Рабочая программа по преодолению общего недоразвития речи (подг. группа)
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему

Цыбикова Римма Николаевна

Проблема  преодоления общего недоразвития речи у дошкольников подготовительной группы относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет, зачисленных в группу компенсирующей направленности с нарушениями речи на два года на основании заключений ПМПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_log_2017_18.docx89.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №27

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель МО дошкольных групп

            /П.В. Богданов/

Заместитель директора по УВР МАОУ лицей № 27

                     /И.Б. Ильина/

Директор МАОУ лицей № 27

             /Л.А. Асанова/

«        »                  2017            

«        »                       2017            

«        »                  2017            

Протокол №

Приказ №

от «    »                 2017

 «    »                     2017

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по преодолению общего недоразвития речи

у детей подготовительной группы

на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа разработана в соответствии

с ФГОС дошкольного образования

                                                                                  Учитель-логопед

Цыбикова Р.Н.

г.  Улан-Удэ

2017

Содержание

I

Целевой раздел…………………………………………………………..………….

I.1

Пояснительная записка………………………………………………………........

I.2

Характеристика возрастных особенностей воспитанников подготовительной группы……………………………………….…………………………………………….

I.2.1

Особенности речевого развития детей 6-7 лет

I.2.2

Особенности речевого развития детей с ОНР II,III, IV уровня………………..

I.3

Целевые ориентиры по образовательной области ……………………………….

I.3.1

Целевые ориентиры по образовательной области «Речевое развитие» 6-7 лет..

II

Содержательный раздел…………………………………………………………….

II.1

Цель и задачи, принципы по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи…………………………………………………….

II.2

Коррекционные задачи по речевому развитию детей 6-7 лет……………….…

III

Организационный раздел

III

Календарь тематических недель………………………………………………….

III.1

Регламент непосредственно образовательной деятельности…………………….

III.2

Программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной  для детей с ОНР………………………………….…………………………..……….….

III.3

Формы работы с родителями по реализации образовательной области «Речевое развитие» …………………………………………………………………

III.4

Литература ………………………………………………………………………….

Целевой раздел

I.1 Пояснительная записка

Проблема  преодоления общего недоразвития речи у дошкольников подготовительной группы относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет, зачисленных в группу компенсирующей направленности с нарушениями речи на два года на основании заключений ПМПК г.Улан-Удэ.

Нормативно-правовой базой для разработки данной рабочей программы являются:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
  • Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования»;
  •  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
  • Основная образовательная программа дошкольного образования  МАОУ лицей №27 детский сад «Дельфинчик» г. Улан-Удэ;
  • Устав МАОУ лицей №27;
  • Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина. –М.Просвещение, 2008).

 Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.

Цель программы: Построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 6-7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.

I.2 Характеристика возрастных особенностей воспитанников подготовительной группы

I.2.1 Особенности речевого развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (ОНР)

У детей шестилетнего возраста отмечается в целом возросший уровень речевых навыков. Однако их речь в полном объеме еще не соответствует норме. Состояние речевой деятельности и уровень сформированности языковых средств у каждого из детей имеют индивидуальные особенности. Однако можно отметить и общие закономерности.

Произношение звуков. У детей, ранее получавших логопедическую помощь в старшей группе, как правило, остаются несформированными самые сложные в коррекционном плане фонемы: шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, рь). У детей отмечается смешение (при восприятии на слух и произношении) близких в акустическом и артикуляторном планах звуков: с-ш, з-ж, р-л, ч-ть, ч-щ, ч-ц, сь-щ.

В отличие от начальных этапов обучения, в подготовительной группе слоговая структура и звуконаполняемость речи ребенка искажаются только в словах, содержащих 4-5 слогов, с одним или двумя стечениями согласных звуков (строительство, водопроводчик, пограничники и др.).

Словарный запас дошкольников к шести годам значительно наполнен, однако по-прежнему отстает от возрастной нормы как количественно, так и качественно. Затруднения касаются подбора синонимов и антонимов, родственных слов, относительных прилагательных, слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений.  Употребление приставочных глаголов, существительных, обозначающих профессии (дирижер, балерина, директор, комбайнер и др.) или названия спортсменов по видам спорта (гимнастка, бегун, пловчиха, конькобежец и др.), обнаруживает значительное количество ошибок. В словаре детей зачастую отсутствуют сложные существительные (ледоход, соковыжималка и др.), сложные прилагательные (длиннохвостый, остромордая, тонконогий и др.), притяжательные прилагательные (лисий, обезьянья, слоновий и пр.)  Дети не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомого слова, подобрать более двух-трех прилагательных или глаголов к заданному существительному.

Грамматический строй речи. Ребенок способен строить простые нераспространенные и распространенные предложения, включая фразы с несколькими определениями. Однако и в таких предложениях у большей части детей продолжают отмечаться нарушения согласования и управления, пропуски или замены сложных предлогов (из-за, из-под, с/со, над), изменение порядка слов. Дети группы затрудняются в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Указанные нарушения во всех компонентах языковой системы отражаются на связной речи.

Связная речь. Рассказы детей недостаточно полны, развернуты, последовательны, состоят в основном из простых предложений, бедны эпитетами, содержат фонетические и грамматические ошибки. Могут строить простые нераспространенные и распространенные предложения, включая фразы с несколькими определениями. Однако и в таких предложениях у большей части детей продолжают отмечаться нарушения согласования и управления, пропуски или замены сложных предлогов (из-за, из-под, с/со, над), изменение порядка слов. Дети группы затрудняются в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Указанные нарушения во всех компонентах языковой системы отражаются на связной речи.

Обучение грамоте. В начале учебного года готовность к чтению и письму у детей различна. Необходимо учитывать, что для грамотного чтения и особенно письма (печатания) детям данной категории недостаточно знать буквы и уметь их писать (печатать). Только после получения отчетливых представлений о том, что предложение складывается из слов, слова состоят из слогов и звуков, а звуки в каждом слове располагаются в определенной последовательности, и стойкого навыка определения порядка звуков в двух- и трехсложных словах со стечением согласных целесообразно учить буквы.

