Игротренинг для педагогов "Эмоции и стресс"
консультация по логопедии на тему

Горбунова Татьяна Андреевна

Предлагаю игротренинг совместный с педагогом-психологом для педагогов. Педагоги узнают, как можно победить стресс и узнать настроение другого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrotrening_emotsii_i_stress.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Центр развития ребёнка детский сад «Радуга» д.Николаевка

Уфимский район Республика Башкортостан

Игровой тренинг для педагогов

«Эмоции и стресс»

Подготовили: Горбунова Т.А. –учитель-логопед

Капельман О.Ю. –педагог-психолог

Октябрь 2017 г.

Цель: снять эмоциональное напряжение педагогов, выявить степень стрессогенного состояния, освоить способы управления эмоциональным состоянием, способы улучшения настроения.

Задачи:

  • Сформировать у педагогов навыки конструктивного выражения негативных эмоций и чувств.
  • Сохранять психическое здоровье педагогов.

Психолог обращается к участникам:

«Сегодня мы с вами собрались, чтобы лучше познакомиться, рассмотреть вопрос «Что же такое эмоции и стресс, как мы его переживаем, и как с ним бороться ».

Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Поскольку в педагогической деятельности постоянно отмечается состояние эмоциональной напряженности. После пребывания в напряженных ситуациях педагог чаще ощущает разбитость, подавленность, желание расслабиться. В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критичекого момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Поэтому возникает необходимость овладения педагогами умениями и навыками саморегуляции эмоционального состояния с целью сохранения и укрепления психического здоровья.

Но не следует забывать, что воспитатель, прежде всего - личность со своими чувствами, эмоциями, переживаниями и желаниями и, тем более, что этот человек имеет прямое отношение к обучению и воспитанию дошкольников.

Логопед: Человек живет эмоциями: что такое «эмоция», какие бывают эмоции, какие из них разрушают личность, возможно ли контролировать свои эмоции и управлять ими?

Эмоция- это выражение чувств и отношений человека к окружению или себе, так , например, крайние проявления эмоций по отношению к себе : нарциссизм(самовлюбленность, восхищение собой) и аутоагрессия (от разрушающих тело и души вредных привычек до самоубийства). Эмоцию сам человек или тот, на кого она направлена, может оценивать как положительную (радость, удовлетворение,…) или отрицательную (гнев, печаль, злость,…) Бывают простые (базисные эмоции), т.н. чувства : теплота, страх, удивление, радость, грусть, гнев, прилив сил, интерес, игнорирование,…- они понятны любому.

Управлять эмоциями и просто, и сложно одновременно. Эмоция- это взрыв,

повышение давления и пульса и т.д. Чтобы хорошо контролировать физиологию –нужна тренировка. Но выбор любой эмоции, нашей чувственной реакции на происходящее, делаем всегда мы сами.

Какие эмоции разрушают? В основном это те, что отнимают у нас силы, т.н.

астенические: подавленность, вина, обида, унижение, ведь что такое, к примеру, обида? Это подавленная в нас злость. Лучше как следует один раз разозлиться, чем потом мучить себя и других, вызывая в них чувство вины обиженностью.

Выражение эмоций. При всем обилии форм есть два главных варианта

отреагирования чувств:

1.  через двигательную энергичность;

2.  через творческое самовыражение.

Вспомните, что происходит с вами, когда волнуетесь?

Кто-то перебирает в руках маленькие предметы (этой людской потребностью

разъясняется успокаивающее действие четок), кто-то прогуливается взад- вперед, кто-то отрисовывает на клочке бумаги… Одна из действенных форм выражения эмоций – обычное проговаривание. Если есть возможность выговориться, нам становится существенно легче. Как говорится, произнес- и душу облегчил.

Что происходит с теми, кто эмоции сдерживает?

Ответ на этот вопрос издавна известен: такие люди заболевают. Недаром говорится, что невыплаканными слезами рыдают внутренние органы. Подавленный ужас, волнение- основная причина язвенной болезни, инфаркта миокарда. Особенное место в методах отреагирования чувств занимает творческое самовыражение, так именуемая арттерапия.

«Ничто для человека не является такой сильной нагрузкой и таким сильным

испытанием, как другой человек».

Психолог: Профессия педагога относится к группе наиболее психологически опасных профессий. Стресс - это защитная реакция организма, который должен помочь ему преодолеть сложные жизненные ситуации. 

У педагога стрессовые ситуации могут возникнуть в любое время в общении с детьми, администрацией, коллегами, родителями, представителями различных организаций. А если учесть и бытовые проблемы, подорванное здоровье, то уместно говорить о педагоге, испытывающем хроническое стрессовое состояние.

Психическое напряжение, неудачи, страхи, срывы, ощущение опасности является наиболее разрушительными стрессорами для человека. Они, кроме физиологических изменений, которые приводят к соматическим болезням, дают еще и психические последствия эмоционального перенапряжения - неврозы.

В России по статистическим данным избавляются от стресса следующим образом:

- телевизор

- музыка

- алкоголь

- пища

- лекарственные препараты

- спорт

- секс

- йога, медитация

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Тест «Подвержены ли Вы стрессу?»

