Методическое сопровождение специализированной образовательной программы для ребёнка с особыми образовательными потребностями
консультация по логопедии по теме

Курилова Виктория Михайловна

Методическое сопровождение специализированной образовательной программы для ребёнка с особыми образовательными потребностями

(материал по методическому обеспечению моделей интегрированного образовательного процесса)

Консультация подготовлена в 2015 г., опубликова на сайте методических объединений педагогов коррекционного образования города Оренбурга

http://logoped56.ru/index.php/pedagogam/konsultats...

Скачать:


Предварительный просмотр:

В последнее время отмечается неуклонный рост количества детей с особыми образовательными потребностями, то есть детей, нуждающихся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Особые образовательные потребности имеют и дети с ограниченными возможностями здоровья (дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания) – обширная и неоднородная группа, включающая в себя детей с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой  и комплексными нарушениями развития.

В нашем дошкольном учреждении созданы условия для воспитания и обучения детей с нарушениями речи, а именно дошкольников 3-8 лет с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. Присутствие данной категории детей в ДОУ потребовало разработки специализированных образовательных программ[1],  обеспечивающих развитие личности, мотивации и способностей детей с ОВЗ в различных видах деятельности, и охватывающих, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Методическое сопровождение данных программ включает в себя разработку и создание системы учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации коррекционно - образовательного процесса, и, в результате, обеспечивает наличие совокупности всех учебно-методических документов (планов, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой системное описание образовательного процесса.

Успешная реализация специализированных программ подразумевает организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей. При планировании[2] и осуществлении коррекционно-образовательной деятельности педагоги следуют принципу интеграции, обеспечивая детям возможность получать дополняющие друг друга знания и навыки из разных образовательных областей как в процессе занятий, так и в ходе режимных моментов. Реализации данного принципа способствует и организация предметно-развивающей среды в детском саду, использование полифункциональных материалов (мягких модулей, ширм, детской мебели и т.д.), наличие в группах не только разнообразных материалов, игр, игрушек, но и «уголков» для игры, конструирования, уединения.

В каждой логопедической и коррекционной группе создан логопедический центр «Речецветик», оборудованный зеркалами для мимической и артикуляционной гимнастики, игрушками для совершенствования диафрагмально-речевого дыхания; картотеками  предметных и сюжетных картинок и настольно-печатными дидактическими играми для уточнения произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза, автоматизации и дифференциации поставленных звуков, подборками игр для совершенствования грамматического строя речи, картинками и игрушками для накопления словаря по всем  лексическим темам, пособиями для развития мелкой моторики и т.д.

В логопедических кабинетах развивающая среда организована таким образом, чтобы способствовать развитию не только всех сторон речи, но и неречевых психических функций         (внимания, памяти и т.д.). В детском саду имеется мультимедийное оборудование: ноутбуки, компьютеры, проекторы, интерактивная доска, интерактивный стол, многофункциональные устройства.

Система коррекционно-развивающей работы в логопедических группах реализуется с учетом Программы:

Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.; а также образовательных коррекционно-развивающих технологий и методик:        

  • Ткаченко Т.А Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: Детство-пресс, 2008.;
  • Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 5-6 лет с ОНР. – М.: ТЦ Сфера, 2012.;
  • Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок: методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2013..;
  • «Применение пиктограмм в работе с детьми  с ограниченными возможностями здоровья»  Корвякова Н.Ф.;
  • Полянская Т.В. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.: Учебно-методическое пособие.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2009. и т.д.

методических разработок для детей дошкольного возраста с нарушениями речи:

  •  «Разноцветная лексика». Комплекс игровых занятий по формированию эмоциональной лексики у детей с ОНР;
  •  «Умные пальчики». Комплекс упражнений, направленных на развитие мелкой моторики;
  •  «Звуки и буквы». Профилактика дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи;
  • «Слово на ладошке». Артикуляционная гимнастика в сочетании со статическими движениями рук;
  • «Учимся говорить». Комплекс упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слов;
  •  «Игротека для малышей». Игры для совершенствования лексико-грамматических представлений у детей с ОНР;
  • «Маски чудесные мы примеряем и в театр волшебный мы попадаем!» Творческий проект для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на материале сказок В. Сутеева;
  •  «Логопедические сказки – помощницы». Комплекс логопедических сказок по преодолению нарушений звукопроизношения и т.д.

