Задачи и методика формирования грамматического строя речи по примерной образовательной программе «От рождения до школы»
методическая разработка по развитию речи

Ананьева Ирина Владимировна

Задачи и методика формирования грамматического строя речи по примерной образовательной программе «От рождения до школы» (под. редакцией: Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, в соответствии с ФГОС ДО).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи и методика формирования грамматического строя речи по примерной образовательной программе «От рождения до школы» (под. редакцией: Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, в соответствии с ФГОС ДО).

Возраст детей

Задачи по формированию грамматического строя речи

Методы и формы работы, направленные на решение этих задач

2-3

Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где?) и несложных фраз, состоящих из двух – четырех слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»)

1. Занятия по развитию речи

2. Беседы

3. Наблюдения

4. Чтение литературы

5. Музыкальные занятия

3-4

Продолжать помогать детям согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять в речи в форме единственного и множественного числа имена существительные, обозначающие животных и их детенышей (утка – утенок – утята); формирование множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.

Помогать детям переводить нераспространенные простые предложения (состоят только из подлежащего и сказуемого) в распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру, тигра».)

1. Беседы, рассказывание по картине.

2. Составление рассказов по предметным картинкам, сюжетным картинкам.

3. Работа в уголке литературы.

4. Речевые игры.

4-5

Предоставлять детям возможность активного экспериментирования со словом, поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество (спун, притолстился, не рассмешливай меня), тактично подсказывать общепринятый образец слова.

Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении. Совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята – лисят, медвежата – медвежат 0; правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). Учить употреблять формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! И т. П.), правильно употреблять в речи несклоняемые существительные (пальто, пианино, кофе, какао).

Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

1. Занятия по обучению грамоте.

2. Театральная деятельность.

3. Работа с разрезными азбуками.

6. Настольные игры.

7. Сюжетно-ролевые игры

5-7

Продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка – зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.

 Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница, масленка, солонка).

Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь – медведица – медвежонок – медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал - выбежал – перебежал).

Учить детей правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении, несклоняемые существительные.

Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Все вышеперечисленное плюс

Использование диалогов, монологов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика формирования грамматического строя речи.

Презентация с кратким описанием методики формирования грамматического строя речи....

Методика формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста

В презентации представлены особенности развития связной речи дошкольников. А также примеры морфологических ошибок в речи детей....

Методика формирования грамматического строя речи

Консультация для воспитателей«Методика формирования грамматического строя речи»...

"Методика формирования грамматического строя речи"

Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребёнка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи.Овладение ...

Консультация "«Методика формирования грамматического строя речи дошкольников»"

В данной консультации раскрыта  методика формирования грамматического строя речи в разных возрастных группах детского сада....

Презентация "Методика формирования грамматического строя речи дошкольников"

Презентация раскрыввает методику формирования грамматического строя речи дошкольников, четко вычленяет задачи на каждый возрастной период....

Методика формирования грамматического строя речи

◦Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти систем...