Главные вкладки

    Социальное развитие детей раннего возраста в условиях Центра игровой поддержки
    статья

    Кальченко Юлия Львовна

    Социальное развитие детей дошкольного возраста рассматривается в современных концепциях и нормативных документах как одно из важнейших направлений личностного развития ребенка в целом.

    ФГОС ДО предусматривает создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, одним из которых, является игра. Игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает особенности и вариативность дошкольного воспитания, связанные с культурным развитием ребенка, способствует 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sotsialnoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta_v_tsipr.docx26.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Социальное развитие детей раннего возраста в условиях Центра игровой поддержки

    Ст. воспитатель Кальченко Ю.Л.

            МБДОУ д/с № 53

    Социальное развитие детей дошкольного возраста рассматривается в современных концепциях и нормативных документах как одно из важнейших направлений личностного развития ребенка в целом.

    ФГОС ДО предусматривает создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, одним из которых, является игра. Игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает особенности и вариативность дошкольного воспитания, связанные с культурным развитием ребенка, способствует включению семьи ребенка в систему дошкольного образования.

    Родители, безусловно, заинтересованы в развитии ребенка, но понимают его чаще как обучение каким-либо навыкам  – счету, письму и т.д. Ведущую же детскую деятельность – игровую – считают в большинстве своем скорее развлечением. Однако, значение детской игры неоценимо в воспитании и развитии ребенка. Именно в игре развивается мышление, общение, воображение и эмоции. Игра – это естественная потребность ребенка, и в ней он развивается как личность, и именно она в дошкольном, и тем более в раннем возрасте является самым активным методом обучения и воспитания.

    У большинства малышей раннее детство проходит в семье. И действительно, любовь близких, общение с родственниками являются необходимыми условиями для нормального развития малыша и его благоприятного эмоционального самочувствия. Но, к сожалению, не все родители понимают возрастные особенности детей этого возраста и не всегда умеют найти правильные педагогические методы. Кроме того, многие современные родители испытывают потребность в  повышении психологической и педагогической культуры, которая существенно помогла бы им продуктивно взаимодействовать со своими маленькими детьми, осмысливать и обогащать свой жизненный опыт их воспитания.

    Все выше сказанное актуализирует проблему развития альтернативных форм дошкольного образования, которые представляют собой  взаимодействие семейного и общественного воспитания детей, на основе кратковременного пребывания воспитанников в детском саду.

    Исходя из запроса родителей, анализа потребностей социума, имеющихся условий в ДОУ, может быть выбрана одна из таких форм – Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР), которая призвана стать первой ступенью дошкольного образования для малышей, не посещающих детский сад. Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР) осуществляет психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, на основе современных методов организации игровой деятельности.

    Целью ЦИПР является содействие всестороннему развитию детей раннего возраста, их ранней социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения на основе использования современных игровых технологий.

    Одной из основных задач ЦИПР является оказание содействия в социализации детей раннего возраста на основе организации игровой деятельности. Особое внимание уделяется развитию у детей познавательных навыков, любознательности, общительности, активности, стимулирующих общее творческое развитие ребенка, укреплению физического и психического здоровья детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей, формированию партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста.

    Важно отметить, что специфика ЦИПР заключается в том что, для детей, которые приходят в детский сад несколько раза в неделю, образовательный процесс организован максимально компактно, так, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка. Игровые занятия в ЦИПР построены с учетом возрастных психологических особенностей раннего возраста, а именно специфики социальной ситуации развития, которую можно обозначить формулой «ребенок-предмет-взрослый», причем имеется ввиду именно близкий взрослый, прежде всего мать. Именно она способствует формированию у ребенка чувства безопасности и защиты, и первой социальной адаптации. В соответствии с этим деятельность ЦИПР строится на основе принципа взаимодействия ребенка с родителем при участии специалиста. В модели «ребенок-родитель-специалист» родителю (маме) отводится ведущая роль, а специалист выступает в роли консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам игрового взаимодействия с ребенком.

    Предметно-развивающая среда ЦИПР организована в соответствии с интересами и потребностями ребенка и направлена на обогащение и развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

    Игровые занятия Центра организуются по следующим направлениям:

    • Развитие познавательных способностей;

    • Развитие эмоционально-личностной, социальной сферы;

    • Развитие представлений об окружающем мире;

    • Развитие речи;

    • Развитие мелкой моторики;

    • Развитие творческих способностей;

    • Развитие сенсорных ощущений;

    • Развитие двигательной активности;

    • Развитие музыкального слуха и ритма.

