Рабочая программа логопеда: "Коррекция общего недоразвития речи первого уровня".
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Шатило Елена Владимировна

Рабочая программа логопеда Центра психолого-медико-социального сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx164.3 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Коррекция общего недоразвития речи 1 уровня».

 

 Пояснительная записка

 Актуальность. В настоящее время возрастает число детей с тяжёлыми нарушениями речи, среди них большинство составляют дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР). Дети с ОНР 1 уровня («неговорящие» дети) вызывают тревогу и растерянность у родителей. Задача овладения речью этими детьми довольна серьёзная, её решение требует длительной программы комплексного воздействия – медицинского, логопедического, психолого – педагогического. Данная рабочая Программа преодоления ОНР у дошкольников (1-4 уровень) ставит задачей обобщить опыт работы по коррекции данного нарушения у детей. В основе рабочей программы лежит «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников»  (авторы - Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, 2009 г.), а также использованы и другие авторские технологии в коррекционной работе с детьми с ОНР.

    Концептуальный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми, одновременное «погружение» ребёнка в процесс совершенствования как восприятия и понимания речи, так и формирование собственной речи. Коррекция данного нарушения осуществляется на логопедических занятиях, где осуществляется развитие языковой системы.  Определяя их содержание, важно выявить структуру дефекта и потенциальные речевые возможности ребёнка. Коррекционно – развивающая работа с дошкольниками в центре сопровождения предполагает правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и педагогов дополнительного образования.

Цель:  разработка комплексной системы коррекционных занятий с учителем - логопедом для детей с ОНР 1- 4  уровня в условиях ЦПМСС.

Основные задачи:

  • поэтапное формирование и развитие импрессивной и экспрессивной речи;
  • формирование и совершенствование слоговой структуры слова, качественных и количественных аспектов лексики;
  • овладение фразой, грамматическое оформление и развертывание предложения, структурирование связной речи;
  • развитие и совершенствование фонетических и фонематических процессов;
  • развитие мелкой моторики и графических навыков, высших психических процессов.

Характеристика детей с 1 уровнем развития речи.

   Первый уровень развития речи характеризуется отсутствием общеупотребительной речи. Яркой особенностью дисонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребёнком новыми для него словами. Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания. В то же время нельзя говорить о полном отсутствии у них вербальных средств коммуникации. Этими средствами для них являются отдельные звуки и их сочетания – звуко-комплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («кока» – петушок, «кой» - открой, «доба» - добрый, «дада» - дай, «пи»- пить), отдельные слова, совпадающие с нормами языка. Звукокомплексы, как правило, используются при обозначении лишь конкретных предметов и действий. При воспроизведении слов ребёнок преимущественно сохраняет корневую часть,  грубо нарушая их звуко-слоговую структуру.

   Многоцелевое использование ограниченных вербальных средств родного языка является характерной особенностью речи детей данного уровня. Звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с этими предметами. Например, слово «кока», произносимое с разными интонациями и жестами обозначает «петушок», «кукарекает», «клюёт», что указывает на ограниченность словарного запаса. Поэтому ребёнок вынужден использовать паралингвистические средства общения: жесты, мимику, интонацию.

   При восприятии обращённой речи дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию, интонацию, мимику взрослого. Это позволяет им компенсировать недостаточное развитие импрессивной стороны речи. В самостоятельной речи отмечается неустойчивость в произношении звуков, их диффузность. Дети способны воспроизводить в основном одно-двусложные слова, тогда как более сложные слова подвергаются сокращениям («паки ди» – собака сидит, «ато» - молоток, «тя мако» - чай с молоком).

   Наряду с отдельными словами в речи ребёнка появляются и первые словосочетания. Слова в них, как правило, употребляются только в исходной форме, так как словоизменение детям ещё недоступно. Подобные словосочетания могут состоять из отдельных правильно произносимых двух-трёх сложных слов, включающих звуки раннего и среднего онтогенеза («дять» - дать, взять; «кика» - книга; «пака» - палка); «контурных» слов их двух-трёх слогов («атота» - морковка, «тяпат» - кровать,  «тяти» - мячик); фрагментов слов-существительных и глаголов («ко» - корова, «пи» - пить, «па» - спать); фрагментов слов – прилагательных и других частей речи («босё» - большой, «пака» - плохой); звукоподражаний и  звукокомплексов («ко-ко», «бах», «му», «ав») и т.п.

Организация коррекционно – развивающей работы с детьми

1 уровня развития речи

   Необходимость раннего (с 3-летнего возраста) комплексного систематического коррекционного воздействия определяется возможностью компенсации речевого недоразвития на данном возрастном этапе.

   Учитывая структуру речевого и неречевого дефекта детей данной категории, программу комплексной коррекции составляем таким образом, чтобы, с одной стороны, максимально эффективно осуществлять коррекционную работу, а с другой – создать оптимальные условия для сохранения и развития здоровья дошкольников.

