Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
статья по логопедии (младшая группа) на тему

Джанкабулова Дианна Кайржановна

Именно ранняя помощь специалиста будет максимально результативной. Для того чтобы понять, не нуждается ли ребенок в помощи логопеда, важно знать, какие этапы развития речи соответствуют возрасту ребенка. Речевая активность ребенка начинается уже в три месяца. В этом возрасте карапузы начинают издавать различные звуки, гулить. Если ребенок к 3-4 месяцам молчит, это может быть первым тревожным сигналом, на который стоит обратить внимание. В 8-10 месяцев малыш делает первые попытки скопировать речь взрослых, произносит первые слоги: «ма», «ба», «па» и др. В этом возрасте ребенок понимает слова, адресованные ему, откликается на собственное имя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx103.76 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста Подготовил: учитель-логопед Джанкабулова Д.К. Якутск 2016

Слайд 2

Когда ребенку исполняется уже 4-5 лет, можно объективно говорить о правильном произношении звуков, построении фраз и т.д. Однако даже в возрасте до года можно обнаружить некоторые проблемы, которые необходимо корректировать. Именно ранняя помощь специалиста будет максимально результативной. Для того чтобы понять, не нуждается ли ребенок в помощи логопеда, важно знать, какие этапы развития речи соответствуют возрасту ребенка. Речевая активность ребенка начинается уже в три месяца. В этом возрасте карапузы начинают издавать различные звуки, гулить . Если ребенок к 3-4 месяцам молчит, это может быть первым тревожным сигналом, на который стоит обратить внимание. В 8-10 месяцев малыш делает первые попытки скопировать речь взрослых, произносит первые слоги: « ма », «ба», «па» и др. В этом возрасте ребенок понимает слова, адресованные ему, откликается на собственное имя. Если родители замечают, что к концу первого года малыш не реагирует на их речь, не пытается произносить первые слова, это повод обратиться к специалисту за консультацией. Тревожным симптомом является и своеобразное мычание ребенка в момент, когда он пытается выразить свои желания.

Слайд 3

К 1,5 годам начинает развиваться речь самого крохи. В этом возрасте малышам пора употреблять простые слова: «мама», «папа», «дай», « ав-ав » и т.д. В 1 год словарный запас малыша пока невелик, он может насчитывать порядка 10 слов, но ребенок осознанно их употребляет. В это время речь ребенка развивается очень активно, словарный запас может пополняться каждый день. Уже к 2 годам кроха должен не только хорошо понимать речь взрослых, но и уметь выразить свои желания простыми предложениями. Если к 2,5 годам ребенок явно понимает взрослых, но свои мысли выражает исключительно жестами, не формулирует простые фразы типа «хочу пить», следует обязательно посетить логопеда. Обратите внимание, в этом возрасте не важно, как ребенок произносит «трудные» звуки, значение имеет в основном характер речевой активности . Речь ребенка от трех до пяти. Даже деткам, в речи которых родители не замечают особенностей, имеет смысл посетить кабинет логопеда в возрасте 3-4 лет. Есть и явные отклонения, которые нуждаются в коррекции с помощью специалиста. Опять же, в зависимости от возраста ребенка, к его речи предъявляются разные требования. В три года важно убедиться в том, что артикуляционный аппарат малыша хорошо развит.

Слайд 4

Ребенок должен уметь выполнять простые движения: по просьбе взрослых высовывать язык, доставать им до неба, вытягивать губы трубочкой, надувать щеки и т.д. В этом же возрасте проверьте, может ли кроха воспроизвести простой ритм. Отсутствие этих навыков должно встревожить заботливых родителей. Логопед в таком случае не только проведет необходимую диагностику, но и поможет укрепить артикуляционный аппарат. Также в 3-3,5 года ребенок не должен пропускать слоги в словах, переставлять их местами, «глотать» окончания. Обратите внимание на эту особенность в речи крохи, когда будете консультироваться с доктором. А вот правильного произношения всех звуков пока может и не быть. Оно может сформироваться только к 5 годам. Если ребенок пока не умеет говорить « ш », « щ », « р », «л», в три года это не повод бежать к логопеду. Шипящие и сонорные (« р », «л») звуки самые сложные, они могут появиться в речи маленького оратора последними. Понаблюдайте, как малыш произносит слова с этими звуками. Если пропускает их, на данном этапе это не страшно. А вот если вместо «л» произносит «в», « р » произносит гортанно, на французский манер, лучше все-таки посетить специалиста. Любое искажение звуков нужно исправлять.

Слайд 5

Своевременная коррекция поможет сделать так, чтобы неправильное произношение не закрепилось. В 4,5-5 лет ребенку пора не только правильно произносить все звуки, но и уметь составлять связные предложения. Попросите малыша описать картинку или событие. Если он не придерживается последовательности, составляет несогласованные предложения (неправильно использует падеж, число), не пользуется в речи союзами, это отклонение от нормы. Понаблюдайте некоторое время, реагирует ли кроха на ваши исправления, и если прогресса не будет, побеседуйте со специалистом. Как видите, логопед помогает не только исправить неправильное произношение отдельных звуков. Любое отклонение в речи малыша не стоит оставлять без внимания. В этом вопросе лучше перестраховаться, чем упустить что-то важное.