В подготовке к школе существенная роль принадлежит высшим психическим функциям, тесно связанным с речевой деятельностью. Это внимание, память, и словесно-логическое мышление. Уровень внимания у детей  возрос. Дети способны активно работать, усваивая учебный материал в объеме 70-80%. Показатели зрительной и речевой памяти возрастают: дошкольники в состоянии удержать и воспроизвести ряд из 5-6 слов, повторить названия 5-7 картинок и т.д. Но, у детей снижено чувство рифмы и ритма, что отрицательно сказывается на запоминании стихов.

Снижение показателей словесно-логического мышления у части детей носит вторичный характер. Большинство из них без труда проводит невербальную классификацию: включение предмета в ряд, исключение из ряда лишнего предмета или объекта с выраженными признаками (цвет, форма, величина). Те же задания, но сопряженные с рассуждениями, умозаключениями и опосредованными выводами, вызывают у дошкольников серьезные затруднения.

Особую группу составляют дети, у которых общее недоразвитие речи (ОНР) сочетаются с клинической формой дизартрии и стертыми формами дизартрии, которые проявляются легкими периферическими парезами языка.

1.3 Целевые ориентиры по образовательной области  «Речевое развитие» для  нормально развивающихся детей 6-7 лет:

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

-способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);

-свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора.

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

-использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;

-использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;

-правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо произносит слова и словосочетания, проводит звуковой анализ слов;

-самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;

- называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

Практическое овладение воспитанниками нормами речи:

- дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета в общении со взрослыми и сверстниками;

- пользуется естественной интонацией разговорной речи;

- соблюдает элементарные нормы словопроизношения, постановки словесного ударения.

Развитие литературной речи:

-способен прочитать стихотворение, используя разнообразные средства выразительности;

- самостоятельно пересказывает знакомые произведения, участвует в их драматизации.

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса:

- называет любимые сказки и рассказы;

- называет авторов и иллюстраторов детских книг (2–4);

-эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;

- может импровизировать на основе литературных произведений.

-способен осознавать события, которых не было в личном опыте, улавливать подтекст;

- способен воспринимать текст в единстве содержания и формы;

- способен различать жанры литературных произведений, выделяя их характерные особенности;

- знаком с произведениями детских писателей и поэтов.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:

- воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи;

- способен делить предложения на слова и составлять из слов (2-4);

- способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;

- способен проводить звуковой анализ слов;

- понимает смыслоразличительную роль фонемы.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок  достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;

-ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

I.2.2 Общая характеристика детей с ОНР

Общая характеристика детей с ОНР 2 уровня (по Р.Е.Левиной). В активном словаре есть сущ., гл., качественные прил., наречия. Появляются личные мест, предлоги и союзы в элементарных значениях. Еще присутствуют жесты.  Встречаются отдельные формы словоизменения. Существительные употребляются в основном в именительном падежа. Глаголы согласовываются неверно. Фраза аграмматична. Встречаются взаимозамены ед.ч. и мн.ч. гл., смешение гл. ж.р. и м.р.  Ср.р. гл. не употребляется. Прилагательные, значительно меньше, чем сущ. и глаголы, часто не согласовываются с другими словами в предложении. Предлоги встречаются редко, часто заменяются или опускаются. Союзы и частицы используются редко. Способами словообразования не владеют. Начинает формироваться фразовая речь. Могут пытаться рассказывать о хорошо знакомом. Понимание речи улучшается, расширяется их пассивный словарь. Звукопроизношение значительно нарушено, может достигать 16-20 звуков. Обнаружена их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом. Слоговая структура слова грубо нарушена: теряют звуки при стечении, слоги – при их большом количестве, идет ее упрощение.

Общая характеристика детей с ОНР 3 уровня (по Р.Е. Левиной). На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и употребление многих обиходных слов. В активном словаре преобладают сущ, гл, реже – остальные части речи. При употреблении простых предлогов имеется много ошибок, редко используются сложные предлоги.

Словарный запас ограничен. Замены слов происходят как по смысловому, так и по звуковому признаку. Из прил. преобладают качественные, относительные и притяжательные употребляются только для выражения хорошо знакомых отношений. Недостаточно сформированы грамматические формы. Дети допускают ошибки в падежных окончаниях, в употреблении временных и видовых форм гл., в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются. Большое количество ошибок допускается при словоизменении, из-за чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях:- смешение окончаний сущ. м.р. и ж.р.; - замена окончаний сущ. ср.р. в им.пад. окончанием сущ. ж.р.;- склонение сущ. ср.р.;- неправильное соотнесение сущ. и мест.;- ошибочное ударение в слове;- ошибки в беспредложном и предложном управлении; - неправильное согласование сущ. и прил., сущ. и гл.

Часто словообразование заменяется словоизменением. Изменение слов затруднено звуковыми смешениями. В активной речи преобладают простые предложения. Возникают затруднения при распространении предложений, при построении сложносочиненных и сложноподчиненных. Во фразовой речи отмечаются отдельные аграмматизмы. У большинства детей сохраняются недостатки звукопроизношения звуков и нарушения звукослоговой структуры слова, что создает трудности в овладении детьми звуковым анализом и синтезом. Понимание  обиходной речи детьми в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов. Возникают ошибки в понимании временных форм гл., оттенков значений однокоренных слов, а также тех выражений, которые отражают причинно-следственные, временные, пространственные отношения.

Логопедическое сопровождение носит не только творческий характер, но и практический, поэтому в ходе работы используются практические методы: частично-поисковый, моделирование, конструирование; наглядные методы (используется наглядность). Игровые технологии являются неотъемлемой частью всех занятий, т.к. программа предназначена для детей  6-7 летнего  возраста.

Коррекционная работа по устранению дефектов звукопроизношения проводится на индивидуальных занятиях (ежедневно), автоматизация и введение исправленного звука в речь проводится как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

II Содержательный раздел

II.1 Цель и задачи, принципы реализации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи

Целью коррекционно-развивающей программы является освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами, формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций. Программа предусматривает необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка.

Основные задачи коррекционного обучения

- устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры);

– развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);

– развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);

– уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников;

– формирование грамматического строя речи;

– развитие связной речи старших дошкольников;

– развитие коммуникативности, успешности в общении.

