Календарно-тематическое планирование логопедических занятий с детьми раннего возраста с проблемами в развитии
календарно-тематическое планирование по логопедии

Полыгалова Екатерина Игоревна

Данное планирование составлено по методическому пособию "Цикл занятий по развитию речи у детей 1-3 лет с проблемами в развитии", авторы Т.Б. Кротова, О.А. Минина,  А.В.Можейко, Н.Н. Саранчин, В.М. Чернышова. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедические занятия проводятся в соответствии

с календарно-тематическим планированием ( Т.Б. Кротова, О.А. Минина,  А.В.Можейко, Н.Н. Саранчин, В.М. Чернышова. Цикл занятий по развитию речи у детей 1-3 лет с проблемами в развитии )

Месяц

Тема занятия

Цели, задачи

Содержание

Сентябрь

1 -2 неделя

Диагностика

3 неделя

 Занятие 1

Задачи: 

 - формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений;

 - учить фиксировать взгляд на ярком предмете, прослеживать его движение взглядом и рукой, формировать захват руки;

 - развивать зрительное восприятие, учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребёнка к произвольному произнесению звукоподражания.

Оборудование: яркое колечко от пирамидки на ниточке, мешочек, небольшая игрушка.

Ход занятия

1.  Упражнение «Ладушки-ладошечки»

2.  Упражнение «Поймай колечко»

3. Сюрпризный момент «В гости пришла игрушка»

4 неделя

Занятие 2

Задачи: 

 -  формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений;

 - учить фиксировать взгляд на ярком предмете, прослеживать его движение;

 - побуждать ребёнка к произвольному выдоху.

Оборудование: игрушка, султанчик.

Ход занятия

1.  Упражнение «Прилетели гули»

2.  Упражнение «Где же кукла Маша?»

3. Дыхательное упражнение с султанчиком.

Октябрь

1 неделя

Занятие 3

Задачи: 

 - развивать собственные ощущения с использованием различных поверхностей;

 - формировать произвольный ротовой выдох;

 - учить фиксировать взгляд на ярком предмете, прослеживать его движение.

Оборудование: мисочка с тёплой водой, вата, жесткая щётка, шарик для пинг-понга, тазик с водой, игрушка, ширма, бубен, лист плотной бумаги.

Ход занятия

1.  Упражнение «Хлоп-хлоп, моя рученька»

2.  Игра «Шарик»

3.  Игра «Прятки»

2 неделя

Занятие 4

Задачи:

 - развивать ощущения собственных движений с помощью лёгких массажных действий руками;

 - формировать произвольный выдох;

 - учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребёнка к произвольному произнесению звука «а-а-а», развивать слуховое внимание.

Оборудование: пёрышко, лёгкий ватный шарик, знакомая кукла.

Ход занятия

1.  Упражнение «С горки – бух!»

2.  Игра «Пёрышко»

3.  Игра «В гости кукла к нам пришла»

3 неделя

Занятие 5

Задачи:

 - активизировать ощущения собственных движений с использованием ровных и неровных поверхностей;

 - формировать произвольный выдох;

 - учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребёнка к произвольному произнесению звука «а-а-а», развивать слуховое внимание.

Оборудование: гладкая поверхность, детский крем, бахрома, зайка, неваляшка, крокодил.

Ход занятия

1.  Упражнение «По ровненькой дорожке»

2.  Игра «Занавесочка»

3.  Игра «Айболит»

4 неделя

Занятие 6

Задачи:

 - активизировать движения пальцев рук, формировать положительный эмоциональный настрой на занятии с педагогом;

 - привлекать внимание ребёнка к звучащему предмету (колокольчику);

- учить соотносить игрушки с сопряжённым, отражённым или произвольным звукоподражанием и различать их.

Оборудование: колокольчик, мишка, кукла, крокодил, волк, заяц, ширма или чудесный мешочек.

Ход занятия

1.  Пальчиковая игра «Сорока-белобока»

2.  Упражнение «Колокольчик»

3.  Игра «У нас в гостях»

Ноябрь

1 неделя

Занятие 7

Задачи:

 - активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, формировать положительный эмоциональный настрой на занятии с педагогом;

 - учить продолжительному ротовому выдоху;

 - активизировать зрительное восприятие ребёнка, формировать его речевую активность, используя двигательные возможности.

