Самомассаж с использованием нетрадиционных приемов и материалов в практике работы учителя-логопеда с детьми, имеющими ТНР.
консультация по логопедии (старшая группа)
Массаж как мощный биологоческий стимулятор. направленный на нормализацию проиносительной стороны речи
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.1 КБ |
Предварительный просмотр:
САМОМАССАЖ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ И МАТЕРИАЛОВ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТНР
К сожалению, в последнее время количество детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличивается. Для логопедов стал актуален поиск новых технологий более эффективного коррекционного воздействия наряду с традиционными методиками. Таким здоровьесберегающим фактором, дающим быстрые результаты, в нашей работе стал самомассаж (массаж, выполняемый самим ребенком), который при целенаправленном воздействии способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния детей, страдающих речевыми нарушениями.
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
Как известно, массаж - это мощный биологический стимулятор. Логопедический массаж направлен на нормализацию произносительной стороны речи.
Цели логопедического массажа: стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса. За счет нормализации тонуса мышц снижаются проявления парезов и параличей, синкинезий, гиперкинезов, речевых судорог, девиаций тремора и т.п. Происходит улучшение объема и амплитуды движений
Всем известные виды массажа: классический (активизирующий и расслабляющий); точечный (активизирующий и расслабляющий); инструментальный; смешанный; самомассаж.
Самоммасаж:
•с использованием нетрадиционных материалов (упражнения с присоской, с пуговицей, трубочками для коктейля, зубной щеткой, прищепками, ложкой, шишками, крупами, грушей, карандашами, бигуди, массажными шариками);
• с использованием нетрадиционных приемов: под музыку, с чтением стихов, сказок и т.п.
В своей работе мы применяем методики самомассажа Г. А. Османовой, Л. А. Поздняковой, которые опирались на опыт ведущих специалистов - Е. Ф. Архиповой, Е. А. Дьяковой, Л. В. Лопатиной, а также методики О. И. Крупенчук и Т. А. Воробьевой.
Приступая к самомассажу, необходимо учитывать, что существуют противопоказания: кожные заболевания - грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, гематомы; инфекционные - ангины, ОРВИ, детские инфекции; стоматологические - стоматиты, любые оперативные вмешательства, удаление зубов; любые органические изменения голосовых связок.
Требования к проведению самомассажа:
- проветренное помещение;
- отсутствие соматических заболеваний;
- выполнять только чистыми руками сухими, теплыми, с коротко остриженными
- зрительный контроль взрослого на начальных этапах; РЕСС»
- соблюдение направлений массажны движений;
- удобное положение тела;
- отсутствие стесняющей одежды;
- эмоциональная подача материала.
В самомассаже используют: поглаживание, растирание, надавливание, пощипывание.
Коррекционная работа с учетом данной темы строится по трем направлениям:
1) работа с воспитанниками;
2) работа с родителями;
3) работа со специалистами детского сада.
В рамках первого направления приемы самомассажа мы используем на занятиях (логопеды, воспитатели, музыкальный работник и инструктор по физической культуре), в режимных моментах (воспитатели).
На занятиях используются для самомассажа следующие материалы: прищепки, бигуди, карандаши, шишки, «сухой» бассейн с крупами, макароны (спагетти), пуговицы, ложки, зубные щетки, палочки для коктейля.
Упражнения с мячами для тренировки кuсти рук
Ребенку дается мяч продолговатой (яйцевидной) формы, мягкий и приятный на ощупь. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки - смена рук.
Сжать кольцо поможет нам
Сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее,
А головушка умнее!
Массаж с прищепками
Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.
Прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланти: от указательного пальца к мизинцу и обратно. После каждого двустишия - смена рук.
Кусается сильно котенок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
- Но я же играю с тобою, мальш!
А будешь кусаться - скажу тебе «кыш.
Массаж ладоней бигуди-липучками
Прокатывание бигуди между ладонями с проговариванием стихотворных текстов.
Массаж пальцев рук с помощью мячиков с шипами, «попрыгунчиков», грецких орехов (каштанов)
«Фокусник» - упражнение с мячом- попрыгунчиком. Совмещает в себе развитие мелкой моторики и практику употребления предлогов и слов, Движения выполняются по тексту.
За рукой и под рукой, Из-под кисти на покой,
Над рукою он кружит,
От нее теперь бежит
Между пальцев подержу
И в ладошку положу,
Из руки его достану,
Справа, слева ставить стану,
Перед грудью пронесу.
Сзади спрячу, потрясу.
Из- за спинки выну мячик,
Возле ног моих поскачет.
Подержу вверху, внизу,
Мимо носа пронесу.
Мяч снаружи, мяч внутри,
По руке качу - смотри!
Вдоль ладони, через палец