Принципы формирования программы

  • принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;
  • принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского

о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;

  • принцип полифункционального подхода, предусматривающий

одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;

  • принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
  • принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
  • принцип постепенного повышения требований, предполагающий

постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;

  • принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

Принципы специальной коррекционно-педагогической деятельности

  • Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Определяя цели и задачи коррекционно-педагогической деятельности, необходимо исходить из ближайшего прогноза развития школьника, а не сиюминутной ситуации. Любая программа коррекции развития воспитанника должна включать создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности ребенка.
  • Принцип единства диагностики и коррекции. Он обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте. Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного систематического контроля динамики хода и эффективности коррекции; проведения диагностических процедур на всех этапах — от постановки целей до ее достижения, получения конечного результата.
  • Принцип планирования и организации специальной коррекционно-воспитательной работы с учетом структуры дефекта, индивидуальных особенностей детей. Осуществление общеобразовательных задач неразрывно связано с решением коррекционных задач.
  • Принцип планирования и проведение всех образовательных и коррекционно-воспитательных мероприятий на основе максимально сохранных
  •  Принцип планирования и проведение всех образовательных и коррекционно-воспитательных мероприятий на основе максимально сохранных в своем развитии функций скоррекцией нарушенных функций.
  • Принцип группировки учебного материала в разных разделах программы по темам, которые являются сквозными на весь период дошкольного обучения. Коррекция и формирование в процессе всех видов деятельности двигательных умений и навыков, коррекции нарушений психического и речевого развития.
  • Принцип реализации деятельностного подхода к коррекционно- воспитательной работе,т.е. проведение всех видов воспитательной работы - образовательной и коррекционной в русле основных видов детской деятельности. При планировании и организации коррекционно-педагогической работы следует выбрать наиболее адекватную целям и задачам коррекции модель деятельности, чтобы в ее содержании, формах и методах реализации были посильно сложные задания, которые ребенок в состоянии был бы выполнить, а разрешение их направляло бы его в положительное русло развития. Принцип деятельностного подхода является методологическим принципом построения процесса коррекции.
  •  Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. В коррекционной педагогике необходима некая совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические особенности личности, и состояние социальной ситуации, и уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, и подготовленность к его проведению учителей- логопедов, воспитателей. Должны присутствовать при этом и определенная логика, и последовательность применения педагогических методов и коррекционных приемов, определенная ступенчатость воздействия на сознание ребенка, его эмоционально-чувственную сферу, вовлечения его в активную индивидуальную или групповую деятельность со сверстниками или взрослыми.
  • Принцип компетентностного подхода. Развитие познавательной деятельности осуществляют воспитатели. Развитие и коррекцию речи проводят учителя-логопеды. Воспитатели организуют совместную деятельность, проводят режимные моменты. Планируют свободную самостоятельную деятельность детей, которая наполняется образовательным содержанием за счет создания педагогом разнообразной предметной среды. Это позволяет обеспечить широкий выбор деятельности, соответствующей интересам ребенка, включить их во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально. Развитие музыкально-художественной деятельности осуществляет музыкальный руководитель.
  • Принцип учёта психофизического состояния ребенка при определении объёма и характера проводимой с ним работы по освоению образовательной программы. Образовательный процесс в ДОУ осуществляется на основе модели взаимодействия структурных подразделений – коррекционно- развивающего и лечебно-реабилитационного. Это позволяет организовать и систематизировать последовательность медицинских и педагогических мероприятий, обеспечить относительную равномерность медицинской и педагогической нагрузки на ребенка.
  • Принцип взаимосвязи в работе специалистов. Это необходимость взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий специалистов, таких как учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателей, медицинских работников (врач-педиатр, врач- невролог) дошкольного учреждения. Поэтому в начале каждого учебного года проводится комплексное медико-психолого-педагогическое изучение ребенка, в целях выявления уровня и особенностей психического развития для определения его образовательных потребностей, уровня возможного освоения образовательной программы и на основе полученных результатов разрабатываются образовательные маршруты групп и планы индивидуальной коррекционно- развивающей работы с ребенком.
  • Принцип дифференцированного подхода к коррекционной работе, которая строится с учетом состояния здоровья (первичного дефекта и вторичных отклонений). Контингент детей с тяжелыми нарушениями речи крайне неоднороден. Это определяет необходимость сочетания значительно дифференцированных индивидуальных программ развития с общеобразовательной программой в рамках, которых возможен лабильный подход к уровню усвоения материала разными детьми. Поэтому педагоги проводят индивидуальные, подгрупповые занятия,фронтальные занятия.
  •  Принцип приоритетного формирования качеств личности, необходимых для дальнейшей социальной адаптации. Весь образовательный процесс строится таким образом, чтобы у детей, формировалась активная жизненная позиция, оптимизм, самостоятельность, коммуникабельность, уверенность в своих силах, способность решать новые задачи в новыхситуациях.
  • Принцип сочетания в коррекционном процессе работы по развитию нарушенных функций и формированию приемов их компенсации. Чем тяжелее патология, тем больше акценты смещаются в сторону создания компенсаторных средств. Это означает, что нужно формировать функциональные системы за счет более активного развития сохранных функций, на основе индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

14. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребенок не может развиваться вне социального окружения, он активный его компонент, составная часть системы целостных социальных отношений. Отклонение в развитии и поведении ребенка - результат не только его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на него родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогов, т.е. сложности в поведении ребенка - следствие его отношений с ближайшим окружением, особенностей их совместной деятельности и общения, характера межличностных контактов с социумом. Следовательно, успех коррекционной работы с ребенком без сотрудничества с родителями или другими взрослыми, без опоры на взаимоотношения со сверстниками в зависимости от характера отклонений в развитии и поведении оказывается либо недостаточно эффективным, либо попросту безрезультатным.