Оборудование: игрушечная веточка с листочками, игрушечный одуванчик, 2-3 разноцветные ленты (удочки), игрушки.

Ход занятия

1.  Пальчиковая игра «Этот пальчик…»

2.  Игра «Ветерок»

3.  Игра «Удочка»

2 неделя

Занятие 8

Задачи:

 - учить ребёнка совершать действия руками (раскрывать ладони, широко разводя пальцы) в соответствии со стихотворным текстом;

 - учить продолжительному ротовому выдоху;

 - учить ребёнка определять направление звука.

Оборудование: бабочка, вырезанная из цветной бумаги, закреплённая по центру ниткой, два колокольчика, погремушки, звуковые коробочки.

Ход занятия

1.  Пальчиковая игра «Поехали-поехали…»

2.  Игра «Бабочка, лети!»

3.  Упражнение «Где же колокольчик?»

3 неделя

Занятие 9

Задачи:

 - использовать разницу температурных ощущений, побуждать ребёнка к произвольным эмоциональным восклицаниям: «Ой! Ай! Ух! Ох! Ах!»

- учить ребёнка произвольному ротовому выдоху.

Оборудование: мисочки с тёплой водой, куском льда, пинг-понговый шарик, чашечка.

Ход занятия

1.  Пальчиковая игра «Поехали-поехали…»

2.  Игра «Горячий чай»

4 неделя

Занятие 10

Задачи:

 - формировать представления о схеме тела;

 - учить узнавать и выделять барабан из ряда звучащих предметов (колокольчика, погремушки, звучащей коробочки);

 - формировать длительный произвольный выдох.

Оборудование: колокольчик, погремушки, звучащая коробочка, барабан, бумажный или пластмассовый кораблик, тазик с водой.

Ход занятия

1.  Речь с движением «Вова хлопать как умеет

2. Упражнение «Бом-бом»

2.  Игра «Кораблики»

Декабрь

1 неделя

Занятие 11

Задачи:

 - активизировать ощущения (различать на ощупь мокрое и сухое);

 - формировать представления о схеме лица, выполнять воображаемые действия (вместе с педагогом или вслед за ним) с помощью стихотворного текста;

 - учить узнавать и выделять барабан из ряда звучащих предметов (колокольчика, погремушки, звучащей коробочки).

Оборудование: два одинаковых широких бокала  (в одном – крупа, в другом – вода), колокольчик, погремушки, звучащая коробочка, барабан.

Ход занятия

1.  Упражнение «Мокрый и сухой»

2. Упражнение «Водичка»

2.  Упражнение «Играет – не играет»

2 неделя

Занятие 12

Задачи:

 - учить ребёнка действовать в соответствии со звуковым сигналом;

 - учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать к сопряжённому, отражённому или произвольному звукоподражанию «уа»;

 - формировать представления о схеме лица, выполнять воображаемые действия (вместе с педагогом или вслед за ним) с помощью стихотворного текста с использованием игрушек.

Оборудование: ширма, чудесный мешочек, колокольчик или барабан, игрушки.

Ход занятия

1.  Упражнение «Бух! Бом!»

2. Упражнение «Уа!»

2.  Игра «Покажи у куклы»

3 неделя

Занятие 13

Задачи:

 - развивать моторику руки в сочетании со стихотворным текстом;

 - организовывать зрительное восприятие ребёнка: находить игрушку (мячик, куклу, мишку) в заданном пространстве комнаты;

 - учить соотносить игрушку с её изображением на предметной картинке, называть её, используя звукоподражания или лепетные слова.

Оборудование: ширма, чудесный мешочек, колокольчик или барабан, игрушки.

Ход занятия

1.  Упражнение «Тук-тук»

2. Упражнение «Найди»

4 неделя

Занятие 14

Задачи:

 - формировать представления о схеме тела с использованием стихотворного текста;

 - учить ребёнка различать звучание простейших музыкальных инструментов (барабана, погремушки, дудочки, бубна, колокольчика), развивать слуховую память.

