Как капелька дождик искала
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Белогурова Елена Григорьевна

Конспект логопедической НОД

с элементами логоритмических упражнений

для детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста

с интеграцией ОО речевое развитие, художественно- эстетическое развитие.

Тема: «Как капелька дождик искала»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie1.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №30 «БЕРЁЗКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

   

Конспект логопедической НОД

с элементами логоритмических упражнений

для детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста

с интеграцией ОО речевое развитие, художественно- эстетическое развитие.

Тема: «Как капелька дождик искала»

                                                                          Учитель – логопед

                                                                                Белогурова Елена Григорьевна

2016г.

Программное содержание: Активизировать звукопроизношение, автоматизировать поставленные звуки.  Отрабатывать элементы интонационной выразительности речи (мелодику, темп, ритм, тембр речи, фразовое и логическое ударение, паузацию). Способствовать развитию воображения, развивать фонематический и ритмический слух, слуховое внимание и память. Продолжать учить детей свободно двигаться, соответственно характеру музыки, в разном темпе и в разных направлениях. Способствовать координации слова с движением при выполнении упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук. Развивать выразительность мимики, жеста и движения. Развивать координацию движений, ориентацию в пространстве. Совершенствовать умения и навыки правильно пользоваться речевым дыханием. Воспитывать чувство товарищества, взаимного уважения, личностные качества.

Оборудование: игрушка Капелька, цветные ленты, музыкальные инструменты: треугольники, маракасы, музыкальный центр, флешка.

       

Ход НОД

Под музыку Ф.Гойи в зал входят дети и становятся полукругом.

Русская народная игра «Герасим - Грачевник».

Рефрен игры «Грач зиму да расклевал» - хоровая декламация, которая ритмично и четко произносится с равными метрическими хлопками всеми детьми.

Грач зиму да расклевал,

Его Герасим – Грачевник звал.

Ах, грач на горе = знать весна на дворе.

Голубочки, голубочки! Принесите по клубочку.

Верабейки, верабейки! Принесите всем по швейке!

Кукушки – кукушки! Принесите по катушке!

Чечетки – чечетки! Принесите всем по щетке.

А синицы – молодицы, принесите всем по спице!

Жаворонки, прилетите, весну – красну принесите!

Жура- жура- жураван! Шей весне ты сарафан!

Дети садятся на ковер.

Логопед. (Л.) Грач зиму расклевал. Наступила весна. Весну можно услышать. Сейчас мы будем подражать различным звукам природы, которые вы слышали ранней весной.

Фонопедическое упражнение «Весенние голоса».

Л. Пригрело весеннее солнце.

Дети поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце, и каждый поет свой звук в фальцетном регистре.

Л. С пригорка побежал веселый ручеек.

Дети болтают языком, изображая бульканье ручейка.

Л. До краев наполнил большую глубокую лужу.

Дети на глиссандо (скользить) опускаются голосом в нижний регистр.

Л. Перелился через край.

Дети. Несколько рядом стоящих детей по знаку логопеда на фоне «бульканья» остальных делают голосом «волну» - вверх- вниз.

Л. И дальше побежал.

Половина детей «булькают» на фоне звучащего солнца.

 Л. Выбрались из-под коры жучки.

Дети: ж- ж- ж- ж (в нижнем регистре).

Л. ….букашки.

Дети: з-з-з-з (в более высоком).

Л. … расправили крылышки.

Дети: крш (с повышающейся интонацией).

Л. И полетели кто куда.

Дети: тр-тр-тр (шепотом на разной высоте, у кого на какой получится).

Л. Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало.

Дети. Шур-шур-шур.

Л. И вылез ежик.

Дети сопят, энергично втягивая и выдувая воздух.

Л. Ожил под теплым весенним солнцем муравейник.

Дети поют острые веселые звуки в разных регистрах.

Л. Лес наполнился птичьими голосами.

Дети имитируют птичьи голоса.

Л. Вот и пришла весна.

Дети поют каждый свой звук, как в начале упражнения.

Л. Но весной можно услышать и другие звуки. Звучит веселая капель. Капает с крыш, карнизов. Капают, капают капельки на ярком солнышке.

Дети встают. Звучит музыка К. Сенс-Санса «Лебедь».

Л. Представьте себе, что мы с вами блестящие, сверкающие сосульки. Все сосульки важные, переливаются, гордятся собой, но вот выглянуло солнышко и начало припекать. Сосульки начали постепенно таять. Они уже не такие важные, заволновались. Солнышко припекает сильнее, сосульки тают, тают, тают …

Покажите, как тает сосулька, становится все меньше и меньше – и растаяла.

