Главные вкладки

    «Развитие коммуникативной и речевой сфер у детей раннего возраста в условиях Центра игровой поддержки»
    консультация по логопедии (младшая группа) на тему

    Ларькина  Светлана Анатольевна

    В последние годы значительно возросло число родителей детей в возрасте до 3 лет с жалобами на речевое недоразвитие (общение с помощью лепетных слов, малопонятная окружающим речь).

    В случае отсутствия активной речи у малыша необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов - логопеда, психолога, психоневролога, оториноларинголога (ЛОР), провести ряд медицинских исследований. Наблюдения специалистов и объективные данные медицинских исследований позволяют уточнить характер нарушения и степень его сложности, предположить возможные причины возникновения нарушения. В результате такого обследования становится возможным организовать помощь ребенку.

             Особенностями усвоения языка у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития являются:

    • длительное «застревание» на стадии «лепетных» слов;

    • неумение назвать однородные предметы, одним словом;

    • позднее появление первых высказываний типа «дай мне», «ещё каши» и очень незначительным увеличением фраз в словаре ребёнка;

    • эхолалическое повторение слов за взрослым без умения самостоятельно использовать новое слово в коммуникации;

    • копирование вопросительной интонации взрослого в высказывании вместо ответа на вопрос.

             Организация коррекционно-речевой работы с детьми раннего возраста в  условиях Центра игровой поддержки, позволяет:

    • максимально рано выявить детей с задержками речевого развития;

    • сократить разрыв между моментом выявления первичного нарушения и началом логопедического воздействия;

    • целенаправленно вовлекать родителей в процесс развития речи детей.

    Работа логопеда с детьми  включает в себя систему специальных занятий, целями которых являются:  побуждение к общению, повышение речевой активности ребенка.

    Направлениями работы являются: стимулирование речевого развития,  своевременное выявление детей с речевыми проблемами.

    Прежде чем приступить к развитию речи малышей, необходимо провести ряд подготовительных упражнений, направленных на развитие слуха и дыхания. Обычно развитию слуха и дыхания ребёнка не уделяют должного внимания. Однако слуху и дыханию принадлежит ведущая роль в процессе овладения речью.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     «Развитие коммуникативной и речевой сфер у детей раннего возраста   в условиях Центра игровой поддержки»

                                                 МБДОУ «Детский сад

    комбинированного вида «Ягодка»

    учитель-логопед  
    Ларькина Светлана Анатольевна

    В последние годы значительно возросло число родителей детей в возрасте до 3 лет с жалобами на речевое недоразвитие (общение с помощью лепетных слов, малопонятная окружающим речь).

    В случае отсутствия активной речи у малыша необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов - логопеда, психолога, психоневролога, оториноларинголога (ЛОР), провести ряд медицинских исследований. Наблюдения специалистов и объективные данные медицинских исследований позволяют уточнить характер нарушения и степень его сложности, предположить возможные причины возникновения нарушения. В результате такого обследования становится возможным организовать помощь ребенку.

            Особенностями усвоения языка у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития являются:

    • длительное «застревание» на стадии «лепетных» слов;

    • неумение назвать однородные предметы, одним словом;

    • позднее появление первых высказываний типа «дай мне», «ещё каши» и очень незначительным увеличением фраз в словаре ребёнка;

    • эхолалическое повторение слов за взрослым без умения самостоятельно использовать новое слово в коммуникации;

    • копирование вопросительной интонации взрослого в высказывании вместо ответа на вопрос.

            Организация коррекционно-речевой работы с детьми раннего возраста в  условиях Центра игровой поддержки, позволяет:

    • максимально рано выявить детей с задержками речевого развития;

    • сократить разрыв между моментом выявления первичного нарушения и началом логопедического воздействия;

    • целенаправленно вовлекать родителей в процесс развития речи детей.

    Работа логопеда с детьми  включает в себя систему специальных занятий, целями которых являются:  побуждение к общению, повышение речевой активности ребенка.

    Направлениями работы являются: стимулирование речевого развития,  своевременное выявление детей с речевыми проблемами.

    Прежде чем приступить к развитию речи малышей, необходимо провести ряд подготовительных упражнений, направленных на развитие слуха и дыхания. Обычно развитию слуха и дыхания ребёнка не уделяют должного внимания. Однако слуху и дыханию принадлежит ведущая роль в процессе овладения речью.

    Развитие слуха

    Развитие слухового восприятия происходит в двух направлениях:

    С одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (физический слух)

    • способность улавливать на слух и дифференцировать различные звуки окружающего мира (звуки природы, шум транспорта, музыка), различать их по громкости, определять источник и направление звука.

    ИГРЫ: «Что звучит?», «Пошуршим, постучим», «Коробочки со звуками», «Маленькие музыканты»

    С другой стороны – восприятие звуков человеческой речи (фонематический слух)

    • способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания фонем (слова, фразы, тексты). Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

    ИГРЫ: «Кто там?», «Найди и покажи», «Съедобное – несъедобное», «Правильно – неправильно», «Слушай и выполняй»

    Развитие речевого дыхания

    Процесс дыхания играет очень важную роль в жизни человека, поддерживания жизнедеятельности всего организма. Происходит это рефлекторно (неосознанно).

    Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз.

    Тренировка речевого дыхания включает в себя:

    • обучение плавному произношению звуков и слогов на выдохе;

    • обучение плавному произношению слов и коротких фраз на выдохе;

    • чтение стихотворений;

    • пение песенок.

    ИГРЫ: «Катись, шарик!», «Воздушный шар», «Кораблик, плыви!», «Бульки», «Мыльные пузыри», «Мотылёк»

    Развитие артикуляционной гимнастики

    Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

    ИГРЫ: «Рыбка», «Вкусный мёд», «Воздушный шарик»

    Развитие мелкой моторики

    Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить, у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи.

