«Центр игровой поддержки ребёнка как эффективная структура для успешного развития детей раннего возраста, не посещающих детский сад»
статья

Гудимчик Елена Владимировна

Для города Лабытнанги остается актуальной задача, поставленная президентом России В. В. Путиным, обеспечения стопроцентной доступности дошкольных учреждений в России, через создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализацию программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_tsipr_madou_katyusha.docx42.13 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Гудимчик Елена Владимировна, педагог-организатор, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Лабытнанги, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Катюша» (МАДОУ «Катюша»).

Тема: «Центр игровой поддержки ребёнка как эффективная структура для успешного развития детей раннего возраста, не посещающих детский сад»

Аннотация

Для города Лабытнанги остается актуальной задача, поставленная президентом России В. В. Путиным, обеспечения стопроцентной доступности дошкольных учреждений в России, через создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализацию программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.

Актуальность обсуждаемой темы обуславливается тем, что в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях недостаточно разработаны, научно обоснованы и систематизированы методы и формы организации адаптации детей раннего возраста. К числу наиболее актуальных проблем относятся: разработка и внедрение форм и методов организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, создание единого благоприятного образовательно-воспитательного пространства ДОУ и семьи, повышение информационной культуры родителей, повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ по вопросам адаптации детей этого возраста.

Центр игровой поддержки ребенка раннего возраста, открытый в октябре 2019 года на базе нашего детского сада, представляет собой новую форму взаимодействия семейного и общественного воспитания детей этого возраста и призван, не только расширить спектр предоставляемых образовательных услуг, но и создать единое образовательное пространство.

Посещение ЦИПР с самого раннего возраста – это тот самый путь, благодаря которому мы в значительной степени можем облегчить процесс адаптации малыша, помочь ему наладить взаимоотношения с людьми и постараться удовлетворить такую базовую потребность ребенка, как доверие к миру. Такая форма работы позволяет значительно повысить не только профессиональный уровень педагогов, но и психолого-педагогическую компетентность родителей, является залогом успешного пребывания ребенка в детском саду, формирования престижа детского сада в целом и педагогов в частности.

Новизна работы нашего ЦИПРа состоит в том, что расширено взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: ребенок на занятиях находится вместе с родителями (законными представителями), то есть мама или папа - непосредственные участники игрового процесса, что позволяет им лучше понять своего ребенка, следить за его развитием, быть полноценным участником его воспитания. Также, увидев работу воспитателя и ребенка «изнутри», родители и в дальнейшем, когда ребенок начинает посещать группу полного дня, всегда активно и с желанием участвуют в жизни группы.

На наших занятиях или игровых сеансах родители (законные представители) на практике узнают, чем можно заниматься с ребенком раннего возраста. Именно здесь малыш приобретает первые социальные навыки, развивает свою познавательную деятельность, учится общению. 

Цель работы ЦИПР: создать условия для обеспечения психофизического благополучия детей раннего возраста на основе оптимизации детско-родительских отношений путем использования игровых технологий и методов, а также организации благоприятного воспитательно-образовательного пространства для эффективного взаимодействия семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей раннего возраста.

Основными формами работы с ребенком и семьей являются  групповые игровые сеансы, консультации, тренинги.

Продолжительность занятий и режим работы в ЦИПРе организуется с учетом гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения. Групповая работа может быть организована несколькими специалистами одновременно.

Педагогами ведутся развивающие музыкальные занятия, игровые сеансы по двигательной активности и изобразительной деятельности, организована предметная деятельность по инициативе ребенка. Опыт работы показывает, что необходимо создание особых условий для детей раннего возраста с учетом того, что занятия в центре дети посещают совместно с родителями. Поэтому перед специалистами стоит задача организации продуманной, отвечающей современным требованиям предметно-развивающей среды.

Предметно–развивающая среда детства включает в себя ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, социального, познавательного и эстетического развития детей. К ним относятся среды и объекты, физкультурно-игровое, оздоровительное сооружение, предметно-игровая среда, игротека, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий.

В результате нами были обозначены следующие зоны:

игровая; предметно-манипулятивная – где дети познают и исследуют окружающий мир; сенсомоторная – где малыши знакомятся со свойствами предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством, приобретают умение складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы, выкладывать узоры из разнообразных форм и т.п.); двигательной активности – где малыши  учатся преодолевать небольшие

препятствия, а также совершенствуют навыки ходьбы и развивают умение лазить, подлезать, перелезать, приседать.

