Конспект занятия «Буква Ё и её звуки»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Терехова Виктория Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_yo.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16 «Золотой ключик» города Сафоново Смоленской области

Конспект НОД по обучению грамоте

«Буква Ё и её звуки».

Подготовила учитель-логопед:

Терехова Виктория Александровна

Цель: знакомство с буквой Ё и её звуками.

Задачи:

  • научить детей различать понятия «звук» и «буква»;
  • учить соотносить звук с буквой;
  • находить звуки [йо] в словах, учиться отмечать его в схемах;
  • развивать фонематический слух, анализ и синтез слов;
  • конструировать букву Ё из предметов, учиться управлять движениями руки.
  • развивать память и внимание;
  • формировать положительное отношение к обучению.

Оборудование: картинка ёжика, буква Ё, звуковая схема, индивидуальные карточки буквы Ё, камешки.

Ход занятия.

Логопед: Здравствуйте, ребята. Сейчас сядет тот, кто находится справа (имя ребёнка), слева (имя ребёнка), за (имя ребёнка) и т.д.

Логопед: Отгадайте загадку!

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной;

Иголок много – много

А ниток - ни одной.

- Кто же это? (Ёжик).

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Ёж)

Логопед демонстрирует картинку ёжика.

Логопед: Давайте вспомним, какие бывают звуки? (гласные и согласные). Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно). Каким цветом мы их обозначаем? Давайте посчитаем, сколько в слове ёжик слогов? (ё-жик)

Дети прохлопывают количество звуков. Ответы детей.

Логопед: Из каких звуков состоит первый слог? Второй слог? На какой слог падает ударение?

Ответы детей.

Логопед: Какие звуки слышатся вначале слова ёжик? Произнесите (йо)

Ребята, эти звуки живут в домике буквы Ё (демонстрация буквы).

Логопед: Давайте прочтём эту букву. Как она произносится? Мы можем её пропеть?

Ответы детей.

Логопед: Значит буква Ё – гласная. Если букву Ё мы повстречаем впереди слова, то в ней живёт два звука [Й] и [О] . А теперь давайте немного почитаем.

Дети читают обратные слоги со знакомыми согласными буквами.

ЁМ                ЁН                ЁТ                ЁЛ                ЁГ                ЁК

Логопед: А ещё она обладает свойством: сделать предшествующую согласную мягкой!

Логопед демонстрирует звуковую схему. Это позволяет наглядно представить позицию звука в слове. Произнося слова со звуком Ё в разных позициях, логопед уточняет у детей местоположение звука и передвигает букву по карточке – в ее начало или конец. Слова: ёрш, лёд, копьё, ёлка, ёжик, мёд, ружьё, телёнок, пелёнка

Логопед: Давайте с Вами сыграем в игру «Узнай звук». Поднимите карточку с буквой Ё, если в слове услышите звучание [й’о] : слова ЁЛКА, ЕНОТ, ЁЖИК, ЮЛА, ЯБЛОКО, ЕРШИК, ЯША.

Дети выполняют игровое задание.

Логопед: Дети, будьте внимательны, соблюдайте условие: «Делай то, что слышишь, а не то, что видишь», на слово «Ёлки» - поднимаем руки вверх. На слово «Палки» - руки в стороны, на слово «Шишки» - присесть на корточки. Логопед, пытаясь запутать ребят, показывает то правильные, то неверные движения.

Логопед: Молодцы, ребята, не удалось мне Вас запутать. А теперь предлагаю Вам сыграть в игру «Добавь звук». Я буду называть части слов, а вы должны в них добавить Ё: …жик, бель…, тво…, …лка, мо…, е…, …рш, чь….

Логопед: Сейчас я Вам прочитаю историю про ёжика и ёршика. Ваша задача, запомнить как можно больше слов с Ё, которые встретятся в прочитанном.

                                               Ёжик и ёршик.

         Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спится. — Мам! Что это мы всё спим да спим... Можно, я схожу к своему другу Ёршику? — Да ты что? Замёрзнешь ещё. Спи! Лежал-лежал ёжик, ёрзал-ёрзал, ёрзал-ёрзал, дождался, пока мама уснула, и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым-бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика!

Прибежал к реке, а вместо реки — один лёд, и прорубь посередине. — Ёрш, ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш! — Выплыл заспанный ёрш: — Ну чего кричишь, спать не даёшь? — А разве вы тоже спите? — Ещё как, до самой весны. Шёл бы и ты, а? — Затрусил ёжик домой, в тёплую нору. Замёрз весь, съел мёду, чтоб не заболеть, и залёг спать до весны. (Г. Юдин.)

Логопед: Какие слова с Ё вы запомнили?

Ответы детей.

Логопед: У вас на столах лежат камешки. Изобразите с помощью них ту букву, с которой мы сегодня с Вами познакомились. (Имя ребёнка) какую букву ты изобразил? Прочти её.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамота. Конспект занятия в подготовительной группе " Согласный звук "Ж" и буква "Ж"

Согласный звук"Ж" и буква "Ж".     Цели: * актуализация знаний детей о звуке и букве "Ж"...

Конспект занятия по обучению грамоте. "Согласный звук "С", "СЬ", буква "С".

Знакомство детей с буквой "С". Чтение слогов и слов с заданной буквой....

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

   Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформиро...

Конспект занятия в старшей группе Тема «Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки».

Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звуков к, къ; умение условно обозначать согласные звуки; последовательно выделять звуки в односложных словах по готовой условно-...