Система оказания ранней коррекционно-развивающей помощи детям, не посещающим детский сад, в рамках Центра игровой поддержки ребёнка"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа)

Середина Нелли Александровна

С 01. 09. 2017 года в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Солнышко» начал функционировать Центр игровой поддержки ребёнка (далее - ЦИПР). Целью которого является развитие детей раннего возраста на основе использования в практике коррекционно-развивающих методик воспитания, современных игровых технологий, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и адаптация ребёнка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

ЦИПР – это уникальная форма организации дошкольного образования для родителей, заботящихся о своих детях.

Основными задачами ЦИПР являются:

- оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;

- подготовка ребёнка к посещению группы раннего возраста и обеспечение лёгкой адаптации к новым условиям;

- обучение родителей навыкам эффективного взаимодействия с ребёнком в ходе общения, способам применения различных видов игровых средств развития;

- консультирование родителей (законных представителей) по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания: формирование оптимального состава игровых средств развития, правилам их выбора, выбора оптимальных методов и средств по развитию детей раннего возраста;

- ознакомление родителей (законных представителей) с современными видами игровых средств развития детей раннего возраста;

- расширение знаний родителей о психофизических, возрастных особенностях детей раннего возраста.

В нашем дошкольном учреждении ЦИПР был открыт на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, в целях расширения доступности и внедрения вариативных форм предоставления дошкольного образования детям раннего возраста. По приказу Администрации Никифоровского района Тамбовской области отдела образования от 21.08.2017  года № 293.

На развитие центра в 2017 году были выделены деньги из областного бюджета в размере 50 тысяч рублей, на которые приобрели спортивный инвентарь, музыкальные инструменты для детей, настольные и дидактические игры, развивающие игрушки - формы и цвета, игры коррекционной-развивающей направленности для непосредственно-образовательной деятельности, которая проводится в игровой форме. Детские игрушки для свободной игровой деятельности, которые удовлетворяют игровую потребность и способствуют положительному настрою детей раннего возраста. Кроме того, развивают ловкость, точность, координацию движений и ориентацию в пространстве.

 В 2022 году по федеральной программе «Доступная среда» наш детский сад получил денежные средства (6 тысяч рублей), на которые купили современную, эффективную игру – бизиборд, для удовлетворения природного любопытства малыша.

ЦИПР создаётся из расчёта на 16 детей в соответствии с приказом заведующего МБДОУ детский сад «Солнышко», с указанием графика работы и по согласованию с Учредителем.

Деятельность ЦИПР осуществляется в соответствии с расписанием игровых сеансов, программой, которая была составлена с учётом ФГОС дошкольного образования. Данная программа рассчитана на детей от 12 месяцев до 3-х лет. Дети занимаются по подгруппам: (от 1 года до 2-х лет и от 2-х лет до 3-х лет). Наполняемость одной подгруппы - не более 8 человек.

Групповая работа может быть организована несколькими специалистами одновременно. В работе групп принимают участие родители (законные представители). Основными формами работы с ребёнком и семьёй являются индивидуальные и игровые сеансы, игры, упражнения, игры-занятия, развлечения, праздники.

Организацию и проведение образовательной коррекционно-развивающей деятельности ЦИПР проводят педагоги МБДОУ детского сада «Солнышко»: старший воспитатель, воспитатель по физической культуре, 2 педагога дополнительного образования, музыкальный руководитель, педагог-психолог и учитель-логопед. Работу педагогов контролирует заведующий детским садом.

В ЦИПР принимаются дети, не посещающие дошкольные образовательные организации в возрасте от 12 месяцев до 3-х лет по заявлению родителей (законных представителей) на основании договора, заключённого между родителями (законными представителями) и администрацией МБДОУ детский сад «Солнышко» при условии предоставления справки о состоянии здоровья ребёнка. Заявление принимаются в течение всего года и при наличии свободных мест. Конкурсный отбор (тестирование) при комплектации групп не допускается, а предоставление услуг осуществляется на безвозмездной основе.

Информацию о работе ЦИПР и условиях зачисления детей родители (законные представители) могут получить не только на официальном сайте МБДОУ детский сад «Солнышко», но и на групповых и общих родительских собраниях, которые проходят в нашем дошкольном учреждении регулярно.

ЦИПР осуществляет свою работу 1 раз в неделю – во вторник. Консультирование по запросам родителей осуществляется 2 раза в неделю – во вторник и четверг.