    Активные движения маленьких пальчиков способствуют развитию речи детей, активизируют мозговую деятельность.

    Играя с «Весёлыми  шнурочками»  (игры-шнуровки) развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев, всей кисти руки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

    Рисование «Волшебными красками» помогает установить творческий и эмоциональный контакт матери и ребенка, развить внимание, память и мышление художественными методами.

    Маленьким художникам очень нравится рисование пальчиками и ладошками. Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не только на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию речи. Как? Дело в том, что центр, отвечающий за движения, расположен в коре головного мозга совсем рядом с речевым центром, и когда начинает работать первый, он заставляет трудиться и второй.

    Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом.

    Рисуя, малыш учиться строить "причинно-следственная" связи, учится логически мыслить. Так, он замечает, что после того, как провести пальчиком по белому листу, на нем появляются интересные "загогулины", а если поставить кляксу и "развозюкать" ее ручкой, то получится очень забавное пятно. С помощью пальчиковых красок ребенок получает представление о том, что такое цвет, какие бывают цвета, а также о том, что смешивая две разные краски, можно получить совершенно новый цвет.

    Пальчиковая живопись способствует раннему развитию творческих способностей. Не только потому, что малыш учится рисовать, а потому, что он учиться самовыражаться, передавать свои ощущения и впечатления.

    Развитие понимания речи

    Пассивный запас слов ребёнка намного больше, чем активный. Оценить уровень понимания обращённой к ребёнку речи можно приблизительно, ориентируясь на адекватность его реакции на слова, вопросы, просьбы взрослого.

    Для того чтобы процесс понимания речи происходил целенаправленно и осознанно, необходимо руководство взрослого, который будет предлагать ребёнку новый речевой материал, объяснять значение слов и фраз.

    Можно выделить два направления работы в развитии у ребёнка понимания речи: создание речевой среды; накопление пассивного словаря.

    Создание речевой среды

    Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, во время режимных моментов, так и в ходе специально организованных игр и упражнений. Для развития речи ребёнка необходимо использовать любую спонтанно возникающую ситуацию.

    С ребёнком необходимо постоянно разговаривать:

    •  в ходе режимных моментов (одевание, раздевание, умывание, купание, принятие пищи, прогулка, подготовка ко сну);

    •  различных бытовых ситуаций (раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды, подметание пола);

    • во время игры;

    • во время чтения книг.  

            Окружающая малыша устная речь должна соответствовать правилам русского языка. Это касается звукопроизношения, употребления ударения, правильного смыслового употребления слов и словосочетаний и других сторон речи. Учитывая всё вышесказанное, необходимо следить за тем, чтобы речь взрослых, окружающих ребёнка, была простой, с чёткой артикуляцией, без речевых нарушений.

    Накопление пассивного словаря

    Пассивный словарь – это набор слов и выражений, смысл которых ребёнок хорошо понимает, но может либо вовсе не употреблять в активной речи, либо  использовать редко.

    Процесс развития у ребёнка понимания речи и накопления словарного запаса требует вдумчивого отношения и мудрого руководства со стороны взрослого. Желательно уделять этому пристальное внимание, организуя специальные занятия.

    Для запоминания детям предлагают только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния.

    Предметный словарь (игрушки, части тела, одежда, обувь, предметы туалета, дом,  мебель, бытовая техника, предметы домашнего обихода, материалы для занятий, посуда, продукты питания, природа, овощи, фрукты, ягоды, цветы, животные, транспорт, объекты окружающей жизни, явления окружающей жизни).

    Глагольный словарь (собственные действия ребёнка, действия, которые совершают взрослые, движения и действия животных)

    Прилагательные, наречия, предлоги (название цветов, форма предметов, свойства предметов, размеры предметов, эмоциональные состояния, психологические характеристики, названия некоторых ощущений и состояний, местонахождение предметов, количественные характеристики, временные характеристики, некоторые нравственные понятия).

    (приложение 1)

    Предлагаемый словарь даёт общее представление о том, в каких направлениях следует вести работу по обогащению пассивного словаря детей. Дальнейшее развитие словаря подразумевает усвоение словарного запаса по основным темам занятий по ознакомлению с окружающим миром.

    ИГРЫ: «Встречаем гостей», «Найди и покажи», «Выполни команду», «Большой и маленький», «Два предмета», «Где один, а где много?»

    Развитие активной речи

            Основным способом развития активной речи малышей – подражание. Потребность подражать действиям, словам, а также эмоциональным проявлениям взрослого естественна для маленького ребёнка. Обычно процесс подражания развивается спонтанно, однако его можно стимулировать при помощи специальных приёмов. Следует начинать занятия по развитию речи с малышами именно с развития речевого подражания. Ни в коем случае нельзя допускать распространённую ошибку и начинать работу с разучивания слов или с постановки звуков.

    Развитие речевого подражания – воспроизведение вслед за говорящим произнесённым им звуков, слов, фраз.

    Речевое подражание маленького ребёнка сначала похоже на эхо: взрослый говорит – ребёнок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отсроченного во времени повторения. Для того чтобы подражание речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребёнка, с наглядной ситуацией, игрой. Только в этом случае возникают мотивы, побуждающие малыша говорить.

    Выделяют несколько этапов развития речевого подражания:

    • повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку;

    • повторение аморфных слов (подражания голосам животных. Звукам музыкальных игрушек, шум транспорта, слова действия);

    • повторение коротких фраз, состоящих из 2-3 слов;

     • повторение слов.

