Дидактические игры с дошкольниками для автоматизации звука Р
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Малева Анна Сергеевна

Дидактические игры с дошкольниками для автоматизации звука Р

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры с дошкольниками для автоматизации звука Р

Игра «Звуковые шапочки» для автоматизации звука Р

В игре принимают участие 2 – 4 ребенка. Дети надевают шапочки с изображениями машинок. На полу разложены «лужицы» с буквами а, о, у, э, ы(или картинки на звук [р]). По инструкции логопеда «Солнышко поднимается, машинки в путь отправляются» дети двигаются по комнате, изображая рычание мотора машины: р-р-р. По сигналу колокольчика или дудочки они останавливаются на лужицах с буквами (или картинками), произнося по очереди получившиеся слоги: ра, ру, рэ, ры или четко называя слова со звуком [р].

Эта игра может быть использована уже с первых занятий после постановки звука на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Автоматизация звука Р в прямых слогах

ПОСМОТРИ НА МЕНЯ и ЗАПОМНИ СЛОВО

Логопед предлагает детям запомнить 10 слов, используя внешний вид любого человека.

Задачи логопеда:

— сравнить внешний вид нескольких человек. Объяснить, что все люди выглядят по-разному, носят разную одежду.

— рассказать, что можно запоминать слова, привязывая их внешнему виду, одежде человека.

Примеры слов:

Ураган, радуга, пирамида, карандаш, рыбка, горох, ручей, комары, макароны, парус.

Волосы торчат, как будто во время урагана. Прическа – это ураган.

Платье разноцветное, как будто радуга. Платье – это радуга.

На платье много пуговиц, как частей у пирамиды. Пуговицы – это пирамида.

В карман можно положить карандаш. Карман – это карандаш.

На кармане вышивка, как будто плывет рыбка. Вышивка – это рыбка.

Поясок висит, как усы у гороха. Поясок – это горох.

Юбка переливается, как вода в ручье. Юбка – это ручей.

Складок на юбке очень много, как рой комаров. Складки – это комары.

Гольфы длинные, как макароны. Гольфы – это макароны.

Шнурки на туфлях, как веревки у паруса. Шнурки – это парус.

 

Автоматизация звука Р в обратных слогах

ПРОЩЕ ПРОСТОГО

Логопед предлагает запомнить слова, используя части тела человека.

Задачи логопеда:

— важно объяснить, что части тела надо использовать в определенной последовательности, например, сверху вниз, слева направо – для облегчения вспоминания.

— начать игру, предлагая детям пофантазировать, соединяя слово и часть тела.

Примеры слов:

Самовар, форточка, забор, шарф, мухомор, дырка, кефир, перчатки.

У самовара такой же нос, как у человека. Нос – это самовар.

Губы открываются, как форточка. Губы – это форточка.

Шея высокая, как забор. Шея – это забор.

Шарф лежит на плечах. Плечи – это шарф.

Руки рвут мухомор. Руки – это мухомор.

На спине дырка. Спина – это дырка.

В живот льется кефир. Живот – это кефир.

На ногах много пальцев, как у перчаток. Ноги – это перчатки.

 

Автоматизация звука Р в слогах обратных, прямых и со стечением согласных

КОТ В МЕШКЕ

Логопед предлагает детям достать предметы из волшебного мешка. Ребенок на ощупь должен определить, что лежит в мешке. Если определил правильно, достает предмет. Если ошибся, то предмет остается в мешке. Затем надо запомнить эти предметы в том порядке, в каком они доставались из мешка. Запомнить это можно, сочинив историю, в которой участвуют эти предметы в нужной последовательности. После придумывания истории все предметы вновь складываются в мешок. Дети по памяти должны восстановить рассказ и последовательность появления предметов.

Задача логопеда:

— объяснить выражение «купил кота в мешке».

— начать игру, используя на первом этапе предметы, которые легко узнать на ощупь.

Предметы в мешке: квадрат, круг, грузовик, ведро, груша, кроватка, краски, тетрадь, дракон, кружка, пружина, крышка.

Персик, помидор, морковь, картофель, терка, шерсть, картон, гармошка, веер, перчатка, топор, верблюд.

Ракетка, рукавица, карандаш, ручка, кораблик, барабан, рыбка, корова, кенгуру, горох, баран, жираф, ромашка, перо, макароны, коробка, пирамида, ракушка.