   Логопедические занятия с детьми 1 уровня развития речи проводятся индивидуально или небольшими подгруппами (2 – 3 человека). Это объясняется тем, что они не в полном объёме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращённые только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности. Поэтому первые занятия поводятся лишь в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей, теневого театра. Это обеспечивает формирование мотивационной основы речи. Мотивы, цель и ситуация игры конкретизируются в зависимости от направленности на овладение словарным запасом, начатками грамматических значений. Подгруппы формируются с целью развития коммуникативной функции речи, на этапе овладения элементарной фразой.

   Участие родителей в логопедической работе с детьми

с ОНР 1 уровня значительно повышает эффективность коррекционно – развивающего процесса по преодолению нарушений речи у ребёнка. Обучение родителей приёмам коррекции ускоряет темп работы и способствует закреплению и применению в практической деятельности изученного материала.

    Структура занятия.

   Каждое занятие имеет следующую структуру:

  1. Вводная часть (3мин.). Организация внимания, подведение к теме занятия, сюрпризные моменты.
  2. Основная часть (20 мин.) Реализация поставленных целей занятия в игровых ситуациях.
  3. Динамическая пауза (3 мин). Снятие физического и эмоционального напряжения (релаксация, психогимнастика).
  4. Заключительная часть (4 мин). Подведение итога,  домашнее задание, консультирование родителей.

Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы, в зависимости от уровня:

  • Развитие понимания речи (импрессивная речь) базируется на развитии у детей представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, понимания конкретных слов и выражений, отражающих знакомые детям ситуации и явления (1 уровень).
  • Развитие активной подражательной речевой деятельности происходит при создании ситуации, которая вызывает коммуникативно – познавательную потребность в речи (1-2 уровень).
  • Развитие высших психических процессов (внимания, памяти, мышления) является базовым компонентов в развитии речи детей (1-4 уровень).
  • Формирование фонетической стороны речи на данном этапе не является самостоятельной задачей, но артикуляционные, дыхательные и голосовые упражнения помогают вызывать отсутствующие звуки (1-2 уровень).

Форма проведения занятий: индивидуальные и подгрупповые (2-3 чел.) занятия по 30 мин. 1 раз  в неделю с детьми 3 – 7 лет.

Срок реализации программы – 4 года.

Содержание  раздела.

Период

Основное содержание работы

1

Сентябрь, октябрь,

ноябрь,

 декабрь

  • Развитие понимания речи

Учить детей находить предметы, игрушки.

Учить детей по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки.

Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.

Учить понимать слова обобщающего значения.

Учить детей показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой и игровой ситуацией

Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задаёт вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребёнок жестом отвечает на него).

Учить детей дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?

Учить детей понимать грамматические категории числа существительных, глаголов.

Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.

Лексические темы: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт».

  • Развитие активной подражательной речевой деятельности

Учить детей называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка).

Учить детей называть имена друзей, кукол.

Учить подражанию:

* голосам животных;

* звукам окружающего мира;

* звукам музыкальных инструментов.

  • Развитие внимания, памяти, мышления

Учить детей запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2 -4 игрушки).

Учить определять из ряда игрушек ту, которую убрали или  добавили.

Учить запоминать и раскладывать игрушки в произвольной последовательности (в рамках одной тематики).

Учить детей запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности(2 -3 игрушки одной тематики).

Учить запоминать и проговаривать 2 -3 слова по просьбе логопеда

(мама, папа, тётя).

Учить детей находить из ряда картинок (предметов, игрушек) «лишнюю»: шарик, мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко, груша, стол.

Учить находить предмет по его контурному изображению. Учить узнавать предмет по одной его детали.

2

Январь,

февраль,

март,

апрель,

май

  • Развитие понимания речи

Учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу.

Учить детей отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живёт в берлоге, сосёт лапу).

Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать – нож, шить – игла, наливать суп - половник).

Учить определять причинно-следственные связи (снег – санки, коньки, снежная баба).

  • Развитие активной подражательной речевой деятельности

Учить детей отдавать приказания: иди! На! Дай! 

Учить детей указывать на определённые предметы: вот, это, тут.

Учить составлять первые предложения, например: Вот Тата. Это Тома.

Учить детей составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Тата, спи!

Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи! –спит, иди - идёт).

  • Развитие внимания, памяти, мышления

Учить детей запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать их в определённой последовательности: шарик, машина, шапка; мяч, ложка ,карандаш.

Учить запоминать и подбирать картинки, подходящие по смыслу: дождь – зонт, снег – коньки.

Учить  выбирать предметы определённого цвета (отобрать только красные машинки, белые кубики и т.д.).

Учить отбирать фигуры определённой формы (только квадраты, треугольники, круги).

