«Формирование социально-коммуникативных компетенций и компетентностей у воспитанников подготовительной группы с ОНР»
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Мельникова Оксана Викторовна

В статье представлен опыт работы в данном напарвлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ д\с №215 «Кораблик детства» г. Новосибирска                              учитель-логопед О. В. Мельникова

«Формирование социально-коммуникативных компетенций и компетентностей у воспитанников подготовительной группы с ОНР»

Традиционные подходы, обеспечивающие лишь передачу ребенку определенной суммы знаний, умений и  навыков, оказываются несостоятельными в сложившейся ситуации. ФГОС подразумевают компетентностный подход к организации образовательного процесса, в основе которого заложены активность и психолого-педагогическая компетентность всех взрослых участников образовательного процесса.

В связи с этим актуальным становится пересмотр системы работы всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО), в детском саду, которые могут способствовать формированию и развитию компетентностей не только у детей, но и  у родителей.

Работа в данном направлении осуществляется в три этапа.

Цель диагностического этапа - исследование ситуации, в процессе которого необходимо выявить дефицитарные компетенции и компетентности у детей и взрослых: типичные трудности родителей в воспитании детей, особые образовательные потребности воспитанников ДОУ; разработать план сопровождения специалистами ДОУ образовательного процесса на учебный год.

На диагностическом этапе:

- проводятся индивидуальные и групповые консультации, анкетирование, диагностика;

- анализ диагностических данных и результатов наблюдений;

- разрабатываются индивидуальные планы сопровождения детей с ОВЗ совместно с воспитателями и специалистами ДОУ.

Для родителей перед началом занятий  проводятся индивидуальные консультации, на которых дается информация о занятиях, которые будет посещать ребенок, и рекомендации по результатам диагностики ребенка и самих родителей.

На основном этапе происходит формирование и развитие социально-коммуникативных компетентностей у детей и психолого-педагогических - у взрослых участников.

Родителям оказывается информационная и психологическая помощь, направленная на развитие компетентностей способствующих сохранению и укреплению психологического благополучия воспитанников имеющих ТНР (ОНР).

Социальная успешность ребенка с ТНР в детском коллективе характеризуется способностью понимать потребности окружающих его людей, их вербальные и невербальные сообщения и, исходя из этого, строить свое поведение, конструктивно взаимодействовать с окружающим миром. Социально-коммуникативные компетентности формируемые у детей в ходе коррекционной работы:

- соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;

- понимать эмоциональное состояние другого человека и рассказать о нём;

- получать необходимую информацию в общении;

- выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;

- вести простой диалог с взрослыми и сверстниками;

- спокойно отстаивать своё мнение;

- принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.);

- уважительно относиться к окружающим людям;

- принимать и оказывать помощь;

- не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников осуществляется в соответствии с рекомендациями ПМПКа и уровнем психологического здоровья.

Дети группы риска с низким уровнем ПЗ  обладают чертами, которые мешают им адекватно адаптироваться к социальным условиям жизни.

С ними проводятся индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия, в дальнейшем при положительной динамике – групповые, в ходе которых формируются и развиваются те компетентности, которые являются у ребенка дефицитарными (исходя из результатов диагностики и наблюдений). Занятия способствуют формированию умения принимать самого себя и других людей, видеть свои положительные стороны; способствуют развитию произвольной регуляции поведения и познавательной сферы психики.

В ходе рефлексивно-диагностического этапа происходит анализ, оценка результатов психолого-педагогического сопровождения, обобщение опыта работы. Провожу наблюдение, анкетирование, анализ документации (отчеты воспитателей по работе с родителями, отзывы родителей и педагогов), индивидуальное консультирование воспитателей и родителей по результатам к-р занятий.

        Работа в данном направлении актуальна для современных детей и востребована родителями наших воспитанников, т. к. современное общество требует молодых людей инициативных, коммуникабельных, социально адаптированных, социально-коммуникативных, что позволит им быть успешными и востребованными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД ОО «Познавательное развитие», с интеграцией ОО «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» с детьми подготовительной группы

Знакомство детей подготовительной группы с физическим свойством - отражением  в процессе опытно-экспериментальной, игровой, жудожесвено-эстетической  деятельности с зеркалом и...

Конспект НОД ОО "Социально- коммуникативное развитие", "Путешествие в царство Доброты" в подготовительной группе.

Конспект непреревной образовательной деятельности "Путешествие в царство Доброты"...

Родительское собрание в средней группе "Формирование социально-коммуникативных компетенций у детей с ТНР".

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ  У ДЕТЕЙ»Суть логопедического воздействия заключается с одной стороны, на укрепление у ребенка осознания себя как субъекта общения,...

Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию "Как жили первобытные люди" в подготовительной группе

Конспект занятия  по социально - коммуникативному развитию "Как жили первобытные люди" в подготовительной группе...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Такие разные поступки» (старшая и подготовительная группы)

Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание, доброжелательные отношения; развивать мыслительную активность; культуру речи (ясно и грамотно излагать свои мысли); развивать способно...

Конспект открытого НОД ОО «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Мои эмоции- мои поступки » Подготовительная группа

Цель: Развитие нравственных представлений посредством расширения и углубления знаний о хороших и плохих поступках и эмоциях, которые они вызывают....