для педагогов ДОУ:

  • «Дидактическая игра и наглядность – эффективные компоненты для развития фонематического восприятия и формирования звукового анализа и синтеза у дошкольников с ФФНР»»;
  • «Развитие лексической стороны речи  детей в игре»;
  • «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»;
  •  «Методы и приемы профилактики социальной дезадаптации детей с особыми образовательными потребностями »;
  • «Особенности преодоления проблем коммуникативного развития детей с ОВЗ»;
  • «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники»;
  •  «Реализация здоровьесберегающих технологий в развитии физиологического и речевого дыхания у детей с ОНР»;
  •  «Говори! Ты это можешь!» Методика работы с неговорящими детьми в ДОУ;
  • «Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи»;
  •  «Использование специальных упражнений и игр для улучшения подвижности органов артикуляции»;
  •  «Использование метода моделирования в обучении детей составлению описательных рассказов»;
  •  «Использование элементов ТРИЗ в речевом развитии дошкольников» и т.д.

для родителей:

  • «Речевые игры: что это такое и как в них играть?»;
  • «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»;
  •  «Воспитание в семье особого ребенка»;
  • «Взаимодействие детского сада и семьи, как условие развития речевых способностей ребенка»;
  • «Роль родителей в развитии речевого дыхания дошкольников с ОНР»;
  •  «Как помочь ребенку запомнить буквы»;
  • «Тренируем пальчики - развиваем речь»;
  •  «Периоды речевого развития. Чему и когда должен научиться ваш малыш»;
  • «Развитие потребности речевого общения у ребенка раннего возраста, или как помочь ребенку начать говорить»;
  • «Как хорошо уметь читать! Обучение чтению в дошкольном возрасте»;
  • «Развитие связной речи у детей с ОНР» и т.д.

материалов с методических объединений педагогов коррекционного  образования города Оренбурга:

  • «Мультимедийная поддержка коррекционного процесса в дошкольном образовательном учреждении»;
  •  «Ресурсы логопедического занятия в обеспечении режима двигательной активности дошкольников»;
  •  «ФГТ в ДОУ. Организация коррекционно – развивающего обучения детей с проблемами речевого развития»;
  •  «Инклюзивное образование как фактор обучения детей с ограниченными возможностями в здоровье»;
  •  «Специфика и сущность взаимодействия педагога коррекционного образования с другими участниками образовательного процесса в решении задач развития и коррекции речи детей»;
  • мастер-класс: «Особенности коммуникативных умений дошкольников с ОВЗ» и т.д.

Эти разработки дифференцированы в соответствии с возрастом детей.

Методическая литература, обеспечивающая успешную реализацию Программы и преодоление проблем речевого развития:

Авторы

Наименование методического пособия

Издание

Акименко В.М.

Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями

Ростов-на-Дону. «Феникс», 2011г.

Алябьева Е.А.

Развитие глагольного словаря у детей с речевыми нарушениями

Москва. Сфера, 2011г.

Архипова Е.Ф.

Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии  у детей

Москва «Астрель», 2008г.

Асташина И.В.

Логопедические игры и упражнения для детей. Развиваем речь и дикцию.

М.: ООО Группа Компании «РИПОЛ классик», 2008г.

Ахмылова Н.В.

Учимся читать с удовольствием! Система быстрого обучения чтению детей 5-6 лет с речевыми нарушениями

М.: ГНОМ и Д, 2008г.

Баряева Л.Б.

Игры-занятия с водой и песком

Санкт –Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 2008г.

Белинская Е.В.

Сказочные тренинги

Москва. «Сфера», 2008г.

Большебратская Э.Э.

Песочная терапия

Петропавловск, 2010г.

Вакуленко Л.С.

Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи

Санкт-Петербург. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г.

Воронова А.Е.

Логоритмика для детей 5-7 лет

Москва. Сфера, 2010г.