Учить определять лишний предмет из представленного ряда:

* 3 красных кубика и 1 синий;

* кукла, клоун, Буратино – шапка;

* шуба, пальто, плащ – шкаф;

* красная машина, красная лодка, красный пароход – жёлтая машина.

Учить детей складывать картинки из двух, четырёх частей.

Учить подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями на крышке коробки.

Учить отгадывать загадки с ориентацией на опорные картинки («Из рук детворы ветер вырвал воздушные… шары».)

Прогнозируемые результаты.

      В итоге логопедической работы дети должны научиться:

  • понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда», «Моя семья» и т.д.);
  • называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши, и т.д.) и одежды (карман, рукав, и т.д.);
  • обозначать наиболее распространённые действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т.д.), некоторые свои физиологические и эмоционально – аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т.д.);
  • выражать желания с помощью простых проб, обращений;
  • отвечать на простые вопросы одним словом или двухсловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.

При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.                                                                                                                       Занятия с ребёнком или небольшой подгруппой детей проводятся 1   раз  в неделю по 30 мин. с сентября по май.

  Планирование коррекционно - развивающих занятий с детьми.

П\п занятия

Тема занятия

Содержание программного материала

Место проведения

1

Установление эмоционального контакта, обследование особенностей психо – эмоциональной сферы и поведения

Релаксация, наблюдение за

струящимися пузырьками тактильно – световой трубы, теневой театр, дорожки, игры на развитие мелкой моторики, сухой бассейн. Создание ситуации комфортного общения.

Игровая комната, логопедичеий кабинет.

2

Развитие форм взаимодействия и обследование общего и речевого развития

Выполнение инструкций, организация поведения с помощью поставленной цели, обеспечение притока сенсорной информации и обучение простейшим соотносящим действиям (пирамидка, «Почтовый ящик»).

Игровая комната, логопедический кабинет

3

 Обследование и формирование сенсорных эталонов

Формирование представлений о цвете, форме и размере.

См. приложение №1 Идентефикация предметов и соотнесение с эталоном.

Игровая комната, логопедический кабинет.

4

Вызывание гласных звуков (а,у,о,и)

Подражание артикуляциям в игровой ситуации, сопровождение пропевания гласных движением рук – речедвигательная ритмика, голосовые и дыхательные упражнения. Развитие общей и мелкой моторики. Упр. «Лесенки» - закрепление эталона цвета, понятий высоко – низко.

Игровая комната, логопедический кабинет.

5

6

Звукосочетания гласных звуков (ау,уа,иа)

Обыгрывание сочетаний гласных: «АУ», «УА», «ИА».

Понятия «один - много», артикуляционная гимнастика, расширение пассивного предметного словаря.

Логопедический кабинет.

7

8

Активизация звукоподражаний:

- голоса животных

Имитация голосов животных и птиц в игровых ситуациях. Понимание вопросов, выясняющих местонахождение предметов.

Игры на развитие внимания,

памяти и мелкой моторики. Выбор геометрической фигуры по словесной инструкции.

Логопедический кабинет

9

10

Активизация звукоподражаний:

-звуки окружающего мира

Имитировать звуки окружающих предметов: «ТИК - ТАК», «ТУК - ТУК» и т.п. Понимание вопроса: чем? Атикуляционная и дыхательная гимнастика, развитие слухового внимания. Эталоны цвета и формы.

Логопедический кабинет, игровая комната.

11

12

-звуки музыкальных инструментов

Звукоподражания музыкальным инструментам: «БОМ», «ДИНЬ»,

«ДУ - ДУ».

Развитие ритмико-интонационной стороны речи. Складывание разрезных картинок из 2-х частей. Понимание вопроса:

«кому?». Развитие мыслительных процессов.

Музыкальный зал, логопедический кабинет.

13

14

-Вызывание междометий

Обыгрывание ситуаций, требующих эмоциональных высказываний: «АХ», «ОХ», «УХ» и т.п. Запоминать и выполнять в определённой последовательности действия, договаривать в стихотворении возгласы и междометия. Вызывание звука(i ).Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики.

Игровая комната, логопедический кабинет.

15

16

-Предложения из аморфных слов

Научить ребёнка соединять  аморфные слова во фразу,  выражать желания (дай! хочу!). Дидактические и сюжетно – ролевые игры, театральные импровизации. Понимание вопросов, поставленных к сюжетным картинкам. Совершенствование эталонов цвета, формы. Стимуляция к произношению новых звуков и слогов с ними.

Игровая комната, логопедический кабинет.

17

18

-Формирование двусложных слов из одинаковых слогов.

Работа над речевым ритмом. Проговаривание слов с «замочком», обучение приёму. Расширение словаря. Узнавание предметов (игрушек) по их описанию. Соотнесение слов «один – много - мало» с количеством предметов. Развитие в.п.п. в ходе игрового взаимодействия. Проговаривание цепочки слогов.