В центре есть музыкальный уголок с разнообразными гремящими и звучащими  игрушками. Имеется материал для продуктивной деятельности детей (листы бумаги и альбомы, пластилин, кисти, ватные палочки, карандаши, тесто для лепки, гуашь и пальчиковые краски, баночки для воды и пр.).

Значимость развивающего влияния окружающей среды и социальных условий, складывающихся в первые годы жизни, побудило нас очень внимательно подходить к выбору интерьера и дизайна внутренних помещений, оборудованию, мебели, игрушек, пособий для малышей.

Режим работы центра игровой поддержки ребёнка

ЦИПР работает 2 раза в неделю.

Продолжительность игровых сеансов – 1 час.

Дети посещают ЦИПР вместе с родителями (законными представителями).

Основные направления Центра игровой поддержки ребёнка:

Развитие познавательных способностей; эмоционально-личностной, социальной сферы; представлений об окружающем мире; развитие речи; мелкой моторики; творческих способностей; сенсорных ощущений; двигательной активности.

Основные задачи Центра игровой поддержки ребёнка: оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности; обучение родителей способам применения различных видов игровых средств обучения, организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми; консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора; ознакомление родителей и специалистов дошкольных образовательных  учреждений с современными видами игровых средств обучения.

Занятия в Центре игровой поддержки ребёнка включают: пальчиковые игры – способствуют развитию мелкой моторики и как следствие, благотворно оказывают влияние на развитие речи ребенка; логопедические разминки – непосредственно влияют на развитие речи ребенка; подвижные игры – помогают развитию навыков ходьбы, переступания, бега, прыжков, координации движений; продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование) – помогают развивать мелкую моторику кистей рук; театрализация (кукольная сказка) – знакомит с родной культурой, с сказочным детским фольклором.

Механизмы реализации.

Работа ЦИПР реализуется в процессе интегративной, комплексной деятельности команды специалистов МАДОУ: педагога-организатора, педагога – психолога, музыкального руководителя. Развивающие занятия проводятся в форме совместных игр, развлечений, праздников и способствуют адаптации ребенка к условиям детского сада, развитию общения со сверстниками и взрослыми, созданию эмоционально положительного фона во взаимодействии с детьми, атмосферы доверия и открытости.

Структурное содержание группового игрового сеанса

  • Коммуникативный блок (реализует педагог-организатор). 

Ритуал «Приветствие». Сюрпризный момент. Игры (адаптационные, коммуникативные, на социальное развитие). Ритуал «Прощания».

  • Блок речевого развития (реализует педагог-организатор и педагог-

психолог). Пальчиковая гимнастика, игры на коленях, игровые массажи.

Игры, направленные на развитие речи и профилактику речевых нарушений.

  • Развивающий блок (реализует педагог-организатор и педагог -  

психолог). Дидактические игры. Игры, направленные на сенсорное и интеллектуальное развитие, развитие предметно-манипулятивной деятельности.

  • Музыкальный блок (реализует музыкальный руководитель)

Музыкально-ритмические игры. Подпевание и пение. Парные пляски и хороводы. Игра на детских музыкальных  инструментах. Слушание музыки.

  • Блок физического развития (реализует педагог-организатор с помощью

специалистов ЦИПР). Упражнения на развитие основных движений и крупной моторики, подвижные игры с использованием спортивного оборудования.

  • Блок художественно-эстетического развития (реализуют родители при

помощи педагога-организатора). Рисование (акварельными карандашами, пальчиковой краской, гуашью, восковыми мелками). Конструирование. Лепка из пластилина. Работы с тестом. Аппликация.

  • Блок сказкотерапии (реализуют все педагоги). Показ сказки.
  • Заключительный блок (родители с помощью педагогов и специалистов

ЦИПР). Подведение итогов. Ритуал «Прощание». Самостоятельные игры детей. Консультирование родителей по запросу.

Взаимодействие с родителями

Задачи:

1. Создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и доверия между всеми участниками ЦИПР. 2. Создавать условия для саморазвития взрослых.