    ИГРЫ: «Самолёты», «Поиграем на дудочке», «Поиграем с куклой», «Гости», «На, дай!», «Топ-топ, хлоп-хлоп»

    Приёмы, способствующие развитию активной речи детей

    Развитию активной речи детей способствуют следующие приёмы:

    • многократное повторение речевого материала;

    паузы в речи взрослого, которые дают ребёнку возможность высказаться доступными ему средствами;

    • использование стихотворных текстов;

    • использование текстов с повторяющимися элементами;

    • договаривание последних слов в знакомых фразах, стихотворениях, сказках;

    • ритмическое сочетание текста с движениями;

    • ритмическое сочетание текста с мелодией;

    • договаривание слов-отгадок в рифмованных загадках;

    • использование иллюстраций к текстам;

    • обыгрывание текста.

    Игры с использованием специальных приёмов развития речи можно проводить как с одним ребёнком, так и с группой детей (приложение 2).

    Одним из самых эффективных средств развития навыков коммуникативной сферы является - театрализованная игра. Именно в ней создаются условия для непосредственного предметно-практического сотрудничества, игрового партнёрства, когда общение оптимально мотивировано. Одним из видов театрализованной деятельности, который  широко применяется в ЦИПРе, является - кукольный театр. Куклы, являющиеся непременным атрибутом детства и детской субкультуры, имеют особое значение для психологического развития детей, их социализации. В коррекционном воздействии кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

    Коррекционная роль театрализованных игр состоит в том, что они развивают не только языковые компоненты речи, но и умение применять их на практике. Участие в инсценировках обогащает словарный запас детей, активизирует их познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу, формирует личность.

    В увлекательной, динамичной форме проходили маленькие спектакли кукольного театра «Курочка ряба», «Колобок», «Рукавичка», «Теремок». Дети получали от выступлений много положительных эмоций и новых впечатлений.

    Помимо основных форм работы с детьми и их родителями в нашем Центре игровой поддержке ребенка использовались такие формы, как: увлекательные праздники и веселые, познавательные досуги, способствующие развитию коммуникативной деятельности детей раннего возраста: «Праздник мам!», «Осенние приключения!» Новогодняя сказка «Рукавичка»,  «Наши папы моряки!», «Как цыплёнок папу искал!»,  «Дни именинника».

    Перечисленные направления работы по развитию речи касаются всех детей, как нормально развивающихся, так и малышей с нарушениями в речевом развитии. В ходе логопедической работы одни дети быстро наверстывают упущенное и догоняют по речевому развитию сверстников, а у других трудности в развитии речи сохраняются на протяжении нескольких лет и требуют организации регулярных логопедических занятий. В этом случае работа по вышеперечисленным направлениям ведется с использованием специальных логопедических приемов. При этом развитию отдельных сторон речи приходится уделять особое внимание, посвящать каждой теме гораздо больше времени, чем в норме, разрабатывать специальные речевые игры и занятия.

    Литература

    1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста.  Астрель: 2007
    2. Ларечина Е.В. Пальчиковые игры для малышей. Для детей 1-3 лет. Набор развивающих карточек.
    3. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет Часть 1. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №5 2004
    4. Новиковская О.А. Альбом по развитию речи для самых маленьких /- М.: Астрель; СПб.: Сова, 2011.
    5. Янушко Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
    6. Янушко Е.А.Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет. Развитие понимания речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 5. - С. 12-19.
    7. Янушко Е.А.Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет. Развитие общего и речевого подражания в играх // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 6. - С. 22-28.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ

    Существительные

     Игрушки: мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, юла, ведерко, лопатка, конструктор и др.

     Части тела: нога, рука, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб.

     Одежда и обувь: шапка, шарф, варежки, куртка, шуба, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки и др.

     Предметы туалета: мыло, зубная щетка, зубная паста, губка, полотенце, расческа, носовой платок и др.

     Дом: дверь, дом, замок, ключ, лестница, лифт, окно, кухня, комната, ванная, пол, потолок, стена и др.

     Мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др.

     Бытовая техника: телевизор, телефон, плита, холодильник, пылесос, стиральная машина, утюг и др.

     Предметы домашнего обихода: часы, зеркало, лампа, ковер, одеяло, подушка и др.

     Материалы для занятий: карандаш, ручка, бумага, альбом, тетрадь, краски, пластилин, картинки, книга и др.

     Посуда: тарелка, чашка, стакан, кастрюля, сковорода, миска, нож, вилка, ложка, половник и др.

     Продукты питания: хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски, молоко, масло, сметана, творог, йогурт, печенье, сок, яйцо, каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот и др.

     Природа: растение, дерево, куст, трава, цветы, грибы, животное, зверь, птица, насекомое и др.

     Овощи, фрукты, ягоды: капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор; апельсин, банан, яблоко, груша, слива, персик, виноград; клубника, малина, клюква, черника и др.

     Цветы: роза, гвоздика, тюльпан, лилия, ромашка, одуванчик и др.

     Животные: голубь, воробей, ворона; муха, комар, бабочка, стрекоза, пчела; лиса, волк, заяц, медведь, еж, мышь, змея; слон, лев, тигр, жираф, носорог, крокодил, черепаха, обезьяна, пингвин; собака, кошка, лошадь, корова, коза, свинья, кролик, овца, осел, утка, гусь, индюк, курица; теленок, козленок, поросенок, ягненок, утенок, гусенок, цыпленок, индюшонок и др.

     Транспорт: машина, автобус, троллейбус, трамвай, грузовик, такси, самосвал, самолет и др.

     Объекты окружающей жизни: улица, дорога, светофор, качели, горка, парк и др.

     Явления окружающей жизни: вода, земля, солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др.

    Глаголы

     Собственные действия ребенка: идет, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается, причесывается, несет, падает, кричит, говорит, подметает, вытирает и др.

     Действия, которые совершают взрослые: читает, пишет, рисует, убирает, моет, гладит, варит, жарит, подметает и др.

     Движения и действия животных: прыгает, летает, скачет, прячется, убегает, охотится, лакает, грызет, жует, клюет, мычит, лает, мяукает, жужжит и др.

