Использование нетрадиционных приемов автоматизации звуков в коррекционной работе с дошкольниками
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Колпакова Оксана Юрьевна

Представляю Вам опыт работы по применению различных приемов и нетрадиционных средств для автоматизации звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_metody_avtomatizatsii_zvukov.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время специалисты дошкольных образовательных организаций отмечают неуклонный рост числа детей, имеющих речевые нарушения. Особенно беспокоит, что у большого количества детей нарушения речи вызваны дизартрией (искажение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы), что затрудняет работу по постановке, автоматизации и введению звуков в речь. Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения - одна из важных составляющих этапа формирования первичных произносительных умений и навыков, следующая за постановкой (или коррекцией) звука.  Учитывая всё выше изложенное,  для максимальной эффективности и продуктивности логопедической работы наряду с общепринятыми приёмами коррекции звукопроизношения, я активно использую в своей работе различные нестандартные приёмы.

Повышение эффективности коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом «дизартрия» является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии. Важным моментом в моей работе является вовлечение ребёнка в различные виды игровой деятельности, способствующие решению логопедических задач в процессе постановки и автоматизации исправленных звуков
В настоящее время существует большое количество пособий и игр для автоматизации звуков. В настоящее время достаточно большой выбор ярких эстетично оформленных пособий. Данные игры и пособия я с удовольствием применяю в своей практике.

Игра «Паутинка» - для автоматизации звуков и использованием графомоторных навыков. Дети отслеживают последовательность предметов и рисуют паутинку в соответствии с этой последовательностью. При этом успешно проходит автоматизация звука в разных положениях – начале, середине, конце слов.

Игра «Подбери картинку»

Цель: автоматизация звука Ч через визуально-цветовые ассоциации, развитие самоконтроля и пространственного мышления.

1 вариант игры: ребенок смотрит на верхнюю схему с картинками, подбирает и выкладывает внизу цветные фишки, соответствующие каждой картинке (каждому объекту – свой цвет)

2 вариант: наоборот – ребенок повторяет схему с картинками ориентируясь на цветовую подсказку сверху.

Схемы можно многократно менять и усложнять, создавая бесконечные комбинации для тренировки.

Игра «Задания шипелки» - детям предлагаются игровые задания с вопросами, которые дают возможность подумать и сделать выбор. При выполнении задании дети отвечают на вопросы, проходит автоматизация слов с разными звуками и в предложениях.

Игр можно использовать достаточно много. Специалисты используют их в коррекционной работе с детьми. Но их применение в домашних условиях вызывает большое затруднение у родителей по нескольким причинам:
    во-первых, не каждый родитель может позволить купить себе нужное пособие;
    во-вторых, купленная игра очень часто убирается в дальний угол по причине некомпетентности родителей в применении подобных игр;
    в-третьих, ребенка нужно заинтересовать, если нет интереса ребенка, родители считают, что просто «выбросили деньги на ветер».
Выход из данной ситуации оказался прост – изготовление пособий, игр, тренажеров своими рукам. Кроме того, что самодельные средства доступны и понятны в применении, они еще и вызывают больший интерес у детей по сравнению с фабричными изделиями. Поэтому я предложила родителям принять участие в мастер-классе, целью которого является автоматизация поставленных звуков через развитие мелкой моторики пальцев рук.

Предложила родителям игры с поролоновыми губками - достаточно просто, полезно, бюджетно. Одновременно с автоматизацией звуков в слогах, словах оказываем влияние на межполушарное развитие.

Автоматизация звуков проходит интересно и в непринужденной обстановке. Каждый цвет губки соответствует какому-либо гласному звуку. Автоматизировать можно таким образом какой угодно звук, ориентируясь на гласные. Задания для детей также можно варьировать по выбору.

Автоматизация звука в прямых (открытых) слогах и обратных (закрытых) слогах – губка жесткой стороной вверх выкладывается от себя и к себе поочередно с произношением слогов.

Автоматизация твердых и мягких согласных - губка жесткой стороной вверх (автоматизация твердых звуков), губка мягкой стороной вверх – автоматизация слогов с мягкими согласными.

Чередование твердых и мягких согласных в слогах.

Подбор картинок в составе с каждым из слогов, выкладываем губку и рядом картинку (картинки)

Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что традиционные методы и приемы, которые показывают эффективность при устранении речевых нарушений у детей без дизартрии, малоэффективны для дизартриков. Коррекционная работа требует большого количества времени. Использование нетрадиционных способов закрепления звука позволяет: заинтересовать ребёнка и поддерживать заинтересованность на протяжении всего занятия; комплексно воздействовать на речь, моторную и психическую сферы ребенка в коррекционном процессе; повышать эффективность коррекционной логопедической работы в связи с положительным эмоциональным фоном у ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в работе логопеда

Несмотря на значительную разработанность проблемы воспитания чистой, внятной, выразительной речи, процесс автоматизации звуков у детей с речевыми недостатками остается актуальным. для успешной к...

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Использование нетрадиционных методов и приёмовв коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время   существует множество традиционного  практического материала для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,  применение которых способст...

Доклад: «Использование балансировочной доски Бильгоу в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОВЗ»

Заинтересовать педагогов программой Ф. Бильгоу "Прорыв в обучении".Цель её – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, мелкой ...

Консультация для педагогов "Нетрадиционные приемы автоматизации звуков"

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. ...

Презентация для родителей "Играем - звуки закрепляем. нетрадиционные приемы автоматизации звуков"

Нетрадиционные приёмы  позволяют        ускорить процесс автоматизации звуков, вызывают интерес к логопедическим занятиям , повышают уровень речевого развития с...

Консультация "Использование логосказкок при постановке, дифференциации и автоматизации звуков в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение речи"

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е.Н. Винарская отмечает, ...