"Методика формирования грамматического строя речи"
презентация по логопедии

Пагиева Диана Ибрагимовна

Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребёнка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи.

Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребёнка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokaz_prez._dlya_vospitateley._grammatika.pptx2.16 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика формирования грамматического строя речи Подготовила: Логопед – Пагиева Д.И.

Слайд 2

Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение его по родам, числам, падежам), словообразованием (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений ).

Слайд 3

Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребёнка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения , когда он овладевает монологической формой связной речи. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребёнка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать , отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли . Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребёнка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе .

Слайд 4

Ребёнок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он не скован в общении со сверстниками, нестеснителен, небоязлив в речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств, настроений; он безболезненно входит в коллектив , чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности.

Слайд 5

Формирование грамматического строя языка происходит неодновременно и неравномерно, на различных этапах приобретаются специфические черты. На третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух предложений. Принципиально новым в этом возрасте являются словоизменение и освоение диалогической формы речи, инициативных высказываний . На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Начинается формирование высказываний типа элементарных коротких монологов (рассказов). Активно осваивается звукопроизношение . Пятый год жизни – это прежде всего становление произвольности речи, формирование фонематического восприятия, осознание простейших языковых закономерностей, что проявляется в словотворчестве . Шестой и седьмой год жизни – этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, вычленения из речи предложения, слова, звука. В старшем дошкольном возрасте происходит также становление скоординированного диалога со сверстниками, развитие субъектности и инициативности в диалоге со взрослым.

Слайд 6

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ЗАДАЧИ рассматриваются в трёх направлениях: 1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам). 2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: Учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте . 3 . Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов - словообразования

Слайд 7

Пути формирования грамматически правильной речи: 1. Создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; 2. Специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; 3. Формирование грамматических навыков в практике речевого общения; 4. Исправление грамматических ошибок.

Слайд 8

Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в непосредственно образовательной деятельности (НОД) и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. В НОД дети учатся изменять слова (морфология), строить предложения (синтаксис) и образовывать формы слов (словообразование). Эти задачи реализуются в комплексе, во взаимосвязи и взаимодействии с решением других речевых задач.

Слайд 9

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ К методам относятся дидактические игры, игры- драматизации,словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Эти методы могут выступать и в качестве приёмов при использовании других методов . Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться с игрушками, предметами и картинками, а также в форме словесных игр.

Слайд 10

Примеры дидактических игр «Жадина» Цель: развивать навыки согласования существительных с притяжательными местоимениями «мой, мой, моё» «Времена года» Цель: учить подбирать одежду и обувь по сезону

Слайд 11

Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сценки (мини-спектакли) с игрушками. Вначале режиссёром бывает взрослый, позднее – сам ребёнок. Настольный театр «Колобок»

Слайд 12

Рассматривание картин и серии сюжетных картин используется для формирования умения строить грамматически правильные, простые и сложные предложения

Слайд 13

А.М.Бородич выделяет активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании. На первоначальном этапе ведущую роль играет образец речи педагога. Возможно прямое указание, выделяющее трудное слово из контекста, предложение его запомнить, поучиться правильно говорить. В старших группах уместно дать мотивировку учебного задания: «Придумайте предложения со словом пианино. Напомню вам, что это слово всегда говорится одинаково: около пианино, два пианино. Запомните это. Ведь каждый хочет скорее научиться говорить правильно, без ошибки».

Слайд 14

Используются и такие приёмы, как создание проблемных ситуаций; вопросы подсказывающего и оценочного характера ; привлечение детей к исправлению ошибок, напоминание о том, как сказать правильно и пр. В морфологии, синтаксисе и словообразовании используют типичные только для этого раздела приёмы работы с детьми. В словообразовании, например , используется приём раскрытия словообразовательного значения слова : «Сахарница так называется потому, что это специальная посуда для сахара ».

Слайд 15

ИСПРАВЛЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Основные положения методики исправления ошибок О.И . Соловьёвой, А.М. Бородич . : Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е . различать, как надо говорить правильно . Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребёнка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат. Не повторять за ребёнком неправильную форму, а предлагать ему подумать , как сказать правильно. Нужно сразу дать ребёнку образец правильной речи и предложить повторить его. С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что воспитатель, исправляя ошибку, по- другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребёнок сказал : «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков ». – « Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поставили много чашек». Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их. В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей . При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивым , необходимо учитывать обстановку, быть внимательным и чутким собеседником

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика формирования грамматического строя речи.

Презентация с кратким описанием методики формирования грамматического строя речи....

Методика формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста

В презентации представлены особенности развития связной речи дошкольников. А также примеры морфологических ошибок в речи детей....

Методика формирования грамматического строя речи

Консультация для воспитателей«Методика формирования грамматического строя речи»...

Задачи и методика формирования грамматического строя речи по примерной образовательной программе «От рождения до школы»

Задачи и методика формирования грамматического строя речи по примерной образовательной программе «От рождения до школы» (под. редакцией: Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, в со...

Консультация "«Методика формирования грамматического строя речи дошкольников»"

В данной консультации раскрыта  методика формирования грамматического строя речи в разных возрастных группах детского сада....

Презентация "Методика формирования грамматического строя речи дошкольников"

Презентация раскрыввает методику формирования грамматического строя речи дошкольников, четко вычленяет задачи на каждый возрастной период....

Методика формирования грамматического строя речи

◦Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти систем...