Главные вкладки

    Методическое сопровождение специализированной образовательной программы для ребёнка с особыми образовательными потребностями
    консультация по логопедии по теме

    Курилова Виктория Михайловна

    Методическое сопровождение специализированной образовательной программы для ребёнка с особыми образовательными потребностями

    (материал по методическому обеспечению моделей интегрированного образовательного процесса)

    Консультация подготовлена в 2015 г., опубликова на сайте методических объединений педагогов коррекционного образования города Оренбурга

    http://logoped56.ru/index.php/pedagogam/konsultats...

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    В последнее время отмечается неуклонный рост количества детей с особыми образовательными потребностями, то есть детей, нуждающихся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Особые образовательные потребности имеют и дети с ограниченными возможностями здоровья (дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания) – обширная и неоднородная группа, включающая в себя детей с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой  и комплексными нарушениями развития.

    В нашем дошкольном учреждении созданы условия для воспитания и обучения детей с нарушениями речи, а именно дошкольников 3-8 лет с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. Присутствие данной категории детей в ДОУ потребовало разработки специализированных образовательных программ[1],  обеспечивающих развитие личности, мотивации и способностей детей с ОВЗ в различных видах деятельности, и охватывающих, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Методическое сопровождение данных программ включает в себя разработку и создание системы учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации коррекционно - образовательного процесса, и, в результате, обеспечивает наличие совокупности всех учебно-методических документов (планов, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой системное описание образовательного процесса.

    Успешная реализация специализированных программ подразумевает организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей. При планировании[2] и осуществлении коррекционно-образовательной деятельности педагоги следуют принципу интеграции, обеспечивая детям возможность получать дополняющие друг друга знания и навыки из разных образовательных областей как в процессе занятий, так и в ходе режимных моментов. Реализации данного принципа способствует и организация предметно-развивающей среды в детском саду, использование полифункциональных материалов (мягких модулей, ширм, детской мебели и т.д.), наличие в группах не только разнообразных материалов, игр, игрушек, но и «уголков» для игры, конструирования, уединения.

    В каждой логопедической и коррекционной группе создан логопедический центр «Речецветик», оборудованный зеркалами для мимической и артикуляционной гимнастики, игрушками для совершенствования диафрагмально-речевого дыхания; картотеками  предметных и сюжетных картинок и настольно-печатными дидактическими играми для уточнения произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза, автоматизации и дифференциации поставленных звуков, подборками игр для совершенствования грамматического строя речи, картинками и игрушками для накопления словаря по всем  лексическим темам, пособиями для развития мелкой моторики и т.д.

    В логопедических кабинетах развивающая среда организована таким образом, чтобы способствовать развитию не только всех сторон речи, но и неречевых психических функций         (внимания, памяти и т.д.). В детском саду имеется мультимедийное оборудование: ноутбуки, компьютеры, проекторы, интерактивная доска, интерактивный стол, многофункциональные устройства.

    Система коррекционно-развивающей работы в логопедических группах реализуется с учетом Программы:

    Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.; а также образовательных коррекционно-развивающих технологий и методик:        

    • Ткаченко Т.А Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: Детство-пресс, 2008.;
    • Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 5-6 лет с ОНР. – М.: ТЦ Сфера, 2012.;
    • Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок: методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2013..;
    • «Применение пиктограмм в работе с детьми  с ограниченными возможностями здоровья»  Корвякова Н.Ф.;
    • Полянская Т.В. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.: Учебно-методическое пособие.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2009. и т.д.

    методических разработок для детей дошкольного возраста с нарушениями речи:

    •  «Разноцветная лексика». Комплекс игровых занятий по формированию эмоциональной лексики у детей с ОНР;
    •  «Умные пальчики». Комплекс упражнений, направленных на развитие мелкой моторики;
    •  «Звуки и буквы». Профилактика дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи;
    • «Слово на ладошке». Артикуляционная гимнастика в сочетании со статическими движениями рук;
    • «Учимся говорить». Комплекс упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слов;
    •  «Игротека для малышей». Игры для совершенствования лексико-грамматических представлений у детей с ОНР;
    • «Маски чудесные мы примеряем и в театр волшебный мы попадаем!» Творческий проект для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на материале сказок В. Сутеева;
    •  «Логопедические сказки – помощницы». Комплекс логопедических сказок по преодолению нарушений звукопроизношения и т.д.