Логопедический кабинет.

19

20

Формирование          двусложных слов из     разных слогов с ударением на 1 слоге

Речевые ритмы. Проговаривание слов с «замочком». Величина предметов и соотнесение со словом. Развитие общей моторики в сопровождении речи, выполнение инструкций, игры на переключаемость движений,

Логопедический кабинет.

21

Формирование двухсловных предложений из отработанных слов

Объединение заученных слов в предложения (вот, тут, где?). Понимание форм ед. и мн. числа сущ. в им. падеже на Ы - И. Выполнение инструкций. Развитие внимания, памяти, мышления.

Игровая комната, логопедический кабинет.

22

23

Глаголы повелительного наклонения

Научить отдавать команды в игровых ситуациях, употребляя глаголы повелительного наклонения ед. числа. Сочетание речи с движениями. Обучение пользованию словами в предметно – манипулятивной деятельности. Развитие артикуляционной моторики.

Игровая комната, логопедический кабинет.

24

25

Составление двухсловных предложений (обращение + глагол повелит. наклонения)

В игре учить объединять два слова в одно предложение.  Складывание  картинки из

 4-х частей. Учить пониманию обобщающих слов. Вызывание новых звуков, проговаривание их в слогах.

Логопедический кабинет.

26

27

Формирование двухсловных предложений (глагол повелит. наклонения + сущ. вин. п. с окончанием «у»)

Учить употреблять сущ. в вин. падеже в предложениях. Развитие моторики и пространственных представлений. Различать в пассивном словаре ед. и мн. число существительных с окончаниями – Ы – А. Развитие в.п.п. Постановка звуков по подражанию.

Логопедический кабинет.

28

29

Дифференциация форм им. п. и вин. п. в предложении.

Сравнение предложений: «Дай мяч!» - «Дай куклу!», учить употреблять форму им. п. и вин.п. с окончанием «у» одних и тех же слов. Понимание утвердительных и отрицательных приказаний с «не». Совершенствование сенсорных эталонов и мелкой моторики. Учить находить предмет по одной его детали.

Логопедический кабинет.

30

31

Глаголы настоящего времени ед. числа

3 лица

Научить отвечать на вопросы: Кто? Что делает?

Накопление глагольной лексики. Развитие внимания, памяти. Работа над слоговой структурой слова с «замочками». Выработка целенапрвленной воздушной струи.

Игровая комната, логопедический кабинет.

32

Подбор существительных к глаголам

Накопление активной лексики, развитие смысловой стороны речи, мыслительных процессов в ходе речевых игр. Работа над ритмико – интонационной стороной речи.

Игровая комната, логопедический кабинет

33

Подбор глаголов к существительным

Накопление активной лексики, развитие в.п.п. Развивать понимание слов, близких по звучанию. Игры на развитие зрительного контроля и мелкой моторики.

Логопедический кабинет.

34

Составление простых предложений по вопросам: кто? Что делает?

Активизация фразовой речи. Составление предложений по демонстрации действия и по вопросам с опорой на картинку. Научить понимать действия, изображённые на сюжетных картинках. Формирование слоговой структуры слов.

Игровая комната, логопедический кабинет.

35

36

Разучивание стихов, потешек с добавлением слов

Сопряжённое проговаривание доступных стихов, стимуляция речевой активности. Работа над интонацией. Выделение лишнего предмета из представленного ряда.

Логопедический кабинет.

Всего: 36 часов

  Методическая литература и пособия.

1.  Батяева С. В., Савостьянова Е. В. Альбом по развитию речи для самых маленьких. М., 2010.

2. Давидович Л. Р., Резниченко Т.С. Ребёнок плохо говорит? Почему? Что делать? М.,2001.

3. Дедюхина Г.В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребёнком. М., 1997.

4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

5. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми. М., «Сфера», 2011.

6. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. ДЕЛЬТА, 1977

7. Маркова А.К. Недостатки произношения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией.

8. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М., 1997.

9. Нищева Н.С. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи, СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007.

10. Новикова – Иванцова Т.Н. От слова к фразе. Методическое пособие для работы логопедов по формированию фразы у детей с тяжёлой речевой патологией. М., 2006., 2010.

 

11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи – М.: Просвещение,2009.

12. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М., 2000.

 Приложение №1

Методические рекомендации к рабочей программе

«Коррекционная работа по сенсорному воспитанию детей с ОНР

1 уровня».

1 уровень – обеспечение притока сенсорной информации.

У ребёнка должно быть достаточно много сенсорных раздражителей – игрушек. Каждая игрушка должна быть достаточно крупной и обязательно одноцветной, чтобы глаз ребёнка мог вычленить её из ряда других окружающих ребёнка предметов.

   Если ребёнок не интересуется игрушкой, то стимулируем его перцептивные действия, близко поднося данную игрушку ребёнку и дотрагиваясь ею ладони, при необходимости обеспечиваем помощь взрослого, вкладывая игрушку в руку ребёнку, показываем как надо её брать.

