Развитие детей 2-3 лет в Центре игровой поддержки ребенка.
методическая разработка

Мишина Анжела Григорьевна
В последнее время родители более ответственно и серьезно стали подходить к вопросу о предстоящем посещении ребенком детского образовательного учреждения. У них все чаще появляется желание подготовить детей к поступлению в детский сад. Сделать так, чтобы этот процесс не стал болезненным, напряженным и тревожным. А наоборот, позаботиться о благоприятном эмоционально- окрашенном фоне и положительном первом впечатлении о «Маленькой стране детства»- детском саде. Помощником в решении этой задачи является ЦИПР (Центр Игровой Поддержки Ребенка). Интеграция семейного и общественного воспитания детей раннего возраста является важнейшим условием сохранения и укрепления их физического и психического здоровья в достаточно сложный для них период – отрыва от привычного социума в связи с поступлением в детский сад. ЦИПР осуществляет педагогическую деятельность , направленную на всестороннее развитие детей в возрасте от 2 -3 лет , на основе игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsipr_statya.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие детей 2-3 лет в Центре игровой поддержки ребенка

В последнее время родители более ответственно и серьезно стали подходить к вопросу о предстоящем посещении ребенком детского образовательного учреждения. У них все чаще появляется желание подготовить детей к поступлению в детский сад. Сделать так, чтобы этот процесс не стал болезненным, напряженным и тревожным. А наоборот, позаботиться о благоприятном эмоционально- окрашенном фоне и положительном первом впечатлении о «Маленькой стране детства»- детском саде. Помощником в решении этой задачи является ЦИПР (Центр Игровой Поддержки Ребенка). Интеграция семейного и общественного воспитания детей раннего возраста является важнейшим условием сохранения и укрепления их физического и психического здоровья в достаточно сложный для них период – отрыва от привычного социума в связи с поступлением в детский сад. ЦИПР осуществляет педагогическую деятельность , направленную на всестороннее развитие детей в возрасте от 2 -3 лет , на основе игровой деятельности.

.

Основные задачи ЦИПР:

- оказывать содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;

- разрабатывать программы игровой поддержки и организации психолого –педагогического сопровождения ребенка;

- обучать родителей способам применения различных видов игровых средств обучения;

- консультировать родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания , формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;

- знакомить родителей с современными видами игровых средств обучения.

Важным направлением работы ЦИПРа , в первую очередь, считаем формирование положительного отношения детей к новым условиям, снятие эмоционального напряжения.

Свою работу на базе МБДОУ № 6 « Светлячок» в качестве структурного подразделения мы начали с 5 октября 2017 года.

ЦИПР посещают дети в возрасте 1год 10 мес. до 3 лет. Занятия проводятся согласно расписанию один раз в неделю. Продолжительность занятия 1 час. Образовательная деятельность с малышами 2-3 лет не должна превышать 10 минут. Чтобы увеличить это время и при этом не перевозбудить нервную систему малышей, нами были разработаны конспекты комплексных занятий .Каждое из них содержит несколько различных видов деятельности, что позволило сохранить внимание детей на протяжении всего образовательного процесса.

Особенностью нашего Центра является то , что на занятии ребенок находится с родителями. Мама или папа являются участниками образовательно – игрового процесса. На наш взгляд – это дает им возможность лучше понять своего ребенка, следить за его развитием и его успехами. Родители на практике узнают, чем можно заниматься со своим ребенком, о его предпочтениях в играх. А малыш чувствует себя спокойнее и увереннее,ведь рядом с ним находится самый близкий и родной человек. Играя со своим малышом, танцуя, делая пальчиковую гимнастику, клея, рисуя взрослый является образцом для подражания.

Работа ЦИПРа осуществляется на основе универсального тематического плана занятий, исходя из индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Занятия включают в себя:

-пальчиковые игры, которые способствуют развитию мелкой моторики и как следствие благотворно оказывают влияние на развитие речи ребенка;

- логопедические разминки – непосредственно влияют на развитие речи ребенка;

- подвижные игры – помогают развитию навыков ходьбы, бега, прыжков, координации движений;

- продуктивные игровые сеансы ( рисование, аппликация, лепка ,конструирование) – помогают развить мелкую моторику кистей рук;

- театрализация ( кукольная сказка).

