Конспект занятия по развитию связной речи по методике В.К. Воробьёвой. Лексическая тема "Перелётные птицы". Подготовительная группа
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Клюева Мария Александровна

Конспект логопедического занятия по рассказу Н.И. Сладкова "Скворцы - знахари". Цели: развитие глагольной синонимии, формирование слоговой структуры слова, расширение представлений об окружающем мире по лексической теме "Перелётные птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи по методике В.К. Воробьёвой.

(По рассказу Н.И.Сладкова «Скворцы – знахари»)

Подготовительная логопедическая группа для детей с ОНР.

Цель:

  1. развитие глагольной синонимии: научить группировать глагольные слова по значению;
  2. формирование слоговой структуры.
  3. расширение знаний и  представлений об окружающем мире по теме «Перелётные птицы»
  1. Лексический материал:

1. Текст.

Однажды в гнезде развелись  птичьи блохи. Блохи кусали скворчат. Скворчата выпрыгивали на траву. В траве сидели старые скворцы. Скворцы щипали клювами голубые листочки с резким запахом. Этими листочками они выстилали свое гнездо.  Из гнезда сразу начали выскакивать блохи – кусаки. Оказывается, блохи не выносят запаха голубой травы, которая называется горькая полынь.

  1. Глагольные слова, направленные на группировку синонимичного ряда.

Впивались, вгрызались, жалили.

Рвали, плевали, дергали.

Выкладывали, помещали, прощали.

  1. Слова, сложные по слоговой структуре.

        Скворцы – 2-х сложное слово с закрытым слогом, со сложным стечением в начале (звук “с” - щелевой, “к” - смычный взрывной, “в” - смычный) и в середине слова (“р”-смычный, “ц” - смычно - щелевой).

        Скворчата -  3-х сложное слово с 1 закрытым слогом, со сложным стечением в начале (звук “с” - щелевой, “к” - смычный взрывной, “в” - смычный) и в середине слова (“р” - смычный, “ч”-смычно-щелевой).

        Выстилали – 4-х сложное слово со стечением в середине (“с” - щелевой, “т” -смычный).

Дидактический материал: предметно – постановочная таблица, предметные картинки, стрелки, магниты.

 Ход занятия.

I. Организационный момент.

Приветствие детей.

  1. Самостоятельное составление предметно – графического плана.

Л.: Послушайте, какую интересную историю мне недавно рассказали. (Читает рассказ).

Кто поможет мне придумать название этого рассказа?

Р.:  “Как скворцы прогнали блох - кусак”, “Как  чудесная трава помогла скворцам”.

Л.:  Перед вами лежат картинки и висит чистая страница, на которой мы сейчас будем записывать наш рассказ.

Кто может сам с помощью картинок составить и записать наш рассказ от начала и до конца? (К доске выходит 1 ребенок).

Л.:  Другие ребята внимательно смотрят и молча проверяют.

        После того как ребенок выполнил задание, составленный рассказ проверяется и пересказывается.

Л.:  Почему у нас получился рассказ?

Р.:  Потому что все предложения дружат между собой.

  1.  Словарная работа.

Л.:  Посмотрите внимательно на этот знак – это знак запрета. Сегодня он будет работать вместе с нами. Этот знак указывает на то, что данное слово называть нельзя. Надо придумать другое,  новое слово.

Инструкция: Назовите 2-е предложение.

Р.: Блохи кусали скворчат.

Инструкция: Назовите слово – стрелку.

Р.: Кусали.

Л.: Теперь мы это слово не будем произносить. Я закрываю слово – стрелку знаком запрета. Мы должны подобрать новые слова.

Инструкция:  Я произнесу три  слова. Запомните их! (впивались - вгрызались - жалили).

Л.: Как вы думаете, какое слово не подходит к нашему предложению? (вгрызались).

  1. -Скажите, какие слова остались? (впивались - жалили).

“Примерим” каждое отобранное слово к нашему предложению (дети воспроизводят предложение с новыми словами). Подходят? (Да.)

Инструкция: Теперь один из вас “прочитает” предложение по-старому, а другой – с новым словом.

Л.: Изменился смысл предложения? (Нет). Значит, можно составить предложение с разными словами? (Да). Видите, слово в предложении  изменилось, а его смысл остался прежним.

Л.: А теперь разберем  5-е предложение.

Инструкция: Назовите 5-е предложение.

Р.:  Скворцы  щипали клювами голубые листочки с резким запахом.

Инструкция: Назовите слово – стрелку.

Р.: Щипали.

Л.: Теперь мы это слово не будем произносить. Я закрываю слово-стрелку знаком запрета. Наша задача подобрать новые слова.

Инструкция:  Я произнесу три  слова. Запомните их! (рвали,  плевали, дергали).

Л.: Как вы думаете, какое слово не подходит к нашему предложению (плевали).

  1. -А кто правильно произнесет эти слова?

Аналогичная работа проводится с 6-м предложением.

Цепочка глагольных слов для 6-го предложения : выкладывали, помещали, прощали.

  1.  Работа над слоговой структурой слова.

Разбор слов скворцы,  скворчата, выстилали.

Инструкция:  Повторите за мной медленно по слогам, немного растянув звук “с”: сквор – цы,  сквор – ча - та. Какая часть у этих слов общая? (Сквор). Скворчата – детеныши скворцов.

Инструкция:  Давайте отхлопаем по слогам : вы-сти-ла-ли.

  1.  Пересказ рассказа.

К доске выходят два ребенка. Один ребенок пересказывает по старому плану, а второй – по новому.

  1.  Итог занятия.

Л.: Чему мы сегодня учились?

Р.: Составляли рассказ о скворцах. Подбирали новые слова.

Список использованной литературы:

  1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа).
  2. Сладков Н.И. Лесные тайнички (рассказы и сказки). – М.: Дет.лит., 2011. – 428 с. – (Школ. б-ка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе по лексической теме «Транспорт. Правила дорожного движения.»

Занятие по развитию связной речи по лексической теме «Транспорт. Правила дорожного движения.» для детей подготовительной к школе группы, в соответствии с ФГТ (программой «От рождения до школы») по кор...

Конспект занятия по развитию связной речи с помощью карт-схем В.Я.Проппа в подготовительной группе «Олимпийская сказка»

Цель занятия: знакомство детей с картами В.Я. Проппа; обучение детей использованию карт для сочинения новых сказок....

Конспект занятия по развитию связной речи Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия по развитию связной речиСоставление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин(подготовительная к школе группа)...

Конспект НОД по развитию связной речи «Составление описательного рассказа о зимних видах спорта» в подготовительной группе для детей с ОВЗ (ТНР).

Конспект НОД  по развитию связной речи «Составление описательного рассказа о зимних видах спорта» в подготовительной группе для детей с ОВЗ (ТНР)....

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи на материале русской народной сказки "Три медведя" в подготовительной группе

Обучающие:активизировать словарь по лексическим темам: «Посуда», «Мебель», «Дикие животные»;отрабатывать грамматические категории (уменьшительно-ласкательные формы ...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи на материале русской народной сказки "Три медведя" в подготовительной группе

Обучающие:активизировать словарь по лексическим темам: «Посуда», «Мебель», «Дикие животные»;отрабатывать грамматические категории (уменьшительно-ласкательные формы ...