Подул холодный ветер, солнышко не припекает. Сосульки опять выросли и переливаются. Посмотрите, какие вы замечательные шаловливые сосульки!

Звукоподражательная игра и пение под музыку П.Александрова «Шаловливые сосульки».

Дети стоят свободно, опустив кисти рук перед собой со свободно «болтающимися» пальцами, которые изображают сосульки. До слов «стали каплями кидаться» они поют мелодию, которая сопровождается игрой на треугольнике. На слова «стали каплями кидаться» выполняют щелчки в воздухе первым и третьим пальцами.

Л. Вот одна такая Капелька родилась в полдень на Василия – капельника. Её мама- сосулька висела под крышей нашего детского сада. В тот день со всех крыш сосульки плакали. Солнышко с каждым днем припекало все сильнее и сильнее. Заскучала Капелька по своим братишкам и сестричкам, которые  живут в дождевой туче. Решила Капелька отправиться на поиски Дождика и его домика. Вы хотите помочь Капельке в поисках Дождика?

Ответ детей.

Л. Тогда отправляемся в путь.

Дети становятся друг за другом и идут по кругу под спокойную музыку О.Ромашевой «Скука не кончается».

Ребенок.  В синем небе кораблями

Проплывают облака,

Солнце ласково нам светит

И звенит для нас река.

Птичьи радостные трели

Раздаются там и тут.

Через лес и через поле

Нас тропинки вдаль ведут.

После окончания звучания музыки дети выполняют упражнение «Тропинка».

Кладут руки на плечи впереди стоящего, затем приседают, наклоняя голову чуть-чуть вниз.

Л. Тропинка ведет нас сначала с горки, потом снова на горку.

Дети выполняют движение «волна» под музыку.

Л. На нашем пути оказался весенний ручеек. Давайте перепрыгнем через него.

Звучит запись музыки «Ручеек».

Русская народная игра «Ручеек».

Дети выстраиваются в колонну. Каждый ребенок кладет руки на талию стоящего впереди. Сбоку на расстоянии 0,4- 0,5 метра от колонны кладут веревку. В ходе игры на слог «ух» надо всем вместе перепрыгнуть через веревку  - «на другой берег ручейка». Тот, кто не перепрыгнет, наступит «в воду и промокнет», выбывает из игры.

Разлился ручеек,

Золотой рожок – «ух!»

Разлился водой,

Холодной, снеговой - «ух!»

Разлился водой,

Прозрачной, ключевой - «ух!»

По мхам, по болотам,

По лесным колодам - «ух!»

Л. На другом берегу ручейка раскинулся луг. Посмотрите, как красив луг ранней весной, сколько на нем цветов. А что нужно сделать, чтоб вырос красивый цветок?

Дети становятся в круг и выполняют упражнение, сопровождая свою речь соответствующими движениями.

Что сделать, чтоб вырос красивый цветок?

Чтоб крепким, высоким был стебелек?

Чтобы бутончик раскрылся?

Чтобы пышнее цветок распустился?

Землю лопатой нужно взрыхлить.

Бережно семечко посадить.

Что семечку нужно, чтоб прорасти?

Дождику нужно почаще идти.

Семечко чистой водички напьется,

Стебель из семечка к солнцу пробьется!

Солнце цветам помогает расти,

Солнышку нужно ярче светить!

К солнышку тянется стебелек,

И за листком вырастает листок.

Вот и прекрасный цветок распустился.

Солнце и дождик, и руки мои

Вместе цветку подрасти помогли!

Л. На лугу зеленая трава и желтые одуванчики, а на них капельки росы.

Упражнение с цветными лентами. (Музыка «Вальс цветов» Шостаковича)

Л. Посмотрите, над лугом яркое солнышко и нигде не видно дождевой тучи. Пойдем дальше.

Звучит запись музыки «Танго в космосе» (ансамбль «Спейс»).

Дети идут по залу и выполняют движения, соответствующие словам логопеда.

По извилистым дорожкам

Шагают наши ножки.

По извилистым тропинкам

Движутся ровные спинки.

Вдруг дорожки разошлись,

И мы тоже разбрелись.

В две колонны стали,

Танцевать по кругу стали,

Прыгаем по дорожке,

Часто меняя ножки.

Хлопаем в ладони,

Топаем, как кони.

Бегаем, как лисички.

Приседаем под кустом,

Прячемся и вновь встаем.

Л. Эта тропинка привела нас в лес.

Звучит запись «Лес».

Дети садятся на ковер.

Л. Дети, давайте поздороваемся с лесом.

Здравствуй, лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

-Какие звуки я выделила голосом? Назовите их.

- Произнесите эти звуки, четко артикулируя, по одному, по двое, хором.