В этом учебном году ЦИПР посещают 10 детей (3 детей от 1 года до 2-х лет, 7 детей от 2-х до 3-х лет). Игровые сеансы проходят 1 раз в неделю (во вторник) с 16:30 до 17:30, которые делятся на непосредственно-образовательную деятельность и свободную игровую деятельность детей. Занятия длятся –  20 мин., а игровая деятельность – 40 мин.

Организацией оказания ранней коррекционно-развивающей и предметно-пространственной среды занимаются педагоги, которые работают в ЦИПР.

Старший воспитатель обеспечивает выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей; осуществляет методическое руководство деятельностью ЦИПР; систематически контролирует и анализирует деятельность педагогов ЦИПР; пополняет ЦИПР новинками научно-педагогической и методической литературы, дидактическим материалом; проводит консультативную работу и беседы с родителями (законными представителями) по вопросам создания развивающей среды в условиях семейного воспитания.

Педагоги дополнительного образования осуществляют дополнительное образование детей на основе современных методов организации игровой деятельности. Используя в своей работе пластилин, краски, клей и цветную бумагу и природный материал (листья, камушки, шишки, мох) они конкретизирует любое изучаемое явление на каждом уровне его познания.

Воспитатель по физической культуре содействует сохранению и укреплению здоровья детей, их физического развития. Развивает двигательные умения и навыки, повышает двигательную активность в коллективных и самостоятельных видах деятельности. В игровой форме проводит занятия с мячами разных размеров, кеглями, гимнастическими обручами, ребристой доской, разноцветными ленточками, цветными шнурами, селедочками и др.

Музыкальный руководитель планирует и осуществляет развитие музыкальных и творческих способностей детей. Формирует эстетический вкус воспитанников ЦИПР, используя разные виды, формы и музыкальные инструменты: бубны, колокольчики, игровые ложки, колотушки, маракасы, барабаны с палочками, погремушки, губные гармошки, дудочки, игрушечные гитары и др.

Педагог-психолог способствует гармоничному и интеллектуальному развитию личности ребёнка и принимает меры по оказанию различного вида психологической, коррекционной и реабилитационной помощи воспитанникам ЦИПР, их родителям (законным представителям). В своей работе он использует диагностические комплекты, дидактические, настольные, печатные игры, аудио-оснащение: звуки природы, музыка для релаксации, развивающие пособия для сенсорной сферы.

Учитель-логопед проводит подгрупповые и индивидуальные игровые сеансы по выявлению предпосылок речевых нарушений у детей раннего возраста и применению эффективных способов их устранения. Консультирует родителей (законных представителей) по использованию методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим отклонения в речевом развитии. Для коррекции речевых нарушений учитель-логопед использует пособия для развития речевого дыхания и силы воздушной струи, игровой материал по уточнению, расширению и активизации словаря детей по лексическим темам, дидактические игры по формированию фонематического слуха и восприятия,  пособия по развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Дети и их родители с удовольствием посещают ЦИПР, так как дошкольники получают полноценную коррекционно-развивающую и психолого-педагогическую помощь, направленную на всестороннее развитие  на основе современных методов организации игровой деятельности. Родители  получают ценную информацию по вопросам, связанным с использованием и применением игровых средств развития детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdravstvuyte_uvazhaemye_kollegi.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Меня зовут Середина Нелли Александровна. Я работаю учителем-логопедом в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду «Солнышко», который находится в р.п. Дмитриевка Никифоровского района Тамбовской области.

Тема моего выступления «Система оказания ранней коррекционно-развивающей помощи детям, не посещающим детский сад, в рамках Центра игровой поддержки ребёнка».

С 01. 09. 2017 года в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Солнышко» начал функционировать Центр игровой поддержки ребёнка (далее - ЦИПР). Целью которого является развитие детей раннего возраста на основе использования в практике коррекционно-развивающих методик воспитания, современных игровых технологий, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и адаптация ребёнка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

ЦИПР – это уникальная форма организации дошкольного образования для родителей, заботящихся о своих детях.

Основными задачами ЦИПР являются:

- оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;

- подготовка ребёнка к посещению группы раннего возраста и обеспечение лёгкой адаптации к новым условиям;

- обучение родителей навыкам эффективного взаимодействия с ребёнком в ходе общения, способам применения различных видов игровых средств развития;

- консультирование родителей (законных представителей) по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания: формирование оптимального состава игровых средств развития, правилам их выбора, выбора оптимальных методов и средств по развитию детей раннего возраста;

- ознакомление родителей (законных представителей) с современными видами игровых средств развития детей раннего возраста;

- расширение знаний родителей о психофизических, возрастных особенностях детей раннего возраста.