3. Повышать психолого-педагогическую грамотность родителей (обучать родителей методам и приёмам взаимодействия с детьми раннего возраста, расширять педагогический опыт родителей через привлечение их к активному участию в совместной деятельности с детьми). 4. Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

Формы работы:

1. Создание банка данных о детях, неохваченных дошкольным образованием. 2. Информирование о режиме работы ЦИПР (через сайт детского сада, в социальной сети «ВКонтакте», мессенджеры Viber, через средства массовой информации (газета «Вестник Заполярья, телевидение г. Лабытнанги). 3. Индивидуальное или групповое консультирование в конце каждого игрового сеанса (все специалисты). 4. Наглядная информация. 5. Досуговые мероприятия. 6. Использование ИКТ (сайт детского сада, страничка в социальной сети «ВКонтакте»).

Методы и приемы:

Анкетирование родителей, памятки, буклеты по психолого-педагогическому образованию родителей, коллективное обсуждение различных тем разностороннего развития детей раннего возраста.

Результаты реализации и динамика изменений.

Работа ЦИПР помогает профессионально подготовить родителей к поступлению их ребенка в детский сад, снять напряженность в семье при поступлении ребенка в дошкольное учреждение, наладить пути дальнейшего сотрудничества с родителями в воспитании детей; родителям, педагогам и детям лучше понять друг друга, а в дальнейшем легко и интересно проживать всем вместе дошкольные годы.

Наполняемость групп в Центре игровой поддержки ребёнка не более 8 человек. Продолжительность групповой работы с детьми составляла не более 1 часа, в зависимости от возраста детей. Но, как показывает практика, этого времени им мало.

Педагоги организовывали игровые сеансы, игры, наблюдения, праздники, таким образом, что родители являлись не просто «зрителями», а активными участниками деятельности. Поэтому и малыши, и их мамы чувствовали себя спокойно, как дома. Данный подход помог избежать негативизма со стороны детей, они активно включались во взаимодействие с педагогами. Работа с детьми и родителями построена так, чтобы дети к поступлению в детский сад были наиболее адаптированы.

Игровые сеансы  рассчитаны на целый учебный год, и уже через несколько месяцев мы отметили, что: дети приходят на занятия с удовольствием и умеют контактировать со сверстниками; стали использовать в общении больше жестов и слов; игра малышей изменилась и стала сложней; малыши начали играть самостоятельно, и, что очень важно, могут довольно долго играть только с одной игрушкой и принимают участие в уборке игрушек; дети пытаются сдерживать свои импульсы, желания, учатся дожидаться своей очереди в игре, умеют слушать.

Родителям постоянно оказывается консультативная помощь специалистов по вопросам воспитания и обучения детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений и семьи. Нами проводились как тематические консультации, так и консультации индивидуальные. Тематика консультаций разнообразна: вопросы воспитания, развития, формирования личности ребенка; преодоление кризиса первого года жизни, трех лет; игры и игрушки для детей раннего возраста; упрямство, агрессивность ребенка, материал по развитию и воспитанию детей раннего возраста.

Оформлен информационный стенд с меняющейся информацией, на котором размещаются рекомендации, памятки.

Из общения с родителями мы поняли, что советы и рекомендации, которые они получали от специалистов, успешно применяют на практике в стенах дома. На занятиях родители обращали внимание, в какие игры и игрушки с удовольствием играет их ребенок в ЦИПРе и приобретали такие же или похожие для игры дома. Так же они с радостью отмечают, что малыши стали более общительными, могут самостоятельно выбрать игрушку и дольше, чем раньше, с ней играть. Обращаются к взрослому в случае, если необходима помощь, или зовут поиграть вместе. Научились собирать пирамидку, подбирать по цвету различные предметы, строят несложные постройки из конструктора, с охотой рисуют пальчиками и всей ладошкой. А использование нетрадиционных техник рисования способствовало не только созданию интереса у детей к рисованию, но и помогало развитию фантазии, воображения, эстетического вкуса. Также малыши с радостью общаются с детьми, которые приходят к ним в гости и  делятся с ними своими игрушками.

В ходе занятий по рисованию в течение учебного года развивалось восприятие детей, формировалось представление о предметах и явлениях окружающей действительности и понимание того, что рисунок – это плоскостное изображение объѐмных предметов. Малыши познакомились с нетрадиционными изобразительными техниками: рисованием ладошкой, кулачком и подушечками пальцев. Занятия проводились в игровой форме, сопровождались художественным словом, появлением сказочных героев. В ходе деятельности дети побуждались к созданию, по подражанию взрослому и своему желанию, эмоциональных, ярких, выразительных образов, хорошо знакомых предметов. Создавались условия к сотворчеству ребят с педагогом и другими детьми при создании коллективных композиций: «Кормушка для птичек», «Зеленая красавица», «Букет для мамы», «Подарок для папы» и др.