     Другие действия: телефон звонит; машина едет, гудит; самолет летит; листья падают и др.

    Прилагательные, наречия, предлоги

     Названия цветов: белый, черный, серый, синий, зеленый, желтый, красный, оранжевый, фиолетовый, коричневый, голубой, розовый и др.

     Форма предметов: круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный.

     Свойства предметов: холодный, теплый, горячий, тяжелый, легкий, гладкий, острый, мягкий, твердый, липкий и др.

     Размеры предметов: большой, маленький; длинный, короткий; высокий, низкий; широкий, узкий.

     Эмоциональные состояния, психологические характеристики: веселый, грустный, добрый, злой, спокойный и др.

     Названия некоторых ощущений и состояний: сладкий, соленый, кислый, горький; мокро, холодно, тепло, жарко, больно, вкусно.

     Местонахождение предметов: здесь, тут, там; на, над, под, в, за, перед.

     Количественные характеристики: один, много, мало и др.

     Временные характеристики: сегодня, вчера, завтра; утро, день, вечер, ночь; рано, поздно.

     Некоторые нравственные понятия: плохо, хорошо, правильно, неправильно.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

     

    ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

    РЕЧЕВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ

    СФЕР У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

    Игры и упражнения на развитие слуха

    «Что звучит?»

    Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков природы, голосов животных и птиц.

    Ход игры

    Игра проводится на прогулке. Гуляя на детской площадке или в парке, обращайте внимание малышей на звуки природы (шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды, раскаты грома во время грозы и др.), голоса животных и птиц.

    Когда дети научатся хорошо различать эти звуки с опорой на зрение (слышат звук и одновременно видят источник звука), предложите им определить их источник с закрытыми глазами. Например, когда на улице идет дождь или шумит ветер, скажите: «Закройте глаза. Сейчас я открою окошко, а вы постарайтесь определить на слух, какая погода на улице». Или во время прогулки попросите детей: «Закройте глаза и постарайтесь угадать, какие птички прилетели к нашей кормушке».

    Подобным образом можно определять звуки и дома - тиканье часов, скрип двери, шум воды в трубах и другие.

    «Пошуршим, постучим»

    Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.

    Материалы. Различные предметы и материалы (бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки, ключи и другие).

    Ход игры

    Игра проводится в помещении. Познакомьте детей с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошуршите пакетом, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол, позвените связкой ключей.

    Когда дети научатся внимательно слушать звуки предметов, предложите им закрыть глаза (можно производить звук за ширмой или за спиной у детей) и угадать, какой предмет издает тот или иной звук. Затем пусть дети назовут или покажут источник звука.

    Сначала нужно договариваться с детьми, какие предметы будут использоваться в игре. В дальнейшем можно использовать любые предметы, имеющиеся в комнате. Когда дети научатся играть в эту игру, роль ведущего можно предложить кому-нибудь из них.

    «Коробочки со звуками»

    Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.

    Материалы. Непрозрачные коробочки или баночки с различными крупами (удобно использовать контейнеры для фотопленки).

    Ход игры

    Насыпьте в небольшие одинаковые коробочки разные крупы: горох, гречневую, рисовую, манную крупы (должно быть по две коробочки с крупой каждого вида). Для игры можно также использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы, главное, чтобы издаваемый ими звук отличался от остальных. Для того чтобы звук в паре коробочек не различался, необходимо насыпать в емкости одинаковое количество сыпучего материала.

    Сначала познакомьте детей с коробочками и со звуками, которые они издают. Обратите внимание малышей на то, что одни звуки похожи, а другие резко различаются.

    Игру с коробочками можно проводить индивидуально: один набор коробочек поставьте перед ребенком, а другой оставьте себе.

    Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребенка к издаваемым звукам. Затем предложите малышу найти среди коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество коробочек увеличивайте постепенно.

    Если игра проводится с группой детей, то малыши участвуют в ней по очереди, помогая друг другу, проверяя правильность выбора звучащей коробочки. Эту игру можно провести и с парой детей. В этом случае дайте малышам по набору звучащих коробочек и предложите найти пару среди коробочек товарища по игре.

    В игре можно использовать не только сыпучие материалы. Одну пару баночек (баночки должны плотно закрываться) можно наполнить водой, а другую пару - ватой. Откройте баночки и покажите малышу, что находится внутри. В другую пару баночек опустите по одному шарику - деревянному, пластмассовому, стеклянному или железному; в следующую - по орешку или абрикосовой косточке и т. п.

    «Маленькие музыканты»

    Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают детские музыкальные инструменты.

    Материалы. Детские музыкальные инструменты - барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармошка.

    Ход игры

    Сначала познакомьте детей с разными музыкальными инструментами, научите извлекать из них звуки. Затем научите четко различать на слух звучание музыкальных инструментов. Для проверки этого умения спрячьтесь за ширму (в качестве ширмы можно использовать перевернутый на бок детский столик или какой-либо другой предмет мебели) или попросите детей повернуться к вам спиной и поочередно извлекайте звуки из различных инструментов. Пусть малыши определят на слух, на каком инструменте вы играете.

    Дети могут показать нужный инструмент (картинку с его изображением) или назвать его словом или звукоподражанием («та-та-та» - барабан, «ду-ду» - дудочка, «бом-бом» - бубен и т. п.).

    Сначала показывайте детям не более двух музыкальных инструментов. Их количество следует увеличивать постепенно. Для того чтобы малышам было интереснее, в игре можно использовать игрушку. («На чем играл зайка?»)

    Игры на восприятие звуков (фонематический слух)

    «Кто там?»

    Цель. Развивать речевой слух (различение на слух звукоподражаний).

    Материалы. Игрушки - кошка, собака, птичка, лошадка, корова, лягушка и др.

    Ход игры

    В этой игре участвуют двое взрослых: один находится за дверью и изображает, как кричат животные, другой проводит игру.