На каждый вопрос Вы можете ответить «да (+), «нет (-)», «иногда (+ -)».

1. Часто ли у Вас появляется чувство усталости?

2.Чувствуете ли Вы ухудшение способности сосредоточиться?

3 Замечаете ли Вы, что Ваша память стала хуже?

4 Есть ли у Вас склонность к бессоннице?

5 Частот ли Вас беспокоят боли в области позвоночника?

6 Бывают ли у Вас сильные головные боли?

7 Есть ли у Вас проблемы с аппетитом?

8 Замечаете ли Вы, что отдых не дает желаемого результата?

9 Скучаете ли Вы на работе?

10. Легко ли Вас вывести из себя?

11.Замечаете ли Вы за собой склонность к излишней суете?

12.Часто ли Вам хочется выпить?

13.Часто ли Вы курите?

14.Бывает ли, что Вам трудно завершить мысль?

15.Часто ли Вы перестаете себе нравиться?

16. Часто ли Вам без видимой на то причины становится тревожно?

17. Часто ли Вам не хочется видеть вообще никого?

Обработка результатов

Подсчитайте набранное Вами количество баллов:

«да» - 2 балла

«иногда» - 1 балл

«нет» - 0 баллов

Если набрали от 0 до 5 баллов, то Вы, скорее всего, отнеслись к тесту поверхностно, потому что такая степень неподверженности стрессам – это действительно невероятно.

0 – 10 баллов. Вам можно позавидовать, Вы невероятно стрессоустойчивы. В непредвиденных и опасных ситуациях Вы спокойны и рассудительны.

11 – 25 баллов. Стрессы Вам досаждают, но проблем особых не создают. Уровень стресса – средний. Это значит, что избавление от стресса не будет для Вас большой трудностью.

26 – 34 баллов. Уровень стресса – высокий. Вам стоит задуматься о последствиях. Если Вы не сгущаете краски, то последствия не за горами. Не пренебрегайте своим здоровьем: Вам надо срочно изменить свою жизнь.

2. Упражнение «Ты молодец в том, что ...»

Цель: получить навыки оказания помощи, поддержки человеку в сложной ситуации, осознать наличие этих проявлений из собственного опыта.

Инструкция: Разбейтесь, пожалуйста, на пары. Сейчас одному из вас необходимо сказать фразу, которая начинается словами «Меня не любят за то, что ...». Ваш партнер должен на каждую из них ответить фразой «Все равно, ты молодец потому, что ...». Затем нужно поменяться ролями и повторить упражнение.

Обсуждение. Этим упражнением я хотела бы показать для Вас, самокритичное отношение ВАШЕ к себе, и что на самом деле оно не такое. Ведь главной причиной стрессов является Ваша самооценка к себе. Чем выше порог критики у Вас по собственной личности, тем больше вы склонны к неврозам и проявляете себя как самокритичная личность. Человек должен уметь самостоятельно поддерживать свою мотивацию на должном уровне и побудить себя к деятельности. Большое значение имеет умение одобрять себя, признавать результаты своей деятельности. Самопризнание, самоодобрение-очень полезные методы формирования самоуважения, поскольку вы учитесь замечать что-то положительное в своих действиях и развиваете чувство самоуважения.

Также с помощью этого упражнения Вы учитесь помогать человеку в стрессовой ситуации, отбросив возможно какие-то предубеждения по отношению к нему и принять человека таким как он есть.

Я Вам только рассказала об одном из методов преодоления стрессов - поднятие самооценки.

3. Тест на эмоциональное отношение.

Материал: лист бумаги, цветные карандаши.

1.Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь на работу.

2.Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься домашними делами.

3.…, когда думаешь о близких.

4.…, когда ты приходишь домой.

5.…, когда ты ложишься спать.

Обозначение цветов:

Красный - возбуждение, восторженное отношение

Оранжевый - радостное, приятное

Желтый - теплое, доброжелательное

Зеленый - спокойное

Синий - грусть, неудовлетворенность

Фиолетовый - коричневый- тревога

Черный - печаль, уныние.

4. ИГРА «БУКЕТ ЭМОЦИЙ»

Предлагаю всем педагогам нарисовать в серединке цветка смайлик, обозначающий их настроение на данный момент. Приклеить свои цветы – настроение на общий лист к вазе– получился «букет эмоций».

5. Цветотеропия

Раздаются тарелки, кисти и гуашь. В тарелки каждому педагогу брызгают пену. Участникам занятия предлагается под музыку  при помощи

гуаши и воображения раскрасить пену.

Профилактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека. Экспериментальные исследования Е.Б. Рабкина позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Это зеленые, зелено-желтые и зелено-голубые цвета. В целом воздействие отдельных цветов на психологическое состояние человека следующее:

Влияние цвета на психологическое состояние человека

Цвет Действие

Белый - Располагает к чистоте, создает ощущение легкости, прохлады

Синий - Вызывает ощущение холода, тесноты, навевает грусть, успокаивает

Голубой  -Вызывает ощущение прохлады, отдаленности, успокаивает

Фиолетовый - Вызывает ощущение усталости, тяжести, тесноты, подавляет эмоции

Красный - Создает ощущение теплоты, возбуждает при длительном действии приводит к чрезмерной усталости

Оранжевый - Создает ощущение теплоты, бодрит

Желтый - Возбуждает радость, создает ощущение тепла, простора, легкости

Коричневый  -Создает ощущение теплоты, устойчивости, спокойное настроение

Зеленый - Вызывает ощущение холода, успокаивает

Черный- Вызывает ощущение тяжести, тесноты, громоздкости, снижает настроение,угнетает.

Логопед: За деньги можно купить кровать – но не сон, книги – но не ум, пищу – но не аппетит, украшения – но не красоту, дом – но не домашний очаг, роскошь – но не культуру, развлечения – но не счастье, лекарство – но не здоровье, религию – но не спасение

Берегите свое здоровье!

Раздаются памятки

Советы психолога  по преодолению стресса.

1. Выясните, что именно вас беспокоит и задевает за живое. Расскажите о том, что вас беспокоит, близкому человеку. Это особый психологический прием: проанализировав свою проблему вслух, вы доберетесь до корня своих проблем и найдете выход из ситуации.

2. Спланируйте свой день. Ученые заметили, что для человека, состояние которого приближается к стрессовому, время ускоряет свой бег. Поэтому он испытывает непомерную загруженность и нехватку времени.

3. Научитесь управлять своими эмоциями. Умейте быть ленивым! Недостаток многих педагогов в том, что они развивают бурную деятельность, но забывают отдыхать.

4. Улыбайтесь, даже если вам не очень хочется. Смех положительно влияет на иммунную систему, активизируя Т-лимфоциты крови. В ответ на вашу улыбку, организм будет производить желаемые гормоны радости. Определите негативные факторы, приводящие к возникновению у Вас стресса. Старайтесь избегать их или с помощью позитивного мышления измените свое отношение к ним.

5. Отдыхайте вместе с семьей.

6. Физические упражнения снимают нервное напряжение.

7. Музыка - это тоже психотерапия. Слушайте спокойную музыку.

8. Будьте на дворе, гуляйте, бегайте.

9. Чтобы предотвратить разочарование, неудачи, не надо браться за непосильные задачи.

10. Постоянно концентрируйтесь на светлых сторонах жизни и событиях - это сохранит здоровье и будет способствовать успеху.

11. Не злоупотребляйте кофе, алкоголем.

12. Ешьте мороженое - там есть компонент, который улучшает настроение. И банан - в нем есть серотонин, гормон счастья.

13. Употребляйте витамин Е. Он повышает иммунитет и устойчивость к стрессу. Кстати, этот витамин содержится в картофеле, сое, кукурузе, моркови, ежевике, грецких орехах.

14. Есть много различных систем аутотренинга. К сожалению, на то, чтобы овладеть ими, у нас часто не хватает терпения и времени. А вот усвоить несколько формул самоуспокоения совсем не трудно.

Формулы для самоуспокоения

- Все будет хорошо.

- Проблема решится.

- Это не стоит волнения.

- Я абсолютно спокойна.

- Как я могла волноваться по пустякам.

- Мысли расчетливы. Спокойно обдумываю свои дальнейшие действия.

Заставьте стресс работать на Вас, а не против Вас, овладейте главным умением - превращайте негативные события в позитивные.

На первый взгляд, все это может показаться примитивным. Но почему бы не попробовать потренироваться. Взять себя в руки- значит владеть ситуацией.

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия-игротренинга, направленного на развитие общей моторики, навыков правильного дыхания, чувства ритма и психических процессов для старшей логопедической группы.

Интегрированное занятие-игротреннинг для старшей логопедической группы, направленное на развитие общей моторики, навыков правильного дыхания, чувства ритма и психических процессов....

Пальчиковый игротренинг для детей и их родителей (семинар - практикум).

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук - это одно из направлений развития ребёнка - дошкольника и гарант успешности в обучении его письму. Мы можем повысить успешность у ребёнка в...

«Цветик – семицветик» (цветовой игротренинг с элементами сказкотерапии)

Цветовой игротренинг с элементами сказкотерапии (автор программы Н. М. Погосова) направлен на развитие произвольности дошкольников....

Семинар-практикум "Стресс.Эффективные способы преодоления стресса»

Профессия педагога требует определенных сил и энергии. Суета, шум, всевозможные раздражители изнашивают нервы, лишают нормального сна, что ведет к стрессу. В подобных ситуациях трудно сохранять самооб...

Советы психолога "Стресс. Притча о стрессе"

Как жить в условиях стресса? Притча - история, которая может вам пригодиться.Прочтите и улыбнитесь! Вы поймёте, что  даже  из безысходной ситуации всегда можно найти выход!...

Профилактика стресса Памятка и игры для диагностики и снятия стресса у детей и взрослых

Можно отметить, что  во время смены сезонов: с осени на зиму и с зимы на весну, резко меняется настроение и поведение детей. Чаще всего это проявляется у д...