Согласно плану работы проводились тематические праздники: Новогодний утренник, празднование 23 февраля и 8 марта. В конце учебного года мы предложили родителям заполнить итоговую анкету – опросник  «Вот и год прошел…», где они высказали свои впечатления от посещения ЦИПРа, отметили вопросы, которые удалось решить благодаря общению с педагогами Центра. Обратная связь позволила нам оценить эффективность проведенной работы, а так же скорректировать план работы на следующий год. И, согласно анкетированию, удовлетворенность родителей, пользующихся услугами ЦИПР, составила 98 %.

Немаловажным результатом сотрудничества с родителями является совместное составление прогноза дальнейшей адаптации ребенка к условиям ДОУ. Этот вид работы включает в себя беседу с каждым родителем,  позволяющую определить психолого-педагогические параметры готовности поступления малыша в детский сад. Чтобы снизить процент тяжелой адаптации детей к детскому саду, специалистами даны рекомендации родителям с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

У 5 детей, которые получили путевку, и пошли в ДОУ, адаптация прошла в легкой степени. Эти дети привыкли к общению не только с близкими, но и с другими взрослыми, когда их приводят в группу, они легко вступают в контакт и с воспитателем и со сверстниками.

Для развития и воспитания детей раннего возраста необходимо комплексное сопровождение индивидуального развития ребенка, способствующего благоприятной адаптации и формированию первоначального социального опыта на основе удовлетворения жизненных потребностей.

Центр игровой поддержки ребёнка, как одна из вариативных форм дошкольного образования в нашем городе, наличие определенного опыта,  служит на наш взгляд, залогом успешности реализации данного приоритетного направления образовательной политики государства.

Библиографический список

  1. Ю.А. Афонькина, Е.М. Омельченко. Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней. – Волгоград: Учитель, 2013. – 205с.

  2. Всероссийский научно-педагогический журнал "Академия педагогических знаний». А. Н. Иванова, Т.М. Трофимова. Практика «Центр игровой поддержки ребёнка как эффективная структура для успешного развития детей раннего возраста, не посещающих детский сад», направление «Ранний возраст – успешная стартовая платформа развития ребёнка» (с. 99).  Выпуск  №33, ч.2,  2020. – 127 с.
  3. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. Методическое пособие для педагогов и родителей. Изд. «Сфера», 2017. – 88 с.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

  5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  6.  Ссылки на публикации на сайте МАДОУ «Катюша». К данным продуктам обеспечена сетевая доступность на сайте МАДОУ, раздел Инновационная деятельность.

https://katuschalbt.yanao.ru/sveden/obrazovanie/innovatsionnaya-deyatelnost

https://katuschalbt.yanao.ru/sveden/obrazovanie/innovatsionnayadeyatelnost?start=5

https://katuschalbt.yanao.ru/sveden/obrazovanie/innovatsionnayadeyatelnost/698-proekt-pod-skazka 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА С СЕМЬЕЙ В ЦЕНТРЕ ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА КАК ВОЗМОЖНОСТЬ УКРЕПЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДИАДЕ РЕБЕНОК РАННЕГО ВОЗРАСТА-ЗНАЧИМЫЙ ВЗРОСЛЫЙ В РАМКАХ ПОДХОДОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Эссе для фестиваля о работе в ЦИПРе (нане ГКП "Вместе с мамой") как возможность укрепления взаимоотношений ребенка в семье, как одной из важнеший задач этой формы групп кратковременного пребывания....

Социализация детей раннего возраста, не посещающих детский сад, через организацию групп кратковременного пребывания.

Социализация детей раннего возраста, не посещающих детский сад, через организацию групп кратковременного пребывания....

Организация здоровьесберегающей среды как условие успешной адаптации и успешного развития детей раннего возраста

Главными союзниками в работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, воспитатель показывает и рассказывает всё, что ждёт их дете...

Эффективный опыт адаптации и развития детей раннего возраста в детском саду (из опыта работы адаптационной группы «ЛАПОЧКА»)

Малыши, прошедшие цикл занятий в нашей адаптационной группе, в последствии, приходя в группу раннего возраста, легче вливаются в детский коллектив, безболезненно адаптируются к условиям детского сада,...