Методика формирования грамматического строя речи
консультация по логопедии на тему

Белогурова Елена Григорьевна

Консультация для воспитателей

«Методика формирования грамматического строя речи»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsutatsiya_dlya_vospitateley.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №30 «БЕРЁЗКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

   

Консультация для воспитателей

«Методика формирования грамматического строя речи»

                                                                     Учитель – логопед

                                                                  Белогурова Е.Г.

2017г.

Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: он обозначает, во – первых, грамматический строй языка, во- вторых, науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении.

При формировании грамматически правильной речи ребенка, следует различать работу над её морфологической и синтактической стороной.

Морфология – изучает грамматические свойства слова, его формы.

Синтаксис – словосочетания и предложения.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов. У детей, усваивающих грамматику чисто практически, формируется мышление.

Основные направления работы на каждом возрастном этапе.

В младшем и среднем возрасте главное внимание обращается на усвоение морфологической стороны речи: согласование слов, чередование звуков в основах, образование сравнительной степени прилагательных. Детям помогают осваивать способы словообразования: существительных суффиксальным способом; глаголов – с помощью приставок.

В старших группах, помимо этого, идет совершенствование, усложнение синтаксиса детской речи, запоминание единичной формы, исключений морфологического порядка, усвоение способов словообразования всех частей речи.

Затрудняют дошкольников следующие грамматические формы:

  1. Окончания существительных множественного числа в родительном падеже: апельсинов, баклажанов, мандаринов, помидоров, яблок;

Гольфов, носков, петель, простынь, рукавов, шарфов, блюдец, оладий, тефтелей, тортов, обручей, рельсов, шоферов.

  1. Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: гусята, жеребята, львята, ягнята. Склонение существительных, обозначающих животных: волка, волков, кур, медведей.
  2. Употребление несклоняемых имен существительных: пальто, кофе, какао, пюре, пианино, кино, радио, желе.
  3. Род существительных, особенно средний: печенье, яблоко, колесо, мороженое, небо.
  4. Ударение при склонении существительных:

- постоянное ударение (его место во всех падежах неизменно): грабли, петля, туфли, ясли.

- подвижное ударение: волк- волка – волки – волков;

доска- доски – доску; доски – досок – доскам; изба – избы; избы – изб; кружево – кружева; кружева – кружев; простыня – простыни; простыни – простынь – простыням.

- перенос ударения на предлог: на голову, под гору, из лесу, на ноги, на пол.

      6. Образование сравнительной степени прилагательных

          - простым (синтаксическим) способом при помощи    

            суффиксов -ее, -ей, -е, особенно с чередованием согласных:  

            выше, длиннее, дороже, жиже, звонче, проще, резче, слаще,

            суше, туже.

       7. Образование глагольных форм:

       - спряжение глаголов хотеть, бежать (разноспрягаемые);

       - спряжение глаголов с особыми окончаниями в личных  

       формах есть, дать;

       - настоящее, прошедшее время повелительное наклонение

         глаголов с чередующимися звуками, особенно таких:

         вытереть          ехать          лежать

         жечь                  ездить        мазать

         

        махать               скакать      щипать

       стричь                стереть

     8. Склонение некоторых местоимений, числительных.

Морфологическая и синтаксическая сторона речи детей развивается одновременно. Но синтаксические ошибки устойчивее, чем морфологические и сохраняются иногда даже к моменту перехода ребенка в школу. Эти ошибки не так заметны окружающим ввиду того что дети пользуются преимущественно простыми нераспространенными, а также неполными предложениями.

В младшем и среднем дошкольном возрасте (четвертый и пятый год) дети могут опускать или заменять; они пользуются в основном предложениями, которые состоят из подлежащего, сказуемого, дополнения, и очень редко употребляют определения или обстоятельство.

Даже к концу пятого года жизни ребенок не использует обстоятельства причины, цели, условия (почему? зачем? при каком условии?).

Однородными членами предложения дети начинают пользоваться постепенно, сначала однородными подлежащими, сказуемыми, дополнениями, затем однородными определениями, обстоятельствами.

Сравнительно легко детям дается употребление сложносочиненных предложений. В сложноподчиненных предложениях дети чаще используют придаточные времени, затем изъяснительные и значительно реже – определительные.

В старших группах у детей формируют умение противопоставлять однородные члены предложения, пользоваться противительными союзами (У меня пластмассовые пуговицы, а не железные).

Нужно побуждать ребенка употреблять в своей реи сложные предложения с придаточными разных видов.

Виды работ (проверочные занятия)

Игра с картинками «Чего не стало?»

Упражнение с картинками «Закончи предложение»

Стоит много …(кресел). На вешалке много…(полотенец).

Висят детские …(пальто).

Словесное упражнение «Сравнить предметы и закончить предложение»

Апельсин большой, а арбуз еще ...(больше).

Печенье сладкое, а мед еще…(слаще).

Шнурок длинный, а нитка еще…(длиннее).

Мой букет красивый, а мамин …(красивее).

Рассматривание картинок.

«Кто что делает?»

Игра с игрушечным мишкой в поручения.

Формирование грамматического строя является важнейшим условием полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика формирования грамматического строя речи.

Презентация с кратким описанием методики формирования грамматического строя речи....

Методика формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста

В презентации представлены особенности развития связной речи дошкольников. А также примеры морфологических ошибок в речи детей....

"Методика формирования грамматического строя речи"

Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребёнка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи.Овладение ...

Задачи и методика формирования грамматического строя речи по примерной образовательной программе «От рождения до школы»

Задачи и методика формирования грамматического строя речи по примерной образовательной программе «От рождения до школы» (под. редакцией: Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, в со...

Консультация "«Методика формирования грамматического строя речи дошкольников»"

В данной консультации раскрыта  методика формирования грамматического строя речи в разных возрастных группах детского сада....

Презентация "Методика формирования грамматического строя речи дошкольников"

Презентация раскрыввает методику формирования грамматического строя речи дошкольников, четко вычленяет задачи на каждый возрастной период....

Методика формирования грамматического строя речи

◦Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти систем...