Главные вкладки

    Мониторинг как условие определения динамики развития ребенка по формированию интегративных качеств (ДОО) и универсальных учебных действий (ОУ)
    учебно-методический материал по логопедии на тему

    Багайскова Марина Александровна

    Хочу обратить ваше внимание на то, что к познавательным универсальным учебным действиям, относится, осознанное и произвольное построение речевого высказывания дошкольников в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения речевых задач в зависимости от конкретных условий, смысловое чтение, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rech.docx178.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение  детский  сад  «ЗВЁЗДОЧКА» г. Зернограда

    Мониторинг как условие определения динамики развития ребенка по формированию интегративных качеств (ДОО) и универсальных учебных действий (ОУ)

                                                                           Багайскова Марина Александровна

    учитель - логопед

                              высшей квалификационной категории

    2017 год.

        Хочу обратить ваше внимание на то, что к познавательным универсальным учебным действиям, относится, осознанное и произвольное построение речевого высказывания дошкольников в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения речевых задач в зависимости от конкретных условий, смысловое чтение, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

            Прогноз обучения ребенка в школе, если познавательный речевой материал у обучающегося   не сформирован, вы видите его на слайде

     Слайд - 10

    СЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

    1. Недостаточное понимание учебных заданий указаний, инструкций учителя.

    2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами.

    3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы

    4. Недостаточное развитие связной речи.

    1. Неустойчивое внимание.

    2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

    3. Недостаточное развитие способности к переключению.

    4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

    5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

    6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

    7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

    СЛЕДСТВИЯ не сформированности лексико-грамматических универсальных учебных действий будет следующим:

    1) Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.

    2) Трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

       Задачи и содержание коррекционно - развивающего обучения     планируются с учётом результатов логопедического мониторинга, он позволяется выявить   речевые и психологические возможности детей, и  соотнести с целевыми ориентирами.  

         Поэтому коррекционно-развивающая работа учителя–логопеда ДОО имеет большой потенциал в формировании универсальных учебных действий, которые являются интегративными характеристиками образовательного процесса.

    Упражнения, развивающие умение принимать и понимать
    словесную или письменную инструкцию

    Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов тем, что выполняют не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда вроде бы тот достаточно понятно объяснил. Это может быть связано как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности. Умение своевременно реагировать на вопрос педагога;

    умение отличить новую задачу от предыдущей, четко представить то, что содержится в инструкции – вот что отличает обучающегося воспитанника, который умеет учиться.

    Исходя из данных особенностей детей с ОНР, перед учителем – логопедом наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по познавательно-речевому развитию встает задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений.

    При развитии речемыслительной деятельности, которой также уделяется большое внимание на логопедических занятиях, мы можем говорить о формировании познавательных учебных действий.

    Слайд - 11

    Приведу примеры упражнений, направленных на формирование регулятивных УУД.

    1. «Объясните Колобку».  Детям даётся инструкция, какое-нибудь задание, и чтобы проверить, как оно понято детьми, просит кого-нибудь из испытывающих трудности понимания инструкции воспитанники повторить его для Колобка.

    2. «Будь внимательным!»  Так – же попросить детей внимательно послушать инструкцию, повторить ее «про себя», поднять руку тех, кто запомнил и четко представляет себе, что делать. По команде «Внимание!» дети начинают выполнять задание.

    Слайд - 12

    Примеры заданий:

    1). Из всех букв выбери буквы «Р» и «р» и прочеркни их.

    МАпротнКВРЛДЖЬавенРатвмиеуцйрлдгвРнекэюримвухзР  

    2). Найди из ряда букв и букву «Р» подчеркни, а букву «р» – вычеркни.

    МАпротнКВРЛДЖЬавенРатвмиеуцйрлдгвРнекэюримвухзР  

    Слайд - 13

    3). Возьми любой цветной карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы «Р» и «р».

    Слайд - 14

    4).  Найди две одинаковые группы букв и подчеркни их.

           РрР    ррР    РРр    РрР    рРр    рРр     РРр

    5). Найди среди буквенного текста спрятанные слова:    

                              мухомор,  Рома,   мусор    и подчеркни их.

            опарпрПовлмухомордлывхмовгкромухрыОчрхропа

           пвауекукгещвдУкеункРОщншгшгРомащушнгМовро

           тчюьузвлаоргомусордлыддлшщшджфэмузысоршцш

    Слайд - 15

    Итак, рассмотрев особенности формирования УУД на логопедических занятиях у детей с ОНР мы можем прийти к следующему выводу: речевые нарушения у детей чаще всего сопровождаются выраженными затруднениями в формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков. Следовательно, коррекционно-развивающая работа с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие универсальных учебных действий у детей.

    Только комплексный подход в работе учителя -логопеда позволит устранить все недостатки речевого развития дошкольников и довести его до оптимально-успешного обучения в школе.

    Благодарю за внимание!

    Литература:

    1. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
    2. Логопедические занятия со школьниками (1–5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов/ Метусс Е.В., Литвина А.В., Бурина Е.Д. и др. – СПб.: КАРО, 2006.
    3. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Возрастосообразная модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных действий

    В статье описана многоступенчатая модель формирования начальной коммуникативной компетентности ребенка дошкольного возраста  в условиях вариативной организации педа­гогического процесса, ор...

    Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий

    Презентация  "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных  действий"...

    Модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных действий

    Модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности основана на том, что все качества и освоенные способности ребенка носят динамический характер, т.е. не завершены и продолжают развиват...

    Формирование универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников

    Формирование  универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию  универсальных учебных действий  у первоклассников...

    Мониторинг-диагностическая оценка динамики формирования интегративных качеств детей в процессе освоения основной общеобразовательной программы "Урайский специализированный Дом ребенка" гр.№6 "Ежата"

    Мониторинг-диагностическая оценка динамики формирования интегративных качеств детей в процессе освоения основной общеобразовательной программы "Урайский специализированный Дом ребенка" гр.№6...