    для педагогов ДОУ:

    • «Дидактическая игра и наглядность – эффективные компоненты для развития фонематического восприятия и формирования звукового анализа и синтеза у дошкольников с ФФНР»»;
    • «Развитие лексической стороны речи  детей в игре»;
    • «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»;
    •  «Методы и приемы профилактики социальной дезадаптации детей с особыми образовательными потребностями »;
    • «Особенности преодоления проблем коммуникативного развития детей с ОВЗ»;
    • «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники»;
    •  «Реализация здоровьесберегающих технологий в развитии физиологического и речевого дыхания у детей с ОНР»;
    •  «Говори! Ты это можешь!» Методика работы с неговорящими детьми в ДОУ;
    • «Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи»;
    •  «Использование специальных упражнений и игр для улучшения подвижности органов артикуляции»;
    •  «Использование метода моделирования в обучении детей составлению описательных рассказов»;
    •  «Использование элементов ТРИЗ в речевом развитии дошкольников» и т.д.

    для родителей:

    • «Речевые игры: что это такое и как в них играть?»;
    • «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»;
    •  «Воспитание в семье особого ребенка»;
    • «Взаимодействие детского сада и семьи, как условие развития речевых способностей ребенка»;
    • «Роль родителей в развитии речевого дыхания дошкольников с ОНР»;
    •  «Как помочь ребенку запомнить буквы»;
    • «Тренируем пальчики - развиваем речь»;
    •  «Периоды речевого развития. Чему и когда должен научиться ваш малыш»;
    • «Развитие потребности речевого общения у ребенка раннего возраста, или как помочь ребенку начать говорить»;
    • «Как хорошо уметь читать! Обучение чтению в дошкольном возрасте»;
    • «Развитие связной речи у детей с ОНР» и т.д.

    материалов с методических объединений педагогов коррекционного  образования города Оренбурга:

    • «Мультимедийная поддержка коррекционного процесса в дошкольном образовательном учреждении»;
    •  «Ресурсы логопедического занятия в обеспечении режима двигательной активности дошкольников»;
    •  «ФГТ в ДОУ. Организация коррекционно – развивающего обучения детей с проблемами речевого развития»;
    •  «Инклюзивное образование как фактор обучения детей с ограниченными возможностями в здоровье»;
    •  «Специфика и сущность взаимодействия педагога коррекционного образования с другими участниками образовательного процесса в решении задач развития и коррекции речи детей»;
    • мастер-класс: «Особенности коммуникативных умений дошкольников с ОВЗ» и т.д.

    Эти разработки дифференцированы в соответствии с возрастом детей.

    Методическая литература, обеспечивающая успешную реализацию Программы и преодоление проблем речевого развития:

    Авторы

    Наименование методического пособия

    Издание

    Акименко В.М.

    Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями

    Ростов-на-Дону. «Феникс», 2011г.

    Алябьева Е.А.

    Развитие глагольного словаря у детей с речевыми нарушениями

    Москва. Сфера, 2011г.

    Архипова Е.Ф.

    Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии  у детей

    Москва «Астрель», 2008г.

    Асташина И.В.

    Логопедические игры и упражнения для детей. Развиваем речь и дикцию.

    М.: ООО Группа Компании «РИПОЛ классик», 2008г.

    Ахмылова Н.В.

    Учимся читать с удовольствием! Система быстрого обучения чтению детей 5-6 лет с речевыми нарушениями

    М.: ГНОМ и Д, 2008г.

    Баряева Л.Б.

    Игры-занятия с водой и песком

    Санкт –Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 2008г.

    Белинская Е.В.

    Сказочные тренинги

    Москва. «Сфера», 2008г.

    Большебратская Э.Э.

    Песочная терапия

    Петропавловск, 2010г.

    Вакуленко Л.С.

    Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи

    Санкт-Петербург. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г.

    Воронова А.Е.

    Логоритмика для детей 5-7 лет

    Москва. Сфера, 2010г.

    Галкина Г.Г.

    Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей

    Москва. «ГНОМ и Д», 2008г.