2 уровень – обучение простейшим соотносящим действиям.

Используем на этом уровне элементарные «Доски Сегена», «Почтовый ящик» и пирамидку. Учим ребёнка вкладывать в прорезь «Доски Сегена» или «Почтового ящика» соответствующую фигурку. Учим правильно складывать пирамидку. Обучаем выполнять инструкцию: «Дай такой же». Необходимо учесть, что все задачи на этом уровне ребёнок решает только путём примеривания.

3 уровень – развитие предметно – манипулятивной деятельности.

Этот уровень предполагает сформированность у ребёнка перцептивных  действий. Ребёнок уже умеет вычленять четыре основных цвета, три – пять геометрических фигур, основные размеры: большой – маленький. На этом уровне учим ребёнка пользоваться словами. Полученные знания об окружающем мире обязательно закрепляем в продуктивной деятельности ребёнка: рисование, лепка, аппликация и т.д.

4 уровень – переход к символической эталонной системе.

Обучаем ребёнка использовать термины – «эталоны». Расширяем диапазон использования эталонов, формируем способность понимания сигнального значения цвета и формы: крыша похожа на треугольник, дом, окно – на квадрат, колесо – на круг, трава – зелёная, солнце – жёлтое и т.п. Полученные знания обязательно закрепляются на занятиях, в повседневной жизни, на прогулках.

5 уровень – углубление знаний об эталонных системах.

Закрепляем понятия: величина, длина, ширина, высота, расширяем знания о пространственных формах. На этом уровне большое значение отводится продуктивной деятельности ребёнка: конструирование построек, мозаика, лепка.

          Формирование представлений о цвете предметов

Формирование представлений имеет важное коррекционное значение, т.к. формируя представления, мы корригируем в сознании ребёнка память, мышление и пр. В коррекционной работе начинаем с индетефикации или отождествления предметов. Для этого берём две идентичные игрушки и третью контрастную игрушку. Обучаем ребёнка сравнивать предметы и находить сходства и различия.

1 этап.  Индентификация предметов по признаку цвета.

Показываем ребёнку «парные» идентичные игрушки, отличающиеся только по цвету. При этом обязательно одна из игрушек должна быть красного цвета, т.к. он наиболее интенсивно воздействует и привлекает внимание ребёнка, а контрастная игрушка синего или зелёного цвета. Учим ребёнка отличать по типу «похоже - непохоже»

2 этап. Соотнесение цвета предмета с эталоном цвета.

В качестве эталона используем картонку с эталоном цвета. Предлагаем ребёнку соотнести каждое контурное изображение с игрушкой. Затем обучаем соотнесению с формой. Предлагаем ребёнку соотнести контурное изображение предмета с цветом картона, используя термин «подходит – не подходит». Цвет при этом не называется. На этом этапе необходимо использование контурного изображения одного и того же предмета. Цвета изучаются в следующем порядке: красный, синий, жёлтый, зелёный, затем фиолетовый, оранжевый, и в последнюю очередь черный и белый. Предметы даются без фона. Только после достижения результата можно использовать фон на картоне.

3 этап. Выбор предмета определённого цвета по словесной инструкции взрослого.

Ребёнку предлагаем выбрать все красные, синие и т.д. предметы. Отрабатываем реакцию на речевую инструкцию.

4 этап. Формирование словесного обозначения цвета предмета.

На этом этапе обязательно оказываем помощь ребёнку, подсказывая названия цветов. Отрабатываем с ребёнком название цвета на определённых предметах и затем через восстановление в памяти цвета определённого предмета соотносим его с другим предметом: трава – зелёная и мячик тоже зелёный. Подбираем с детьми к шарикам нитки или ленточки соответствующего цвета.

5 этап. Обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.

Вначале раскладываем перед ребёнком эталоны цвета, затем даём пачку карточек и предлагаем разложить их на кучки по цвету. После выполнения этого задания переходим к классификации: ребёнок должен разложить карточки на кучки без опоры на образцы.

6 этап. Обучение передачи цвета предмета в продуктивной деятельности.

Закрепление постоянного признака цвета за предметом. Используем игры типа: «Помоги художнику», «Раскрась правильно», аппликации, раскраски.

7 этап. Формирование представлений об оттенках цвета.

Предлагаем ребёнку три позиции, один цвет красный, другой цвет светлее красного, третий цвет темнее красного. Обучаем ребёнка сходству и отличию. Оттенки изучаются в последовательности: красный, синий, жёлтый, зелёный. Навыки обязательно закрепляем в продуктивной деятельности.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ.

1 этап. Идентификация предметов в целом.

Берём две идентичные игрушки и одну контрастную. Учим сравнивать предметы и находить сходство.

2 этап. Идентификация предмета по форме.

