Как использовать готовое игровое поле в работе логопеда.
методическая разработка по логопедии на тему

Федоркова Татьяна Клавдиевна

В методической разработке:

- раскрыта причина обращения к данной теме;

- показано, какие задачи можно решить в работе с игровым полем;

- даны примеры игр,которые может проводить логопед с ребенком;

-подобран речевой материал для игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как использовать готовое игровое поле в работе логопеда.

Актуальность темы.

Хочу рассказать о применении готового  игрового поля (его  можно найти во многих настольно-печатных играх) в логопедической работе. Его можно использовать, например, для  автоматизации звуков в речи у детей. Данный вид работы может сделать процесс автоматизации  более разнообразным и интересным.

Игровые поля бывают самого разного вида. У меня в кабинете нашлось не менее восьми  - десяти  различных видов полей, поэтому я  решила найти им применение.

На таких полях можно организовывать  разнообразные «Игры – бродилки».  Эти игры  динамичны, нравятся детям, в ходе их автоматизация звуков проходит быстрее.

В процессе игры  можно решать задачи:

- по развитию фонематического восприятия;

-по развитию фонематических представлений;

-по упражнению в счете;

-по развитию ориентировки в собственном теле и на плоскости листа;

- по развитию мелкой моторики;

-по воспитанию положительного эмоционального настроя ребенка  на занятии.

Для начала выбираем с ребенком небольшие игрушки, которые и будут « бродить» по этому полю и двигаться  навстречу друг другу.  Одна из них (игрушка логопеда) ставится  на «старт», другая (игрушка ребенка)- на «финиш», и каждая из них  делает  один шаг навстречу друг другу в том случае, если слово  произнесено правильно и взрослым, и ребенком.

  1. Например, тема занятия - «Автоматизация звука «Л» в словах с открытыми слогами». Игра «Назови слово  во множественном числе». Взрослый, передвигая игрушку, говорит: «лак», а ребенок должен образовать форму множественного числа: «лаки»,-  и передвинуть свою игрушку вперед на один шаг.

 Слова для словоизменения:  лампа, игла, лысина, ласточка, пила, колодец, голубь, булавка, халат, салат, калач, скала, кулак, белуга, луковица, улыбка, голубец, бокал, пенал, пчела, палуба и т. п.

  1. Тот же принцип используется в игре « Назови ласково».  Тема занятия  « Автоматизация звука «Л» в словах с открытыми слогами.

 Слова для словообразования:  ладонь, лапа, лавка, халат, салат, булавка, кулак, лампа, палатка, лодка, ложка,  лоб, лом, луч, лук, лужа, луковица и т. п.

  1. Тема занятия «Автоматизация звука «Л» в словах с открытыми и закрытыми слогами, в слогах  со стечением согласных».  Игра «Назови родственника».

Нужно подбирать родственные слова к заданному слову:

  • лак - лаковый, лакировать;
  • салат-салатик,  салатник, салатный;
  • халат-халатик,  халатище;  
  • лапа - лапка, лапочка, лапище;
  • кулак-кулачок, кулачишко, кулачный;
  • каблук - каблучок, подкаблучник;
  • клубника-клубничка, клубничный и т. п.
  1. Тема занятия «Автоматизация звука «Л» в словах с открытыми и закрытыми слогами, в слогах  со стечением согласных». Игра «Скажи наоборот».

Надо  придумать слова, противоположные данному  по значению: добрый-злой, темный-светлый, теплый-холодный, старый-молодой, крупный-мелкий, сладкий-кислый, пришел- ушел, потерял-нашел, сытый-голодный, грустный-веселый, хмурый-улыбчивый, черный-белый.

  1. Тема занятия « Автоматизация звука «Л» в словосочетаниях». Игра «Посчитай-ка».  Можно использовать  данную игру для усвоения согласования существительного с числительным. Здесь  нужен еще и  кубик: бросить его, посчитать количество точек и назвать соответственно столько же предметов: « Два стола»,- после этого шагнуть вперед на один шаг.

Слова для словосочетаний:  стол, плот, бокал, клумба, пловец, кукла, лопата, клык, пластинка, класс, глобус, флаг, площадь,  слон, весло, яблоко, колодец, платье.

  1. Тема занятия « Дифференциация звуков «Л» и «Р». Игра «Замени звук».  Нужно предложить ребенку заменить звук «Р» на звук «Л» в слове:  рак-лак, роза-лоза, перо-пело, Вера-вела, пир-пил, парка-палка, пруд-прут, город-голод, горы-голы, корка-колко, игра-игла, бар-бал, жар-жал, дар-дал, борт-болт.
  2. Тема занятия «Автоматизация звука «Л» в словах с закрытыми слогами». Игра «Чего не стало?».

На игровое поле выкладываются несколько картинок, в названии которых есть звук «Л»: галка, палка, фиалка, бутылка, пчелка, белка.  Ребенок должен запомнить названия картинок, закрыть глаза, а затем, открыв их, назвать спрятанную картинку  и  ответить на вопрос  «Чего не стало?»

  1. Тема занятия «Автоматизация звука «Л» в словах с различными слогами». Игра «Придумай словечко».

В целях формирования фонематических представлений можно предложить ребенку придумать слово с заданным звуком и шагнуть игрушкой вперед.  Это задание трудное, поэтому взрослый может придумывать слова по очереди с ребенком.

  1. Тема занятия «Автоматизация звука «Л»  в словах со стечением согласных.  Игра «Угадай картинку».

 Размещаем  картинки в разных углах и сторонах игрового поля. Даем задание: «Назови картинку в правом верхнем углу, а какая картинка расположена ниже и т.п.»

Картинки для называния:  блокнот, плакат, хлопушка, салфетка, площадь, глобус, столб, галстук, блузка, каблук, флаг, флакон, платок, заплатка, класс, глаз, клумба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в работе логопеда по формированию ритмики слова у детей с ОНР

Формирование выразительности речи  у детей дошкольников – это овладение средствами речевой выразительности: умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразны...

использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в работе логопеда

Несмотря на значительную разработанность проблемы воспитания чистой, внятной, выразительной речи, процесс автоматизации звуков у детей с речевыми недостатками остается актуальным. для успешной к...

Игровые пособия в работе логопеда

Игры и игровые пособия для развития навыка фонематического анализа и синтеза...

Консультация для родителей «Игровые приемы в работе логопеда»

Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной ...

Игровые технологии в работе логопеда

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятель­ностью она ис...

КАК ИСПОЛЬЗУЕТСЯ СУ ДЖОК ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ

Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию статью о нетрадиционном методе стимуляции речи у детей, т.е. использовании Су Джок терапии на логопедических занятиях....

Из опыта работы «ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА»

Из опыта работы «ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА»...