    Гербова В.В.

    Развитие речи в детском саду.  Первая младшая группа

    МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014г.

    Гербова В.В.

    Развитие речи в детском саду.  Средняя группа

    МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014г.

    Гербова В.В.

    Развитие речи в детском саду.  Старшая группа

    Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014г.

    Гомзяк О.С.

    Говорим правильно

    Москва, 2008г.

    Гризик Т.И.

    Развитие речи и подготовка к обучению грамоте

    Москва «Просвещение», 2008г.

    Громова О.Е.

    Инновации в логопедическую практику

    М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2008г.

    Гуськова А.А.

    Развитие монологической речи детей 6-7 лет. Занятия на основе сказок

    Волгоград. «Учитель», 2009г.

    Ильякова Н.Е.

    Логопедические тренинги по формированию связной речи с ОНР 5-6 лет

    Москва. «ГНОМ и Д», 2008г.

    Коврыгина Т.Е.

    Занимательное обучение чтению

    Волгоград. «Учитель», 2011г.

    Корнев А.Н.

    Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи

    Москва «АЙРИС- пресс», 2008г.

    Лапковская В.П.

    Речевые развлечения в детском саду

    Москва. «Мозаика-Синтез», 2009г.

    Максакова А.И.

    Развитие правильной речи ребенка в семье.

    Москва. «Мозаика-Синтез», 2011г.

    Мещерякова Н., Жуковская Л.

    Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников.

    Волгоград, 2009г

    Микляева Н.В.

    Развитие языковой способности у детей 5-6 лет с ОНР

    Москва. «Сфера», 2012г.

    Морозова И.А.

    Подготовка к обучению грамоте

    Мозаика – Синтез, 2010г

    Нагорная  Л.Ф.

    Логопедические проблемы детей дошкольного возраста.

    Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2009г

    Нищева Н.В.

    Занимаемся вместе. Младшая группа.

    Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2011г.

    Нищева Н.В.

    Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет.

    Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2008г

    Нищева Н.В.

    Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.

    Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2008г

    Нищева Н.В.

    Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи.

    Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2008г

    Нищева Н.В.

    Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп.

    Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2010г

    Нищева Н.В.

    Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп.

    Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2010г.

    Подрезова Т.И.

    Материалы к занятию по развитию речи

    Москва. « Айрис-Пресс»,2010г.

    Полянская Т.Б.

    Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

    Санкт-Петербург. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009г.

    Селихова Л.Г.

    Ознакомление с природой и развитие речи

    Москва. «Мозаика-Синтез», 2008г.

    Селихова Л.Г.

    Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Интегрированные занятия.

    Москва. «Мозаика-центр»,2008г.

    Сидорчук Т.А.

    Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ)

    Москва. АРКТИ, 2012г.

    Сидорчук Т.А.

    Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок  (Технология ТРИЗ)

    Москва. АРКТИ, 2013г.

    Ушакова О.С.

    Развитие речи детей 3-4л

    Москва. «Антана-граф»,2010г.

    Ушакова. О.С.

    Развитие речи детей 3-5 лет.

    Москва, 2011г.

    Шадрина Л.Г.

    Развиваем связную речь

    Москва. «Сфера», 2012г.

    Шевченко И.Н.

    Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников.

    Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2010г

    Шорохова О.А.

    Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия

    Москва. «Сфера», 2009г.

    Юдина Я.,

    Захарова И.

    Сборник логопедических упражнений. Подготовительная группа.

    Москва. «Вако»,  2011г.

    А так же имеются периодические издания: «Логопед» и «Логопед в ДОУ»

    Для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими  нарушения речи, логопедические кабинеты оборудованы следующими дидактическими материалами и пособиями:

    Обследование речевого и общего развития детей.

    Наглядные материалы и пособия по обследованию речи: логопедический альбом для обследования звукопроизношения, логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи, наборы предметных и сюжетных картин и картинок для обследования слоговой структуры слов, объема активного и пассивного словаря, грамматического строя речи, связной речи и т.д.

    Материал по обследованию логического мышления: счетный материал, разрезные картинки, пирамидки разной степени сложности, исключение 4-го лишнего предмета, картинки и тексты со скрытым смыслом, картинки-шутки (что нарисовано неправильно), предметы для группирования их по цвету, форме, общей принадлежности к данной группе, папка с геометрическими фигурами, мелкий строитель, мозаика.