    За дверью раздается крик животного (мяу-мяу, ав-ав, пи-пи, и-го-го, му-у-у, ква-ква и др.). Предложите детям прислушаться и отгадать, кто находится за дверью: «Слышите, кто-то там за дверью кричит. Послушайте внимательно. Кто там? Собака? Давайте посмотрим».

    Дети могут отвечать любым доступным способом - показать картинку с изображением соответствующего животного, назвать его словом или звукоподражанием.

    Педагог идет к двери, открывает ее и приносит игрушку: «Молодцы, угадали. Послушайте, кто еще кричит за дверью».

    Игра продолжается с другими игрушками.

    Если нет второго ведущего, то можно прятать игрушки за ширмой. При этом дети должны видеть ваше лицо. В следующий раз можно произносить звуки за ширмой.

    «Найди и покажи»

    Цель. Развивать речевой слух (умение слушать слова).

    Материалы. Различные игрушки и предметы.

    Ход игры

    Дети сидят на расстоянии 2-3 метров от вас. На полу или на столе перед ними лежат различные игрушки или предметы.

    Объясните детям задание: «Сейчас я буду называть игрушки, а вы внимательно слушайте. Постарайтесь найти игрушку, которую я назвала, и дайте ее мне. Шарик. Платок...»

    Задание можно усложнить:

    • увеличив набор игрушек (начиная с 2-3 штук), используя помимо игрушек различные предметы;

    • сначала подбирая игрушки с простыми названиями, резко отличающимися по звуковому составу, а затем с названиями, похожими по звуковому составу;

    • называя игрушки и предметы, находящиеся в комнате;

    • меняя силу голоса (инструкцию можно произносить шепотом);

    • увеличивая расстояние между говорящим и слушающими;

    • произнося слова за ширмой, чтобы дети не видели ваше лицо (артикуляцию).

    «Съедобное - несъедобное»

    Цель. Способствовать формированию речевого слуха (умение внимательно слушать слова); развивать мышление.

    Материалы. Мяч.

    Ход игры

    Перед началом игры необходимо уточнить представления детей о понятиях съедобный - несъедобный. Для этого покажите малышам продукты питания и несъедобные предметы и предложите выбрать то, что можно есть и что нельзя. Это упражнение удобно проводить во время еды.

    Когда дети научатся различать съедобное - несъедобное, предложите им поиграть. Игра проводится на полу или за столом. Сядьте напротив детей: «Давайте поиграем в мяч. Каждому из вас я буду по очереди катить мяч и говорить разные слова. Внимательно слушайте: если я назову что-то съедобное - то, что можно есть, - ловите мяч. Если я назову несъедобное - то, что нельзя есть, - трогать мяч нельзя».

    Сначала игру лучше проводить индивидуально в медленном темпе, чтобы у ребенка была возможность не только вслушаться в звучание слова, но и подумать, что оно обозначает. При проведении игры с группой детей за каждый правильный ответ вручайте им фишки. Побеждает тот, кто наберет больше очков.

    «Слушай и выполняй»

    Цель. Развивать речевой слух (умение правильно воспринимать словесную инструкцию).

    Ход игры

    Дети стоят на расстоянии 2-3 метров от вас.

    Объясните малышам правила игры: «Сейчас я буду отдавать команды, а вы внимательно слушайте и выполняйте! Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Походите по комнате. Выгляните в окошко. Попрыгайте. Сядьте на стульчики. Покружитесь. Похлопайте в ладоши».

    Можно усложнить задание, меняя силу голоса (произнося слова команд шепотом) или увеличивая расстояние между говорящим и слушающими. Можно закрыть лицо, чтобы дети не видели движения ваших губ.

    «Правильно - неправильно»

    Цель. Способствовать формированию речевого слуха (умение внимательно слушать слова); развивать мышление.

    Материалы. Различные игрушки и предметы.

    Ход игры

    Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

    Предложите малышам поиграть: «Давайте поиграем в такую игру: я буду указывать на предмет и называть его. Если назову правильно - сидите спокойно, если неправильно - хлопните в ладоши!»

    Проводя игру с группой детей, можно устроить соревнование - побеждает тот, кто заметит больше ошибок.

    Игру можно усложнить, произнося фразы без зрительной опоры в рамках определенной тематики (кто летает, а кто не летает, съедобное и несъедобное и т. п.): «Внимательно слушайте, что я говорю: „Птица летит, самолет летит, бабочка летит". Я могу ошибиться. Если я скажу „кошка летит" или „книжка летит" - хлопните в ладоши».

    Упражнения для развития речевого дыхания

    «Катись, шарик!»

    Цель. Формировать сильный плавный направленный выдох; развивать мышцы губ.

    Материалы. Легкий пластмассовый шарик.

    Ход игры

    Предложите ребенку сесть за стол. Положите на стол шарик на расстоянии 20 см от ребенка. Покажите, как можно с силой подуть на шарик, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предложите ребенку подуть на шарик: «Как можно заставить шарик катиться, но при этом не дотрагиваться до него руками? Можно подуть на шарик - вот так! Покатился шарик! Теперь ты подуй на шарик».

    Можно пригласить еще одного ребенка и попросить его поймать шарик на противоположном конце стола. Затем пусть дети поменяются местами.

    Повторите игру несколько раз с разными участниками.

    Организуя игру с группой детей, можно одновременно использовать несколько шариков. Также можно устроить соревнование, предложив двоим детям сесть рядом за стол и подуть на шарики. Дуть можно только один раз. Победит тот, чей шарик укатится дальше.

    «Воздушный шар»

    Цель. Формировать сильный плавный ротовой выдох; развивать мышцы губ.

    Материалы. Воздушный шар на ниточке; шар, наполненный газом.