Галкина Г.Г.

Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей

Москва. «ГНОМ и Д», 2008г.

Гербова В.В.

Развитие речи в детском саду.  Первая младшая группа

МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014г.

Гербова В.В.

Развитие речи в детском саду.  Средняя группа

МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014г.

Гербова В.В.

Развитие речи в детском саду.  Старшая группа

Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014г.

Гомзяк О.С.

Говорим правильно

Москва, 2008г.

Гризик Т.И.

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте

Москва «Просвещение», 2008г.

Громова О.Е.

Инновации в логопедическую практику

М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2008г.

Гуськова А.А.

Развитие монологической речи детей 6-7 лет. Занятия на основе сказок

Волгоград. «Учитель», 2009г.

Ильякова Н.Е.

Логопедические тренинги по формированию связной речи с ОНР 5-6 лет

Москва. «ГНОМ и Д», 2008г.

Коврыгина Т.Е.

Занимательное обучение чтению

Волгоград. «Учитель», 2011г.

Корнев А.Н.

Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи

Москва «АЙРИС- пресс», 2008г.

Лапковская В.П.

Речевые развлечения в детском саду

Москва. «Мозаика-Синтез», 2009г.

Максакова А.И.

Развитие правильной речи ребенка в семье.

Москва. «Мозаика-Синтез», 2011г.

Мещерякова Н., Жуковская Л.

Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников.

Волгоград, 2009г

Микляева Н.В.

Развитие языковой способности у детей 5-6 лет с ОНР

Москва. «Сфера», 2012г.

Морозова И.А.

Подготовка к обучению грамоте

Мозаика – Синтез, 2010г

Нагорная  Л.Ф.

Логопедические проблемы детей дошкольного возраста.

Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2009г

Нищева Н.В.

Занимаемся вместе. Младшая группа.

Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2011г.

Нищева Н.В.

Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет.

Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2008г

Нищева Н.В.

Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.

Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2008г

Нищева Н.В.

Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи.

Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2008г

Нищева Н.В.

Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп.

Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2010г

Нищева Н.В.

Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп.

Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2010г.

Подрезова Т.И.

Материалы к занятию по развитию речи

Москва. « Айрис-Пресс»,2010г.

Полянская Т.Б.

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

Санкт-Петербург. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009г.

Селихова Л.Г.

Ознакомление с природой и развитие речи

Москва. «Мозаика-Синтез», 2008г.

Селихова Л.Г.

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Интегрированные занятия.

Москва. «Мозаика-центр»,2008г.

Сидорчук Т.А.

Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ)

Москва. АРКТИ, 2012г.

Сидорчук Т.А.

Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок  (Технология ТРИЗ)

Москва. АРКТИ, 2013г.

Ушакова О.С.

Развитие речи детей 3-4л

Москва. «Антана-граф»,2010г.

Ушакова. О.С.

Развитие речи детей 3-5 лет.

Москва, 2011г.

Шадрина Л.Г.

Развиваем связную речь

Москва. «Сфера», 2012г.

Шевченко И.Н.

Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников.

Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2010г

Шорохова О.А.

Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия

Москва. «Сфера», 2009г.

Юдина Я.,

Захарова И.

Сборник логопедических упражнений. Подготовительная группа.

Москва. «Вако»,  2011г.

А так же имеются периодические издания: «Логопед» и «Логопед в ДОУ»

Для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими  нарушения речи, логопедические кабинеты оборудованы следующими дидактическими материалами и пособиями:

Обследование речевого и общего развития детей.

Наглядные материалы и пособия по обследованию речи: логопедический альбом для обследования звукопроизношения, логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи, наборы предметных и сюжетных картин и картинок для обследования слоговой структуры слов, объема активного и пассивного словаря, грамматического строя речи, связной речи и т.д.

Материал по обследованию логического мышления: счетный материал, разрезные картинки, пирамидки разной степени сложности, исключение 4-го лишнего предмета, картинки и тексты со скрытым смыслом, картинки-шутки (что нарисовано неправильно), предметы для группирования их по цвету, форме, общей принадлежности к данной группе, папка с геометрическими фигурами, мелкий строитель, мозаика.