    Дидактические материалы для формирования всех компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики, связной речи.

    а) Формирование грамматического строя речи

    - Пособия на все падежные формы существительных единственного и множественного числа.

    - Пособия на все предложные конструкции.

    - Пособия на все согласования.

    - Пособия для формирования фразы.

    б) Формирование лексической стороны речи

    - Предметные картинки по темам: овощи, фрукты, игрушки, мебель, одежда, обувь, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, цветы, деревья, насекомые, профессии, посуда, транспорт, водный мир, части суток и время.

    -Пособия для формирования навыков словообразования (относительных и притяжательных прилагательных, однокоренных слов).

    - Предметные картинки на подбор антонимов.

    - Предметные картинки на подбор синонимов.

    - Картинки для расширения глагольного словаря.

    в) Формирование фонетико-фонематического восприятия, анализа и синтеза: символы звуков; сигнальные кружки, предметные картинки и текстовый материал на дифференциацию звуков; пособия для определения позиции звука в слове, схемы на звуко-слоговой анализ слов, схемы анализа предложений.

    г) Совершенствование навыков связной речи: наборы  сюжетных и предметных картинок, серии сюжетных картин, схемы и таблицы для составления сравнительных и описательных рассказов, тексты для пересказа.

    д) Коррекция звукопроизносительной стороны речи: наборы упражнений артикуляционной гимнастики, пособия для развития речевого дыхания фабричного изготовления и изготовленные своими руками (трубочки, снежинки, бабочки и т.д.), предметные и сюжетные картинки на все изучаемые звуки для фронтальной и индивидуальной работы, игры, альбомы и текстовый материал на автоматизацию поставленных звуков, пособия для формирования слоговой структуры слова.

    Оборудование для постановки звуков: настенное зеркало, настольные зеркала на каждого ребёнка,  комплект зондов для постановки звуков, вата, ватные палочки, марлевые салфетки, спирт, шпатели, набор игрушек и предметных картинок для сопровождения артикуляционной и мимической гимнастики.

    е) Обучение грамоте: настенный алфавит, азбука в картинках, магнитная азбука, касса букв и слогов на каждого ребенка, букварь.

    ж) Развитие общего внимания, памяти, логического мышления: пособия на классификацию предметов, их группировку по ведущему признаку, пособия для развития слухового и  зрительного внимания, логического мышления, произвольного запоминания.

    з) Развитие моторных функций: крупные плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем лексическим темам, разрезные картинки и пазлы по изучаемым темам, пирамидки разных цветов, массажные мячики разных цветов и размеров, игрушки-шнуровки, игрушки-застежки, мозаика, бусины для нанизывания, занимательные игрушки из разноцветных прищепок, массажные коврики и конструкторы типа «Lego» и схемы выкладывания построек из них.

    Обеспечение предметно-пространственной среды в соответствии с образовательными областями

    Образовательные области

    Наглядно-дидактические пособия, игры, материалы

    Познавательное развитие

    -тематические наборы картин и картинок по лексическим темам;

    -альбомы и комплекты фотографий об Оренбурге, Москве, природных зонах России;

    -аудиотека «голосов природы» (шум ветра, шум моря, шум дождя, журчание ручейка и т. п.);

    -материалы для сенсорного развития: звучащие игрушки-заместители (маленькие коробочки с различными наполнителями — горохом, фасолью, камушками погремушки; пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, звучащие мячики и волчки и т. п.);

    -занимательные игрушки для развития тактильных ощущений, «пальчиковые бассейны» с различными наполнителями;

    -игры для развития психических функций: рамки-вкладыши Монтессори, тактильный коврик, карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам и т.д.;

    -настольно-печатные игры (лото, домино и т.д.)

    Социально-коммуникативное развитие

    -игровой набор - кубик «Мир эмоций»;

    -карточки-пиктограммы;

    -серии сюжетных картин по решению проблемных ситуаций;

    -пантомимические этюды и т.д;  

    -игры и игрушки для девочек - набор кукол, одежды и мебели для них;

    -игры и игрушки для мальчиков: модели машин разного размера из разных материалов, сборные модели машин, строительный набор, фигурки для обыгрывания построек, разрезные картинки и пазлы (машины, мотоциклы, самолеты);

    -настольно-печатные игры.