Оборудование: барабан, погремушки, дудочки, бубен, колокольчик.

Ход занятия

1.  Речь с движением «Заболела кисонька»

2. Упражнение «Сначала и потом»

Январь

2 неделя

Занятие 15

Задачи:

 - развивать моторику руки;

 - формировать длительный направленный ротовой выдох;

 - учить узнавать части тела и лица на предметной картинке, изображающей человека, и соотносить их с частями собственного тела.

Оборудование: бумажный или ватный «мячик», картинка с изображением человека.

Ход занятия

1.  Игра «Колобок»

2. Упражнение «Загоним мяч в ворота»

3. Игра «Найди и покажи»

3 неделя

Занятие 16

Задачи:

 - активизировать ощущения собственных движений (активных и пассивных движений руками педагога), побуждать к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами;

 - формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.

Оборудование: свеча.

Ход занятия

1.  Упражнение «Покажи»

2. Игра «Задуй свечу»

4 неделя

Занятие 17

Задачи:

 - развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста;

- учить ребёнка различать звучание разных музыкальных инструментов, развивать слуховую память;

 - учить соотносить реальные объекты (игрушки) с потешками, стихами.

Оборудование: барабан, погремушки, дудочки, бубен, колокольчик, знакомые игрушки.

Ход занятия

1.  Упражнение «Весёлые маляры»

2. Упражнение «Сначала и потом», «Поиграй как я»

3. Упражнение «Угадай игрушку»

Февраль

1 неделя

Занятие 18

Задачи:

 - учить ребёнка имитационным движениям с использованием стихотворных текстов, закреплять представления о частях тела;

 - учить продолжительному и целенаправленному выдоху.

Оборудование: несколько маленьких пузырьков с узким горлышком для лекарств и духов.

Ход занятия

1.  Упражнение «У слона большие уши»

2. Игра «Чей паровоз громче гудит»

2 неделя

Занятие 19

Задачи:

 - развивать моторику обеих рук с использованием пальчикового бассейна;

 - учить ребёнка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки), выделять одинаковые по звучанию.

Оборудование: пальчиковый бассейн, звуковые коробочки.

Ход занятия

1.  Упражнение «Стираем платочки»

2. Упражнение «Коробочка гремит»

3 неделя

Занятие 20

Задачи:

 - развивать моторику обеих рук;

 - формировать целенаправленную струю выдыхаемого воздуха;

 - закреплять представления о частях лица, определять недостающие детали изображения по предметной картинке.

Оборудование: бумажный мячик, картинки с изображением лица, на котором отсутствуют отдельные его части: нос, рот, уши, глаза, волосы, брови.

Ход занятия

1.  Игры с бумажным мячиком

2. Игра «Погреем ручки»

3.  Упражнение «Найди и покажи»

4 неделя

Занятие 21

Задачи:

 - учить узнавать предметы по их функциональному назначению, побуждать к произвольному звукоподражанию, развивать  внимание и память;

 - учить ребёнка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки) и выделять одинаковые по звучанию.

Оборудование: цветные картинки (самолёт, кукла, паровозик, волк) и контурные изображения тех же предметов, звуковые коробочки,

Ход занятия

1.  Игра «Покажи и назови»

2. Игра «Найди лишнюю»

Март

1 неделя

Занятие 22

Задачи:

 - учить ребёнка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки) и выделять одинаковые по звучанию;

 - побуждать ребёнка к непроизвольному звукоподражанию, развивать внимание и память.

Оборудование: звуковые коробочки, три предметных картинки.

Ход занятия

1.  Игра «Найди пару»

2. Игра «Что пропало?»

2 неделя

Занятие 23

Задачи:

 - развивать моторику руки;

 - учить различать холодную и тёплую струю выдыхаемого воздуха.

Оборудование: два тазика с холодной и тёплой водой.

Ход занятия

1.  Упражнение «Поймай капельки»

2. Игра «Зайка

3 неделя

Занятие 24

Задачи:

 - учить контролировать силу ротового выдоха;

 - включать звукоподражания в стихотворные тексты, произнесение сопровождать имитационными движениями;

 - учить ребёнка различать звукоподражания с опорой на зрительное восприятие.

