РАБОТА С СЕМЬЕЙ В ЦЕНТРЕ ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА КАК ВОЗМОЖНОСТЬ УКРЕПЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДИАДЕ РЕБЕНОК РАННЕГО ВОЗРАСТА-ЗНАЧИМЫЙ ВЗРОСЛЫЙ В РАМКАХ ПОДХОДОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
методическая разработка (младшая группа) на тему

Киракосян Екатерина Самвеловна

Эссе для фестиваля о работе в ЦИПРе (нане ГКП "Вместе с мамой") как возможность укрепления взаимоотношений ребенка в семье, как одной из важнеший задач этой формы групп кратковременного пребывания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_rabota_s_sesmey_v_tsipr.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕСТИВАЛЬ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ПЕДАГОГОВ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЭССЕ

РАБОТА С СЕМЬЕЙ В ЦЕНТРЕ ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА КАК ВОЗМОЖНОСТЬ УКРЕПЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДИАДЕ РЕБЕНОК РАННЕГО ВОЗРАСТА-ЗНАЧИМЫЙ ВЗРОСЛЫЙ В РАМКАХ ПОДХОДОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Москва, 2014 год

Культура берет начало не как игра

и не из игры, но в рамках игры.

(Й. Хёйзинг «Человек играющий»)

Зададимся вопросом, что такое культура? Безусловно, это многогранное понятие, но изначальный смысл этого слова «воспитание, образование, развитие». Культура – это некое наследие, воплощаемое в духовном и физическом смыслах. Культура -  это и нормы поведения в обществе, и способы общения, и предметы искусства и архитектуры, сотканные в неповторимом сочетании в сознании каждого человека, позволяющие ему стать полноценной, психологически и физически здоровой личностью. Культура, несомненно, носит исторический характер, она подразумевает знания,  передаваемые от одного человека к другому через эпохи, оттачиваемые современностью. Неслучайно, в нашей стране есть целое направление, изучающее передачу этих знаний от одного человека к другому – культурно-историческая психология, берущая свое начало с работ Льва Семеновича Выготского и его учеников. На основе его работ также был создан деятельностный подход А.Н. Леонтьева и развитый применительно к детям Д.Б. Элькониным.  В основе подхода этих ученых лежат вопросы передачи знаний от взрослого, носителя культуры, ребенку как продолжателю традиций общества. Взрослый для ребенка является знаковой фигурой, от которой ребенок черпает свои знания и умения. Неслучайно, то что ребенок знает и умеет делать самостоятельно называется зоной актуального развития, а то, что он может делать вместе со взрослым – зоной ближайшего развития.  И задача взрослого найти оптимальный способ взаимодействия с ребенком, подкрепляя гармоничное развитие этих зон, взрослый должен найти баланс между своим вмешательством в развитие ребенка и свободой действий ребенка, так чтобы ребенок обучался основным культурным навыкам своего общества, но в то же самое время мог проявить свою инициативу и самостоятельность в ведущих видах деятельности. Это залог эмоционального благополучия ребенка. Ребенок должен понимать, что взрослый рядом и в случае необходимости придет к нему на помощь, порадуется его успехам, утешит в неудачах. С одной стороны, найти этот баланс современным родителям подчас очень непросто, особенно в условиях проживания в мегаполисе с его быстром темпом жизни, загруженностью на работе.  С другой стороны,  у родителей появилось понимание необходимости бережного отношения к детству и вопросам воспитания детей, они ищут способы воспитать ребенка «правильно», обеспечить ему необходимый фундамент для дальнейшего развития и роста.  И если в материальном плане и интеллектуальном аспекте родители представляют, что необходимо ребенку, то эмоциональный аспект взаимоотношений родителя и ребенка часто остается слабо развитым. Многие современные родители заменяют свою эмоциональную чуткость к ребенку покупкой новых игрушек. В этой связи родителям необходима помощь и поддержка в развитии взаимоотношений  с собственным ребенком для обеспечения эмоционального благополучия ребенка и освоения им культурных знаний и ценностей, которые базируются и проявляются, прежде всего, во взаимоотношениях с другими людьми. Основными ступенями, прививающими культуру детям, являются дошкольное и школьное образование, ориентирующиеся на ведущие виды деятельности в каждом возрасте. Их задачами также является и просвещение родителей в вопросах воспитания детей и взаимодействия с ними.  К сожалению, эти формы работы охватывают детей с трех лет, тогда как многие навыки закладываются в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет). Воспитание детей в  возрасте от 1 года до 3 лет является важнейшим базисом, оказывающим влияние на всю дальнейшую жизнь ребенка. Как отмечается многими психологами, раннее детство – это время формирования эмоционального благополучия ребенка через установление отношений привязанности со значимыми взрослыми, которая может быть надежной и ненадежной, время формирования базового доверия к миру и самоидентичности, понимания своего места в мире, обществе, самооценки. Как писал Л.С. Выготский, это время, когда ребенок стремится к независимости от взрослого, но при этом взрослый нужен ему, поскольку ребенку необходима помощь в обращении с предметами и оценка и внимание. Кроме того, взрослый для ребенка является источником знаний, об общественных способах обращения с предметами. Между ребенком и взрослым устанавливается сотрудничество, когда взрослый делает не вместо ребенка, а вместе с ним. Чтобы помочь родителям установить взаимоотношения в раннем возрасте, основанные на сотрудничестве и помогающие в передаче культурных ценностей, были организованы специальные вариативные формы дошкольного образования – Центры игровой поддержки ребенка (ЦИПР), которые охватывают семьи с детьми до трех лет. Основной задачей ЦИПРов является помощь семьям в социализации и адаптации ребенка. Обучение компетентному родительству в ЦИПРах происходит в игровой форме, наиболее понятной ребенку раннего возраста. Неслучайно была выбрана в качестве эпиграфа цитата философа-исследователя Й. Хёйзинга, отражающая взаимосвязь  культуры и игры. Игра для ребенка служит основным источником получения культурного опыта и развития основных сфер его зарождающейся личности. Игра подразумевает легкость во взаимодействии со взрослым, где ребенок может проявить свою инициативу, чувства, мысли, установить контакт с окружающими его людьми. Задача ЦИПРа обучить родителей развивающей игре с детьми и расширить эту игру за рамки диады родитель-ребенок, включая в нее других взрослых и детей, тем самым обеспечив закладку необходимых ребенку навыков для дальнейшего обучения и развития.

