Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Дубкова Светлана Викторовна

конспект  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_possorilis_bukvy_sh_i_zh.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию

для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:

  • Упражнять детей в правильном произношении звуков Ж и Ш в словах и во фразовой речи;
  • Учить выделять звук из слова и определять его место в слове (в начале, в середине, в конце);
  • Развитие речевого дыхания;
  • Развитие мелкой моторики рук;
  • Развитие воображения;
  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Воспитывать бережное отношение к животным и растениям.

Материал:

  • Алфавит, письмо;
  • Картинки со звуком Ж и Ш (желудь, жираф, журавли, крыжовник, жеребенок, морж, ромашка, кошка, шишки, лошадь, мышь, груша);
  • Карточки с картинками для игры «Зашифрованное слово»;
  • Листы бумаги, цветные карандаши, цветные восковые мелки, фломастеры;
  • Деревянная ложка;
  • Карточки – красного, желтого, зеленого цветов;
  • Кубики с буквами, счетные палочки, палочки Кюизенера, природный материал (семена ясеня, косточки хурмы).

Литература:

  • Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.
  • Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи 6-7 лет.
  • Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи.
  • Волина В. Загадки от А до Я.
  • Нищева Н.В. Играй-ка!
  • Алябьева Е.А. Логоритмические  упражнения без музыкального сопровождения.
  • Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей.


Ход занятия

Упражнение «Не хотим мы больше спать»

Мы проснулись рано утром,

Потянулись бодро, шумно

Чтобы сон ушел, зевнули,

Головой слегка тряхнули

Разбудил нас бег на месте

К ванне побежали вместе

Умывались и плескались,

Зубы вычистить пытались.

Причесались аккуратно,

Приоделись все опрятно.

Не хотим мы больше спать

Будем весело играть!

На Алфавите закрыта буква Ш.

На стуле лежит письмо.

Пальчиковая гимнастика

 «Что принес нам почтальон?»

Что принес нам почтальон?

С толстой сумкой ходит он.

Перевод, журнал, газету,

В бандероли две кассеты

И письмо от тети Вали,

Чтоб её приезда ждали.

- Вот конверт, а в нем письмо.

Прочитаем мы его?

Здравствуйте дети!

Помогите мне, пожалуйста. Поссорились буквы Ж и Ш. Ж решила, что без буквы Ш можно жить; она красивее и важнее.

Ш тихонечко ушла. Помогите её вернуть в алфавит, как же без нее!

С уважением к вам, Азбука.

-Дети, а что такое алфавит и азбука?

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

А называется все…(алфавит).

-Ребята, что же делать?

Как же помочь Азбуке?

-Отыскать в коробке  предметы, в названии которых живет звук Ш?»

- Отыскать на полке игрушки, в названии которых живет звук Ш.

- Отобрать  картинки, в названии которых живет звук Ш.

Проверка выполнения задания.

-Как же быть? Я предлагаю Вам попробовать выполнить  задания. Ведь никак нельзя нам жить без буквы Ш.

Игра «Шар лопнул»

-Раздувайся пузырь

Раздувайся большой

Оставайся такой

Да не лопайся.

- Какой большой надули шар, а какого он цвета?

 Поднялся он высоко-высоко. И видит на ветке жук сидит и жужжит.

- Жу-жу, жу-жу,

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу

Букву Ж все твержу

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

-Заслушался шарик жучка и не заметил, как зацепился за веточку и стал сдуваться.

-ШШШШШШ!

Игра «Найди место своей картинки?

Дети подходят к столу, на котором лежат картинки. Берут, показывают ее детям, произнося то, что на ней изображено. Далее размещают на доске в ту половину, где живет тот или иной звук (Ж-Ш).

-На какие группы можно разделить картинки (царство растений и животных).

- Кого можно объединить животное – детеныш?

- Желудь – плод, какого дерева?

Физминутка «На шоссе»

По шоссе спешат машины

-Ш-ш-ш! – шуршат спокойно шины.

И шипят со злом уже:

- Не спеш-ш-ш-ши на вираже.

Еж с мешком и посошком

По шоссе идет пешком.

Над ежом кружится стриж:

- Ты куда же, еж, спешишь?