    Речевое развитие

    -раздаточный материал: серии сюжетных картинок, кассы букв и слогов, букварь, магнитная азбука, символы звуков, сигнальные кружки, наборы геометрических фигур и т.д.;

    -демонстрационный материал: схемы и таблицы, наборы предметных и сюжетных картин, коврограф и т.д.;

    -настольно-печатные игры: домино, лото, пазлы, игры-«ходилки»  по лексическим темам и т.д.

    Художественно-эстетическое развитие

    -детские книги и энциклопедии;

    -книги с фольклорными произведениями;

    -книги-самоделки;

    -книжки-раскраски;

    -видеофильмы и презентации о жизни и творчестве писателей;

    -репродукции известных художников;

    -портреты художников, композиторов, писателей и поэтов;

    -аудиотека с записями литературных и музыкальных произведений;

    -театрализованные игры, инсценировки и драматизации (пальчиковый театр, настольный театр) и т.д.

    -мелки (восковые и акварельные), цветные карандаши, кисти,  краски, пластилин, трафареты, наклейки, цветная и белая бумага и т.д.

    Физическое развитие

    -массажные мячи,

    -мячи разных размеров,

    -обручи,

    -гимнастические палки,

    - Су-Джок,

    -игрушки-шнуровки,

    -игрушки-застежки,

    -мозаика,

    -массажные коврики,

    -тактильные дорожки,

    -плоскостные изображения предметов для обводки и штриховки по всем лексическим темам.

    Стоит также отметить, что необходимым условием качественной реализации специализированных Программ, помимо методического обеспечения, является их непрерывное сопровождение квалифицированными специалистами, педагогами и учебно-вспомогательными работниками. Педагоги ДОУ поддерживают высокий уровень профессиональной компетенции за счет систематической работы по самообразованию, включающей в себя своевременное изучение новинок методической литературы, законодательных актов, приобретение и совершенствование практических навыков использования иформационно-коммуникационных технологий в коррекционно-образовательном процессе.

    Консультация подготовлена с использованием следующих источников:

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html)

    2. Адаптированная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 171»

    3. Нищева Н.В., Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО)

    4. «Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями: основные положения» (http://www.niro.nnov.ru/?id=2708)


    [1] А именно:  Адаптированной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и Индивидуальных образовательных программ (для детей – инвалидов).

    [2] Перспективный комплексно-тематический и календарный планы коррекционно-развивающей деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективное планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребёнком с особыми образовательными потребностями.

    П ример перспективного планирования индивидуальной коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с ребёнком с особыми образовательными потребностями....

    Взаимодействие учителя – логопеда и родителей ребёнка с особыми образовательными потребностями

    Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможн...

    АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Взаимодействие учителя – логопеда и родителей ребёнка с особыми образовательными потребностями

    СодержаниеВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3ГЛАВА 1. Организация взаимодействия логопеда с родителямив условиях ДОУ1.1.         Условия эффективного взаимодейс...

    Как развивать восприятие, познавательные процессы и речь ребёнка с особыми образовательными потребностями

    Материал представляет собой  описание нескольких развивающих игр с подробным алгоритмом действий и речевого сопровождения для взрослых - педагогов и родителей. Игры рассчитаны на детей 3-6 лет с ...

    Индивидуальный образовательный маршрут развития ребёнка с особыми образовательными потребностями

    Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка для реализации в условиях ДОУ. Срок реализации 1 год. Маршрут разрабатывается индивидуально, для каждого ребенка, после проведения диагностики....

    презентация Модель индивидуального сопровождения ребёнка с особыми образовательными потребностями ( ИОМ)

    Презентация предназначена для педагогов ДОУ работающими с детьми коррекционных групп при выстраивание ИОМ для детей С ОВЗ...

    Учебный план МБДОУ «Крутогорский детский сад» к основной образовательной программе с учётом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой на 2018-2019у

    Учебный  план  МБДОУ «Крутогорский детский сад» к основной образовательной программе с учётом  примерной  основной  образовательной программы дошкольного образован...