В нашем Центре Игровой Поддержки Ребенка обозначенным выше аспектам уделяется огромное внимание. Вопросы создания специальной среды, способствующей обучению родителей взаимодействию с детьми и направляющей социализацию ребенка в гармоничное русло, а также вопросы обеспечения взаимодействия специалистов с ребенком через родителей исследовались в нашем саду при поддержке ГБНУ «Московский институт развития образования» ( ГБНУ НИИ дошкольного образования им. А.В. Запорожца) под руководством канд. псих. наук Л.Н.Павловой. В ходе исследования была разработана специальная предметно-развивающая среда, обеспечивающая психическое и физическое здоровье ребенка во взаимодействии со взрослым, способствующая установлению со взрослым паритетных, комфортных взаимоотношений, дающих фундамент для овладения культурными навыками и эмоциональной стабилизации общения с родителями. Кроме того, было разработано триадное взаимодействие в группе специалист-родитель – ребенок, дающее возможность мягкой социализации детей в группе  и способствующее расширению игровых и познавательных возможностей ребенка. Все это вылилось в создание концепции ЦППР - центра психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста, которое успешно функционирует и помогает родителям найти оптимальные подходы во взаимодействии с детьми, а также дает возможность учесть пожелания родителей к наиболее комфортным формам работы с семьей. Семья является ценным источником знаний, и родители интуитивно понимают, что необходимо их ребенку, и наша задача помочь им воплотить их стремление воспитать ребенка полноценной личностью, прислушиваясь к каждой семье и находя к каждому индивидуальный подход. Постепенно семья с помощью специалистов находит необходимые ресурсы гармоничного воспитания детей, воспитанники раскрывают свои возможности, демонстрируя заинтересованность каждым занятием и взаимодействием с другими участниками образовательного процесса. Смех, счастье и восторг в глазах детей и родителей – это самый лучший индикатор успеха в нашей работе и показатель того, что семья находится в эмоционально благополучном состоянии и является крепким фундаментом для полноценного развития личности ребенка и овладения им культурными навыками через выражение своих творческих стремлений, игровых потребностей и коммуникацию с окружающими людьми.

Использованная литература

  1. Авдеева Н.Н. Особенности материнского отношения и привязанность ребенка к матери/ Н. Н. Авдеева // Психологическая наука и образование. - 2006. - №2. - С. 82-91
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 тт. Т.4. - М.: Педагогика, 1984.
  3. Павлова Л.Н. Сотникова В.М. Раннее детство в системе вариативного дошкольного образования: учеб.-метод. пособие для пед. коллективов дошк. образоват. учреждений и родителей/ Любовь  Павлова, Валентина Сотникова; (под науч. ред. Л.Н. Павловой). – М.: Обруч, 2013
  4. Хёйзинга Йохан. Homo ludens Человек играющий / Сост., предисл. X 35 и пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова; Коммент., указатель Д. Э. Харитоновича. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. —416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раннее музыкальное развитие детей 1-2 лет в условиях Центра игровой поддержки ребенка.

Работа музыкального руководителя в Центре игровой  поддержки ребенка, который функционирует на базе МДОУ д/с №16 п.Тулома Кольского района Мурманской области, базируется не только на решении зада...

Раннее развитие детей в центре игровой поддержки ребенка

В нашем дошкольном отделении с 2010 г. функционирует Центр игровой поддержки ребенка. Такая форма работы с родителями уже нашла отклик во многих образовательных организациях и полюбилась родителям со ...

Годовой план работы Центра игровой поддержки ребенка.

Годовой план работы ЦИПР (по месяцам)....

Центр игровой поддержки ребенка раннего возраста, не посещающего ДОУ, как вариативная форма дошкольного образования

Центр игровой поддержки ребенка – перспективный путь развития системы дошкольного образования применительно к раннему детству. Обеспечение комфортной адаптации ребёнка раннего возраста, а также ...

Мама – рядом. Игровые сеансы с детьми раннего возраста в центре игровой поддержки развития ребенка.

Тематическое планирование для детей 2-3 года. Группа выходного дня....

«Центр игровой поддержки ребёнка как эффективная структура для успешного развития детей раннего возраста, не посещающих детский сад»

Для города Лабытнанги остается актуальной задача, поставленная президентом России В. В. Путиным, обеспечения стопроцентной доступности дошкольных учреждений в России, через создание условий для раннег...

Система оказания ранней коррекционно-развивающей помощи детям, не посещающим детский сад, в рамках Центра игровой поддержки ребёнка"

С 01. 09. 2017 года в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Солнышко» начал функционировать Центр игровой поддержки ребёнка (далее - ЦИПР). Целью котор...