Организация и проведение логопедических занятий с детьми раннего возраста.
статья по логопедии (младшая группа) на тему

Сазанова Анжелика Александровна

Детская деятельность – активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, в ходе которого происходит формирование психики ребенка. Наиболее ранней самостоятельной деятельностью является предметная деятельность. Она начинается с овладения действиями с предметами, такими как хватание, манипуляции, собственные предметные действия, предполагающие использование предметов по их функциональному назначению. Предлагая вашему вниманию план логопедических занятий для детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация и проведение логопедических занятий с детьми.

План логопедических занятий для детей раннего возраста:

Воспитание звуковой культуры речи

Решая задачу звуковой культуры речи проводится работа по:

  • развитию слухового внимания и фонематического слуха;
  • подготовке органов артикуляции к произношению звуков с помощью упражнений и игр;

  • работу над темпом речи;
  • развитию речевого дыхания.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха работа проводится по следующим разделам:

  1. Воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающей действительности;
  2. Воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей;
  3. Формирование фонематического восприятия.

Работая над этим направлением, необходимо использовать определенные  приемы. Игры подбираются с постепенным усложнением. Для воспитания слухового внимания, способности дифференцировать слуховые раздражители используются различные звуковые игрушки: погремушки, колокольчики, барабаны, бубны и т.д. Дети учатся  различать тихие и громкие звуки, низкие и высокие звуки.

При развитии речевого слуха, необходимым условием для формирования фонематического восприятия, является обучение детей:

- слушать и слышать, то есть реагировать на слово, как на сигнал. Это является основой формирования эмоционально-волевой сферы;

- различать качества человеческого голоса: тембр, силу интонации, темп, ритм, высоту звучания.

При развитии фонематического восприятия дети начинают прислушиваться к речевым звукам, различать слова и звукоподражания, отличающиеся одним или несколькими звуками.

В процессе работы, необходимо подкреплять звучащее слово либо игрушкой или картинкой с изображением предмета, либо демонстрацией действия или картинки, изображающей это действие.

На первом этапе дети обязательно видят лицо взрослого, при этом слова произносятся  с несколько утрированной артикуляцией. При повторении игры вводится усложнение: при произнесении слова взрослый прикрывает рот так, чтобы дети не видели артикуляции, то есть пользовались только слуховым анализатором.

Упражнения и игры, подготавливающие артикуляцию и произношение звуков: работая по развитию артикуляционной моторики на основе активной артикуляционной гимнастики, необходимо стимулировать детей к выполнению следующих произвольных движений:

«Улыбка», «Поцелуй», «Лошадка», «Часики», «Качели» «Открой рот»,  «Закуси верхнюю губу», «Закуси нижнюю губу», «Высунь язык на нижнюю губу», «Подними язык на верхнюю губу». С теми детьми, у которых не получаются отдельные упражнения, артикуляционная гимнастика проводится в пассивной форме.

Работа над темпом речи. На речевом материале дети учатся проговаривать звуки и слова с различной громкостью, в различном темпе. Особое внимание необходимо уделять тем, кто постоянно говорит тихо или громко. Умение отвечать на занятиях громко и четко формируются в процессе воспроизведения детьми стихотворений, потешек, при ответах на вопросы.

В повседневном общении очень важно следить за темпом речи детей, учить их говорить быстро и медленно. С этой целью на логопедических занятиях, логопед учит произносить звукосочетания или отдельные слова с различной скоростью (быстро, медленно, умеренно), а затем предлагает детям воспроизводить их в том же темпе. Путем таких упражнений дети учатся не только на слух дифференцировать скорость произнесения слов, но и говорить в различном темпе.

Развитие речевого дыхания. Громкость, плавность речи во многом зависят от речевого дыхания. Работа по развитию речевого дыхания проводится систематически на прогулке, во время занятий и игр. Детям предлагается дуть на тонкие полоски бумажек (игра «Ветерок»), на бумажные снежинки, на шарики разного веса, на другие легкие предметы; произносить протяжные, на одном выдохе гласные и согласные звуки, в сочетании с движением рук, небольшие фразы.

