Конспект НОД «Звук и буква Ш»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Развивать мелкую моторику; Упражнять в умении образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением; Закреплять правильное произношение звука [ш]; Упражнять в выделении звука [ш] на слух и по картинкам, определять его место в слове; Упражнять в согласовании числительных с существительными; Развивать фонематическое восприятие; Совершенствовать навыки слухового анализа, синтеза слов; Закрепить умение составлять схемы предложения; Закрепить умение делить слова на слоги и выделять ударный слог; Воспитывать психические качества: волю, целеустремленность; желание доводить начатое дело до конца; осознанное отношение к учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_na_temu_zvuk_i_bukva_sh.docx14.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

в подготовительной к школе группе

Учитель-логопед Гуслякова Е.Ю.

Тема: «Звук и буква Ш»

Цель:

  • Развивать мелкую моторику;
  • Упражнять в умении образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением;
  • Закреплять правильное произношение звука [ш];
  • Упражнять в выделении звука [ш] на слух и по картинкам, определять его место в слове;
  • Упражнять в согласовании числительных с существительными;
  • Развивать фонематическое восприятие;
  • Совершенствовать навыки слухового анализа, синтеза слов;
  • Закрепить умение составлять схемы предложения;
  • Закрепить умение делить слова на слоги и выделять ударный слог;
  • Воспитывать психические качества: волю, целеустремленность; желание доводить начатое дело до конца; осознанное отношение к учебной деятельности.

Оборудование: флажки синего цвета, цветные карандаши, карточки для звукового анализа; карточки – схемы предложения; набор цифр на каждого ребенка, буква Ш для вырывания ее из бумаги, мешок с игрушками.

Ход занятия:

I. Оргмомент. Психогимнастика.

  • Послушайте загадку: «Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает?» (летом)
  • Представьте, что сейчас лето, наши руки и лица греет ласковое солнышко (дети имитируют расслабление)
  • Солнышко спряталось, стало прохладно, сожмитесь в комочки (дети напрягаются)
  • Опять засветило солнышко, нам тепло и приятно (расслабление)
  • Набежала тучка, закрыла собой солнышко (напряжение)
  • Подул теплый ветерок, прогнал тучку, снова солнышко стало нас пригревать (расслабление)

Дыхательная гимнастика.

  • Ребята, а на чем летом вы любите кататься? (на велосипедах)
  • Сейчас мы приготовим наши велосипеды. Накачаем шины насосом. Вот так (нагнуться вперед – вдох, имитация движения «накачиваем шину» и произносим отрывисто ш-ш-ш…)
  • А когда мы убираем насос, то из колеса немного воздуха выходит, вот так: шшшшшш… (плавно)
  • А теперь накачаем первое колесо: ш-ш-ш шшшшшш.
  • И второе: ш-ш-ш шшшшшш.

II. Основная часть.

  1. Игра «Назови ласково»

- Я вам называю слова, а вы мне их произносите ласково и запоминаете их:

Петух – петушок                                             Изба –

Солнце –                                                          Хозяйка –  

Ремень –                                                          Душа –

Орех –                                                              Кума –

Хлеб –                                                              Тетя –

Черепаха –                                                       Дядя –

Камень –                                                          Мать –

Зима –                                                              Корова –

Штаны –                                                          Горох –

                                                                                Груша –

  1. Сообщение темы занятия.

- Назовите, какой одинаковый звук вы услышали во всех этих словах? (звук [ш])

- Молодцы, правильно. Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [ш] и заселим его … в синий замок. Почему в синий? (Ответы. Дети дают характеристику звука [ш]: согласный, твердый, глухой, шипящий. 2-3 ребенка повторяют)

- Молодцы, правильно. Звук [ш] согласный, твердый, глухой. Я хочу, чтобы вы запомнили, что звук [ш] всегда твердый, у него мягкой пары.

3.   Игра «Услышишь звук [ш] – подними флажок»

- Ребята, а сейчас я вам раздам флажки и мы поиграем в игру «Услышишь Ш – подними флажок» (пока раздаю флажки, спросить, почему синего цвета  - [ш] – всегда твердый)

ши, ша, са, жа, шу, ща, ач, ши, шо, сы …

кушетка, жаворонок, шутка, самовар, шелест, площадь, полушубок, часовщик, шуршать, сковорода, мышеловка.

4.    Игра «Что в мешке?»

- Ребята, подойдите поближе, посмотрите, что это? (мешок) А в этом мешке лежат игрушки. Вы должны подойти ко мне, кого я назову, достать один предмет из мешка. Я задам вам вопрос, а вы должны на него ответить.

Подходит один ребенок, достает из мешка игрушку. Я показываю цифру (2, 4, 5, 7) и спрашиваю:

- Сколько матрешек в мешке?

- Сколько лягушек в мешке?

Ответы: в мешке 2 матрешки; в мешке 5 лягушек и т.д.

5.   Дети садятся за столы. «Определение позиции звука [ш] в слове»

- Мы со звуком [ш] играем

И картинки подбираем

На верхнюю полочку ставим картинки, где звук [ш] в начале слова;

На среднюю – в середине слова;

На нижнюю – в конце слова.

6.   Делим слова на слоги и в 3-4 словах выделяем ударный слог.

7.    Знакомство с буквой Ш. На что похожа буква Ш?

III. Упражнение на мелкую моторику.

- Ребята, у меня на столе есть вот так нарисованная расческа и у вас на столах такие же расчесочки. Возьмите их в руки и подумайте, как из расчески получить букву Ш? (вырывание из бумаги)

- Ребята, эту букву вы дома наклейте в свои тетради. Отложите ее в сторону, а к себе ближе подвиньте карточки.

- На карточках написаны слова. Вы должны эти слова прочитать и составить звуковые домики – схемы.

8.   Составление звуковых схем.

9.    На доске написаны предложения:

Вот Даша. У Даши шуба. Шуба в шкафу. Шапка в шкафу. Кошка под шкафом.

Дети должны подобрать схемы к каждому предложению.

Ш, к, а, ф;              ш, у, м;               ш, у, б, а;             к, о, ш, к, а.

10.    Д/у «Угадай слово»

- Приготовьте свои ладошки – чашечки. Я буду в чашечки бросать вам звуки, а вы эти звуки собирайте в слово и бросайте полученное слово мне.

11.     Заменить первый звук в словах на звук [ш]:

Чашка – шашка

Мишка - …

Фланг - …

Дар - …

Губы - …

Гарик - …

IV.   Итог занятия.

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Какой это звук?

Пальчиком в воздухе нарисовать Ш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Звук и буква У"

Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...

Конспект занятия "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...

Конспект НОД "Звук и буква З"

Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект НОД "Звук и буква О"

Конспект предназначен для логопедов, психологов, родителей...

Конспект НОД "Звук и буква О"

Конспект предназначен для логопедов, психологов, родителей...

Конспект занятия "Звук и буква О"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе  компенсирующей направленностиТЕМА: «ЗВУК И БУКВА О»...

Конспект НОД "Звук и буква О"

для воспитателей ДОУ....