Конспект "Звук и буква "И"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности  в  старшей группе

 

Тема недели: «Осень».    Тема НОД: «Знакомство со звуком и буквой «И»

 

Интеграция  образовательных областей:

· Познание

· Коммуникация

· Здоровье

 

Технологии:

·     Использование игровых   методов

·     Проблемного  обучения

·     Здоровьесберегающие  технологии: гимнастика  для  глаз.

·     Технологии  сохранения  и стимулирования  здоровья: физкультминутка

·     Информационно-коммуникативные технологии (компьютерная игра «Тигренок»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuk_i_bukva_i.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 297  дошкольное отделение
           Пушкинского района города Санкт-Петербурга

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  В

 СТАРШЕЙ   ГРУППЕ

Звук и буква «И»

Учитель-логопед высшей квалификационной категории: Кондрашова С.Е

2013 год

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности  

в  старшей группе

Тема недели: «Осень».    Тема НОД: «Знакомство со звуком и буквой «И»

Интеграция  образовательных областей:

  • Познание
  • Коммуникация
  • Здоровье

Технологии:

  • Использование игровых   методов
  • Проблемного  обучения
  • Здоровьесберегающие  технологии: гимнастика  для  глаз.
  • Технологии  сохранения  и стимулирования  здоровья: физкультминутка
  • Информационно-коммуникативные технологии (компьютерная игра «Тигренок»)

Задачи:

       Коррекционно-образовательные :

  • Добиваться усвоения словаря по теме «Осень".
  • Обеспечить закрепление четкого произношения гласных звуков и умение выделять их из звукового ряда.
  • Формировать умение определять звуки по их артикуляторным характеристикам.
  • Обеспечить применение на практике дифференцировать понятия «звук и буква».

Коррекционно-развивающие  :

  • Способствовать закреплению навыка выполнения действий с малым мячом для развития мелкой моторики пальцев рук.
  • Способствовать развитию зрительного восприятия и слуховое внимания.
  • Обеспечить активизацию непроизвольного внимания.
  • Добиваться  развитие слухового внимания на основе неречевых звуков.
  •  Обеспечить развитие фонематического слуха.
  • Обеспечить  развитию эмоциональной выразительности и тембральной  окраски голоса на основе звука «И» с помощью компьютерных технологий.

Коррекционно-воспитательные  : 

  • Пробудить интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих.
  • Способствовать формированию навыков сотрудничества,  товарищества, умение работать в коллективе в процессе выполнения совместной деятельности.
  • Способствовать формированию  положительно-эмоционального навыка общения в процессе образовательной деятельности.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций и картин на осеннюю тему, нахождение  осенних признаков , составление рассказов о осени .Беседа о диких животных, о деревьях.

Рисование признаков осени.

Оборудование:

Атрибуты для дыхания «осенние листочки», картинки для фланелеграфа, парные картинки, компьютер.

Ход занятия:

1.Организационный  момент:

Логопед: Ребята, сегодня  у нас занятие на закрепление пройденного материала.

2.Объявление темы:

Мы  отправляемся в путешествие . Ребята , какое сейчас время года?  (Осень)

- Назовите признаки осени.

-Мы  идем по осеннему лесу. Какие деревья нам встретились (береза, дуб, тополь  и тд.)

Назовите листья от этих деревьев.

Лист от клена- кленовый;

Лист  березы- березовый и др.

3.Игра «Листья шелестят». 

- Листья на деревьях пожелтели. Дует ветер. От ветра они  шелестят.  Давайте подуем на листочки , чтобы они зашелестели. Поставьте губы трубочкой, вдохните через нос  и выдохните через рот.

 Дети подходят к листьям , прикрепленным на «ветке» и дуют.

- Молодцы, пойдем дальше.

-В осеннем лесу мы встретили диких  животных, что делают животные осенью в лесу. Нам попался  заяц, волк и лиса.

4. Артикуляционная гимнастика.

-Заяц очень любил грызть морковку. Упражнение для губ «пожуй морковку»

- Волк был злым и всех пугал. Упражнение «оскал»

- Лиса хитрая и всех старалась обмануть . Упражнение  «Оближи губы»

-Все выполнили правильно.

5. Гимнастика  для  глаз.

Правило: «Смотреть нам удаётся, а голова всё время на месте остаётся».

Упражнение «Листочки».

Речевое сопровождение.

Листья осенние тихо кружатся,

Листья под ноги нам тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

И под ногами шуршат шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

Движения глаз.

Качать руками над головой влево, вправо.

Присесть, взгляд вниз.

Водить по полу руками вправо, влево.

Встать, водить поочерёдно руками вверх, вниз.

Покружиться.