Коррекционные задачи по речевому развитию детей 6-7 лет

- учить участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);

 формировать навыки свободного использования речи для установления контакта, поддержания и завершения разговора;

 учить использовать слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, пользоваться эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;

 формировать навыки использования разнообразных способов словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;

 учить правильно произносить все звуки родного языка, отчётливо произносить слова и словосочетания, проводить звуковой анализ слов;

  формировать навыки самостоятельного пересказывания небольших литературных произведений, составления по плану и образцу описательных и сюжетных рассказов;

 учить определять последовательность слов в предложении, звуков и слогов в словах, различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;

 формировать навыки дифференцированного использования разнообразных формул речевого этикета в общении со взрослыми и сверстниками;

  учить соблюдать элементарные нормы словопроизношения, постановки словесного ударения;

   формировать навыки выразительного чтения стихотворений;

  учить самостоятельно пересказывать знакомые художественные произведения;

  учить эмоционально реагировать на поэтические и прозаические художественные произведения;

 формировать навыки импровизации на основе литературных произведений;

  способствовать осмыслению событий, которых не было в личном опыте;  учить воспринимать текст в единстве содержания и формы;

 учить различать жанры литературных произведений, выделяя их характерные особенности;

  формировать навыки восприятия слова и предложения как самостоятельные единицы речи, правильного использования в речи;

 учить делить предложения на слова и составлять из слов (2-4);

 учить членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;  формировать навыки звукового анализа слов.

III. Организационный отдел

Календарь тематических недель построен в соответствии со спецификой дошкольной образовательной организации.  В календарь включены темы с учетом образовательных возможностей детей с ОВЗ, на основе содержания парциальных программ, разработанных или выбранных педагогическим коллективом и примерного календаря тематических недель, который приводится ниже.

Календарный план занятий

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Недели

Звуки, буквы

Лексико-грамматический строй речи

№ занятия

сентябрь

1, 2

Обследование детей

3

У

Осень. Формирование номинативного словаря (словаря существительных) по теме.

1

А

Осень. Периоды осени. Осенние месяцы. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.

2

4

У - А

Деревья осенью. Листья. Преобразование существительных единственного числа в форме именительного падежа в форму множественного числа.

3

И

Деревья осенью. Листья. Образование прилагательных от существительных.

4

октябрь

1

П - Пь

Овощи. Расширение знаний детей об особенностях различных овощей.

5

К - Кь

Труд взрослых на полях и огородах. Расширение глагольного словаря, практическое усвоение формы глаголов несовершенного вида, единственного числа настоящего времени.

6

2

Т - Ть

Фрукты. Активизация словаря по теме. Формирование грамматической категории имен существительных в форме родительного падежа множественного числа.

7

К - Т

Фрукты. Активизация словаря по теме. Формирование навыков словообразования.

8

3

П – Т - К

Насекомые. Закрепление употребления имен существительных в родительном падеже.

9

О

Особенности строения тела насекомых. Расширение и активизация словаря по теме.

10

4

Х - Хь

Перелетные птицы. Формирование навыков словообразования.

11

К - Х

Особенности строения тела птиц. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

12

ноябрь

1

Ы

Грибы. Согласование имен существительных с числительными.

13

А, У, И, Ы, О

Ягоды. Образование прилагательных от существительных.

14

2

М – Мь

Домашние животные и их детеныши. Закрепление и расширение знаний детей по теме.

15

Н - Нь

Домашние животные. Место обитания домашних животных. Закрепление знаний по теме.

16

3

Н – М

Дикие животные и их детеныши. Образование существительных множественного числа и их практическое употребление в речи.

17

Б

Дикие животные. Практическое усвоение и закрепление в речи детей имен существительных и притяжательных прилагательных по теме.

18

4

Б – Бь

Осенняя одежда, обувь, головные уборы. Дифференциация типов одежды по сезонам.

19

П - Б

Осенняя одежда, обувь, головные уборы. Образование относительных прилагательных.

20

II период обучения (декабрь, январь, февраль)

Недели

Звуки, буквы

Лексико-грамматический строй речи

№ занятия

декабрь

1

С

Зима. Развитие семантического поля слова «снег». Практическое закрепление в речи детей глаголов прошедшего времени.

21

Сь

Зима. Зимние месяцы. Уточнение и расширение словаря по теме.

22

2

С - Сь

Зима. Расширение предикативного словаря.

23

З

Дикие животные зимой. Практическое закрепление в речи употребления имен существительных в разных падежах.

24

3

Зь

Мебель. Расширение знания значений предлогов и употребление их в самостоятельной речи.

25

З - Зь

Мебель. Закрепление предложно-падежных конструкций.

26

4

Сь - Зь

Посуда. Формирование словаря прилагательных. Образование относительных прилагательных.

27

С - З

Посуда. Развитие навыка словообразования.

28

В - Вь

Новый год. Закрепление употребления имен существительных в творительном падеже.

29

январь

1,2

Каникулы

3

Д - Дь

Животные жарких стран. Закрепление употребления имен существительных множественного числа в родительном падеже.

30

Т - Д

Животные жарких стран. Формирование навыка словообразования по теме.

31

4

Ть - Дь

Семья. Обучение составлению сложносочиненных предложений. Расширение словаря антонимов.

32

Г

Семья. Словообразование притяжательных прилагательных.

33

февраль

1

Г - Гь

Инструменты. Закрепление навыка употребления имен существительных в творительном падеже.

34

Г - К

Инструменты. Формирование словаря глаголов.

35

2

Э

Морские, речные и аквариумные обитатели. Образование притяжательных прилагательных.

36

Й

Морские, речные и аквариумные обитатели. Образование отыменных прилагательных.

37

3

Е

День защитников Отечества. Расширение словаря по теме «Военные профессии»

38

Я

Комнатные растения. Формирование глагольного словаря по теме.

39

4

Ш

Транспорт. Образование и закрепление в речи глаголов движения с приставками.

40

Ш

Дифференциация транспорта по видам.

41

Ш - С

Транспорт. Закрепление употребления формы творительного падежа существительных и расширение словаря по теме.

42

III период обучения (март, апрель, март)

Недели

Звуки, буквы

Лексико-грамматический строй речи

№ занятия

март

1

Ж

Весна. Формирование и расширение семантического поля слова «жук»

43

Ж - З

Весна. Расширение словаря прилагательных

44

2

Ж - Ш

Весна. Формирование словаря по теме.

45

Ш – Ж –

С - З

Мамин праздник. Развитие навыков словообразования.

46

3

Л

Перелетные птицы весной. Формирование семантического поля слова «ласточка»

47

Ль

Перелетные птицы весной. Расширение глагольного словаря по теме.