Оборудование: картинка с изображением курицы, вороны, кукушки, свеча, предметные картинки с изображением животных.

Ход занятия

1.  Упражнение «Напугаем свечку»

2. Игра «Кто как кричит?»

4 неделя

Занятие 25

Задачи:

 - развивать мелкую моторику обеих рук с использованием пальчиковой гимнастики;

 - соотносить звукоподражание с изображением на предметной картинке, побуждать к сопряжённому, отражённому или произвольному произнесению звукоподражаний «ух», «ах», «ох»;

 - учить различать и запоминать цепочку звукоподражаний.

Оборудование: пальчиковая игрушка-животное, картинка с изображением звукоподражаний «ух», «ох», «ах».

Ход занятия

1.  Игра с пальчиковой игрушкой

2. Упражнение со звукоподражаниями

3. Игра «Кто сначала – кто потом?»

Апрель

1 неделя

Занятие 26

Задачи:

 - снятие напряжения мышц пальцев рук;

 - формирование понимания направленности действий;

 - формирование названий признаков предметов.

Оборудование: тазик с тёплой водой, картинка с изображением девочки за столом, предметы окружения, хорошо знакомые ребёнку.

Ход занятия

1.  Игра с пальчиковой игрушкой

2. Упражнение со звукоподражаниями

3. Игра «Кто сначала – кто потом?»

2 неделя

Занятие 27

Задачи:

 - совершенствование мелкой моторики;

 - формирование направленного ротового выдоха;

 - стимулирование аморфных слов.

Оборудование: игрушечный бассейн с манкой, соломинка для коктейля, вата, знакомые игрушки.

Ход занятия

1.  Игры с манкой

2. Дыхательное упражнение с соломинкой и ватой

3. Игра «Позови»

3 неделя

Занятие 28

Задачи:

 - развивать мелкую моторику руки;

 - развивать движение органов артикуляции;

 - стимулировать использование активного словаря.

Оборудование: игрушечный бассейн с манкой, игрушка лягушка, картинки с предметами, знакомыми ребёнку.

Ход занятия

1.  Игры с манкой

2. Дыхательное упражнение с соломинкой и ватой

3. Игра «Позови»

4 неделя

Занятие 29

Задачи:

 - развивать мелкую моторику рук;

 - развивать речевое дыхание;

 - выполнять дыхательно-голосовые упражнения на удлинение речевого выдоха.

Оборудование: две тарелки, зёрнышки крупных злаковых, тазик с водой, бумажный кораблик, картинки символы звуков.

Ход занятия

1.  Игры с манкой

2. Дыхательное упражнение с соломинкой и ватой

3. Игра «Позови»

Май

1-2 неделя

Занятие 30

Задачи:

 - развивать подражание движениям рук;

 - формировать длительный выдох;

 - активизировать речевое высказывание.

Оборудование: бабочка из картона, знакомые игрушки.

Ход занятия

1.  Речь с движением «Ладошки вверх – ладошки вниз»

2. Дыхательное упражнение с бабочкой

3. Упражнение на стимуляции речевых высказываний «на», «дай», «где», «вот», «тут».

3-4 неделя

Итоговая диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные логопедические занятия с детьми раннего возраста

Рассматривается индивидуальная работа с детьми раннеговозраста на логопедическом пункте....

Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой психоречевого развития

Направления  коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой психоречевого развития...

статья "Коррекционно- логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития"

статья "Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития"...

Организация и проведение логопедических занятий с детьми раннего возраста.

Детская деятельность – активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, в ходе которого происходит формирование психики ребенка. Наиболее ранней самостоятельной деятельностью является предмет...

Конспект логопедического занятия с детьми раннего возраста.

Тема: «Насекомые»Цель: развитие слухового внимания на материале неречевых звуков.Задачи:Коррекционно-образовательные:- развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков;- развивать...

Конспект логопедического занятия с детьми раннего возраста по развитию речи.

Конспект логопедического занятия с детьми раннего возраста по развитию речи....