вопо ста ви тельным союзом «а». Составление рассказа из личного опыта по вопросам.

2-3

Золотые руки народных умельцев.

(Посуда)

Развить фонематический слух и произноситель-ные возможности детей.

Звук и буква "Е".

Дать понятие звук и буква "Е".

Ознакомить с образом  буквы "Е, е".

Показ картинки «Приседающий мальчик» – руки на поясе, приседаем, говорим кратко «Е».

Пропевать большую и маленькую  «золотые» песенки: У-О-А-Э-Ы; Ю-Ё-Я-Е-И. Штриховка буквы "Е".

Лексика: Грамматический строй речи: Словообразование: образование относительных прилагательных, образование существительных суффиксальным способом. Словоизменение: использование в речи существительных в р. п. с предлогом «без»; согласование прилагательных с существительными в и. п. м. р., ж. р. и с. р. единственного числа.

Выкладывание «поезда» - кубиков с этими складами ( с буквой "Е"). Учить детей читать склады с буквой "Е" на кубиках и таблице.

Существительные: посуда, сервиз, кухня, стол, тарелка, миска, ложка, вилка, нож, кружка, чашка, стакан, бокал, блюдце, кастрюля, сковорода, дуршлаг, поварёшка, ковш, кувшин, чайник, кофейник, самовар, супница, сахарница, конфетница, хлебница, салатник, соусник, солонка, маслёнка, суп, соус, сахар, соль, масло, конфеты, салат, стекло, пластмасса, металл, глина, железо, дерево, фарфор и т. д. Прилагательные: кухонная, столовая, чайная, кофейная, стеклянная, металлическая, железная, деревянная, глиняная, фарфоровая, серебряная, пластмассовая, большая, маленькая, глубокая, мелкая, тонкая, хрупкая, прочная, толстая, крепкая, игрушечная и т. д. Глаголы: готовить, варить, жарить, парить, печь, есть, пить, хранить, мыть, чистить, вытирать, сушить, развить, собрать, покупать, ставить, убирать, протирать, угощать, наливать, класть, сервировать и т. д. Предлоги, наречия: на, под, от, без, между, слева, справа.

Составление рассказа о посуде по сюжетной картинке и его пересказ по картиннографическому плану.

4

Неделя детской книги.

(Деревья)

Развить фонематический слух и произноситель-ные возможности детей.

Звук и буква "Я".

Дать понятие звук и буква "Я".

Ознакомить с образом  буквы "Я, я".

Показ картинки «Девочка, указывающая на себя» – показываем  указательным пальцем себе в грудь, говорим кратко «Я-Я-Я».  Пропевать большую и маленькую  «золотые» песенки: У-О-А-Э-Ы; Ю-Ё-Я-Е-И.

Штриховка буквы "Я".

Грамматический строй речи: Словообразование: образование уменьшительно-ласкательной формы существительных, относительных прилагательных, приставочных глаголов. Словоизменение: согласование прилагательных с существительными в И.п. единственного и множественного числа в м. р. и ж. р., изменение существительных по числам и падежам.

Выкладывание «поезда» - кубиков с этими складами ( с буквой "Я"). Учить детей читать склады с буквой "Я" на кубиках и таблице.

Лексика: Существительные: дерево, ствол, кора, листья, листва, крона, ветка, ветви, корень, иголка, хвоя, куст, шишка, почки, семена, орехи, ягоды, плоды, парк, лес, сад, берёза, осина, рябина, клён, дуб, липа, ель, сосна, лиственница и т. д. Прилагательные: маленький, большой, круглый, овальный, резной, гладкий, шершавый, толстый, тонкий, лёгкий, колючий, светлый, тёмный, белый, чёрный, коричневый, зелёный, короткий, длинный, высокий, низкий, берёзовый, осиновый, рябиновый, кленовый, дубовый, липовый, еловый, сосновый, хвойный, лиственный и т. д. Глаголы: расти, вырастать, приносить, набухать, делать, давать и т. д.