Вариант истории. Жил-был веселый Квадрат. Он решил отправиться в гости к другу Кругу. Сел в грузовик, взял ведро груш в подарок. Приехал и видит: друг лежит больной в кровати. Чтобы его развеселить, Квадрат нарисовал красками в тетради дракона. Принес больному кружку воды, отремонтировал пружину на двери и закрыл крышкой кастрюлю с супом. От такой заботы друг быстро поправился.

РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ

Логопед раздает карточки с предметными картинками, расположенными попарно. Дети должны запомнить пары картинок, связав их ассоциацией. Затем первые карточки убираются, предлагаются вторые карточки, где нарисованы предметы лишь одного столбика, и набор предметных картинок второго столбика. Надо по памяти расположить предметы второго столбика рядом со своей парой. Целесообразно вначале использовать пары предметов, между которыми легко установить ассоциативную связь. Усложнить игру можно, расположив на второй карточке предметы не по порядку, а вразброс.

Примеры слов: грузовик – ведро, брусника – крыжовник, зебра – кобра, грач – страус, груша – фрукты, кровать – крыша. Трава – дрова, крыша – труба, тетрадь – цифры, груша – виноград, игрушки – краски, круг – квадрат.

Морковь – картофель, торт – самовар, забор – костер, помидор – огурцы, арбуз – сахар, шарф – куртка.

Карандаш – ручка, барабан – ракетка, горы – дорога, ворона – перо, рубашка – рукавицы, ручей – кораблик. Рыба – озеро, роза – ромашка, жираф – кенгуру, баран – корова, помидоры – горох, руки – пирожок.

 

Автоматизация звука Р в слогах со стечением согласных

ЛИШНИЕ СЛОВА

Логопед предлагает запомнить 5 слов. Для этого надо составить рассказ и представить его, как мультик на экране. Постараться, чтобы рассказ был интересным, неожиданным, веселым. Затем логопед продолжает игру. Он зачитывает 10 слов, среди которых 5 знакомых и 5 лишних. Дети должны, услышав знакомое слово, поднять правую руку, а незнакомое – левую.

Задачи логопеда:

— рассказать первую часть правил игры, провести эту часть игры, выслушать составленные рассказы.

— объяснить вторую часть правил, довести игру до конца.

— для усложнения можно увеличивать количество знакомых и лишних слов, увеличить темп чтения, изменить порядок знакомых слов и добавить к ним лишние, предложить детям вспомнить и назвать основные слова, а затем лишние.

Примеры слов: простыня, трава, грузди, грач, красавица.

Вариант истории. Однажды простыня упала на траву и увидела грузди. Но тут прилетел грач, сорвал их и унес своей любимой красавице.

Поиск знакомых слов

Прутик, грызуны, трава, крыша, простыня, красавица, цифра, грач, дрова, грузди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Поймай рыбку" по автоматизации звуков Р - Рь

Цель игры: закрепить правильное произношение оппозиционных звуков [р] [рь] в словах, в которых они встречаются одновременно. Обучать составлению  сложных прилагательных, обозначающих цвета (напр....

Методические рекомендации Дидактические игры, как средство успешной автоматизации звуков речи у детей старшего дошкольного возраста

Составитель: Ознобихина Айбениз Алииса-гызы, учитель-логопед первой  категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Ёлочка» Д...

Дидактическая игра "Выше - ниже" по автоматизации звуков Ш и Ж в предложениях

Цель игры: автоматизация звуков ш\ж во фразе.В игре  карты с 9-ю разными изображениями: мошка, мышка, ежик, жираф, лошадь, морж, кошка, божья коровка, лягушка и картинка – подсказка с рядом...

Дидактическая игра "Геометрическое мемори" по автоматизации звуков Р и Рь

Игра "Геометрическое мемори", в ходе которой автоматизируется звуки Р и  Рь на уровне словосочетания,предложения, развивается внимание, память, мышление, связная речь, быстрота реакции,...

Дидактическая игра "Что на одежде?" Автоматизация звуков [С] и [Ш]

Поставленный звук очень хрупкий, так как у ребенка сложилась стойкая привычка дефектного произношения. При автоматизации звука в речи закрепляется новый правильный звук....

Дидактическая игра "Собери коврик" по автоматизации звука Р в словосочетаниях и предложениях

Цель: автоматизация звука Р в словосочетаниях, предложениях.Задачи: развивать зрительное внимание и восприятие, совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, закрепить знани...

Дидактическая игра "Лото Прятки" по автоматизации звука Р

Логопедическое лото "Прятки"Цель: автоматизация звука Р в предложениях, развитие зрительного внимания, закрепление  правильного употребления и дифференциации простых предлогов: на, под,...