- В каких словах вы услышали звуки [с] [з]?

- Выделите ударный слог в слове здравствуй.

- Произнесите стихотворение отхлопывая ритм.

- Произнесите высоким голосом, как маленькая мышка; низким голосом, как большой медведь.

- Произнесите медленно и тихо, громко и быстро.

- Произнесите тревожно (вам страшно).

- Произнесите весело (в лесу не страшно).

- Произнесите, делая ударение на каждом слове поочередно.

- Произнесите стихотворение с восклицательной интонацией.

Звучит запись «Лес».

Л. Какое чудесное пение слышится в весеннем лесу.

Упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук «Птичка».

Птичка крылышки сложила,

Птичка перышки помыла,

Птичка клювом повела,

Птичка зернышки нашла,

Птичка зернышки поела,

Птичка песенку запела,

Птичка крылышки раскрыла.

Полетела, полетела.

Упражнение «Медведь и пчелы».

Л. Проснулся после зимней спячки хозяин леса.

Мальчики – медведи, девочки – пчелки.

Медведь по лесу бродит,                               мальчики, слегка согнувшись,

От дуба к дубу ходит.                                     Идут «вперевалочку».

Находит в дуплах мед                                    Изображают, как достают мед

И в рот себе кладет.                                      И едят его.

Облизывает лапу

Сластена косолапый,

А пчелы налетают,                                        «отмахиваются» от пчел

Медведя прогоняют.

А пчелы жалят мишку:                                 щиплют медведей за нос , щеки,

Не ешь наш мед , воришка!                       туловище, изображая жалящих пчел

Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу.

Ложится, засыпает и

Пчелок вспоминает.

Л. Обращается к пчелкам: «Спускайтесь к нам на полянку!».

Упражнение на релаксацию.

Л. Как хорошо лежать на полянке и дышать свежим лесным воздухом.

Звучит музыка Баллада (ансамбль «Спейс»).

Как приятно нам лежать,

Лесные запахи вдыхать:

Вдох – выдох, вдох – выдох,

Глазки закрываются,

Напряжение снимается,

Тело расслабляется.

Живот поднимается-

Шарик надувается.

Живот опускается-

Шарик сдувается.

Руки, ноги неподвижны, невесомы.

Как приятно так лежать

Отдыхать и мечтать!

Л. Открывайте глазки.

Ой, что это?

Дети. Радуга.

Л. Кто построил радугу?

Дети исполняют песню «Радуга».

Л. Вот мы и нашли домик Дождика. Капелька нашла своих братьев и сестер. Все они очень обрадовались. Заплясали дождинки вместе с нами.

Логопед вешает игрушку Капелька на тучку.

Упражнение «Дождик с ладошками».

Л. Закончилось наше замечательное и увлекательное путешествие.

А что делать после дождика?

Дети задают друг другу вопросы и отвечают на них.

Что делать после дождика?         Вопросительно

По лужицам скакать.                   Утвердительно

Что делать после дождика?

Кораблики пускать.        

Что делать после дождика?  

На радуге качаться.      

Что делать после дождика?

Да просто УЛЫБАТЬСЯ!!!

Логопед. Дети, улыбнитесь друг другу! Спасибо!

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дождик, дождик, капелька»

Конспект образовательной деятельности по рисованию для средней группы детского сада на тему: «Дождик, дождик, капелька»Программное содержание:Учить детей создавать образ дождя нетрадиционным методом р...

Конспект занятия по изобразительной деятельности для средней группы "Дождик, дождик, капелька"

Программное содержание:Создание образа дождя при помощи пипеток. Задачи:Воспитательная: вызывать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе на красоту окружающего мир...

Конспект образовательной деятельности по рисованию для средней группы детского сада на тему: «Дождик, дождик, капелька»

Цель: Учить детей создавать образ дождя нетрадиционным методом рисования (при помощи пипеток)....

Конспект образовательной деятельности по рисованию для средней группы детского сада на тему «Дождик, дождик, капелька»

Программное содержание:Учить детей создавать образ дождя нетрадиционным методом рисования (при помощи пипеток).Задачи:Воспитательная: вызывать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отнош...

Конспект образовательной деятельности по рисованию для средней группы детского сада на тему: «Дождик, дождик, капелька»

Программное содержание:Учить детей создавать образ дождя нетрадиционным методом рисования (при помощи пипеток).Задачи:Воспитательная: вызывать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отнош...

Дождик, дождик , капелька

Дождик, дождик , капелька...

«Дождик, дождик, капелька»

Конспектнепосредственной образовательной деятельности по рисованию для средней группы детского сада на тему: «Дождик, дождик, капелька»...