Составление описательного рассказа о деревьях с опорой на картинно-графический план.

Апрель

1

Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!

(Ягоды. Фрукты)

Развить фонематический слух и произноситель-ные возможности детей.

Звук и буква "Ю".

Дать понятие звук и буква "Ю".

Ознакомить с образом  буквы "Ю, ю".

Показ картинки «Юла» – резкое толкательное движение кулаком сверху-вниз. Одновременно с раскручиванием юлы говорим кратко «Ю-Ю-Ю».

Пропевать большую и маленькую  «золотые» песенки: У-О-А-Э-Ы; Ю-Ё-Я-Е-И. Штриховка буквы "Ю".

Грамматический строй речи: Словообразование: образование относительных прилагательных. Словоизменение: согласование прилагательных с существительными в и. п. единственного числа в м. р., ж. р. и с. р.; образование р. п. существительных множественного числа.

Грамматический строй речи: Словообразование: образование относительных прилагательных, множественного числа существительных. Словоизменение: согласование прилагательных с существительными в и. п. и т. п. единственного числа м. р, ж. р., с. р., изменение существительных по падежам и числам.

Выкладывание «поезда» - кубиков с этими складами ( с буквой "Ю"). Учить детей читать склады с буквой "Ю" на кубиках и таблице.

Лексика: Существительные: ягоды, лес, полянка, сад, куст, ветки, корзина, кочка, сок, компот, повидло, варенье, джем, кисель, начинка, пирог, смородина, клубника, крыжовник, виноград, вишня, черешня, облепиха, малина, ежевика, черника, голубика, земляника, клюква, брусника, рябина и т. д. Прилагательные: ягодный, садовый, лесной, красный, зелёный, чёрный, вишнёвый, малиновый, клубничный, черничный, земляничный, крыжовенный, облепиховый, брусничный, ежевичный, овальный, круглый, крупный, мелкий, сладкий, кислый, кисло-сладкий, большой, маленький, полосатый, сочный, ароматный, мягкий, твёрдый и т. д. Глаголы: расти, зреть, созревать, спеть, поспевать, наливаться, срывать, собирать, складывать, выжимать, варить и т. д.

Составление описательного рассказа о ягодах с опорой на картиннографический план.

2

Тайна третьей планеты.

Покорители космоса.

Развить фонематический слух и произноситель-ные возможности детей.

Знакомство с картинками ассоциациями и буквами "Ё-Ч-Э-Ц-Ф-Щ"

Вызвать и закрепить у детей ассоциацию каждого рисунка с движением и звуком его обозначающим.

Движения выполняются стоя на месте за исключением групповых подвижных игр.

Грамматический строй речи: Словообразование: образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Словоизменение: изменение существительных множественного числа по падежам (р. п.); согласование прилагательных с существительными в категории рода и числа.

Чтение и печатание слогов и коротких слов с буквами "Ё-Ч-Э-Ц-Ф-Щ"

Лексика: Существительные: космос, космонавт, космодром, планета, спутник, тарелка, комета, астероид, герой, невесомость, скафандр, станция, ракета, звездолёт, астроном, звездочёт, телескоп, гуманоид, инопланетянин, звёзды, Луна, Солнце, Земля, апрель и т. д. Прилагательные: космический, огромный, радостный, летающий, весёлый, волшебный, праздничный, смелый, героический, отважный, умный и т. д. Глаголы: стартовать, облетать, летать, прилетать, подлетать, приземляться, праздновать, встречать, провожать, гордиться, вспоминать, подготовить, готовиться, изучать, следить, наблюдать и т. д.

Составление сложносочинённых предложений с противопоставительным союзом «а». Составление описательного рассказа с опорой на картинный план.

3

К нам весна шагает быстрыми шагами

Развить фонематический слух и произноситель-ные возможности детей.

Звук и буква "Ё".

Дать понятие звук и буква "Ё".