    Основными формами работы Центра игровой поддержки с детьми являются индивидуальные и групповые игровые сеансы (занятия). Игры в Центре - это не просто веселые развлечения вместе с мамой, но и забота о правильном развитии опорно-двигательной системы, мелкой и крупной моторики, развитие речи и коммуникативных навыков, представлений об окружающем мире, стимулирование познавательной активности, развитие сенсорных ощущений, творческих способностей, формирование первой социальной позиции ребенка раннего возраста. Ребёнок начинает интересоваться окружающим его миром: людьми, то, как они взаимодействуют друг с другом, с объектами. Именно это влияет на социальное развитие детей раннего возраста.

    Игровые занятия, организованные в течение дня, включают в себя несколько видов деятельности, объединенных единой темой и имеет определенную структуру:

    1.Свободные совместные игры детей с родителями и друг другом, освоение игрового пространства.

    2. Приветствие.

    3. Игры, способствующие развитию взаимодействия между ребенком и взрослым (пальчиковые, игры на руках и коленях, игровые массажи); коммуникативные игры.

    4. Сенсорные игры или художественное творчество.

    5. Двигательные игры и упражнения, развивающие общую моторику ребенка, музыкальные игры.

    6.Прощание.

    Такой алгоритм помогает малышам легко переходить от одного вида деятельности к другому, чередуя активный отдых с продуктивной деятельностью.

    На встречах ЦИПР родители и дети учатся взаимодействовать друг с другом в различных видах игровой деятельности: коммуникативных, двигательных, сенсорных, музыкальных и творческих играх; лучше понимать друг друга и получать удовольствие от совместной деятельности.

    Родителидетей, принятых в группы ЦИПР активно включены в творческий процесс создания оптимальных условий для развития ребенка.

    Сотрудники Центра (старший воспитатель, воспитатель, педагог-психолог, логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель и др.) проводят для родителей консультации, тренинги, беседы, которые помогают сформировать у родителей умение взаимодействовать с детьми в игровой деятельности.

    Кратковременное, но систематическое посещение малышей раннего возраста ЦИПР обеспечивает устойчивые результаты:

    • социальное развитие ребенка – основу формирования личности,
    • адаптация детей к условиям детского сада и плавный переход от воспитания в условиях семьи к воспитанию в условиях образовательного учреждения;
    • формирование коммуникативных навыков в процессе совместных игр со сверстниками и взрослыми;
    • получение квалифицированной психолого-педагогической помощи родителями по вопросам воспитания и развития;
    • развитие компетенций и повышение квалификации педагогических работников ДОУ.

    Детей, посещавших Центр игровой поддержки, отличает наличие познавательного интереса, позитивное отношение к детскому коллективу, педагогам, они легко адаптируются в дальнейшем к дошкольному образовательному учреждению.  

    Список литературы.

    1. АфонькинаЮ., ОмельченкоЕ. Центр игровой поддержки ребенка раннего возраста. Организация деятельности. Конспекты игровых дней. Издат: Учитель Серия: Развитие дошкольникаISBN 978-5-7057-2938-8; 2013 г.с. 208
    2. Выродова И.А. Организация и содержание игровых сеансов с детьми первого года жизни в условиях ЦИПР. / Управление ДОУ №8, 2011г., с. 100
    3. Касаткина Е.И Игровые технологии в образовательном пространстве ДОУ./ Управление ДОУ №5, 2012г., с. 24.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ, СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

      Социальное развитие детей дошкольного возраста рассматривается в современных концепциях и нормативных документах как одно из важнейших направлений личностного развития ребенка в це...

    Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

    Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

    «Развитие коммуникативной и речевой сфер у детей раннего возраста в условиях Центра игровой поддержки»

    В последние годы значительно возросло число родителей детей в возрасте до 3 лет с жалобами на речевое недоразвитие (общение с помощью лепетных слов, малопонятная окружающим речь).В случае отсутствия а...

    Презентация "Создание психолого-педагогических условий для социального образования детей раннего возраста в условиях внедрения ГОС ДО"  

    Презентация "Создание психолого-педагогических условий для социального образования детей раннего возраста в условиях внедрения ГОС ДО"...