    Ход игры

    Повесьте воздушный шар так, чтобы он висел на уровне лица ребенка. Подуйте на шар. Затем предложите детям подуть на шарик по очереди - чем выше взлетит шарик, тем лучше.

    Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае ниточку шара нужно прочно прикрепить скотчем к полу так, чтобы шар был на уровне лица ребенка.

    Подуйте на шар так, чтобы он улетел вперед как можно дальше. Затем предложите детям выполнить это упражнение. Для того чтобы малышам было интереснее, можно использовать шары, изображающие зверей или птиц.

    «Бульки»

    Цель. Формировать сильный ротовой выдох; обучать умению дуть через трубочку; развивать мышцы губ.

    Материалы. Стакан с водой, трубочки для коктейля разного диаметра.

    Ход игры

    В стакан, наполовину наполненный водой, опустите трубочку для коктейля и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем раздайте детям стаканы с водой и трубочки и предложите подуть в них: «Давайте сделаем веселые бульки! Возьмите трубочки, опустите в стаканы с водой и подуйте. Буль-буль! Получаются веселые пузырьки! Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давайте устроим бурю!»

    По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен составлять 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более узкие трубочки.

    Некоторые ребята не сразу понимают, что от них требуется, и начинают пить воду. В этом случае сначала предложите им подуть через трубочку на кусочек ваты на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух, а во время игры используйте очищенную питьевую воду.

    Ребенок также может начать кусать и грызть трубочку или перегибать ее пополам. В этом случае можно использовать не коктейльную трубочку, а корпус гелевой ручки -прозрачную трубочку из твёрдой пластмассы.

    Кроме того, держа трубочку следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.

    «Снег идет»

    Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

    Пособия: кусочки ваты.

    Содержание: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.
    - Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!
    Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.

    «Мотылек»

    Цель: формирование предпосылок правильного дыхания.

    Пособия: 2-3 ярких бумажных мотылька.

    Содержание: На уровне глаз ребенка крепится шнур с привязанными к нему бумажками, мотыльками разного цвета или величины. Воспитатель читает стихотворный текст, предлагает ребенку подуть на мотылька определенного цвета или величины:

    На весеннем на лугу

    Мотыльки летают.

    Красный мотылек взлетел…и т. д.

    Упражнения для развития артикуляционной моторики

    «Рыбка»

    Цель: формировать у ребенка простейшие артикуляционные движения.

    Содержание: Дети беззвучно размыкают, а затем плотно, но без напряжения, смыкают губы.

    Открывает рыбка рот,

    Да не слышно, что поет.

    «Вкусный мед»

    Цель: та же.

    Пособия: игрушка медведь.

    Содержание: Мишка очень любит вкусный мед. Поэтому съедает его, да еще губы облизывает. Давайте и мы, как мишки, оближем губы. Ой, какой вкусный мед!!!

    «Воздушный шарик»

    Цель: та же.

    Содержание: Закрой рот и надуй щеки, как два шарика. Сожми щеки руками – пусть шарики лопнут.

    Упражнения для развития мелкой моторики рук

    «Пчелки»

    Цель: Развитие мелкой моторики рук.

    Пособия: пельменница. Поверхность пельменницы  похожа на соты.

    Содержание: Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

    "Пальцы, как пчелы, летают по сотам

    И в каждую входят с проверкою: что там?

    Хватит ли меда всем нам до весны,

    Чтобы не снились голодные сны?"

    «Найди шарик»

    Цель: Знакомство с качеством предметов – размером, формой. Развитие мелкой моторики рук.

    Пособия: Емкость с песком (манкой), предметы разной формы и величины.

    Содержание: Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребенка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого.

    Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например, шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины, а также разные мелкие игрушки.

    «Орешек»

    Цель: та же.

    Пособия: грецкий орех

    Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

    "Я катаю мой орех,

    Чтобы стал круглее всех".

    Упражнения для развития понимания речи

    «Найди и покажи»

    Цель. Обогащать пассивный словарь детей (названия предметов мебели и их назначение).

    Ход игры

    Вместе с детьми рассмотрите предметы мебели в помещении и попросите показать их: «Где стол? Где шкаф — покажите! Где кроватка? А где полка?..»

    Дети выполняют задание по очереди или все вместе.

    Затем можно усложнить задание: «Покажите, на чем вы будете спать? А на чем будете рисовать? На чем вы сидите? А где лежит одежда?..»

    Хвалите детей каждый раз, когда они правильно находят и показывают предмет: «Правильно, это стол. За столом будем кушать. А это шкаф — там лежит одежда...»

    «Встречаем гостей»

    Цель. Обогащать пассивный словарь детей (названия комнат и других помещений, их назначение).

    Материалы. Кукла или другая сюжетно-ролевая игрушка.

    Ход занятия Игра проводится дома с ребенком.

    Предложите малышу показать кукле квартиру: «К нам в гости пришла кукла. Давай покажем ей нашу квартиру. Покажи, где у нас кухня. А где гостиная? Покажи, где детская. Теперь отведи куклу в ванную комнату. Пойдем в прихожую. А где туалет? Кукла спрашивает, где кладовка. Покажи!»

    В следующий раз в ходе игры можно называть назначение помещений в квартире: «Покажи, где ты одеваешься на прогулку? А где ты моешься? Где ты играешь? А в какой комнате мама суп варит?..»

    «Выполни команду»

    Цель. Обогащать пассивный словарь детей (глаголы).

    Материалы. Игрушка (кукла или животное) с гибким телом и конечностями.

    Ход игры

    Начните занятие с подготовительной игры: «Сейчас я буду давать Петрушке команды, а он будет показывать движения! Следите, чтобы Петрушка не ошибался».

    Показывая с помощью игрушки то или иное движение, одновременно называйте его словом.

