Самомассаж с использованием нетрадиционных приемов и материалов в практике работы учителя-логопеда с детьми, имеющими ТНР.
консультация по логопедии (старшая группа)

Густова Ольга Юрьевна

Массаж как мощный биологоческий стимулятор. направленный на нормализацию проиносительной стороны речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samomassazh.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

САМОМАССАЖ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ И МАТЕРИАЛОВ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТНР

К сожалению, в последнее время количество детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличивается. Для логопедов стал актуален поиск новых технологий более эффективного коррекционного воздействия наряду с традиционными методиками. Таким здоровьесберегающим фактором, дающим быстрые результаты, в нашей работе стал самомассаж (массаж, выполняемый самим ребенком), который при целенаправленном воздействии способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния детей, страдающих речевыми нарушениями.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Как известно, массаж - это мощный биологический стимулятор. Логопедический массаж направлен на нормализацию произносительной стороны речи.

Цели логопедического массажа: стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса. За счет нормализации тонуса мышц снижаются проявления парезов и параличей, синкинезий, гиперкинезов, речевых судорог, девиаций тремора и т.п. Происходит улучшение объема и амплитуды движений

Всем известные виды массажа: классический (активизирующий и расслабляющий); точечный (активизирующий и расслабляющий); инструментальный; смешанный; самомассаж.

Самоммасаж:

•с использованием нетрадиционных материалов (упражнения с присоской, с пуговицей, трубочками для коктейля, зубной щеткой, прищепками, ложкой, шишками, крупами, грушей, карандашами, бигуди, массажными шариками);

• с использованием нетрадиционных приемов: под музыку, с чтением стихов, сказок и т.п.

В своей работе мы применяем методики самомассажа Г. А. Османовой, Л. А. Поздняковой, которые опирались на опыт ведущих специалистов - Е. Ф. Архиповой, Е. А. Дьяковой, Л. В. Лопатиной, а также методики О. И. Крупенчук и Т. А. Воробьевой.

Приступая к самомассажу, необходимо учитывать, что существуют противопоказания: кожные заболевания - грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, гематомы; инфекционные - ангины, ОРВИ, детские инфекции; стоматологические - стоматиты, любые оперативные вмешательства, удаление зубов; любые органические изменения голосовых связок.

Требования к проведению самомассажа:

  • проветренное помещение;
  • отсутствие соматических заболеваний;
  • выполнять только чистыми руками сухими, теплыми, с коротко остриженными
  • зрительный контроль взрослого на начальных этапах; РЕСС»
  • соблюдение направлений массажны движений;
  • удобное положение тела;
  • отсутствие стесняющей одежды;
  • эмоциональная подача материала.

В самомассаже используют: поглаживание, растирание, надавливание, пощипывание.

Коррекционная работа с учетом данной темы строится по трем направлениям:

1) работа с воспитанниками;

2) работа с родителями;

3) работа со специалистами детского сада.

В рамках первого направления приемы самомассажа мы используем на занятиях (логопеды, воспитатели, музыкальный работник и инструктор по физической культуре), в режимных моментах (воспитатели).

На занятиях используются для самомассажа следующие материалы: прищепки, бигуди, карандаши, шишки, «сухой» бассейн с крупами, макароны (спагетти), пуговицы, ложки, зубные щетки, палочки для коктейля.

Упражнения с мячами для тренировки кuсти рук

Ребенку дается мяч продолговатой (яйцевидной) формы, мягкий и приятный на ощупь. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки - смена рук.

Сжать кольцо поможет нам

 Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

 А головушка умнее!

Массаж с прищепками

Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.

Прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланти: от указательного пальца к мизинцу и обратно. После каждого двустишия - смена рук.

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

- Но я же играю с тобою, мальш!

А будешь кусаться - скажу тебе «кыш.

Массаж ладоней бигуди-липучками

Прокатывание бигуди между ладонями с проговариванием стихотворных текстов.

Массаж пальцев рук с помощью мячиков с шипами, «попрыгунчиков», грецких орехов (каштанов)

«Фокусник» - упражнение с мячом- попрыгунчиком. Совмещает в себе развитие мелкой моторики и практику употребления предлогов и слов, Движения выполняются по тексту.