В нашем дошкольном учреждении ЦИПР был открыт на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, в целях расширения доступности и внедрения вариативных форм предоставления дошкольного образования детям раннего возраста. По приказу Администрации Никифоровского района Тамбовской области отдела образования от 21.08.2017  года № 293.

На развитие центра в 2017 году были выделены деньги из областного бюджета в размере 50 тысяч рублей, на которые приобрели спортивный инвентарь, музыкальные инструменты для детей, настольные и дидактические игры, развивающие игрушки - формы и цвета, игры коррекционной-развивающей направленности для непосредственно-образовательной деятельности, которая проводится в игровой форме. Детские игрушки для свободной игровой деятельности, которые удовлетворяют игровую потребность и способствуют положительному настрою детей раннего возраста. Кроме того, развивают ловкость, точность, координацию движений и ориентацию в пространстве.

 В 2022 году по федеральной программе «Доступная среда» наш детский сад получил денежные средства (6 тысяч рублей), на которые купили современную, эффективную игру – бизиборд, для удовлетворения природного любопытства малыша.

ЦИПР создаётся из расчёта на 16 детей в соответствии с приказом заведующего МБДОУ детский сад «Солнышко», с указанием графика работы и по согласованию с Учредителем.

Деятельность ЦИПР осуществляется в соответствии с расписанием игровых сеансов, программой, которая была составлена с учётом ФГОС дошкольного образования. Данная программа рассчитана на детей от 12 месяцев до 3-х лет. Дети занимаются по подгруппам: (от 1 года до 2-х лет и от 2-х лет до 3-х лет). Наполняемость одной подгруппы - не более 8 человек.

Групповая работа может быть организована несколькими специалистами одновременно. В работе групп принимают участие родители (законные представители). Основными формами работы с ребёнком и семьёй являются индивидуальные и игровые сеансы, игры, упражнения, игры-занятия, развлечения, праздники.

Организацию и проведение образовательной коррекционно-развивающей деятельности ЦИПР проводят педагоги МБДОУ детского сада «Солнышко»: старший воспитатель, воспитатель по физической культуре, 2 педагога дополнительного образования, музыкальный руководитель, педагог-психолог и учитель-логопед. Работу педагогов контролирует заведующий детским садом.

В ЦИПР принимаются дети, не посещающие дошкольные образовательные организации в возрасте от 12 месяцев до 3-х лет по заявлению родителей (законных представителей) на основании договора, заключённого между родителями (законными представителями) и администрацией МБДОУ детский сад «Солнышко» при условии предоставления справки о состоянии здоровья ребёнка. Заявление принимаются в течение всего года и при наличии свободных мест. Конкурсный отбор (тестирование) при комплектации групп не допускается, а предоставление услуг осуществляется на безвозмездной основе.

Информацию о работе ЦИПР и условиях зачисления детей родители (законные представители) могут получить не только на официальном сайте МБДОУ детский сад «Солнышко», но и на групповых и общих родительских собраниях, которые проходят в нашем дошкольном учреждении регулярно.

ЦИПР осуществляет свою работу 1 раз в неделю – во вторник. Консультирование по запросам родителей осуществляется 2 раза в неделю – во вторник и четверг.

В этом учебном году ЦИПР посещают 10 детей (3 детей от 1 года до 2-х лет, 7 детей от 2-х до 3-х лет). Игровые сеансы проходят 1 раз в неделю (во вторник) с 16:30 до 17:30, которые делятся на непосредственно-образовательную деятельность и свободную игровую деятельность детей. Занятия длятся –  20 мин., а игровая деятельность – 40 мин.

Организацией оказания ранней коррекционно-развивающей и предметно-пространственной среды занимаются педагоги, которые работают в ЦИПР.

Старший воспитатель обеспечивает выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей; осуществляет методическое руководство деятельностью ЦИПР; систематически контролирует и анализирует деятельность педагогов ЦИПР; пополняет ЦИПР новинками научно-педагогической и методической литературы, дидактическим материалом; проводит консультативную работу и беседы с родителями (законными представителями) по вопросам создания развивающей среды в условиях семейного воспитания.