    Далее организуйте подвижную игру на ковре. Помогите детям встать на достаточном расстоянии друг от друга. Встаньте напротив и предложите малышам поиграть: «Давайте поиграем в такую игру: я буду давать команды, а вы выполнять их. Слушайте внимательно и не ошибайтесь! Начали! Идите. Стойте. Поднимите руки вверх. Опустите руки. Сядьте. Встаньте. Попрыгайте. Похлопайте. Потопайте. Поставьте руки на пояс...»

    Используйте простые, знакомые малышам движения, которые были отработаны в подготовительной игре с куклой. Следите за правильностью выполнения детьми заданий и исправляйте ошибки.

    Если дети не понимают команды, можно помочь им - показать нужное действие, или дать команду в виде словосочетания: «пей компот» вместо «пей», «спой песенку» вместо «пой» и т. д.

    «Где один, а где много?»

    Цель. Учить детей различать формы единственного и множественного числа существительных.

    Материалы. Пары картинок с изображением различных предметов (на одной картинке - один предмет, на другой - несколько).

    Ход игры

    Разложите перед детьми перемешанные между собой картинки изображениями вверх и дайте задание: «Покажите, где бабочка. А где бабочки? Где мяч? А где мячи? Где цветок? А где цветы?..»

    «Большой и маленький»

    Цель. Обогащать пассивный словарь детей (знакомство с понятиями большой и маленький); учить соотносить слова большой, маленький с величиной предметов.

    Материалы. Различные игрушки и предметы или картинки с их изображением.

    Ход игры

    Покажите детям большой и маленький мячики: «Посмотрите, вот мячик и вот тоже мячик. Мячики одинаковые? Нет, мячики разные. Этот мячик большой. А этот мячик маленький. Теперь я буду говорить, а вы показывайте. Покажите маленький мячик. Покажите большой мячик».

    Эту игру полезно повторять, используя разнообразные предметы. В простом варианте игры детям предлагают пару одинаковых предметов, резко различающихся по величине; в более сложном варианте игры — несколько перемешанных между собой пар предметов или картинок.

    «Два предмета»

    Цель. Учить детей определять местонахождение предметов, использовать предлоги на, под, в, около (рядом).

    Материалы. Коробка, несколько мелких игрушек.

    Ход игры

    Поставьте на стол коробку с крышкой, а рядом несколько мелких игрушек. Положите одну игрушку в коробку, другую под коробку, третью на коробку, четвертую около коробки.

    Сопровождайте свои действия соответствующими словами, выделяя предлоги интонацией и силой голоса: «Вот карандаш. Я кладу карандаш в коробку. Где теперь карандаш? В коробке. А вот картинка. Я кладу картинку под коробку. Где теперь картинка? Под коробкой».

    Затем предложите детям поиграть. Дайте одному ребенку два предмета, например, книжку и карандаш, и предложите действовать по инструкции: «Лена, положи карандаш под книжку. Молодец. А теперь положи карандаш на книжку. Положи карандаш в книжку. Положи карандаш около (рядом с) книжки».

    Попросите других детей внимательно следить за ходом выполнения задания и, если малыш ошибется, помочь ему исправить ошибку.

    Повторите игру с другим ребенком.

    Такие игры полезно повторять, используя разный предметный материал, что позволяет закрепить у детей понимание пространственных отношений.

    «Зеркало»

    Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – названия частей тела и лица, одежды и обуви, названия движений и действий.

    Пособия: большое зеркало.

    Содержание: Занятие проводится индивидуально. Взрослый рассматривает вместе с ребенком его отражение в зеркале – лицо, тело, одежду.

    – Кто там? Это наш Ваня. Покажи, где у тебя голова. А где волосы? Покажи пальчики. А где у тебя платочек лежит? Вот он, в кармане. А где у Вани штанишки? А маечка? Покажи, что у тебя на ногах. Это тапочки. И т. д.

    Далее можно попросить ребенка изобразить перед зеркалом различные движения и действия.

    – Покажи, как ты посылаешь поцелуй. Помаши руками. Покажи, как ты танцуешь. Покажи, как зайчик прыгает. И т. д.

    «Прятки»

    Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по теме «Игрушки».

    Пособия: игрушки – мишка, зайчик, машинка, мячик, кукла, ведёрко и др.

    Содержание: Игра проводится индивидуально или в группе детей. Перед началом игры разложите игрушки в разных местах комнаты – на стуле, под столом, на полке, на полу и в других местах. Игрушки должны быть хорошо видны. Предложите детям игру.

    – Вот к нам пришла кукла Маша. Она плачет. Знаете, почему кукла Маша плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давайте поможем Маше найти игрушки. Ваня, ты найди мишку. Молодец, Ванечка, нашел мишку! Смотри, как Маша радуется. А ты, Оля, найди, пожалуйста, мячик. Не можешь найти? Посмотри внизу, на полу. И т. д.

    В этой игре можно использовать не только различные игрушки, но и картинки с изображением игрушек. Количество игрушек и картинок постепенно увеличивайте. Можно одному ребенку давать задание найти и принести две игрушки (картинки) и более.

    Упражнения на развитие подражания движениям и речи взрослого

    «Самолеты»

    Цель. Развивать подражание движениям и речи взрослого (повторение звука у).

    Ход игры

    Прочитайте детям стихотворение:

    По земле разбежался,

    В небо поднялся!

    Летит самолет

    Прямо вперед!

    Предложите детям поиграть: «Давайте поиграем в самолетики! Полетели в небо самолеты, загудели: „У-у-у!"»

    Расставив прямые руки в стороны, передвигайтесь по комнате, произнося звук у. Побуждайте детей повторять движения. Следите за тем, чтобы малыши не сталкивались друг с другом.

    «Поиграем на дудочке»

    Цель. Развивать подражание движениям и речи взрослого (повторение звукоподражания ду-ду-ду).

    Материалы. Дудочка.