Ознакомить с образом  буквы "Ё, ё";

 «Ёлка» – двумя руками как бы обводим контур ёлочки сверху вниз (из центра, где макушка, в стороны, обозначая ветки). Одновременно говорим кратко «Ё-Ё-Ё».  Пропевать большую и маленькую  «золотые» песенки: У-О-А-Э-Ы; Ю-Ё-Я-Е-И. Штриховка буквы "Ё".

Грамматический строй речи: Словоизменение: согласование прилагательных с существительными в И.п. единственного и множественного числа.

Выкладывание «поезда» - кубиков с этими складами ( с буквой "Ё"). Учить детей читать склады с буквой "Ё" на кубиках и таблице.

Лексика: Существительные: время года, весна, солнце, трава, цветок, листья, дождь, лужи, снег, дорога, сосульки, почки, птицы, юг, проталины, подснежники, одежда, насекомые, лёд, река, ветер, ледоход, оттепель, капель, капли и т. д. Прилагательные: весенняя, ранняя, поздняя, молодая, весёлая, звонкая, зелёная, тёплая, холодная, долгожданная, цветущая, перелётные, тёмный, грязный, длинный, короткий, сильный, шумный, быстрый, журчащий и т. д. Глаголы: наступать, начинаться, трещать, пригревать, светить, припекать, таять, набухать, распускаться, расцветать, щебетать, выводить, приходить, прилетать, возвращаться, просыпаться, надевать, становиться, вырастать, ломаться, капать, бежать, журчать и т. д.

Составление рассказа о весне по вопросам с опорой на картиннографический план.

4

Водный мир. Земноводные и пресмыкающиеся.

(Обитатели водоемов)

Развить фонематический слух и произноситель-ные возможности детей.

Звук и буква "Ч".

Дать понятие звук и буква "Ч".

Ознакомить с образом  буквы "Ч, ч".

Показ картинки «Тишина» (мальчик с указательным пальцем около рта) – подносим указательный палец ко рту, говорим «Ч-Ч-Ч!».

Пропевать маленькую «деревянную» песенку: ЧУ-ЧО-ЧА-ЧЕ-ЧИ-Ч. Штриховка буквы "Ч".

Грамматический строй речи: Словообразование: образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Словоизменение: изменение существительных по падежам (т. п.); согласование числительных с существительными м. р. и ж. р.

Учить детей читать букву "Ч".

Учить  находить  букву «Ч» на кубиках и таблице. Чтение слогов- слияний  с буквой "Ч".

Лексика: Существительные: обитатели, рыбы, стая, косяк, река, озеро, пруд, море, океан, аквариум, морская звезда, медуза, морской конёк, морской котик, кит, тюлень, акула, скат, дельфин, кораллы, краб, рифы, водоросли; части тела рыб и морских обитателей (хвост, плавники, голова, жабры, колючки и т. д.), чешуя; названия речных, морских и озёрных рыб и т. д. Прилагательные: водный, пресный, солёный, мелкий, прозрачный, чистый, глубоководный, морской, речной, озёрный, аквариумный, хищные, рыбный, рыбий, китовый и т. д. Глаголы: плескаться, расти, плавать, нырять, питаться, нападать, охотиться, защищаться и т. д.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Май

1

9 мая – День Победы

Развить фонематический слух и произноситель-ные возможности детей.

Звук и буква "Э".

Дать понятие звук и буква "Э".

Ознакомить с образом  буквы "Э, э".

Показ картинки «Эхо» –  подносим раскрытые ладони ко рту, как будто хотим позвать кого-то, говорим «Э». Пропевать большую и маленькую  «золотые» песенки: У-О-А-Э-Ы; Ю-Ё-Я-Е-И. Штриховка буквы "Э".

Грамматический строй речи: Словоизменение: изменение существительных по падежам (р. п. и д. п.); согласование прилагательных с существительными в и. п. м. р. множественного числа; согласование числительных с существительными м. р. и ж. р.

Выкладывание «поезда» - кубиков с этими складами ( с буквой "Э"). Учить детей читать букву "Э".

