Раннее развитие детей в центре игровой поддержки ребенка
статья по теме

Сергеева Екатерина Олеговна

В нашем дошкольном отделении с 2010 г. функционирует Центр игровой поддержки ребенка. Такая форма работы с родителями уже нашла отклик во многих образовательных организациях и полюбилась родителям со своими крошками от 1 до 3 лет. Немного поделится опытом с коллегами и показать важность такой работы для родителей и предназначается эта статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sergeeva.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Сергеева Екатерина Олеговна, старший воспитатель ГБОУ детский сад № 216 г. Москвы

Раннее развитие детей в центре игровой поддержки ребенка

В семье родился ребенок. Все родители хотят видеть его здоровым, умным и физически развитым. Об этом нужно заботиться с самого раннего возраста. Именно в раннем возрасте закладываются все психические процессы, поэтому так важно не упустить этот благодатный момент и помочь ребенку развиваться всесторонне. Самый доступный способ обучения в возрасте с 6 месяцев до 3х лет – игровая деятельность, в которой развивается

общение, причем в первую очередь, общение матери и ребенка. Организация совместной игровой деятельности мамы и ребенка помогает обратить внимание и скорректировать ранние нарушения эмоциональных отношений между взрослым и ребенком, которые влияют и на общее психическое благополучие малыша.

    Находясь дома с ребенком, мамы не так часто играют с детьми, ведь им столько нужно сделать по хозяйству. Поэтому действия взрослого ограничиваются лишь мимолетной «игрой» или придумыванием различных способов, чем занять ребенка, чтобы он самостоятельно занимался, был на виду и не мешал.

А ведь игра это уникальное явление, которое помогает ребенку самоутвердиться  и самореализоваться в жизни.

   Когда взрослые безразличны к играм детей, тогда дети, предоставленные сами себе, ищут способы удовлетворения потребности в игровой деятельности и не всегда находят лучшие из них, не всегда правила таких игр гуманны, герои положительны. Кроме того, отношение детей в таких случаях могут строиться не на основе сотрудничества, помощи и содействия, а на подавлении, унижении достоинства отдельных детей.

    Взрослый, который заинтересован в том, чтобы жизнь ребенка была радостной, интересной, развивающей в ней лучшие качества, должен стремиться занять самую активную позицию не только как организатор игр, но и как советчик в выборе игры.

    Сегодня родители имеют возможность получать квалифицированную помощь,  в дошкольных учреждениях, где  открываются такие формы работы, как Центр игровой поддержки ребенка.  Здесь  создается возможность ребенку вместе с родителями в течении 1 часа 3 раза в неделю, и поиграть и позаниматься, получить разноплановые рекомендации специалистов по созданию дома развивающей среды, необходимой для данного возраста, и по идеям для рисования, лепки, аппликации, театрализации. Специалисты подскажут, как помочь ребенку в адаптации к детскому садику, на какие возрастные особенности обратить внимание.

     Российский учёный, Смирнова Е.О. в своей работе «Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: советы психолога» называет этот возраст «возрастом нераскрытых резервов». Развитие ребенка зависит от социальных условий его жизни. В раннем возрасте ребенок как губка вбирает в себя все, что происходит вокруг него.

     Но не все могут позволить себе дома иметь полный ассортимент развивающих игрушек и обеспечить полноценный набор необходимой мебели и предметов для сюжетных игр, и развлекающих приспособлений, таких как сухой бассейн, деревянная горка.  А в  центре игровой поддержки ребенка все дети обеспечены необходимым, как для свободной игры, так и для занятий на игровых сеансах.

В нашем Центре игровой поддержки ребенка осуществляет психолого-педагогическая деятельность, направленная на всестороннее развитие детей, в основе которого, современный метод организации игровой деятельности. Имеется в виду, что речь не идет о некоторых знаниях, которыми надо "напичкать" ребенка перед детским садом. А о том, чтобы знать и учитывать внутренние законы его развития и не нарушать их.

Задача нас, педагогов ЦИПР  – создать максимально благоприятную для ребенка развивающую среду, обеспечивающую его комфортное самочувствие, расцвет всех его способностей. Ребенок должен иметь возможность удовлетворять свои интересы, проявлять присущую ему от природы, активность. Основным и необходимым условием работы центра, есть сотрудничество с родителями. Организуя работу с маленькими детьми, важно знать, что занятия с малышами должны быть основаны на подражании взрослому – его словам, движениям. В этой роли выступают, как воспитатель, который учит в первую очередь родителей, так  и сами родители.

Не надо забывать о том, что маленькие детки достаточно подвижны и стараются удовлетворить, данную им от природы, потребность.  Все игровые сеансы в центре игровой поддержки ребенка интегрированные,  поэтому малыши не утомляются, а смена деятельности поддерживает их интерес на протяжении всего времени. На одном игровом сеансе с ребенком работают воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности. Эти сеансы всегда радость для ребенка и открытие чего-то нового для родителей.