48

4

Л - Ль

Растения и животные весной. Уточнение и расширение словаря по теме.

49

Ц

Формирование и расширение семантического поля слова «цветок»

50

апрель

1

Ц - С

Наша страна. Упражнение в образовании синонимических рядов.

51

Ю

Наша страна. Уточнение и расширение словаря по теме.

52

2

Р

Профессии. Расширение словаря по теме.

53

Рь

Профессии. Формирование навыков словообразования и расширение словаря.

54

3

Р - Рь

Наш дом. Упражнение в образовании слов сложного состава.

55

Р - Л

Наш дом. Уточнение и расширение словаря по теме.

56

4

Ч

Формирование и расширение семантического поля слова «бабочка»

57

Ч - Ть

Сад – огород – лес. Разграничение понятий по теме.

58

май

1

Ф - Фь

Человек. Расширение словаря по теме.

59

Ф - В

Человек. Формирование навыка употребления в речи возвратных глаголов.

60

2

Щ

Домашние животные. Формирование и расширение семантического поля слова «щенок»

61

Щ - Ч

Домашние животные. Развитие навыков словообразования.

62

3

Щ - Ть

Школа. Школьные принадлежности. Согласование притяжательных местоимений с существительными.

63

Щ – Ч – Сь - Ть

Школа. Школьные принадлежности. Расширение словаря по теме.

64

4

Мягкие и твердые согласные

Лето. Упражнение в образовании и употреблении в речи прилагательных сравнительной степени.

65

Глухие и звонкие согласные

Лето. Формирование и расширение словаря по теме.

66

Календарный план занятий

по развитию связной речи у детей

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

недели

темы

№ занятия

сентябрь

1

Обследование

2

Обследование

3

Рассказывание по теме «Осень»

1

4

Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы - описания

2

октябрь

1

Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации

3

2

Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин

4

3

Составление описательного рассказа о пчеле с опорой на схему

5

4

Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с использованием опорных сигналов

6

ноябрь

1

Пересказ рассказа В.Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин

7

2

Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин

8

3

Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»

9

4

Составление описательного рассказа с опорой на схему

10

II период обучения (декабрь, январь, февраль)

недели

темы

№ занятия

декабрь

1

Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине (образец – рассказ логопеда)

11

2

Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин

12

3

Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам

13

4

Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации)

14

январь

1

Каникулы

2

Каникулы

3

Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»

15

4

Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»

16

февраль

1

Пересказ сказки «Две косы»

17

2

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

18

3

Составление рассказа «Собака - санитар» по серии сюжетных картин.

19

4

Составление рассказа «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий

20

III период обучения (март, апрель, март)

недели

темы

№ занятия

март

1

Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»

21

2

Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий

24

3

Составление рассказа «Скворечник»  по серии сюжетных картин

23

4

Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» с придумыванием последующих событий

24

апрель

1

Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий

25

2

Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта)

26

3

Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта)

27

4

Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» с придумыванием предшествующих событий

28

май

1

Составление рассказа  «Человек» по серии картин

29

2

Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин

30

3

Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом)

31

4

Составление рассказа «Как я проведу лето» на заданную тему

32

Регламент непосредственно образовательной деятельности (НОД)

На основе анализа вариантов программ,  учета возрастных, психолого-физиологических и речевых особенностей детей с ОВЗ  для повышения эффективности коррекционно-образовательной и воспитательной работы построен оптимальный вариант  соотношения коррекционной и общеобразовательной программ. При построении образовательного процесса учитывались требования к максимальной нагрузке на ребенка в ДОУ (Приказ МО и Н РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности…», Постановления  Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г «Об утверждении Сан Пин 2.4.13049-13).

В режиме дня предусмотрено сбалансированное сочетание непосредственно образовательной деятельности, нерегламентированной деятельности, свободной деятельности и отдыха детей. Учитывая специфику группы, в режиме дня отведено время для проведения артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики, а также коррекционной работе воспитателя с детьми по заданию логопеда и собственному плану индивидуальной работы.

Непосредственно образовательная деятельность по дополнительному образованию выведена по мере возможности во вторую половину дня.

В соответствии с ФГОС ДОУ основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игровая деятельность. Программа учитывает это положение, но предполагает, что непосредственно образовательная деятельность остается одной из форм работы с детьми при условии максимального использования игровых форм.

Регламент непосредственно образовательной (коммуникативной) деятельности в группах компенсирующей направленности

Анализ материала по разделам «Развитие лексико-грамматических средств языка», «Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи» выявил необходимость использовать предложенный программный материал в полном объеме, поэтому он включен в программу для обеих групп без особых изменений.

Содержание НОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи проводится интегрировано с НОД по «Обучению грамоте» с начала учебного года и проводится как «НОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте» , осуществляется подготовка к овладению графо-моторными навыками. Развитие детей осуществляется через интеграции областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» в НОД.

Совершенствование произносительной стороны речи проводится в соответствии с учебным планом и использованием программы ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи» (Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова и др., М-Просвещение, 2008).

Формирование  лексико-грамматических средств языка  проводится в соответствии с учебным планом и использованием программы ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи» (Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова и др., М-Просвещение, 2008).

Обучение грамоте проводится в соответствии с учебным планом и использованием программы ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи» (Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова и др., М-Просвещение, 2008).

Длительность одного компонента непосредственно образовательной деятельности до 30 минут. Перерыв между ее компонентами составляет 10 минут. Максимальное количество НОД в первую половину дня не превышает трех. Во второй половине дня НОД проводится 2-3 раза в неделю, в ходе деятельности статического характера проводится физкультурная минутка.

В соответствии с требованиями Концепции о дошкольном образовании и инструктивно-методического письма «Об организации деятельности групп компенсирующего вида для детей с нарушениями речи МОУ» от 11.09.08 , №16-02/2313 количество НОД на учебный год следующее

Виды НОД

Количество образовательных ситуаций и занятий в неделю

1 период

2 период

3 период

1

Формирование лексико-грамматических представлений и развитие связной речи

2

2

2

2

Формирование  фонетико-фонематической стороны речи

-

-

-

3

Формирование  фонетико-фонематической стороны речи и обучение грамоте

2

2

2

Программа коррекционно-развивающей работы

Планирование в подготовительной группе разделено на три периода обучения: сентябрь – октябрь (12 занятий), ноябрь – февраль (26 занятия), март – май (24 занятия). Развитие связной речи – 32 занятия.