6. Компьютерная игра «Лесные звуки»

  Детям предлагается прослушать звучание разных предметов , животных и птиц в лес ( дождь, гром, ветер, дятел, волк). В   этот момент для привлечения зрительного и слухового внимания ребенка изображение выделяется подсвеченным контуром. Таким образом, достигается визуализация аудио информации на экране. Затем детям предлагается определить, какой предмет  прозвучал (последовательность звучания задается программой).

Логопед: молодцы  и с  этим заданием  вы  справились.  

Отправляемся дальше и попадаем на двор,  где встречаем   разных животных.

7.Физминутка  «ЛИСТОЧКИ».

Мы –листики  осенние,

На  ветках  мы  сидим

Дунул  ветер-полетели,

Мы  летели, мы  летели,

И  на  землю  тихо  сели.

Ветер снова  набежал

И  листочки  все поднял.

Закружились, полетели,

И  на землю  снова  сели.

      8.Игра на звукоподражание «Лесенка» .

На доске картинка или макет лесенки. По ходу  игры логопед ставит на каждую перекладину фигурку определенного животного. Дети воспроизводят звукоподражание.

Логопед:  На дворе стоит лесенка. На ней три ступеньки. На нижнюю ступеньку прыгнула большая собака и залаяла АВ-АВ-АВ-АВ.

Логопед:- На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала.

Дети произносят  низким голосом:  МЯУ-МЯУ-МЯУ.

Логопед: - На третью ступеньку влезла мышка и запищала ПИ-ПИ-ПИ.

Дети произносят тихим , тонким голосом.
Выделение звука «И».

Логопед: -КАК пищала мышка ?  

ПИ-ПИ-ПИ.

Логопед: -Какой звук тянется в этом слове?

Дети - Звук «И»

Логопедом   уточняется  артикуляции звука «И» и соотнесение его с буквой :

  [И] – улыба, весельчак, он смеется звонко так!

 На широком язычке скачет звук, как на седле!

Логопед: - Произнесем этот звук вместе. Посмотрите на себя в зеркало, скажите в каком положении губы, как проходит воздух, встречает препятствие или нет. (Губы растянуты в улыбку, воздух не встречает препятствий, проходит свободно)

Тигренок: Ребята, вы так хорошо играете, а сейчас выполните моё задание.

 9.Компьютерное упражнение «Звук «И»

Ход упражнения и принцип выполнения задания аналогичны упражнению «Лесные звуки».

10.Закрепление произношения  звука «И» в словах:

-На доске выставлены картинки парами: гусь- гуси, утка- утки, грач- грачи, чайка- чайки.

Логопед: - Назовите , кто нарисован на  этих картинках.

Логопед: -Кто может назвать одним словом ( птицы)

Логопед: - Отберите только те картинки, где нарисовано много птиц.

Дети отдельно ставят картинки: гуси, утки, чайки, грачи. Дети определяют последний звук в словах.

Логопед: - А что происходит с птицами осенью.

Молодцы. Продолжаем  наше путешествие. Про какой  признак осени мы с вами еще не говорили. (Осенью созревают фрукты и овощи) .  Мы попадаем в сад .

На доске появляются картинки: яблоко, огурец, апельсин, груша.

- Определите какая картинка здесь лишняя ? (огурец)

- Почему?

-Как назвать одним словом, оставшиеся картинки? (фрукты)

11.Итог занятия:

Логопед: Молодцы, все занимались хорошо. Сегодня мы с вами путешествовали по осенним признакам и познакомились со звуком «И» и буквой «И»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект. Звуки "ч", "щ".

Подробный конспект фронтального занятия по обучению грамоте для детей с ОНР( подготовительная группа) .Дается характеристика звуков, дифференциация звуков. знакомство с орфографическими правилами напи...

КОНСПЕКТ «Звуки [Г] и [Г’]»

КОНСПЕКТнепосредственно образовательной деятельности «Звуки [Г] и [Г’]» по развитию речи и подготовке к обучению грамоте детейподготовительной  группы(образовательная область «Коммуника...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Конспект "Звук и буква В"

Конспект занятия «Звуки (В - ВЬ), буква В».Цель: знакомство со звуками В и Вь, буквой В.Задачи:1)  Учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия; закрепит...

Конспект "Звук и буква"У""

научить  четко  произносить  звук [у],  выделять  его  в  ряду  гласныхзвуков,  слогов,  слов;  познакомить  с  буквой  у;  н...

Конспект Звуки [п] и [б]

Закреплять навык четко произносить  звуки, дифференцировать их, выделять первый и последний звуки в слове...

Конспект "ЗВУК И БУКВА А"

Занятие по логоритмике...