использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в работе логопеда
материал по логопедии (подготовительная группа) по теме

Калинина Светлана Владимировна

 

Несмотря на значительную разработанность проблемы воспитания чистой, внятной, выразительной речи, процесс автоматизации звуков у детей с речевыми недостатками остается актуальным. для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. Работа с ребенком должна быть динамичной и эмоционально приятной . С этой целью я решила несколько разнообразить работу с детьми.
Предлагаю вашему вниманию ряд нетрадиционных игр и игровых упражнений в логопедической работе с детьми. Упражнения просты и не требуют специальных навыков. Они могут выполняться не только логопедом, воспитателями, но и родителями.

Развитие мелкой моторики рук

Тонкая моторика- основа развития, локомотив всех психических процессов, включая внимание, память, восприятие, мышление, речь. Чем выше уровень сформированности мелкой моторики, тем легче формируется у ребенка звукопроизношение и усваиваются навыки письма и чтения в школе. Работа по коррекции мелкой моторики должна проводиться систематически, последовательно. Отрабатываемые упражнения должны быть динамичными и эмоционально приятными,
Предлагаемые мною упражнения просты и доступны, они могут использоваться для индивидуальной работы с детьми не только педагогами, но и родителями.

Данные игровые упражнения одновременно развивают мелкую моторику и закрепляют автоматизируемый звук

1. Упражнение "Собери пирамидку"- ребенок собирает пирамидку одновременно называя слова на отрабатываемый звук.

2. Упражнение с поролоновым мячиком. Выполняется сначала одной потом другой рукой. ребенок надавливает на мячик поочередно каждым пальчиком. При этом можно проговаривать отрабатываемый речевой материал по закреплению звуков (слоги, слова).

3. Упражнение с поролоновым мячиком 2. Мячик поочередно сжимается пальцами правой и левой рук ( сначала большими, указательными и т.д). можно одновременно проговаривать речевой материал.

4. Упражнение со шнурком. Ребенок проводит пальчиком по заранее приклеенному шнурку , при этом произносит поставленный звук. например» гусь шипит»- длительно на одном выдохе ШШШШШШШШ.

5. Упражнение с бельевыми прищепками « Кус-кус». Поочередно кусаем подушечки пальцев , одновременно произносим стихи, скороговорки , слова, слоги на автоматизируемый звук.

6. Упражнения с пуговицами «Лыжники».. Используются большие пуговицы с углублениями. Указательный и средний пальцы « встают» на них как на ноги. Передвигаем пальчики по столу одновременно называем слоги, слова на отрабатываемый звук.

7. Упражнение «Узелки»- подготовить веревочки с узелками. ребенок перебирает узелки пальчиками , на каждый узелок называет слово с отрабатываемым звуком.

8. "Музыканты" - используется поролон с наклеенными на него пуговицами разного размера
(клавиатура) ребенок нажимает поочередно пальчиками одной руки, затем другой сопровождая игру пальцами произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок на отрабатываемый звук.

9. «Мой веселый мяч»- прокатывать мяч пальчиками правой и левой руки, одновременно рассказывая стихи чистоговорки на отрабатываемый звук.

10. «Кнопочки» - на листе бумаги наклеены разные кнопочки (кружки, цветочки, рыбки..) сколько кнопочек столько и повторов. Ребенок проговаривает слог, слово на отрабатываемый звук, нажимая пальчиком на «кнопочку»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов коррекционных групп "Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

В этой публикации представлены нетрадиционные формы и игровые упражнения, для работы с детьми, имеющими речевые нарушения (развитие мимической и артикуляционной моторики, различные дыхательные упражне...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Для детей 3-го года жизни подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются ...

Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Несмотря на значительную разработанность проблемы воспитания чистой, внятной, выразительной речи, процесс автоматизации звуков у детей с речевыми недостатками остается актуальным. Для успешной коррекц...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Двигательная деятельность является одним из важнейших условий физического и психического развития ребенка. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции ус...

Доклад"Использование нетрадиционных приемов и методов здоровьесберегающих технологий в работе логопеда"

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Нашу встречу я хочу начать со следующих слов:Здоровье – бесценный дар,Потеряв его в молодостиНе найдешь до самой старости.Так гласит народная мудрость.В последни...