Необходимо учитывать, что легче усваиваются объёмные формы. Для этого берём объёмные предметы и их обыгрываем. Используем игры типа «Колобок», «Курочка-ряба», «Теремок». Далее берём плоскостные предметы круг и квадрат, объясняем разницу: круг катится, а квадрат нет. Пособиями для изучения объёмных предметов служат шар, куб, конус, параллепипед, а для плоскостных: квадрат, круг.

3 этап. Соотнесение формы предмета с эталоном формы.

Для обучения правильному соотнесению предмета с эталоном формы используем почтовые ящики с двумя прорезями, «Доску Сегена» с двумя прорезями. В работе ребёнка на этом этапе допускаем возможность накладывания для правильного соотнесения.

4 этап.  Выбор геометрической фигуры по словесной инструкции.

Обучаем ребёнка выбирать геометрические фигуры по словесной инструкции. Начинаем обучение с плоскостных геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник. Затем переходим к объёмным геометрическим фигурам: шар, куб, конус.

5 этап. Формирование умения словесно обозначать форму предмета.

Используем на этом этапе составные «Доски Сегена», разрезные геометрические фигуры, где все основные фигуры состоят из нескольких частей. Складывая геометрическую фигуру из нескольких частей, ребёнок одновременно её называет. Для закрепления этого умения складываем геометрические фигуры из счётных палочек

6 этап. Обобщение одноцветных или разноцветных геометрических фигур.

На этом этапе используем геометрические фигуры только одного цвета и размера. Обучаем детей группировать геометрические фигуры, соотнося их с эталонами, которые должны быть только чёрного цвета. После получения результата при группировке на одноцветных фигурах, можно работать на разноцветных.

7 этап. Классификация по форме без контурных эталонов.                                                         

Приложение № 2     

 Таблица звукоподражаний, используемых на занятиях с детьми 1-го уровня речевого развития.

звук

Звукоподражания голосам животных

Звукоподражания бытовым,

транспортным и музыкальным шумам

Эмоциональные восклицания

Слова

   М

МУ - корова

АМ  - собака

МЯУ - кошка

МЕ  - коза

АМ – ребёнок ест

Мама, Маша,

мой, Мила,

мыло

   П

Пи – цыплята, мышка, птичка

ПУХ – ружьё, хлопушка

ОП, ПРЫГ – мячик     прыгает

Папа, Поля,

Паша, пила

   Б

Бе -овечка

БОМ - барабан

БИ - БИ - машина

БУЛЬ - чайник

БАЙ – пора спать

БО – БО - болит

БУХ - упал

Баба

   Д

ДУ - ДУ – дудочка

ДИНЬ - колокольчик

ДА – выражение согласия

Дай, деда,

Дом (домик)

   Т

ТУ – поезд, пароход

ТУК – молоток

ТЮК – топор

ТИК – ТАК - часы

ТОП – малыш топает

Тата, Толя, Тома, тётя

   Н

НО - лошадка

НА

Ната

   К

КУ – кукушка

КО – курочка

КАР – ворона

КРЯ - уточка

КУ – КУ – малыш спрятался

КАЧ – на качелях

КАП – вода из крана

Катя, Котя,

киса (котик),

Коля

   Г

ГА – ГА – гусь

ГУЛЯ – позови голубя

ИГО – ГО - лошадка

ГОП – едем на лошадке

Галя

   Х

УХ - сова

АХ – упал

ОХ – болит

УХ -  прыгают

   Л

ЛЯ – ЛЯ - песня

Ляля, Оля, Лёля

Приложение №3

               Конспекты индивидуальных занятий с детьми

              по коррекции ОНР 1 уровня.

Тема занятия. Активизация звукокомплексов. «Моя семья».

Цели занятия.

- Учить ребёнка узнавать и правильно показывать фотографии родственников;

- учить ребёнка называть близких людей на фото (мама, папа, баба, Ляля, Катя и т. п.);

- стимулировать появление в речи новых слогов и звукокомплексов;

- развивать высшие психические процессы: внимание, память, мышление;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

     Оборудование: семейный фотоальбом, набор игрушек, разноцветные                                       палочки, аппликация машины из геометрических фигур.

Ход занятия.

1 Организационный момент.

«Лесенка». На столе лесенка из красных палочек: «Прошагай» по ступенькам вверх пальчиками! Кто это? (фото мамы). Ребёнок называет самостоятельно или отражённо.

     2. Активизация пассивного и активного словаря «Семейный альбом».

Логопед: Познакомь меня: « Где мама? Покажи где папа, бабушка, дедушка!»

- Дай маме (папе) игрушку (машинку, куколку)!

- Спрячь маму (папу) – побуждать ребёнка закрывать ладошкой или листом бумаги указанную фотографию.

- «Пальчики побежали» к маме (папе) – побуждать ребёнка к движениям руки в заданном направлении, можно выложить дорожки из палочек.