Дидактические материалы для формирования всех компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики, связной речи.

а) Формирование грамматического строя речи

- Пособия на все падежные формы существительных единственного и множественного числа.

- Пособия на все предложные конструкции.

- Пособия на все согласования.

- Пособия для формирования фразы.

б) Формирование лексической стороны речи

- Предметные картинки по темам: овощи, фрукты, игрушки, мебель, одежда, обувь, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, цветы, деревья, насекомые, профессии, посуда, транспорт, водный мир, части суток и время.

-Пособия для формирования навыков словообразования (относительных и притяжательных прилагательных, однокоренных слов).

- Предметные картинки на подбор антонимов.

- Предметные картинки на подбор синонимов.

- Картинки для расширения глагольного словаря.

в) Формирование фонетико-фонематического восприятия, анализа и синтеза: символы звуков; сигнальные кружки, предметные картинки и текстовый материал на дифференциацию звуков; пособия для определения позиции звука в слове, схемы на звуко-слоговой анализ слов, схемы анализа предложений.

г) Совершенствование навыков связной речи: наборы  сюжетных и предметных картинок, серии сюжетных картин, схемы и таблицы для составления сравнительных и описательных рассказов, тексты для пересказа.

д) Коррекция звукопроизносительной стороны речи: наборы упражнений артикуляционной гимнастики, пособия для развития речевого дыхания фабричного изготовления и изготовленные своими руками (трубочки, снежинки, бабочки и т.д.), предметные и сюжетные картинки на все изучаемые звуки для фронтальной и индивидуальной работы, игры, альбомы и текстовый материал на автоматизацию поставленных звуков, пособия для формирования слоговой структуры слова.

Оборудование для постановки звуков: настенное зеркало, настольные зеркала на каждого ребёнка,  комплект зондов для постановки звуков, вата, ватные палочки, марлевые салфетки, спирт, шпатели, набор игрушек и предметных картинок для сопровождения артикуляционной и мимической гимнастики.

е) Обучение грамоте: настенный алфавит, азбука в картинках, магнитная азбука, касса букв и слогов на каждого ребенка, букварь.

ж) Развитие общего внимания, памяти, логического мышления: пособия на классификацию предметов, их группировку по ведущему признаку, пособия для развития слухового и  зрительного внимания, логического мышления, произвольного запоминания.

з) Развитие моторных функций: крупные плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем лексическим темам, разрезные картинки и пазлы по изучаемым темам, пирамидки разных цветов, массажные мячики разных цветов и размеров, игрушки-шнуровки, игрушки-застежки, мозаика, бусины для нанизывания, занимательные игрушки из разноцветных прищепок, массажные коврики и конструкторы типа «Lego» и схемы выкладывания построек из них.

Обеспечение предметно-пространственной среды в соответствии с образовательными областями

Образовательные области

Наглядно-дидактические пособия, игры, материалы

Познавательное развитие

-тематические наборы картин и картинок по лексическим темам;

-альбомы и комплекты фотографий об Оренбурге, Москве, природных зонах России;

-аудиотека «голосов природы» (шум ветра, шум моря, шум дождя, журчание ручейка и т. п.);

-материалы для сенсорного развития: звучащие игрушки-заместители (маленькие коробочки с различными наполнителями — горохом, фасолью, камушками погремушки; пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, звучащие мячики и волчки и т. п.);

-занимательные игрушки для развития тактильных ощущений, «пальчиковые бассейны» с различными наполнителями;

-игры для развития психических функций: рамки-вкладыши Монтессори, тактильный коврик, карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам и т.д.;

-настольно-печатные игры (лото, домино и т.д.)

Социально-коммуникативное развитие

-игровой набор - кубик «Мир эмоций»;

-карточки-пиктограммы;

-серии сюжетных картин по решению проблемных ситуаций;

-пантомимические этюды и т.д;  

-игры и игрушки для девочек - набор кукол, одежды и мебели для них;

-игры и игрушки для мальчиков: модели машин разного размера из разных материалов, сборные модели машин, строительный набор, фигурки для обыгрывания построек, разрезные картинки и пазлы (машины, мотоциклы, самолеты);

-настольно-печатные игры.