Лексика: Существительные: армия, защитник, воин, солдат, боец, танк, танкист, ракетчик, граница, пограничник, самолёт, лётчик, пилот, зенитчик, корабль, лодка, крейсер, капитан, моряк, матрос, юнга, медаль, орден, значок, погоны, форма, салют, парад, ветеран, огонь и т. д. Прилагательные: смелый, храбрый, отважный, сильный, хитрый, смекалистый, спортивный, ловкий, меткий, зоркий, внимательный, солдатский, защитный, боевой, танковая, ракетные, пограничные, парадный, героический, вечный и т. д. Глаголы: защищать, служить, охранять, воевать, стеречь, оберегать, стрелять, заниматься (спортом), маршировать одержать победу, вспоминать, поздравлять, погибать, побеждать и т. д.

Пересказ рассказа с опорой на картинный план-схему.

2

Как хорошо, что есть семья, которая от разных  бед хранит меня.

(Лето)

Развить фонематический слух и произноситель-ные возможности детей.

Звук и буква "Ц".

Дать понятие звук и буква "Ц".

Ознакомить с образом  буквы "Ц, ц".

Показ картинки «Кошка, хватающая мышку» – показываем одной ладонью резкое хватательное движение, направленное вперёд и говорим «ЦАП!». Пропевать маленькую «деревянную» песенку: ЦУ-ЦО-ЦА-ЦЕ-ЦИ-Ц. Штриховка буквы "Ц".

Грамматический строй речи: Словообразование: образование уменьшительно-ласкательной формы существительных; образование прилагательных от существительных суффиксальным способом; образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Словоизменение: согласование прилагательных с существительными в категории рода.

Учить  находить  букву «Ц» на кубиках и таблице. Чтение слогов- слияний  с буквой "Ц".

Лексика: Существительные: время года, лето, солнце, воздух, тепло, жара, тень, трава, цветы, ягоды, насекомые, вода, речка, озеро, море, пляж, отдых, сад, парк и т. д. Прилагательные: жаркий, ясный, яркий, ласковый, тёплый, прозрачный, солнечный, зелёный, летний, длинный, короткий и т. д. Глаголы: греть, зеленеть, созревать, припекать, загорать, плавать, расти, летать, ловить, нюхать, любоваться, догонять, кататься, загорать, играть, плавать, отдыхать, купаться, радоваться и т. д. Наречия: тепло, высоко, поздно.

Составление рассказа о лете по сюжетной картинке с опорой на картиннографический план.

3

Неделя пожарной безопасности и ЧС.

(Транспорт)

Развить фонематический слух и произноситель-ные возможности детей.

Звук и буква "Ф".

Дать понятие звук и буква "Ф".

Ознакомить с образом  буквы "Ф, ф"

Показ картинки «Ёжик» – сплетаем пальцы рук в «замок», пальцы растопыриваем, как «иголки», произносим короткое многократное «Ф-Ф-Ф». Пропевать большую и маленькую  «деревянные» песенки: ФУ-ФО-ФА-ФЭ-ФЫ-Ф; ФЮ-ФЁ-ФЯ-ФЕ-ФИ-ФЬ. Штриховка буквы "Ф".

Грамматический строй речи: Словообразование: образование относительных прилагательных. Словоизменение: согласование прилагательных с существительными в категории рода; согласование числительных и существительных м. р. и ж. р.; изменение существительных по падежам (р. п. и т. п.) и числам.

Учить детей читать букву "Ф".

Учить  находить  букву «Ф» на кубиках и таблице. Чтение слогов- слияний  с буквой "Ф".