За рукой и под рукой, Из-под кисти на покой,

Над рукою он кружит,

От нее теперь бежит

Между пальцев подержу

И в ладошку положу,

Из руки его достану,

Справа, слева ставить стану,

Перед грудью пронесу.

Сзади спрячу, потрясу.

Из- за спинки выну мячик,

Возле ног моих поскачет.

Подержу вверху, внизу,

Мимо носа пронесу.

Мяч снаружи, мяч внутри,

По руке качу - смотри!

Вдоль ладони, через палец

И вокруг запястья танец.

Мяч с одной рукой играет

И к другой перебегает.

Дружит мяч с моей рукой -

Вот я фокусник какой!

Массаж лица с помощью мелких мячиков-ежиков

Массаж используется в логопедической работе с детьми, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц

Основные цели массажа:

  • нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
  • уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
  • снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);
  • увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
  • активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
  • формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.

Массаж лица и пальцев рук с помощью зубных щеток

Массаж должен проводиться индивидуальной нежесткой зубной щеткой. Щетка тщательно обрабатывается мылом после использования. Самое главное: ребенку не должно быть больно!

Этапы массажа:

  • поглаживание - легкое, затем более интенсивное;
  • разминание - щетка прижимается к коже и, не сдвигаясь по поверхности, вращательными движениями разминает глубже лежащие ткани;
  • вибрация - похлопывание щеткой.

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики-удальчики.

Начиная с большого и до мизинца растирать зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Заканчивается массаж поглаживанием массируемых мест (мышц лица и пальцев рук).

В режимных моментах (утром перед завтраком, после сна, перед обедом) используются приемы самомассажа под музыку или со стихотворным текстом без специальных материалов.

В рамках второго направления (работа с родителями) проводятся мастер-классы по E.Н. Моносова.

обучению родителей приемам самомас а также выступления логопеда на роди ских собраниях о пользе самомассажад дете

По третьему направлению (работа со специалистами) проходят выступления на методических объединениях логопеда и воспитателей, доклады «Из опыта работы на педагогических часах внутри детского сада.

Мы проводили работу по данному на правлению в течение двух лет и пришли выводу, что приемы самомассажа с исполь зованием нетрадиционных методик и материалов являются увлекательными для детей и эффективными в коррекционной работе логопеда. У многих детей изменился мышечный тонус, улучшились координация, мелкая моторика, появилась большая заинтересованность на занятиях.

Литература

1. Еромыгина М. В. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика. - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2017.

2. Коноваленко С. В., Кременецком М. И. Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

3. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Ис правляем произношение: Комплексная коррекция артикуляционных расстройств. СПб. ИД «Литера», 2013,

4. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчи ковой гимнастики, - Изд, 2-е, доп, - Спб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

5. Османова Г. А., Позднякова Л. А. И ровой логопедический массаж и самомассам в коррекции речевых нарушений, - Спо. КАРО, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по теме "Использование нетрадиционных приемов массажа в логопедической практике"

В своей логопедической практике мы столкнулась с тем, что для детей с тяжелыми нарушениями речи педагогические методы воздействия не всегда достаточны. Но для проведения профессионального массажа необ...

Использование нетрадиционных приёмов и материалов на занятиях изобразительной деятельности с детьми, имеющими проблемы в развитии

Одним из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской деятельности является изобразительная деятельность.      Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии достаточно сл...

Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов

Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук через организованную деятельность: нетрадиционное рисование, аппликацияЗадачи:- Информировать родителей о значимости развития мелкой моторики пальцев ру...

План работы по самообразованию "«Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов»

План работы по самообразованию "«Развитие творческих способностей у детей через аппликацию и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов»...

Отчет по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей у детей через аппликацию, лепку и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов в работе с детьми 3-4 лет» .

отчет работы с детьми, родителями, педагогами по теме«Развитие творческих способностей у детей через аппликацию, лепку и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов в работе с...

План по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей через продуктивные виды деятельности с использованием нетрадиционных приемов и материалов»

Актуальность выбранной темыОбучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не боять...