Конспект НОД "Звук и буква О"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Бывальцева Валентина Ивановна

для воспитателей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_o.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД . Введение в грамоту.

Образовательная область «Познание».

Старшая группа .

                                     Провела воспитатель

первой кв. категории

В. И.Бывальцева

«Звук и буква О».

 Цель: формировать правильное произношение звуков  [о], в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.

 Задачи:

  • Развивать фонематический слух; учить детей правильно произносить звуки  в речи, отличая их от других звуков русского языка.
  • Выделять звуки  начале, в середине и в конце слова.
  • Продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.
  • Упражнять в составлении простых двух, трёхсловных предложений и выкладывании схем к ним.
  • Познакомить с буквой О, составлять слова из букв.
  • Закреплять навык произношения звуков  [х], [х′]  в стихотворениях и скороговорках.
  • Развивать внимание, память, мышление, моторику.

 Интегрируемые образовательные области:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Предварительная работа:
- игры на развитие слухового внимания «Повтори ритм»,  «Где звучит колокольчик»,  «Запомни, повтори»,  «Найди ошибку»,  «Будь внимательным»;
- игра «Четвёртый лишний», «Так и не так». 
- игры на развитие ориентировки в пространстве.

Наглядный материал
Буратино, доска, предметные картинки,  звуковые линейки,  фишки красного цвета, сундук, письмо, разрезная буква О, сушки.

Методы и приёмы, используемые на занятии. 
- Словесные: пояснение, объяснение, указание, метод прямого воздействия, педагогическая оценка, оценка сверстника, интонированного произнесения;
-Наглядные: рассматривание картинного материала, символов, схем;
-Практические: игровые упражнения, поисковые действия, осязание, обведение, использование предметно – схематической модели.


Ход НОД.


Вводная часть. 1 этап. Организационный. 
Дети стоят в кругу.
Появляется игрушка – Буратино
(обращается к детям). 
- Давайте знакомиться. Меня зовут Буратино. А тебя? Назовите свое имя.
2 этапПостановка мотивации.
Буратино : Я хотел сделать сюрприз, подготовил картинки для ребят и подарок, но подул сильный ветер, и унес мои картинки с подарком на необитаемый остров. Как мне быть?


Дети принимают решение: помочь Буратино. Дети проходят по групповой комнате и собирают предметные картинки, а также находят конверт (письмо) от Пиратов (жителей острова).

«Мы, пираты необитаемого острова, забрали подарок, приготовленный Буратино. И вернем вам только после сложных заданий, если вы конечно, ха-ха-ха, их выполните. А вот вам детали вашего подарка, попробуйте собрать. Правильность своих заданий оценивайте честно и сами. Мы внимательно наблюдаем за вами в подзорную трубу».

Воспитатель: Ну, что ж , ребята, вы готовы спасти подарок?

Дети: Да.


Воспитатель: Как все эти картинки можно назвать одним словом? (транспорт).
- Помогите угадать звук, который встречается в каждом слове (самолет, вертолет, корабль, велосипед). Правильно, это звук О. А на каком виде транспорта можно быстрее добраться до необитаемого острова? Вот мы сегодня и отправимся спасать подарок , который приготовил нам Буратино. А так же познакомимся с буквой О. Но наша буква сломалась и надо собрать ее . На нашем пути встретятся преграды, будьте внимательны при их решении. И тогда пираты вернут нам подарок, который приготовил для нас Буратино.

3 этапВведение нового материала.

Актуализация личного опыта ребёнка.
Дети сидят за столом.
Буратино просит помочь определить характеристику звука.
- Встречается ли преграда на пути воздушной струи?
Дети объясняют Буратино, что звук «О» - гласный: язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха.
- Фишкой какого цвета будем обозначать звук «О»?
(нужна фишка красного цвета) , потому что он гласный.

Игра «Будь внимательным» .

 Воспитатель: Закройте глаза. Я назову много звуков, а вы поднимите красную фишку, услышав звук «О».

Будьте внимательны!
А – И – У – О – И – О – У - …
- «Ловите звук «О» в слогах».
ОМ – УМ – АМ – ИМ – НО -… 
- Узнайте звук в словах.
ОБУВЬ – ОСЕНЬ - АНЯ– ОЛЯ - ДОМ – ЛУК – СОМ 
- Вы старались? Узнали звук? А вот и первая деталь сломанной буквы.

Самостоятельная деятельность детей по освоению нового материала.

Работа со звуковыми линейками.
Воспитатель: Выберите фишку для звука [О] (фишка красного цвета).
Выберите предметную картинку («Чудесный мешочек»)
Каждому ребёнку дается  предметная картинка.

Ваши действия? (Назвать картинку, определить место звука «О» в слове, отметить на звуковой линейке).

Молодцы, вы все справились с заданием ? А вот и вторая деталь буквы.

Воспитатель: А сейчас я вам буду называть слова, а вы попробуйте на слух определить место звука в слове.

Океан, море, кошка, олень, озеро, остров, одуванчик. Воспитатель называет слова со звуком «О», дети отмечают на звуковой линейке место звука в слове.

Молодцы и с этим заданием вы справились? Получите третью деталь буквы.


5 этап. Закрепление материала.

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

- Я назову несколько слов. Одно слово в этом ряду – лишнее.
Осень, остров, озеро,
 арка.

Олень, океан, Олег , кит.

Море, самолет, машина, цветок.
Сок, дом, кот, 
мак,  ток.
Кино, стекло, крыло, 
перья.

Молодцы, получайте четвертую деталь буквы, ну вот наша буква О получилась.

6 этап. Воспитатель читает стихотворение.

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла, 

Покатиться бы могла.

Рассматривание буквы:

- На что она похожа? 

7 этап. Итог.

Ребята, ну вот мы  и на необитаемом острове, а вот и сундучок с подарком. А как вы думайте, что внутри? (сушки). На что они похожи? ( на букву О).

Релаксация:

Вам понравилось наше приключение?

А что запомнилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"

конспект  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...

конспект занятия "Путешествие буквы Р и капитана Рыка"

Занятие рассчитано на детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Проводится с использованием интерактивных технологий Мимио....

Конспект "Знакомство с буквой Ц"

Конспект для проведения занятия по теме "Знакомство с буквой Ц"...