Главным достижением этих целей являются отношения взрослый – ребенок.

Занятия планируются тематические, объединенные одной темой и имеющие определенный алгоритм. Для детей раннего возраста важно следовать этому алгоритму. Это имеет большое значение для социализации ребенка и снятию тревожности. Знакомый алгоритм помогает малышам легко переходить от одной деятельности к другой, к началу и окончанию занятия.

Структура занятия:

- приветствие;

-знакомство с новым персонажем;

-взаимодействие с персонажем в игре;

-подвижная игра;

-игровая деятельность по инициативе ребенка;

-музыкальная игра;

-творческая продуктивная деятельность;

-прощание.

При проведении занятий очень важно соблюдение педагогами определенных методических требований:

- осуществление индивидуального контакта с малышом ( дети этого возраста плохо воспринимают предложения и призывы, обращенные к группе);

-действия педагога всегда должны быть эмоционально окрашены, выразительны;

- должна стимулироваться активность детей;

-организация совместной с взрослым предметной деятельности.

Начиная работу ЦИПР ,важный акцент стараемся сделать на первое занятие, т. к. очень важно завоевать доверие , вызвать искренний интерес, проинформировать о предстоящей совместной работе . На занятии родители получают первый положительный опыт взаимодействия со специалистами ЦИПР . В дальнейшем с доверием и желанием включаются в совместную деятельность. Эффективное сотрудничество педагогов и родителей имеет очень важное значение. Необходимо наладить партнерские доверительные отношения для достижения положительных результатов .Сотрудничество педагог – родители должно продолжаться на протяжении всего времени работы ЦИПР в течении года. Для нас педагогов взаимодействие и взаимопонимание с родителями высокая их оценка нашей работы – это возможность повысить престиж учреждения.

Результатом нашей работы является то, что дети на занятия приходят с удовольствием и желанием, умеют общаться не только со сверстниками , но и со взрослыми.

Малыши с удовольствием и желанием занимаются продуктивными видами деятельности.

Дети в общении стали использовать больше жестов и слов.

Очень активные дети пытаются сдерживать свои импульсы , желания, учатся приспосабливать их к правилам группы.

А еще дети стали участниками своих первых в жизни праздников таких как День матери, Новый год, 8 Марта.

В течении года посещаемость была высокой. Отзывы родителей позволили сделать вывод о безусловно положительной оценке деятельности нашего коллектива.

Представляю вашему вниманию вариант интегрированного занятия для детей 2-3 лет.

«Фрукты»

Задачи:

  • Дать детям первоначальные знания о фруктах;
  • Обогащать словарь по теме «фрукты»;
  • Уточнять знания о понятии «половина»;
  • Учить сравнивать группы предметов;
  • Упражнять в лепке, наклеивании;
  • Развивать умение согласовывать движения и слова песни;
  • Мышление, моторику, зрительное и слуховое внимание, координацию движений, тактильный анализатор.

Оборудование: “чудесный мешочек» с муляжами фруктов, игрушки (ёж, зайчик, белочка), зонт, 3 корзинки, картинки с изображением яблока, груши, апельсина, банана, лимона, разрезные картинки «Фрукты», цветные силуэтные картинки яблок, груш, апельсина, банана, лимона, большие и маленькие тарелочки (по количеству детей), шнурки, рули, мячики желтого, красного и зеленого цвета, разноцветные прищепки, развивающая игра «Разрежь пополам», картинка – заготовка «Яблоня», листочки зеленого цвета, красный пластилин, клей, влажные салфетки.

* * *

Все входят в зал под музыкальное приветствие с движениями «Здравствуй, солнце золотое».

Игра – приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Ведущий. Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости. Кто это?

Ведущий показывает игрушку белочку.

Дети отвечают.

Правильно – это наша знакомая Белочка-хлопотунья. А где она живет?