Занятия проводятся ежедневно по подгруппам, длительностью 30 минут: 2 занятия – по формированию лексико-грамматических представлений, 2 занятия  – по обучению грамоте, 1 занятие – по формированию связной речи. Индивидуальные занятия с ребенком проводятся ежедневно 15-20 минут. Индивидуальная работа предусматривает работу учителя-логопеда по развитию речевых и неречевых функций, постановку звуков.

Для исследования детей, имеющих речевые нарушения, используются методики изучения уровня речевого развития авторов Н. В.Нищевой (1999), Л. В. Косиновой (2006).

Логопедическая работа  на фронтальных  (групповых) занятиях с детьми 2-го года обучения (6 -7 лет)

Период

Основное содержание работы

I
Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Совершенствование произносительной стороны речи

Закреплять навыки четкого произношения звуков (гласных и согласных), имеющихся в речи детей. Формировать умение дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику.
Корригировать произношение нарушенных звуков ([л], [л’], [j], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [ш], [ж], [р] и т. д.).
Развивать умение дифференцировать звуки по парным признакам (гласные — согласные, звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие и т. д.).
Закреплять произношение звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов.
Упражнять в произношении многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных и без них.
Вводить в самостоятельные высказывания детей слова сложной слоговой структуры.
Воспитывать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи.

Развитие лексико-грамматических средств языка

Расширять лексический запас в процессе изучения новых текстов (черепаха, дикобраз, изгородь, крыльцо, панцирь, музей, театр, суша, занавес, выставка).
Активизировать словообразовательные процессы: употребление наименований, образованных за счет словосложения:
пчеловод, книголюб, белоствольная береза, длинноногая — длинноволосая девочка, громкоговоритель; прилагательных с различными значениями соотнесенности: плетеная изгородь, камышовая, черепичная крыша и т. д. 
Учить употреблять существительные с увеличительным значением (
голосище, носище, домище). Совершенствовать навыки подбора и употребления в речи антонимов — глаголов, прилагательных, существительных (вкатить — выкатить, внести — вынести, жадность — щедрость, бледный — румяный).
Объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру (
футболист — спортсмен, который играет в футбол). Упражнять в подборе синонимов и практическом употреблении их в речи (скупой, жадный, храбрый, смелый, неряшливый, неаккуратный, грязнуля).
Учить дифференцированно использовать в речи простые и сложные предлоги.
Учить образовывать сравнительную степень прилагательных (
добрее, злее, слаще, гуще, дальше); сложные составные прилагательные (темно-зеленый, ярко-красный).
Развивать понимание и объяснять переносное значение выражений:
широкая душа, сгореть со стыда.
Совершенствовать умение преобразовывать названия профессий м. р. в  профессию ж. р. (
воспитатель — воспитательница, баскетболист — баскетболистка).
Учить детей преобразовывать одну грамматическую категорию в другую (
танец — танцевать — танцовщик — танцовщица — танцующий).

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Закреплять умение выделять отличительные признаки предметов, объектов; составлять загадки с опорой на эти признаки.
Совершенствовать навыки сравнения предметов, объектов; составление рассказов-описаний каждого из них.
Учить подбирать слова-рифмы, составлять пары, цепочки рифмующихся слов; словосочетаний с рифмами.
Упражнять в конструировании предложений по опорным словам.
Формировать навыки составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности.
Упражнять в распространении предложений за счет введения однородных членов (сказуемых, подлежащих, дополнений, определений).
Учить анализировать причинно-следственные и временные связи, существующие между частями сюжета.
Закреплять навыки составления рассказа по картине (с опорой на вопросительно-ответный и наглядно-графические планы).
Продолжать учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок; заучивать потешки, стихотворения.
Совершенствовать навыки пересказа рассказа, сказки с опорой на картинный, вопросный планы.
Формировать навыки составления предложений с элементами творчества (с элементами небылиц, фантазийными фрагментами).
Учить составлять рассказы с элементами творчества (дополняя, изменяя отдельные эпизоды).

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Развивать произвольное внимание, слуховую память.
Закреплять понятия «звук», «слог».
Совершенствовать навыки различения звуков: речевых и неречевых, гласных — согласных, твердых — мягких, звонких — глухих, а также звуков, отличающихся способом и местом образования и т. д.
Формировать умение выделять начальный гласный звук, стоящий под ударением, из состава слова (
у — утка).
Учить анализировать звуковой ряд, состоящий из двух — трех — четырех гласных звуков.
Учить осуществлять анализ и синтез обратного слога, например:
an.
Формировать умение выделять последний согласный звук в слове, например:
мак.
Учить выделять первый согласный звук в слове, например:
кот.
Формировать умение выделять гласный звук в положении после согласного (в слогах, словах).
Учить производить анализ и синтез прямых слогов, например:
са, па.
Знакомить с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам ([а], [о], [у], [ы], [п], [т], [к], [л], [м] — количество изучаемых букв и последовательность их изучения определяется логопедом в зависимости от индивидуальных особенностей детей); учить анализировать их оптико-пространственные и графические признаки.
Учить составлять из букв разрезной азбуки слоги: сначала обратные, потом — прямые.
Учить осуществлять звуко-буквенный анализ и синтез слогов.
Развивать оптико-пространственные ориентировки.
Развивать графо-моторные навыки.

II
Январь, февраль, март, апрель, май

Совершенствование произносительной стороны речи

Продолжать закреплять и автоматизировать поставленные звуки в самостоятельной речи.
Развивать умение дифференцировать на слух и в речи оппозиционные звуки ([р] — [л], [с] — [ш], [ш] — [ж] и т. д.); формировать тонкие звуковые дифференцировки ([т] — [т’] — [ч], [ш] — [щ], [т] — [с] — [ц], [ч] — [щ] и т. д.).
Развивать умение анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности ее фонетического оформления.
Продолжать работу по исправлению нарушенных звуков ([р], [р’], [ч], [щ]).
Совершенствовать навыки употребления в речевом контексте слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости.
Продолжать работу по воспитанию правильного темпа и ритма речи, ее богатой интонационно-мелодической окраски.