Стимулировать потребность ребёнка называть своих родственников: «Я забыла, это кто? Это тётя?» – используя провокационный метод, заведомо неправильно называть людей на фото, чтобы активизировать произносительную деятельность малыша.

- Видишь маму? Видишь папу? – логопед побуждает ребёнка к произвольному произнесению слов «да», «нет» или звукокомплексу, их заменяющему.

     

3. Вызывание слогов по подражанию и с механической помощью. Ребёнок гудит: у-у-у, а логопед двигает указательным пальцем под нижней губой вверх – вниз: бу-бу-бу (бум – бум - бум) – выставляется игрушка барабан. Как звучит барабан? Сделай дорожку из палочек к барабану! Аналогично вызываются слоги: би-би-би – выставляется игрушечная машина. Логопед: «би – би  - би - гудит машина». Как гудит машина? Сделай дорожку из палочек к машине!

4. Физкультминутка.

 Логопед читает стихотворный текст, побуждая ребёнка к произвольному или отражённому звукоподражанию и выполнению движений:

     С барабаном мы идём (маршируем),                    

     Громко песенки поём (звукоподражания):                                              

     Бум – бум, бум - бум!

                                           

                              Би – би – би  - гудит машина (нажимаем кнопку сигнала)

                              Не поеду без бензина.  

  5. Развитие мелкой моторики и активизация словаря.

Игра с пальчиками «Семейка» - поочерёдное сгибание и разгибание пальцев (активное или пассивное, исходя из возможностей ребёнка):

- Этот пальчик – дедушка,

- Этот пальчик – бабушка,

- Этот пальчик – мама,

- Этот пальчик – папа,

- Этот пальчик – наш малыш… (Дима).

Скоро солнышко взойдёт, утро красное придёт, будут птички щебетать, будут пальчики вставать – поочерёдное разгибание пальцев.

 6. Итог занятия. Домашнее задание.

    Ты очень хорошо занимался сегодня, я тебе подарю эту машину     (аппликация из геометрических фигур основных цветов). Кто тебя ждёт в коридоре? С мамой и папой будешь показывать разноцветные фигурки, из которых построена машина.

 

     Тема занятия. Активизация звукоподражаний. «Кто как голос          подаёт».

Цели занятия.

- Учить звукоподражаниям: «му», «мяу»;

- расширять пассивный и активный словарь;

- развивать внимание, память, мышление и мелкую моторику;

Оборудование. Предметные картинки или игрушки, палочки, тренажёр для дыхательной гимнастики, зеркало, мозаика, трафареты кошки и коровы.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Игра «Угадай, кто голос подаёт!» - на столе игрушки (картинки) животных. Логопед имитирует голоса животных, а ребёнок выбирает соответствующую игрушку. Хочешь сам пищать, как мышка или кукарекать, как петушок? Давай попробуем!

  1. Активизация звукоподражаний.

Логопед показывает картинки, называет слова: кошка и даёт образец звукоподражания: «мяу», корова – «му».

- Покажи, где кошка (корова). Как говорит кошка (корова)? – можно использовать сопряжённое проговаривание звукоподражаний «мяу», «му»;

- Кто кричит: «Му» («Мяу»)? – покажи картинку!

- Спрячь кошку (корову), побуждать ребёнка закрывать картинку с указанным изображением.

- Видищь корову (кошку)? – логопед побуждает малыша к произнесению слов «да», «нет».

- Кто спрятался? (одна из картинок закрыта листом бумаги).

- Кто позвал? – логопед даёт образец звукоподражания и просит ребёнка выбрать соответствующую картинку.

Подари:

а) кошке жёлтый цветочек (мозаику), а корове красный цветочек (мозаику);

б) корове одну палочку, а кошке много палочек.

- Как кошка (корова) скажет спасибо? – стимуляция звукоподражаний.

- У кого жёлтый цветок? У кого красный цветочек? Кто просил одну палочку (много палочек)?  Если ребёнок не выделяет цвет предметов, можно изменить инструкцию: «Дай такой же цветочек, как у меня».

- Проводи коровку в гости к кошечке (побуждать ребёнка к произвольным движениям пальцев в заданном направлении: от коровки к кошечке, от кошечки к коровке, от цветочка - мозаики к коровке, от кошечки к цветочку).

- Кто пойдёт в гости? К кому пойдёт корова? ( Побуждать к произвольному или отражённому звукоподражанию).

     3. Физкультминутка.

Выполнение движений вместе с логопедом: «Руки вверх, на бочок, руки в стороны, в кулачок». «На носочки поднимайся, приседай и выпрямляйся!»

4.Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Сказка о язычке.