Дети отвечают.

Вот что Белочка рассказала мне. Она со своими подружками играла, перепрыгивала с ветки на ветку, с дерева на дерево и оказывалась среди незнакомых деревьев. На них растут какие-то плоды: зеленые, желтые и красные – все такие разные.

Ведущий обращается к игрушке.

Белочка, ты была в саду и видела фрукты.

Ребята, я предлагаю всем вместе отправиться в фруктовый сад. Но путь туда неблизкий. На чем же мы поедем в сад? Предлагаю поехать на машине.

Ведущий раздает детям «рули».

Звучит музыка.

Мы ехали – ехали и наконец приехали.

На экране появляется заставка «Фруктовый сад».

Мы в саду. Здесь растет много разных фруктовых деревьев. Ой, видите, какой большой мешок лежит. Давайте посмотрим, что в нем.

Игра «Чудесный мешочек»

Дети достают из мешочка фрукты (яблоко, грушу, банан, апельсин, лимон) и вместе с ведущим рассматривают их и описывают.

Ведущий. Ребята, смотрите, у меня есть картинки-карточки. На них нарисованы разные фрукты. Я буду их выкладывать, а вы должны найти такой же фрукт и положить на карточку.

Проводится дидактическая игра «Найди такой же».

Ребята, как одним словом назвать яблоко, грушу, апельсин, банан?

Дети отвечают.

Правильно – это фрукты.

Где они растут?

Дети. В саду, на дереве.

Дети поднимают руки и показывают высокое дерево.

Ведущий. Ребята, посмотрите, сколько у нас разных фруктов. Давайте поделимся ими со зверюшками.

Зайке мы дадим красные яблочки, Белочке – желтые, а Ежику – зеленые.

Дети собирают фрукты (мячики) в корзинки.

Молодцы, ребята, справились с заданием.

Ребята, давайте поможем Зайке, Белочке и Ежику отнести фрукты домой.

Физкультминутка

Дети повторяют движения за ведущим согласно тексту.

Зашагали наши ножки

Прямо по дорожке

К зайкиной избушке

По лесной опушке.

Поскачем по дорожке,

Меняя часто ножки.

Ручками похлопаем,

Ножками потопаем.

Ведущий. Вот мы и пришли к Зайке.

Зайка. Спасибо, ребята, что помогли мне принести фрукты. Но их так много, и я не знаю, что с ними делать.

Ведущий. Фрукты можно съесть сырыми, только надо их помыть. Можно нарезать и посушить. Можно сварить варенье или компот.

Зайка. Компот я люблю.

Ведущий. Чтобы сварить компот, надо фрукты разрезать пополам.

Упражнение «Разрежь фрукт на две половинки»

Детям предлагается игрушечным ножом разрезать фрукт-игрушку пополам (половинки скреплены вместе с липучкой).

Ведущий обращает внимание на то, что половинок две.

Ведущий. Молодцы, разрезали фрукты на две половинки, а теперь надо все

Сложить в банку и закрыть крышкой.

Дети складывают разрезанные игрушки в банки и завинчивают их крышками.

Вот у нас опять чудесный мешочек, давайте посмотрим, что в нем.

Дети рассматривают и называют фрукты.

Ой, ребята, посмотрите, а вот с этими фруктами что-то случилось.

Дети садятся за столы. Проводится игра «Разрезные картинки».

Какие вы молодцы. Справились с заданием.

Проводится музыкальная пауза «Ты похлопай вместе с нами».

Ребята, посмотрите, у меня в руках корзина с фруктами. И чего здесь только нет! Есть яблоки и груши, бананы, апельсины и лимоны. Но у этих фруктов нет «хвостиков». Поможете мне приделать к ним «хвостики»?

Проводится игра с прищепками «Хвостики у фруктов».

Принесла нам Осень много яблочек и больших и маленьких. Давайте угостим Белочку вкусными, сладкими яблочками. На большую тарелку мы положим большие яблочки, а на маленькую – маленькие.

Дети выполняют.

