конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Кулева Инна Валерьевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по подготовке к обучению грамоте

для детей с задержкой психического развития

подготовительной к школе группы

по теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш».

 

Цели: - закреплять правильное произношение звуков ш, с;

- упражнять в умении сравнивать звуки по акустическим и артикуляционным признакам;

- закреплять умение выполнять звуковой анализ слов;

- совершенствовать фонематическое восприятие;

- продолжать вводить в пассивный и активный словарь детей обобщающие понятия «звуки», «буквы»;

- познакомить с графическим изображением буквы Ш, учить узнавать и находить букву среди изученных, тренировать находить печатную букву среди неправильного графического написания буквы, учить печатать букву в тетради;

- развивать звуковой анализ, мелкую моторику;

- улучшать зрительное восприятие, пространственную ориентировку и конструктивный праксис.

Наглядный материал: демонстрационный – две куклы, графическое изображение буквы Ш, иллюстрация с изображением ковша, вилл и табурета, похожих на букву Ш;

раздаточный – картинки: шары, собачка, сумка, карандаши, матрёшка, бусы, неваляшка, самокат, шоколадка, посуда (у каждого ребенка по одной карточке),  тетради с графическим заданием, цветные карандаши, счетные палочки, карточка с изображением букв, имеющих недостающие элементы, карточка с правильным и неправильным написанием буквы Ш.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_sh._s-sh.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по подготовке к обучению грамоте

для детей с задержкой психического развития

подготовительной к школе группы

по теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш».

Цели: - закреплять правильное произношение звуков ш, с;

- упражнять в умении сравнивать звуки по акустическим и артикуляционным признакам;

- закреплять умение выполнять звуковой анализ слов;

- совершенствовать фонематическое восприятие;

- продолжать вводить в пассивный и активный словарь детей обобщающие понятия «звуки», «буквы»;

- познакомить с графическим изображением буквы Ш, учить узнавать и находить букву среди изученных, тренировать находить печатную букву среди неправильного графического написания буквы, учить печатать букву в тетради;

- развивать звуковой анализ, мелкую моторику;

- улучшать зрительное восприятие, пространственную ориентировку и конструктивный праксис.

Наглядный материал: демонстрационный – две куклы, графическое изображение буквы Ш, иллюстрация с изображением ковша, вилл и табурета, похожих на букву Ш;

раздаточный – картинки: шары, собачка, сумка, карандаши, матрёшка, бусы, неваляшка, самокат, шоколадка, посуда (у каждого ребенка по одной карточке),  тетради с графическим заданием, цветные карандаши, счетные палочки, карточка с изображением букв, имеющих недостающие элементы, карточка с правильным и неправильным написанием буквы Ш.

Предварительная работа: выделение звуков из потока других звуков, слогов и слов, характеристика звуков, определение места звуков в слове.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

(Дети стоят возле своих стульчиков.)

- Сядут дети, правильно назвавшие первый звук в слове, которое я произнесу. Слушайте внимательно. Утка, кот, нос, ослик, помидор, сыр, ива, аист, музыка, шуба (дети отвечают по очереди и садятся).

Введение в образовательную деятельность гостей – кукол.

- Посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости. Это Соня и Шура.

  1. Основная часть.
  1. Сообщение темы.

- Они хотят с вами поиграть. Какие первые звуки в именах девочек? (Звуки [С] и [Ш]).

- Сегодня на занятии мы будем говорить именно о них.

  1. Характеристика звуков.

- Что у них общего? (Эти звуки согласные, глухие)

- Чем они отличаются? (При произнесении звука [С] – язык оказывается внизу, [Ш]) - вверху)

  1. Дифференциация звуков [С] и [Ш]. Игра «Помогите девочкам найти свои подарки».

-  Недавно у Сони и Шуры был день рождения и им подарили много подарков. Соне дарили подарки, в названии которых есть звук [С], а Шуре – в названии которых есть звук [Ш]. Помогите девочкам определить кому какой подарок подарили. (У каждого ребенка есть картинка с изображением одного предмета: шары, собачка, сумка, карандаши, матрёшка, бусы, неваляшка, самокат, шоколадка, посуда).

  1. Ознакомление с буквой Ш.

- Мы играли со звуками, мы их слышим и произносим, а сейчас покажу вам букву. Буквы мы читаем, пишем, видим. Какой буквой мы обозначаем звук [Ш]? (Буквой Ш).

 - На что похожа эта буква?

На что похожа буква Ш

На зубья этого ковша.

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

Ах, табуретка хороша!

Перевернул, и буква Ш. 

- Давайте напишем букву Ш в воздухе. Сначала пишем сверху - вниз, потом справа – налево.

  1. Физминутка.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

  1. Развитие мелкой моторики. Игра «Выложи букву Ш».

- Шура просит научить её писать букву, на которую начинается её имя. Но сначала давайте вспомним, с какой буквы начинается её имя? (Буквы Ш).

- Из скольких палочек состоит буква Ш? (Буква ш состоит из 4 палочек).

- Выложите букву из счетных палочек.

  1. Профилактика оптической дисграфии. Игра «Допиши букву».

- Посмотрите, Соня принесла нам карточки, она забыла как правильно писать букву Ш и просит вас помочь дописать буквы. (Дети дописывают недостающие элементы).

- А Шура хочет посмотреть, сумеете ли вы найти правильно написанную букву Ш среди неправильно написанных. (Дети зачеркивают на карточках неправильно написанные буквы).

  1. Выполнение графического задания. Печатание буквы в тетради.

Итог занятия.

- Кто приходил к нам играть? В какие игры вы играли с Соней и Шурой? Какая игра понравилась больше? Чему мы учились в играх?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".

Данный конспект занятия предназначен для детей  подготовительной группы детского сада....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Ё] – [Ю]. Буквы Ю, ю. Ё, ё.

Цель: обучение дифференциации звуков [Ё] – [Ю] и букв Ю, ю, Ё, ё в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Б-БЬ] – [П-ПЬ]. Буквы Б, б, П, п.

Цель: обучение дифференциации звуков [Б-БЬ] – [П-ПЬ]  и букв Б, б, П, п в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи1) Обучающие: - закреплять знания об...