Речевое развитие

-раздаточный материал: серии сюжетных картинок, кассы букв и слогов, букварь, магнитная азбука, символы звуков, сигнальные кружки, наборы геометрических фигур и т.д.;

-демонстрационный материал: схемы и таблицы, наборы предметных и сюжетных картин, коврограф и т.д.;

-настольно-печатные игры: домино, лото, пазлы, игры-«ходилки»  по лексическим темам и т.д.

Художественно-эстетическое развитие

-детские книги и энциклопедии;

-книги с фольклорными произведениями;

-книги-самоделки;

-книжки-раскраски;

-видеофильмы и презентации о жизни и творчестве писателей;

-репродукции известных художников;

-портреты художников, композиторов, писателей и поэтов;

-аудиотека с записями литературных и музыкальных произведений;

-театрализованные игры, инсценировки и драматизации (пальчиковый театр, настольный театр) и т.д.

-мелки (восковые и акварельные), цветные карандаши, кисти,  краски, пластилин, трафареты, наклейки, цветная и белая бумага и т.д.

Физическое развитие

-массажные мячи,

-мячи разных размеров,

-обручи,

-гимнастические палки,

- Су-Джок,

-игрушки-шнуровки,

-игрушки-застежки,

-мозаика,

-массажные коврики,

-тактильные дорожки,

-плоскостные изображения предметов для обводки и штриховки по всем лексическим темам.

Стоит также отметить, что необходимым условием качественной реализации специализированных Программ, помимо методического обеспечения, является их непрерывное сопровождение квалифицированными специалистами, педагогами и учебно-вспомогательными работниками. Педагоги ДОУ поддерживают высокий уровень профессиональной компетенции за счет систематической работы по самообразованию, включающей в себя своевременное изучение новинок методической литературы, законодательных актов, приобретение и совершенствование практических навыков использования иформационно-коммуникационных технологий в коррекционно-образовательном процессе.

Консультация подготовлена с использованием следующих источников:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html)

  2. Адаптированная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 171»

  3. Нищева Н.В., Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО)

  4. «Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями: основные положения» (http://www.niro.nnov.ru/?id=2708)


[1] А именно:  Адаптированной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и Индивидуальных образовательных программ (для детей – инвалидов).

[2] Перспективный комплексно-тематический и календарный планы коррекционно-развивающей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Модель индивидуального сопровождения ребёнка с особыми образовательными потребностями ( ИОМ)

Презентация предназначена для педагогов ДОУ работающими с детьми коррекционных групп при выстраивание ИОМ для детей С ОВЗ...

Учебный план МБДОУ «Крутогорский детский сад» к основной образовательной программе с учётом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой на 2018-2019у

Учебный  план  МБДОУ «Крутогорский детский сад» к основной образовательной программе с учётом  примерной  основной  образовательной программы дошкольного образован...

Индивидуальная программа развития ребёнка (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата)

Индивидуальная программа развития ребёнка (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образованияобучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата)...

Дневник сопровождения ребёнка с особыми образовательными потребностями педагогом-психологом

Дневник сопровождения позволяет педагогу-психологу эффективно организовать свою работу по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с образовательными потребностями...

Рабочая программа по реализации образовательной программы разработанной на основе примерной образовательной Программы «Радуга» в группе общеразвивающей направленности 6-7лет

Рабочая программа по реализации образовательной программыМБДОУ ДС «Золушка» г. Волгодонска, разработанной на основе примерной образовательной Программы...

Учебный план МБДОУ «Крутогорский детский сад» к основной образовательной программе с учётом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой на 2018-2019г.

Учебный  план  МБДОУ «Крутогорский детский сад» к основной образовательной программе с учётом  примерной  основной  образовательной программы дошкольного образован...

Опыт работы по созданию семейно-ориентированной модели «Круг добра» для эффективного комплексного сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и особыми образовательными потребностями

В статье отражен опыт реализации инклюзивной практики для воспитанников дошкольной образовательной организации в семейно-ориентированном подходе с применением психолого-педагогического сопровождения и...