Поскольку создание таких центров на базе дошкольного учреждения, явление новое, многие родители обсуждают их плюсы и минусы на форумах, во дворе. Центр игровой поддержки ребенка – это бесплатные занятия. А многие родители рассуждают так, раз бесплатно ничего хорошего быть не может, и ведут своих крох в развивающие центры. Эти мнения не единичны, поэтому давайте разберемся.

   Дошкольное учреждение, как ни кто другой заинтересованно в качественной работе центра игровой поддержки ребенка, так как 70-90% детей посещающих ЦИПР, это будущие воспитанники этого детского сада на следующий год. И от того какими дети придут в общеобразовательную группу, каким будет настрой родителей и какое мнение сложится о дошкольном учреждении в первую очередь зависит от педагогов ЦИПРа.

    Поэтому смело приводите своих детей, получайте квалифицированную помощь и наслаждайтесь общением со своим ребенком.

Практические советы

Игры для детей от 1,5 -2 лет

“Разложим по порядку”

Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: “Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое – все зеленые”. Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка – только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца – этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

“Волшебное сито”

Скажите: “В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!” Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом – рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

“Выловим из воды”

Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т.п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито малыш должен держать в правой руке.

“Не просыпь и не пролей”

Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание – это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.

“Лепим колобки, колбаски и блинчики”

Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать “колобки” (скатывать шарики), “колбаски” и “блинчики”. Потом из этих “заготовок” можно “собрать” фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию – победите соблазн лепить вместо него.

“Открой и закрой”

Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами, или хозяйкой, которая держит в баночках разные крупы. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.

“Была лужа – и нет ее”

Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа – пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

“Смети, но не просыпь!”

Этот навык малыш может использовать каждый день, помогая убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность. Покажите ребенку, как держать щетку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Яркий или темный кант по краю совка поможет в этом: совок надо подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно – тогда на пол ничего не просыплется.

“Ну-ка, вылови”

Поставьте на поднос две тарелки: слева – глубокую, а справа – мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду – собрать губкой.

“Пересыпаем ложкой”

Поставьте на поднос две чашки: слева – чашку с крупой, а справа – пустую. (Обе чашки должны быть сухими.) Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его.

“Готовим  лекарства”

Дети любят размешивать ложкой, например сахар в чае. Однако это не всегда получается: движения у ребенка еще резкие, ложка бьется о чашку, чай выплескивается. Помогите малышу, двигая вначале его рукой. Учтите, что ребенку намного интереснее размешивать в воде вещества, которые, растворяясь, окрашивают ее. Проследите, чтобы ребенок правильно держал ложку. С этим упражнением можно связать много игр: приготовление лекарств, еды и т.п. Чтобы ребенок хорошо освоил действия с ложкой, совмещайте это упражнение с пересыпанием ложкой.

“Посыпаем дорожки”

Предложите ребенку посыпать “песком” (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их “щепоткой”), не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками, посыпать “сахаром” песочный “торт” и т.п.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раннее музыкальное развитие детей 1-2 лет в условиях Центра игровой поддержки ребенка.

Работа музыкального руководителя в Центре игровой  поддержки ребенка, который функционирует на базе МДОУ д/с №16 п.Тулома Кольского района Мурманской области, базируется не только на решении зада...

РАБОТА С СЕМЬЕЙ В ЦЕНТРЕ ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА КАК ВОЗМОЖНОСТЬ УКРЕПЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДИАДЕ РЕБЕНОК РАННЕГО ВОЗРАСТА-ЗНАЧИМЫЙ ВЗРОСЛЫЙ В РАМКАХ ПОДХОДОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Эссе для фестиваля о работе в ЦИПРе (нане ГКП "Вместе с мамой") как возможность укрепления взаимоотношений ребенка в семье, как одной из важнеший задач этой формы групп кратковременного пребывания....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в центре игровой поддержки ребенка 1,5-3 лет жизни по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Легоконструирование Тема: «Веселые друзья»

Программное содержание: Познакомить детей с крупным конструктором ЛЕГО. Развивать мелкую и крупную моторику. Воспитывать интерес к конструированию из конструкторов нового поколения.Оборудование: Нагля...

«Развитие коммуникативной и речевой сфер у детей раннего возраста в условиях Центра игровой поддержки»

В последние годы значительно возросло число родителей детей в возрасте до 3 лет с жалобами на речевое недоразвитие (общение с помощью лепетных слов, малопонятная окружающим речь).В случае отсутствия а...

Центр игровой поддержки ребенка раннего возраста, не посещающего ДОУ, как вариативная форма дошкольного образования

Центр игровой поддержки ребенка – перспективный путь развития системы дошкольного образования применительно к раннему детству. Обеспечение комфортной адаптации ребёнка раннего возраста, а также ...

Социальное развитие детей раннего возраста в условиях Центра игровой поддержки

Социальное развитие детей дошкольного возраста рассматривается в современных концепциях и нормативных документах как одно из важнейших направлений личностного развития ребенка в целом.ФГОС ДО предусма...

Развитие детей 2-3 лет в Центре игровой поддержки ребенка.

В последнее время родители более ответственно и серьезно стали подходить к вопросу о предстоящем посещении ребенком детского образовательного учреждения. У них все чаще появляется желание подготовить...