И вокруг запястья танец.
Мяч с одной рукой играет
И к другой перебегает.
Дружит мяч с моей рукой -
Вот я фокусник какой!
Массаж лица с помощью мелких мячиков-ежиков
Массаж используется в логопедической работе с детьми, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц
Основные цели массажа:
- нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
- уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
- снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);
- увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
- активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
- формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.
Массаж лица и пальцев рук с помощью зубных щеток
Массаж должен проводиться индивидуальной нежесткой зубной щеткой. Щетка тщательно обрабатывается мылом после использования. Самое главное: ребенку не должно быть больно!
Этапы массажа:
- поглаживание - легкое, затем более интенсивное;
- разминание - щетка прижимается к коже и, не сдвигаясь по поверхности, вращательными движениями разминает глубже лежащие ткани;
- вибрация - похлопывание щеткой.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики.
Начиная с большого и до мизинца растирать зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Заканчивается массаж поглаживанием массируемых мест (мышц лица и пальцев рук).
В режимных моментах (утром перед завтраком, после сна, перед обедом) используются приемы самомассажа под музыку или со стихотворным текстом без специальных материалов.
В рамках второго направления (работа с родителями) проводятся мастер-классы по E.Н. Моносова.
обучению родителей приемам самомас а также выступления логопеда на роди ских собраниях о пользе самомассажад дете
По третьему направлению (работа со специалистами) проходят выступления на методических объединениях логопеда и воспитателей, доклады «Из опыта работы на педагогических часах внутри детского сада.
Мы проводили работу по данному на правлению в течение двух лет и пришли выводу, что приемы самомассажа с исполь зованием нетрадиционных методик и материалов являются увлекательными для детей и эффективными в коррекционной работе логопеда. У многих детей изменился мышечный тонус, улучшились координация, мелкая моторика, появилась большая заинтересованность на занятиях.
Литература
1. Еромыгина М. В. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика. - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2017.
2. Коноваленко С. В., Кременецком М. И. Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
3. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Ис правляем произношение: Комплексная коррекция артикуляционных расстройств. СПб. ИД «Литера», 2013,
4. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчи ковой гимнастики, - Изд, 2-е, доп, - Спб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
5. Османова Г. А., Позднякова Л. А. И ровой логопедический массаж и самомассам в коррекции речевых нарушений, - Спо. КАРО, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по теме "Использование нетрадиционных приемов массажа в логопедической практике"
В своей логопедической практике мы столкнулась с тем, что для детей с тяжелыми нарушениями речи педагогические методы воздействия не всегда достаточны. Но для проведения профессионального массажа необ...

Использование нетрадиционных приёмов и материалов на занятиях изобразительной деятельности с детьми, имеющими проблемы в развитии
Одним из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской деятельности является изобразительная деятельность. Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии достаточно сл...

Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов
Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук через организованную деятельность: нетрадиционное рисование, аппликацияЗадачи:- Информировать родителей о значимости развития мелкой моторики пальцев ру...
План работы по самообразованию "«Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов»
План работы по самообразованию "«Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов»...

Отчет по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей у детей через аппликацию, лепку и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов в работе с детьми 3-4 лет» .
отчет работы с детьми, родителями, педагогами по теме«Развитие творческих способностей у детей через аппликацию, лепку и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов в работе с...

Перспективный план по самообразованию на 2018-2019гг. Тема: «Развитие творческих способностей у детей через продуктивные виды деятельности с использованием нетрадиционных приемов и материалов»
laquo;Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически.»...
План по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей через продуктивные виды деятельности с использованием нетрадиционных приемов и материалов»
Актуальность выбранной темыОбучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не боять...