Слайд 6

Формирование моторной сферы Развитие высших психических функций Развитие понимания речи Развитие грамматического строя речи, звукопроизношения, фонематического строя речи, словаря. Развитие мелкой моторики Развитие артикуляционного аппарата Развитие речевого дыхания Голос, интонационная сторона речи Работа с родителями Исключение из речевого окружения неблагоприятных факторов

Слайд 7

Игры для автоматизации звука (изолированного, в слогах, в словах, тексте) Игра «Звуковые дорожки» Цель : - автоматизация звука; - Формирование навыка самоконтроля; - Развитие психических процессов (памяти, восприятия, внимания) ; - Развитие зрительно-моторной координации; - Формирование направленной воздушной струи. Ход игры : настольная игра выполнена в виде дорожек, лабиринтов различной длины, формы. Ребенок, произносит автоматизируемый звук, одновременно ведя пальцем, либо прокатывая маленький мячик по дорожке. Можно прокатить мячик по дорожке при помощи направленной воздушной струи. Игра может быть использована на занятиях по обучению грамоте. Игра «Волшебная полянка» Цель : - автоматизация звука в прямых и обратных слогах; - Соотнесение звука с буквой; - Развитие внимания, памяти, мышления; - Знакомство с понятием «слог» ; - Развитие слогового чтения. Ход игры : игровое поле с цветами, в центре которых написаны гласные. Фишки-бабочки, на брюшках которых написаны согласные. Бабочка порхает в воздухе—ребенок произносит изолированный звук. Бабочка садится на цветок, педагог произносит прямой слог (СА, ребенок отраженно повторяет. Бабочка улетает с цветка, педагог произносит обратный слог (АС, ребенок отраженно повторяет. Игра может использоваться на занятиях по обучению грамоте. Игра «Теремок» Цель : упражнять в подборе слов с определенным звуком. Игровой материал : нарисованный домик с четырьмя или более окошками. Под окошками кармашки, куда вставляются картинки. В чердачном окошке—буква. Ход игры : ребенку дается набор картинок. Он должен отобрать и «поселить» в домик только те картинки, в названии которых есть заданный звук. Задание можно усложнить : заданный звук находится либо в начале слова, либо в середине слова, либо в конце слова.

Слайд 8

Игра «Звуковые домики» Цель : упражнять детей в нахождении заданного звука в слове (в начале, середине или конце) . Игровой материал : карточки-домики со схемами расположения звука в словах (одно клетка закрашена в начале, конце или середине схемы, предметные картинки. Ход игры : ребенок получает предметные картинки, расставляет их в «домики» , в зависимости от местоположения заданного звука. Игры для развития лексико-грамматического строя речи . Игра «Большие и маленькие» Цель : расширение словарного запаса; - Употребление существительных в единственном и множественном числе; - Склонение существительных по падежам; - Развитие связной речи ; - Развитие внимания; - Развитие зрительной памяти. Ход игры : детям раздаются карточки с изображением детенышей животных. Педагог показывает карточку с изображением взрослого животного. Ребенок должен сказать, как называется папа, мама, детеныш (в единственном и множественном числе) семейства, чем питаются, где живут. Получается рассказ о животном. Игра «Странный зверь» Цель : образование притяжательных прилагательных на – ий , - ья , - ье,-ьи . Ход игры : детям раздаются карточки с изображением странных зверей. Сначала, по наводящим вопросам педагога, ребенок должен ответить чья голова, туловище, уши, хвост, лапы (ноги) у этого животного. Далее ребенок самостоятельно должен описать странное животное. Игра «Веселая пчелка» Цель : развитие пространственных ориентировок; - Умение ориентироваться на листе бумаги; - Закрепление понятий вверху, внизу, справа, слева, в центре. Ход игры : игровое поле разделено на 9 квадратов. По указанию педагога ребенок передвигает фишку-пчелку. Например : поставь пчелку в левый верхний квадрат, найди самый короткий путь до правого нижнего квадрата и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Профилактика речевых нарушений у детей...

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Статистика говорит об увеличении количества детей с нарушениями речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений по предуп...

О профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

О профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста...

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста является идним из важных направлений логопедической работы....

Вопросы профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Что следует сделать для того, чтобы речь ребенка формировалась вовремя, полноценно, правильно? Решение этих задач неразрывно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в развитии де...

Консультация для воспитателей: «Логопедические пятиминутки как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Речь — важное условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...


 

Комментарии

Слепцова Сардана Лазаревна

Умничка, отправь статью для публикации в другом сайте. Пусть родители образовываются)))