Развитие лексико-грамматических средств языка

Уточнять и расширять значения слов (с опорой на лексические темы).
Активизировать словообразовательные процессы: объяснение и употребление сложных слов (
стекловата, Белоснежка, сладкоежка, самокат, снегокат); объяснение и практическое употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением (кулак — кулачок — кулачище).
Закреплять употребление обобщенных понятий на основе их тонких дифференциаций (
цветы: полевые, садовые, лесные).
Совершенствовать навык употребления в самостоятельной речи сложных предлогов.
Учить объяснять и практически употреблять в речи слова с переносным значением (
ангельский характер, ежовые рукавицы, медвежья услуга и др.).
Совершенствовать умение подбирать синонимы (
прекрасный, красивый, замечательный, великолепный).
Учить употреблять эти слова в самостоятельной речи.
Закреплять навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Закреплять навыки согласования числительных с существительными в роде, падеже.
Продолжать учить подбирать синонимы и употреблять их в самостоятельной речи (
молить — просить — упрашивать; плакать — рыдать — всхлипывать).
Совершенствовать умение преобразовывать одни грамматические формы в другие (
веселье — веселый — веселиться — веселящийся).
Продолжать учить объяснять и практически употреблять в речи слова переносного значения
(смотреть сквозь розовые очки, собачья преданность, работать спустя рукава, закидать шапками).

Развитие самостоятельной фразовой речи

Закреплять навыки выделения частей рассказа, анализа причинно-следственных и временных связей, существующих между ними.
Продолжать совершенствовать навыки распространения предложений за счет введения в них однородных членов предложения.
Продолжать совершенствовать навык пересказа сказок, рассказов:
• с распространением предложений;
• с добавлением эпизодов;
• с элементами рассуждений; с творческим введением новых частей сюжетной линии (начала, кульминации, завершения сюжета).
Заучивать стихотворения, потешки.
Совершенствовать навыки составления рассказов-описаний (одного предмета, двух предметов в сопоставлении).
Продолжать учить составлять рассказ по картине, серии картин.
Закреплять умения составлять словосочетания, предложения с рифмующимися словами.
Совершенствовать навыки составления развернутого рассказа о каком-либо событии, процессе, явлении за счет подробного, последовательного описания действий, поступков, его составляющих.

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Продолжать развивать оптико-пространственные ориентировки.
Совершенствовать графо-моторные навыки.
Закреплять понятия, характеризующие звуки: «глухой», «звонкий», «твердый», «мягкий»; введение нового понятия «ударный гласный звук».
Закреплять изученные ранее буквы, формировать навыки их написания.
Знакомить с буквами, обозначающими звуки, близкие по артикуляции или акустическим признакам ([с] — [ш], [с] — [з], [п] — [б] и т. д.).
Закреплять графические и оптико-пространственные признаки изученных букв, формировать навыки их дифференциации.
Продолжать формировать навыки деления слова на слоги.
Формировать операции звуко-слогового анализа и синтеза на основе наглядно-графических схем слов (например:
вата, кот).
Вводить изученные буквы в наглядно-графическую схему слова.
Обучать чтению слогов, слов аналитико-синтетическим способом.
Формировать навыки написания слогов, слов (например:
лапа).
Знакомить со словами более сложной слоговой структуры (
шапка, кошка), учить их анализировать, выкладывать из букв разрезной азбуки, читать и писать.
Формировать навыки преобразования слогов, слов с помощью замены букв, удаления или добавления буквы (
му — пу, мушка, пушка, кол — укол и т. д.).
Учить определять количество слов в предложении, их последовательность.
Учить выкладывать слова из букв разрезной азбуки.

      В итоге логопедической работы речь детей должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам.

Дети могут:
      • свободно составлять рассказы, пересказы;
      • владеть навыками творческого рассказывания;
      • адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.;
      • понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
      • понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;
      • овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;
      • оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
      • овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.

Формы взаимодействия с педагогами при реализации программы

Достижение положительного результата коррекционно-развивающей деятельности предполагает реализацию комплексного подхода к деятельности всех специалистов ДОУ. Только систематическое взаимодействие всех педагогов ДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника. Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников ДОУ предполагает создание следующих условий:

  • Речевая среда, содержащая образцы использования языка как средства общения и познания
  • Организация детской деятельности, в которой активизируются процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные
  • Обогащение содержания самой детской деятельности, что составляет основу содержания речи
  • Развитие предпосылок учебной деятельности: умение выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, прилагать волевые усилия для достижения цели, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности.

Задачи обеспечения преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей:

  1. Выработка единых подходов в образовательном процессе, обеспечивающих благоприятные условия для развития воспитанников
  2. Обеспечение устойчивости результатов логопедической коррекции
  3. Оптимизация деятельности по профилактике речевых нарушений.

Направления взаимодействия по обеспечению преемственности учителя-логопеда и воспитателей:

  1. Формирование представлений о факторах риска в речевом развитии, критериях и условиях благоприятного речевого развития
  2. Обучение педагогов приемам развития и коррекции речи в повседневной жизни, профилактики речевых нарушений у воспитанников
  3. Разработка эффективных приемов педагогического общения с детьми, имеющими речевые нарушения.

Формы взаимодействия с родителями (законными представителями)

при реализации программы

Взаимодействие с родителями как участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы.

Основные задачи взаимодействия с родителями воспитанников:

  1. Создание единого коррекционно-развивающего пространства
  2. Формирование у родителей представлений об особенностях развития детей с нарушениями речи
  3. Развитие позиции родитель-эксперт по оценке динамики коррекционной работы с детьми
  4. Освоение родителями эффективных приемов взаимодействия с детьми с целью преодоления нарушений речи

Формы работы с родителями

Формы

Виды

Цели

Индиви

дуальная

Первичная беседа

Довести до сведения каждого родителя результаты обследования ребенка. Заручится поддержкой семьи для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития ребенка. Распределить обязанности между садом и семьей. Заполнение анкет и анамнеза.

Работа в течение года

Совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы, анализ причин незначительного продвижения (если есть) в развитии различных сторон речевой деятельности и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии речи ребенка.

