Дидактические упражнения по методике В.К. Воробьёва
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Рассказова Елена Геннадиевна

Методика формирования умения составлять рассказ - описание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ

В.К. ВОРОБЬЁВА

 

Сложность обучения описанию обусловлена тем, что в речи не достаточно накопленного жизненного опыта по выделению признаков и свойств предмета или явления.

Естественно-генетический путь усвоения знаний о предмете - через сенсорные каналы: зрительное, слуховое и тактильное восприятие. В связи с этим  В.К. Воробьё в своей методике ("Методика формирования умения составлять рассказ-описание") предлагает модели использовать соответствующую символику:

- через символ «глаз» дети учатся вычленять признаки цвета, формы, величины, места нахождения, способа передвижения;

- через символ «рука» — фактурные признаки предмета (твердый, гладкий, пушистый и т.д.);

- через символ «рот» — вкусовые ощущения (сочный, сладкий, кислый);

- через символ «ухо»—способы обнаружения предмета;

- знак вопроса (?) символизирует: «К какой группе относится этот предмет?»  (обобщение);

 - признаки польза — вред (например, при описании насекомых) через знаки «+» или «—».

 На основе этих упражнений происходит развитие умения самостоятельно рассказывать об отдельном предмете или животном.

 Педагог предлагает мотивационную деятельность проблемной ситуации «Угадай предмет».

Лексика рассказов должна включать глаголы: «увидел, погладил, заметил, дотронулся, услышал» и  т. д. 

Текст с полным набором  признаков

Однажды ранним летним утром вошел я в лес и вижу: сидит на ветке птица. У этой птицы небольшое туловище, два длинных крыла и короткий клюв.

Сама она серого цвета, но не многие видели эту птицу — ведь она обычно прячется в густой листве высоких деревьев.   

Спрятавшись в чаще ветвей, она распевает свою всем знакомую песенку: ку-ку, ку-ку. Птица эта гнезда не вьет, а подкладывает яйца в чужие гнезда.

 (По Г. Скребицкому)

Рассказ читается дважды, и после вторичного прочтения детям предлагается выложить картинки-символы в последовательности описания, а затем по ним вспомнить каждый признак предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи по методике В.К. Воробьёвой. Лексическая тема "Перелётные птицы". Подготовительная группа

Конспект логопедического занятия по рассказу Н.И. Сладкова "Скворцы - знахари". Цели: развитие глагольной синонимии, формирование слоговой структуры слова, расширение представлений об окружающем мире ...

Упражнения по методике Марии Монтессори.

ИГРЫ НА РАССТОЯНИИИгра 1На одном столе лежит красная, синяя, желтая таблички. Пары к ним на значительном расстоянии. Взрослый показывает любую табличку (не отдавая в руки) и просит ребенка принести та...

Характеристика строевых упражнений и методика обучения.

Характеристика строевых упражнений  и методика обучения....

КОНСПЕКТ открытого интегрированного занятия по развитию речи лексическая тема «Все профессии важны, все профессии нужны» для детей 5-7 лет с применением методики В.К.Воробьёвой

Участники: дети дошкольного возраста 5-7 лет  группы компенсирующей направленности;воспитатель;учитель-логопед.Место проведения:  групповая комната  «Радуга»  ДОУ &laqu...

Дидактические упражнения по методике В.К. Воробьева

Методика формирования умения составлять рассказ-описание....

Конспект ОД по развитию речи в первой младшей группе. Звуковая культура речи: звук У. Дидактическое упражнение «Ау-у-у». Дидактическое упражнение «Паровоз»

Конспект ОД по развитию речи в первой младшей группе. Звуковая культура речи: звук У. Дидактическое упражнение «Ау-у-у». Дидактическое упражнение «Паровоз»Цели:1. Закрепить пра...

КОНСПЕКТ открытого интегрированного занятия по развитию речи лексическая тема «Все профессии важны, все профессии нужны» для детей 5-7 лет с применением методики В.К.Воробьёвой

Участники: ü дети дошкольного возраста 5-7 лет  группы компенсирующей направленности;ü воспитатель;ü учитель-логопед.Место проведения:  групповая комната  «Радуга» ...