Какие вы молодцы! Вы трудились, играли, ваши пальчики немножко устали. Давайте с ними поиграем. Покажите мне свои ручки и пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Мы делили апельсин.

Дети сгибают пальцы, словно в руке апельсин.

Много нас, а он один.

Раскрывают ладони, затеи пальцы сжимают в кулак, прямыми остаются только большие пальцы.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижка,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

Ладони сжаты в кулаки. Начиная с большого пальца, разжимают их – на каждую фразу по пальцу.

А для волка – кожура.

Он сердит на нас – беда.

Разбегайтесь кто куда.

Раскрывают и закрывают ладони на каждое слово.

Ведущий. Ребята, мы помогли Зайке сварить вкусный компот, Белочку угостили яблочками, а Ежику давайте поможем посушить груши на зиму. Для этого надо надеть груши на шнурочек и высушить на солнышке.

Проводится упражнение со шнурками.

Молодцы. Какие у Ежика замечательные помощники! Ну а теперь давайте поиграем.

Проводится музыкальная подвижная игра «Солнышко и дождик»

Всем зверятам мы помогли, а теперь нам пора прощаться с ними и возвращаться обратно.

Садитесь скорее в машины, держите крепко рули и поехали.

Дети выполняют задание.

Вот мы и приехали. Мы были сегодня в саду, где растет много разных фруктов. На память о нашем путешествии я предлагаю сделать яблоньку с румяными наливными яблочками. Садитесь скорее за столы и принимайтесь за работу.

На заготовку дерева дети наклеивают листочки, а потом лепят из пластелина яблочки.

Какие вы молодцы. Смотрите, какой яблочный сад у вас получился. А сейчас открывайте шире глазки, наступило время сказки.

Проводится просмотр мультфильма «Фрукты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раннее музыкальное развитие детей 1-2 лет в условиях Центра игровой поддержки ребенка.

Работа музыкального руководителя в Центре игровой  поддержки ребенка, который функционирует на базе МДОУ д/с №16 п.Тулома Кольского района Мурманской области, базируется не только на решении зада...

Раннее развитие детей в центре игровой поддержки ребенка

В нашем дошкольном отделении с 2010 г. функционирует Центр игровой поддержки ребенка. Такая форма работы с родителями уже нашла отклик во многих образовательных организациях и полюбилась родителям со ...

РАБОТА С СЕМЬЕЙ В ЦЕНТРЕ ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА КАК ВОЗМОЖНОСТЬ УКРЕПЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДИАДЕ РЕБЕНОК РАННЕГО ВОЗРАСТА-ЗНАЧИМЫЙ ВЗРОСЛЫЙ В РАМКАХ ПОДХОДОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Эссе для фестиваля о работе в ЦИПРе (нане ГКП "Вместе с мамой") как возможность укрепления взаимоотношений ребенка в семье, как одной из важнеший задач этой формы групп кратковременного пребывания....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в центре игровой поддержки ребенка 1,5-3 лет жизни по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Легоконструирование Тема: «Веселые друзья»

Программное содержание: Познакомить детей с крупным конструктором ЛЕГО. Развивать мелкую и крупную моторику. Воспитывать интерес к конструированию из конструкторов нового поколения.Оборудование: Нагля...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в центре игровой поддержки ребенка 1,5-3 лет жизни по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Легоконструирование Тема: «Дом для поросенка»

Программное содержание: Продолжать знакомство детей с крупным конструктором ЛЕГО. Развивать мелкую и крупную моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к конструированию из конструкторов нового...

«Развитие коммуникативной и речевой сфер у детей раннего возраста в условиях Центра игровой поддержки»

В последние годы значительно возросло число родителей детей в возрасте до 3 лет с жалобами на речевое недоразвитие (общение с помощью лепетных слов, малопонятная окружающим речь).В случае отсутствия а...

Социальное развитие детей раннего возраста в условиях Центра игровой поддержки

Социальное развитие детей дошкольного возраста рассматривается в современных концепциях и нормативных документах как одно из важнейших направлений личностного развития ребенка в целом.ФГОС ДО предусма...