Педагоги дополнительного образования осуществляют дополнительное образование детей на основе современных методов организации игровой деятельности. Используя в своей работе пластилин, краски, клей и цветную бумагу и природный материал (листья, камушки, шишки, мох) они конкретизирует любое изучаемое явление на каждом уровне его познания.

Воспитатель по физической культуре содействует сохранению и укреплению здоровья детей, их физического развития. Развивает двигательные умения и навыки, повышает двигательную активность в коллективных и самостоятельных видах деятельности. В игровой форме проводит занятия с мячами разных размеров, кеглями, гимнастическими обручами, ребристой доской, разноцветными ленточками, цветными шнурами, селедочками и др.

Музыкальный руководитель планирует и осуществляет развитие музыкальных и творческих способностей детей. Формирует эстетический вкус воспитанников ЦИПР, используя разные виды, формы и музыкальные инструменты: бубны, колокольчики, игровые ложки, колотушки, маракасы, барабаны с палочками, погремушки, губные гармошки, дудочки, игрушечные гитары и др.

Педагог-психолог способствует гармоничному и интеллектуальному развитию личности ребёнка и принимает меры по оказанию различного вида психологической, коррекционной и реабилитационной помощи воспитанникам ЦИПР, их родителям (законным представителям). В своей работе он использует диагностические комплекты, дидактические, настольные, печатные игры, аудио-оснащение: звуки природы, музыка для релаксации, развивающие пособия для сенсорной сферы.

Учитель-логопед проводит подгрупповые и индивидуальные игровые сеансы по выявлению предпосылок речевых нарушений у детей раннего возраста и применению эффективных способов их устранения. Консультирует родителей (законных представителей) по использованию методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим отклонения в речевом развитии. Для коррекции речевых нарушений учитель-логопед использует пособия для развития речевого дыхания и силы воздушной струи, игровой материал по уточнению, расширению и активизации словаря детей по лексическим темам, дидактические игры по формированию фонематического слуха и восприятия,  пособия по развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Дети и их родители с удовольствием посещают ЦИПР, так как дошкольники получают полноценную коррекционно-развивающую и психолого-педагогическую помощь, направленную на всестороннее развитие  на основе современных методов организации игровой деятельности. Родители  получают ценную информацию по вопросам, связанным с использованием и применением игровых средств развития детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа Центра игровой поддержки ребёнка

Что такое ЦИПР? - часто спрашивают меня и педагоги и родители. Для сотрудников нашего ДОУ это уже не секрет. ЦИПР - это маленький островок радости и счастья для всех сопричастных с ним. Предлагаю...

Перспективное планирование по познавательному развитию в Центре игровой поддержки ребёнка (ЦИПР) для детей в возрасте от 6 месяцев до 1,5 лет

Ранний возраст – наиболее благоприятное время для формирования чувственного опыта ребёнка, расширение зоны его восприятия посредством зрительных, слуховых, тактильных ощущений. Целью сенсорного ...

ПРОЕКТ "ЦЕНТР ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЁНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА «КРОХА»"

Данный проект направлен на создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала детей раннего возраста, а также психолого-педагогической поддержки родителей, повышение у...

«Центр игровой поддержки ребёнка- помощь родителям и детям в адаптации к детскому саду»

Цель : Создать благоприятные условия социальной адаптации ребёнка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего его развития....

Комплексная модульная коррекционно-развивающая программа помощи детям с расстройствами аутистического спектра, нарушениями коммуникации и поведения, тяжелыми и множественными нарушениями раннего и дошкольного возраста

В последние несколько лет детский аутизм довольно стремительно перешел из статуса редкого расстройства, в одно из наиболее часто встречающихся. На данный момент принято говорить, что 1 ребенок из 100 ...

Рабочая программа по реализации вариативной формы дошкольного образования - центра игровой поддержки ребёнка «Разумейка».

Центр игровой поддержки ребёнка (ЦИПР) - вариативная форма предоставления дошкольного образования и психолого - педагогической помощи детям в возрасте от 1 года до 1,5 лет. В рабочей пограмме представ...

«Центр игровой поддержки ребёнка как эффективная структура для успешного развития детей раннего возраста, не посещающих детский сад»

Для города Лабытнанги остается актуальной задача, поставленная президентом России В. В. Путиным, обеспечения стопроцентной доступности дошкольных учреждений в России, через создание условий для раннег...