Домашняя тетрадь

   Закрепление тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены ребенком на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Коллективная

Групповые собрания

Сообщить об особенностях развития воспитанников с различными речевыми нарушениями и возможной педагогической запущенности при неверном воспитании и обучении.

Родительский стенд «Советы логопеда»

Дать практические рекомендации по вопросам развития речи воспитанников дошкольного возраста.

Организация речевых праздников

Родители имеют возможность увидеть результаты работы с ребенком.

Анкетирование

Выявление представлений родителей по какому-либо вопросу.

Методы работы с детьми

Методы

Приемы

Наглядный

  • Предметная наглядность
  • Предметные и сюжетные картинки
  • Расположение предметов по образцу, схеме, модели («Озвучь узор», «Продолжи рисунок»)
  • Выкладывание последовательностей, серий  («Кем будет?», «Кто кем был раньше?», «Прошлое, настоящее, будущее»)
  • Подведение итога занятия по графическому плану
  • Классификация и группировка по заданному свойству или признаку (восстанови последовательность, узор)
  • Выкладывание логических цепочек
  • Сигнальные картинки

Словесный

  • Вопрос как стимул к речевой активности
  • Оценка детской речи
  • Рассказ о проделанной работе
  • Придумывание слов на заданный звук, слог
  • Договаривание по образцу
  • Комментирование собственных действий
  • Работа с деформированным текстом, фразой.
  • Преобразование предложений по образцу.
  • Подбор предметов к действию, действий к предмету, предметов к признакам.
  • Преобразование деформированной фразы.
  • Выделение родственных слов из текста.
  • Составление словосочетаний, предложений по демонстрируемому действию
  • Выделение 4-лишнего по заданному признаку.
  • Подбор слов по родовому признаку
  • Анализ качества выполненной работы (педагогом, сверстниками, самим ребенком)
  • «Что не так? объясни»
  • «100 вопросов»
  • Составление предложений по схемам, с заданным количеством слов.
  • Работа в паре: «объясни партнеру задание»
  • Беседы-рассуждения: что произошло бы, если…
  • Распространение предложений по наводящим вопросам
  • Сравнения предметов, анализ признаков и действий предметов
  • Анализирование собственных действий в конкретной ситуации («Кто я? – в транспорте – пассажир, дома – сын, брат, сестра, дочь…)

Практический

  • Дорисовывание недостающих элементов (раскрашивание в соответствии с шифром)
  • Угадывание предметов на ощупь
  • Выполнение действий по словесной инструкции
  • Запоминание и выполнение инструкций.
  • Выполнение действий по символьной инструкции
  • Использование знаковой символики для обозначения свойств и признаков предметов
  • Зачеркивание заданной буквы
  • Отгадывание букв с закрытыми глазами
  • Узнавание на ощупь
  • Выкладывание букв из палочек, веревочек, мозаики
  • Рисование буквы в воздухе
  • Графические диктанты

Игровой

  • Инсценировки и театрализация, сказочные сюжетов
  • Использование игрушек и сказочных персонажей
  • Исправление «ошибок» педагога или персонажа
  • Перевоплощения и выполнения соответствующих действий

Репродуктивный

  • Словесный образец
  • Одновременное проговаривание
  • Повторение, объяснение, указание
  • Словесные упражнения

Исследовательский

  • придумывание загадок, анализируя признаки и свойства предметов

Уровни усвоения программы

Низкий уровень.

Ребенок затрудняется в выполнении задания, не может использовать подсказку, помощь взрослого. Допускает ошибки при звуковом анализе слов, грамматические ошибки. Словарный запас беден.

Средний уровень.

При выполнении заданий ребенок допускает ошибки, но исправляет их, использует помощь взрослого. Грамматические ошибки допускает редко, речь чистая, правильная. Испытывает затруднения в произношении отдельных звуков. Выполняет звуковой анализ слов типа ЛИСА. Недостаточно активен в речевом общении.

Высокий уровень.

Ребенок имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Владеет всеми средствами звукового анализа слов. Определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный-согласный, твердый-мягкий, ударный-безударный, место звука в слове). Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

                                                 

5

Средства обучения

  1. Доска, расположенная на высоте, соответствующей росту дошкольника;
  2. Столы по количеству детей;
  3. Подставки для карандашей и ручек;
  4. Шкафы для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы;
  5. Настенное зеркало 50*100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением;
  6. Зеркала 9*12 по количеству детей;
  7. Столы, стулья для детей и логопеда;
  8. Набор логопедических зондов;
  9. Фланелеграф, наборное полотно, набор картин;
  10. Настенная касса букв и индивидуальные на каждого ребенка;
  11. Настенная слоговая таблица;
  12. Наглядный материал для обследования и занятий с детьми;
  13. Наглядно-иллюстрированный материал, систематизированный по темам;
  14. Карточки с индивидуальными заданиями, альбом для работы над звукопроизношением;
  15. Различные речевые игры, лото;
  16. Методическая и учебная литература;
  17. Полотенце, мыло, бумажные салфетки.

Литература

  1. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб, 1999. – 160с.
  2. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб, 2009. – 560с.
  3. Поваляева М. А. Перспективно-тематический план учителя-логопеда. – М., 1999. – 25с.
  4. Руденко В. И. Домашний логопед. – Ростов н/Д, 2000. – 320с.
  5. Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М., 2008.
  6. Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада// М.: МГЗПИ, 1991. – 188с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИ МДОУ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА .

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной  образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей  воспитанников МБДОУ. В программе...

Рабочая программа коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи детей старшей группы (5 лет, второй год обучения) учителя-логопеда Гариповой Л.Х.

СодержаниеПояснительная запискаОрганизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР (III уровень речевого развития)Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР (III...

Рабочая программа логопедической помощи по преодолению общего недоразвития речи у детей старшей группы

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ....

Рабочая программа логопеда: "Коррекция общего недоразвития речи первого уровня".

Рабочая программа логопеда Центра психолого-медико-социального сопровождения....

Рабочая программа по преодолению общего недоразвития речи

Проблема  преодоления общего недоразвития речи у дошкольников подготовительной группы относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Настоящая программа носит коррекционно-разви...

Рабочая программа по преодолению фонематического недоразвития речи у детей 6-7 лет

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте им...