В процессе работы по воспитанию звуковой культуры речи широко используется наглядный материал.

Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса детей раннего возраста.

Словарная работа с детьми раннего дошкольного возраста, заключается в обогащении, уточнении и активизации словаря в процессе расширения знаний и представлений об окружающем.

Работа над активным и пассивным словарем детей проводится в рамках определенной лексической темы с соблюдением принципов комплексности, системности и концентрированного изучения лексической темы. Пополнение словарного запаса детей необходимо начинать с обобщенных понятий. Прежде всего, дети должны усвоить названия тех предметов и явлений, с которыми они наиболее часто соприкасаются (названия частей тела, продуктов питания, посуды, мебели, одежды, обуви, головных уборов,  животных, птиц, овощей, фруктов). Дети раннего возраста, входящие в группу риска по возникновению речевых нарушений, не всегда правильно называют слова, обозначающие предметы. Поэтому необходимо ставить вопросы «что это?», давать задания типа «покажи...» для правильного соотнесения предмета и слова, его обозначающего. К тому же, дети еще должны знать и назначение этих предметов. Для постепенного овладения обобщающими понятиями проводятся занятия (а также дидактические игры, как составная часть занятий) на группировку знакомых детям предметов. Дети раннего возраста, на фоне обучения, осваивают и учатся использовать в своей речи собирательные существительные, называют конкретные предметы, входящие в группу, и указывают на функциональный признак, позволяющий объединить те или иные объекты, разные по названию и внешнему виду. Например, в игровой ситуации дети рассматривают куклу и рассказывают, что они делают: собирают куклу на прогулку, называют предметы одежды (что нужно одеть на куклу), а логопед задает вопрос: «Вот мы собрали куклу на прогулку, какая на ней одежда?» (Дети повторяют названия отдельных предметов).

Необходимо отметить, что основной задачей является  количественное расширение словаря, не только на занятиях по развитию речи, но и в других видах деятельности, например, во время прогулок, экскурсий на природу, в зоопарк и т.д.

Наряду с этим наполняется и качественное развитие словаря: правильное обозначение как самих предметов, так и их свойств и действий,  то есть используются в речи не только имена существительные, но и прилагательные и глаголы. С этой целью чаще ставятся вопросы: «какой?», «что можно делать?», «кто или что едет?». Например, при рассматривании игрушек: «Лена, покажи большой мяч. Какой он? (отвечают несколько детей). А какого цвета другой мяч? (спросить двух-трех детей). А это какой мяч? (маленький)».

Цель следующих вопросов - активизация применения в речи глаголов (действий): «Что вы делаете с мячом? Как можно с ним играть?» сравнивая предметы, называя их самые разные качества: «Эта елочка высокая, а эта?...» Далее просят поставить в одну сторону высокие елочки, а в другую - низкие. Конечно, на первых занятиях дети не всегда могут назвать какие-то качества предмета, действия, тогда им необходимо помогать, просить детей повторить эти слова, чтобы они включались в их активный словарь. Аналогичные вопросы ставятся при рассмотрении картинок. Например, вопросы по картинкам «Петух, курица и цыпленок»: «Посмотрите на эту картинку. Кто это? Что это у петушка? (гребешок, хвост). Вам понравился петушок? Какой петушок? (красивый, большой, сильный). А цыплята какие? (маленькие, желтенькие, пушистые). Как цыплята пищат? А с кем гуляют цыплята? Что делают куры? (пьют воду, клюют, ищут червяков для своих цыплят)». Таким образом, дети не только перечисляют увиденное на картинке, но и называют качества, действия предметов.

В процессе работы над лексическим строем языка детей раннего возраста значительное место отводится элементам наглядности (игрушки, картины, лото).

Формирование грамматического строя речи детей проводится в рамках логопедической и общеобразовательной работы в соответствии с определенной лексической темой, специфическими и дидактическими принципами логопедии и педагогики.

В процессе формирования грамматического строя речи существует два аспекта работы:

  • работа над морфологическими средствами языка;
  • работа над синтаксической стороной речи.