Лексика: Существительные: транспорт, поезд, электропоезд, грузовик, трамвай, троллейбус, автобус, автомобиль, лодка, катер, корабль, теплоход, яхта, самолёт, вертолёт, метро, мотоцикл, велосипед, части транспорта (кабина, руль, сиденье, колёса, дверцы, фары, кузов, багажник, хвост, нос, винт, корма, мачта, штурвал, парус и др.); помощь, машина, машинист, вагоновожатый, шофёр, водитель, капитан, моряк, лётчик, мотоциклист, велосипедист, шоссе, дорога, рельсы, земля, вода, воздух, пассажиры, остановка, вокзал, причал, аэродром, порт, гараж, депо и т. д. Прилагательные: водный, наземный, воздушный, подземный, пассажирский, легковой, грузовой, личный, общий, автомобильный, железнодорожный, пожарная, скорая, полицейская, металлический, кожаный, резиновый, пластмассовый, двух- (трёх-, четырёх-) колёсный и т. д. Глаголы: ехать, лететь, взлетать, плыть, перевозить, управлять, везти, причаливать, отчаливать, прибывать, тормозить, останавливаться, садиться и т. д. Предлоги, союзы: потому что; а.

Составление сложноподчинённых предложений с союзом «потому что»; сложносочинённых предложений с противопоставительным союзом «а». Составление рассказ по наглядному плану.

4

Мир вокруг нас: насекомые и лекарственные растения.

Безопасность в природе.

(Насекомые)

Развить фонематический слух и произноситель-ные возможности детей.

Звук и буква "Щ".

Дать понятие звук и буква "Щ".

Ознакомить с образом  буквы "Щ, щ.

Показ картинки «Щекотка» – щекочем сами себя под мышками (руки крест-накрест), говорим «ой, Щ–Щ-Щекотно!». Пропевать маленькую  «деревянную» песенку: ЩУ-ЩО-ЩА-ЩЕ-ЩИ-Щ.  Штриховка буквы "Щ".

Грамматический строй речи: Словообразование: образование превосходной формы существительных суффиксальным способом.

Учить детей читать букву "Щ".

Чтение слогов- слияний  с буквой "Щ".

Лексика: Существительные: лето, время года, солнце, трава, цветы, нектар, пыльца, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, кузнечик, гусеница, паук, божья коровка, муха, оса, пчела, комар, муравей, таракан), части тела насекомых (голова, крылья, лапки, усики) и т. д. Прилагательные: большой, маленький, разноцветный, красивый, цветочный, пятнистый, полосатый, большекрылый, большеглазый, длинноусый и т. д. Глаголы: греть, зеленеть, расти, расцветать, ползать, летать, порхать, ловить, питаться и т. д.

Составление описательного рассказа о насекомых с опорой на картиннографический план.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проведения логопедических занятий с детьми, имеющими ММД

В данном материале даны методические рекомендации по организации и проведению работы с детьми логопедических групп, имеющими ММД, представлен конспект занятия, включающий группы упражнений, ...

Тематическое планирование фронтальных занятий с детьми с ОНР логопедической подготовительной к школе группы

Планирование составлено с учетом основной и парциальной программы, на базе учебно - тематического комплекта "Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников"  О.С. Гомзяк и Логопедического бу...

«Использование дыхательных упражнений на логопедических занятиях с детьми, имеющими заикание»

В материал включены дыхательные упражнения. Будут полезны детям  с другими нарушениями речи....

Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми, имеющими ЗПР

Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по постановке звука Р, постановке и автоматизации звука Ш с использованием визуальной под...

Возможности использования электронной ручки «Знаток» на логопедических занятиях с детьми, имеющими нарушения речи

Статья содержит варианты использования электронной ручки «Знаток» на логопедических занятиях с детьми, имеющими нарушения речи, аппробированные в практической деятельности....

перспективно - тематическое планирование логопедических занятий с детьми старшей группы

Перспективно - тематическое планирование составлено на основе программы Н.В. Нищевой " Примерная адаптированная программа коррекционно - развивающей работы в логопедической группе детского сада д...

Особенности заучивания стихов на логопедических занятиях с детьми, имеющими ФФНР, осложненное дизартрией

В данной методической разработке показаны приёмы по заучиванию стихов детьми с ФФНР, осложненном дизартрией,  в основе которых лежит  воздействие на двигательную сферу ребёнка.  Рекомен...