- Киска пошла в гости к корове и увидела «заборчик» (можно выложить из палочек) – губы в улыбке, «трубочку» - губы вытянуть вперёд и подуть на цветочки (используем тренажёр «лягушата»), проснулись лягушата в болоте и заквакали (ква – ква, стимулируем звукоподражание), испугалась киска, спину выгнула – упражнение «Киска сердится», побежала кошка по зелёной травке (рукой скользим по колючему коврику) и увидела корову, она ела травку, они стали кататься на качелях (упражнение «качели») вверх – вниз, а потом пошли в дом и поели блинчиков со сметаной (упражнения: «испеки блинчик!», « вкусная сметана»).

5. Разучивание двустиший.

Му – му! Му – му ! Молока кому?

Мяу – мяу! – кот пищит, у меня живот болит (включать отработанные звукоподражания).

6. Итог занятия. Домашнее задание.

Ты сегодня очень хорошо играл с  кошкой и коровой, они появятся сейчас в твоей тетради (логопед обводит силуэты животных по трафарету), а ты дома «погладишь» их карандашами (красками) и корва с котёнком станут весёлыми, а ты вместе с ними будешь радоваться: «Му -му», «мяу - мяу».

Тема занятия. Формирование предложений из 2-х слов.

Цели занятия.

- Научить объединять в предложение два слова (обращение + глагол повелит. наклонения 2 лица, ед. числа);

- развитие импрессивной речи (узнавание предмета по словесному описанию);

- развитие восприятия, внимания, памяти;

- совершенствование мелкой моторики.

Оборудование. Разрезные сюжетные картинки, игрушки, конструктор,  зеркало, султанчики, цветочки для дыхательной гимнастики, наклейки.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Игра «Собери картинки!»
  2. Развитие понимания речи.

- Покажи мальчика, который спит. Как его зовут?

- Покажи девочку, которая идёт (сидит) Как её зовут?

Игра «Угадай игрушку!» (шарик, кошка, мячик).

Логопед предлагает отгадать: о какой игрушке я рассказываю и покажи её: «Он круглый, красный, деревянный», «Он круглый, синий с полосками, резиновый», «У неё пушистый хвост, мягкая шерсть и длинные усы».

  1. Формирование предложений из 2-х слов.

 -Побуждение к произнесению фразы: игра «Покорми детей!» - На, Тома!

     Пей, Вова! Ешь, Тата! Бери, Катя!

 - Игра «Угадай, кто ушёл?» - логопед убирает одну куклу, кто ушёл? развитие внимание и активизация словаря.

- Дети вышли гулять, дай им команды, кому что делать!

Миша, иди! Коля, лови! Вова, сиди! Оля, катай! ит. д.

- Игра «Разноцветные скамейки»- посади игрушки на скамейки того же цвета (используем конструктор): «Зайка, сиди!»,  «Зайка, лежи!» «Зайка, спи!» ит.д.

  1. Динамическая пауза.

Выполнение действий по инструкции логопеда: ножками потопали (задаём разный ритм), ручками похлопали с изменением ритма, глазками помигали (быстро, медленно, попеременно), а теперь попрыгали. Логопед отдаёт команды: Таня, Прыгай! Топай! Хлопай!)

  1. Развитие мелкой моторики с использованием пальчиковой гимнастики.

Упражнение «Иди! Беги!» - попеременные движения указательным и средним пальцами каждой руки в медленном и быстром темпе.

6.Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

- Сказка о язычке (упражнения: Заборчик – трубочка, Почисти зубки!

 Испеки блинчик! Остуди блинчик!)

- Упражнение на формирование длительного ротового выдоха: «Тише дуй, ветерок. Тише дуй на мой садок!» - контролировать силу воздушной струи, используя цветы, султанчики.

-  Вызывание свистящих звуков по подражанию.

7. Итог занятия. Ты сегодня молодец! Я подарю тебе наклейки, а ты раздай их дома, приговаривая: Мама, на! Папа, бери! и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИ МДОУ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА .

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной  образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей  воспитанников МБДОУ. В программе...

Рабочая программа по преодолению общего недоразвития речи (подг. группа)

Проблема  преодоления общего недоразвития речи у дошкольников подготовительной группы относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Настоящая программа носит коррекционно-разви...

Рабочая программа по преодолению общего недоразвития речи

Проблема  преодоления общего недоразвития речи у дошкольников подготовительной группы относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Настоящая программа носит коррекционно-разви...

"Адаптированная рабочая программа для детей 4 – 5 лет с общим нарушением речи первого уровня и с задержкой психоречевого развития"

Дети с ЗПР - многочисленная категория, разнородная по своему составу.В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и призна...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет, старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи III уровня) Разработана на основе адаптированной основной обра

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАорганизации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет,старшей группы компенсирующей направленности для детейс тяжелыми нарушениями речи(общее недоразвитие речи III уровня)...

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития четвертого и пятого года обучения (5-6 лет, 6-7 лет)

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития четвертого  и пятого  года обучения (5-6 лет, ...