При работе над морфологическими средствами языка регулярно проводятся специальные игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием: на усвоение родовой принадлежности и падежных форм имен существительных, на употребление предлогов, на образование форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Игры и игровые упражнения с таким содержанием проводятся на речевых занятиях индивидуально или с подгруппами детей.

На занятиях над морфологическими средствами языка берутся

 те грамматические формы, употребление которых вызывают определенные трудности. Необходимо упражнять детей в использовании существительных, имеющих в родительном и винительном падежах множественного числа.

1. Договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках («Лучше нас, лесных ... ежей, нет на свете ... сторожей»),

2. Дидактическое упражнение «Где одна, а где много?» (Ложек, подушек, слонов, воробьев, гусей, книг, глаз, одеял).

3. Дидактическая игра «Чего (кого) не стало?»

Чтобы активизировать в речи детей предлоги, помочь им в усвоении различных значений предлогов, с детьми проводятся игры-инсценировки «Где Мишка искал свой мяч?», «Зайцы в лесу», «Что изменилось?». На занятиях по развитию речи и по формированию элементарных математических представлений проводятся игры примерно такого содержания: у детей на столах мелкий раздаточный материал (куколки, елочки, кружочки). По сигналу педагога каждый ребенок прячет или куда-нибудь кладет названный предмет. Затем у ребенка спрашивают: «Где твоя куколка?» (В кармашке, на стуле, в шкафу, на столе и т.д.). 

Формирование грамматического строя речи (прежде всего структуры предложений) осуществляется через игры, имеющие не узкую дидактическую направленность, а широкий общеразвивающий эффект: это совместные со взрослыми инсценированные представления и игры-драматизации. 

Для формирования грамматически правильной речи на занятиях рассматриваются серии сюжетных картин. Ориентируясь на наглядно-представленную ситуацию, дети легче охарактеризовывают место действия (в песочнице, на горке), время (летом, в солнечный денек), устанавливают причинно-следственные отношения (чтобы играть с песком, Таня взяла формочки и совок; бодаться козлята не могут: рожки еще не выросли).

Работа с серией картинок, связанных общим содержанием осуществляется по следующему плану:

  1. раскладывание по порядку всю серию картинок;
  2. беседа по каждой картинке;
  3. убирать все картинки;
  4. предлагать ребенку правильно разложить всю серию.

Работа над фразовой речью. Большое место в работе над фразовой речью детей раннего возраста отводится играм-инсценировкам с игрушками.

Использование сюжета из хорошо знакомых детям сказок («Репка», «Колобок», «Три медведя»).

Работа с родителями. Коррекционно-логопедическая работа по всем направлениям развития осуществляется  тесном единстве с родителями.

После каждого занятия родителям дается домашняя работа: для закрепления пройденного материала. Проводятся консультации по режимным моментам, по развитию речи, познавательной и двигательной  деятельности детей, приобретению игрушек, чтению детской литературы и многое другое. Хотя не все родители выполняют задания и участвуют в коррекционной работе, необходимо вовлекать их в работу. Объясняя значимость раннего выявления предпосылок познавательного и речевого нарушения у детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные логопедические занятия с детьми раннего возраста

Рассматривается индивидуальная работа с детьми раннеговозраста на логопедическом пункте....

Конспект логопедического занятия с детьми раннего возраста.

Тема: «Насекомые»Цель: развитие слухового внимания на материале неречевых звуков.Задачи:Коррекционно-образовательные:- развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков;- развивать...

Конспект логопедического занятия с детьми раннего возраста по развитию речи.

Конспект логопедического занятия с детьми раннего возраста по развитию речи....

Конспект проведения игры-занятия с детьми раннего возраста

Особенность игр-занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности, игровая мотивация усиливает протекание психических процессов ...

Конспект проведения игры-занятия с детьми раннего возраста (1-3 года): "Кукла Маша первый раз пришла в детский сад".

Данный конспект игры-занятия поможет воспитателю в игровой форме научить детей "вежливым" словам и закрепить правила поведения в детском саду....