    Ход игры

    Перед началом игры покажите детям дудочку, поиграйте на ней. Затем изобразите игру на дудочке с помощью движений кистей рук и озвучьте ее. Предложите детям «поиграть» на дудочке: «Давайте поиграем на дудочке! Как дудочка дудит? Ду-ду-ду! Повторяйте за мной!»

    Имитируйте игру на дудочке, одновременно произнося: «Ду-ду-ду». Побуждайте детей повторять движения и звукоподражание.

    «Поиграем с куклой»

    Цель. Развивать подражание движениям и речи взрослого (повторение звука а; звукоподражания ля ля-ля; слова кукла; фраз: кукла спит, кукла танцует, кукла поет песню и др.).

    Материалы. Кукла.

    Ход игры

    Раздайте детям кукол и скажите: «Куколка устала, она хочет спать. Давайте уложим куклу спать. Покачаем ее и споем ей песенку: „А-а-а!" Кукла спит».

    Покачайте куклу и спойте тихим голосом: «А-а-а!» Следите, чтобы малыши повторяли интонацию напева.

    «Кукла проснулась. Смотрите, как кукла танцует). — покажите танец куклы, побуждая детей повторять движения. — А теперь кукла поет песенку: „ Ля -ля -ля! Ля-ля-ля!" Потанцуйте со своими куколками и спойте песенку».

    При необходимости помогайте детям выполнять действия с куклой. Стимулируйте повторение слов и фраз с помощью вопросов: «Кто это? Что делает кукла? Как кукла поет песню?» и т. д.

    «Гости»

    Цель. Развивать подражание речи взрослого (повторение звукоподражаний: тук-тук-тук, ко-ко-ко, ав-ав, мяу-мяу, му-у-у, га-га-га, кря-кря, и-го-го и др.; слов: курица, собака, кошка, корова, гусь, утка, лошадка и др.; фраз: кто там? Собачка ав-ав. Курочка клюет и др.).

    Материалы. Конструктор, игрушки (мягкие или резиновые): курочка, собачка, кошка, корова, гусь, утка, лошадь и др.

    Ход игры

    Постройте вместе с малышами домик из конструктора (можно соорудить дом из стула, стола, накрытого одеялом, и т. п.) и предложите поиграть: «Вот какой у нас дом получился замечательный — большой и красивый! Кто к нам сегодня в гости пришел? Тук-тук! Кто там? (Игрушка не видна.) Ав-ав! Кто же это, догадались? Правильно, собака. Заходи, собака, к нам в гости. Давайте поговорим с собачкой на ее собачьем языке: „Ав-ав!"

    Тук-тук! Кто-то еще пожаловал к нам в гости...»

    Игра продолжается со следующим персонажем. Побуждайте детей повторять за вами звукоподражания, слова и фразы. Для этого выделяйте предлагаемые для повторения слова, задавайте вопросы.

    Состав персонажей можно варьировать в зависимости от того, какие игрушки есть в наличии. Например, можно взять ослика (иа), козлика (ме-е-е), барашка (бе-е-е), голубя (гули-гули), ворону (кар-кар), мышку (пи-пи) и др. Главное, чтобы эти персонажи издавали крики, доступные для подражания.

    Повторяя игру, используйте другие игрушки, постепенно увеличивая их количество. Игру можно продолжать до тех пор, пока малыши не потеряют к ней интерес.

    «На! Дай!»

    Цель. Развивать подражание движениям (использование жестов на, дай) и речи взрослого (повторение слов на, дай; фраз с этими словами, например: «На мячик. Дай кубик. На ложку»).

    Материалы. Игрушки — зайчик, мячик, кубик и др.

    Ход игры

    Покажите детям зайчика. Протяните ему маленький мячик и скажите: «На, зайка, мячик! На!»

    Затем попросите у зайчика мячик: «А теперь попросим у зайки мячик: „Зайка, дай мячик! Дай!"»

    Сопровождайте свои слова соответствующими жестами.

    Предложите малышам по очереди сначала дать зайке мячик, а затем попросить его.

    Эту игру можно проводить с использованием самых разнообразных игрушек и предметов (например, можно дать мишке кубик, кукле — цветочек). Раздайте малышам игрушки и предложите повторить игру.

    Игру можно продолжить в свободное от занятий время, побуждая детей просить у взрослых и сверстников то, что им необходимо, обучая делиться игрушками.

    «Вот такие мы!»

    Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

    Ход игры: Предложите детям новую игру. Повторяйте за мной! 

    Мы ногами топ, топ, топ! (топаем)
     Мы руками хлоп, хлоп, хлоп! (хлопаем)
     Головою круть, круть, круть! (вертим головой из стороны в сторону)
     Мы себя ударим в грудь!  (расправляем плечи, несильно ударяем себя в грудь)
     Погладили животики!  (круговыми движениями гладим живот)
     Улыбнулись ротики!  (указательными пальчиками растягиваем уголки рта)
           Вот какие мы молодцы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Раннее музыкальное развитие детей 1-2 лет в условиях Центра игровой поддержки ребенка.

    Работа музыкального руководителя в Центре игровой  поддержки ребенка, который функционирует на базе МДОУ д/с №16 п.Тулома Кольского района Мурманской области, базируется не только на решении зада...

    "Развитие коммуникативной и речевой сфер у детей раннего возраста с ОВЗ в условиях Центра игровой поддержки"

    Представлен опыт в организации коррекционно-речевой работы с детьми раннего возраста в условиях Центра игровой поддержки ребёнка "Карапузики"...

    Диагностика и развитие коммуникативных способностей и речи у детей раннего возраста.

    Диагностика и развитие коммуникативных способностей и речи у детей раннего возраста...

    Социальное развитие детей раннего возраста в условиях Центра игровой поддержки

    Социальное развитие детей дошкольного возраста рассматривается в современных концепциях и нормативных документах как одно из важнейших направлений личностного развития ребенка в целом.ФГОС ДО предусма...