Прямо в город, по шоссе

Тороплюсь я, как и все.

-Будь, дружок, настороже,

Не спеши на вираже!

- А мы с вами очень хорошо знаем правила дорожного движения.

Игра «Светофор»

Взрослый называет слова:

Желудь, журавли, крыжовник, жеребенок, морж.

 Ромашка, лошадь, каштан, шмель, камыш, ландыш.

Игра «Зашифрованное слово»

Дети получают карточку, на которой нарисованы картинки.

Надо составить слово по первым буквам картинок.

Шар – шляпка, автобус, рысь.

Жук – журавли, утюг, коза.

Кошка – курица, ослик, шашки, кран, автобус.

Флажок – фрукты, лук, автобус, желудь, очки, кенгуру.

- А у меня есть ложка.

Поиграем  в игру «Щенок Митрошка»

Ел щенок Митрошка

Кашку у окошка

Уронил Митрошка

Ложку за окошко.

Кто легок на ножку,

Беги, достань ложку.

 … (имя ребенка)!

Игра «Отыщи»

- Взрослый предлагает детям пройти по группе и отыскать предметы, в которых живут звуки Ж-Ш.

- Кто из детей найдет предмет, подходят к взрослому.

- После выполнения всех заданий, обратить внимание детей на Алфавит.

- Посмотрите ребята, а ведь вернулась буква Ш.

- Посмотри на букву Ш-

Буква очень хороша.

- Каждая буква важна и нужна, без них никак нельзя.

-Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся.

(Б.Заходер «Песенка-азбука»)

- А, чтобы буквы Ж-Ш больше не ссорились, давайте их раскрасим и нарисуем предметы (что-то живое, которое надо беречь – охранять), в которых живут буквы Ж-Ш.

-Оценка занятия.

Дети потирают глаза

Потянулись

Открыли широко рот

Наклоны головой

Бег на месте

«умываются»

«чистят зубы»

«причесываются»

Поправляют одежду

Хлопают в ладоши.

Дети маршируют по кругу, высоко поднимая колени.

На каждое название загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с большого.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей

(никто из детей не нашел звук Ш).

Дети становятся в круг, берутся за руки. Произнося слова. Расширяют круг.

Дети называют цвета.

Дети произносят стихотворение.

Дети медленно сужают круг, произнося звук Ш.

Желудь, ужи, журавли, крыжовник, жеребенок, морж, жук.

 Ромашка, шишки, лошадь, мыши, груша, каштан, шмель, камыш, ландыш.

Ответы детей.

Лошадь – жеребенок.

Дуба.

Дети бегут по кругу, держа в руках воображаемый руль.

Поворачиваются и бегут по кругу в обратную сторону.

Наклоняются, чтобы спина стала круглой, левую руку кладут за спину, в правой руке держат воображаемый посошок, идут медленно по кругу.

Встают на цыпочки, машут руками, как крыльями, бегут по кругу.

Опять идут, изображая ежа.

Опять бегут в противоположную сторону, изображая стрижа.

Дети показывают карточку определенного цвета:

 Звук живет в начале слова – зеленую карточку.

Звук живет в середине слова – желтую карточку.

Звук живет в конце слова – красную карточку.

Дети выкладывают слова из кубиков с буквами, счетных палочек, палочек Кюизенера, природных материалов – семена ясеня, косточки хурмы.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Названный ребенок подбегает, поднимает ложку вверх. Звучит музыка – ребенок танцует.

Дети выполняют задание.

- Все становятся в круг, поочереди показывают предмет,  называют  его.

Дети читают стихотворение.

Дети раскрашивают буквы,  рисуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект занятия Буква Ш

Занятие по обучению грамоте детей подготовиттельной группы с ОНР...

Электронное приложение к конспекту занятия "Буква Ф".

Данный материал является презентацией - наглядный материал к конспекту....

Конспект НОД "Буквы Е,Ё,Ю,Я"

Конспект НОД в подготовительной к школе группы компенсирующей направленности "Буквы Е,Ё,Ю,Я"...

Конспект ООД "Буква В"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

конспект "Изучаем букву и звук у"

Конспект является пояснением к презентации ....