Будем знакомиться
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Вводное занятие в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (моторная алалия).

- Знакомство с логопедом и логопедическим кабинетом.

- Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.

- Развитие слухового внимания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvodnoe_zanyatie.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Будем знакомиться

Тема: Вводное занятие

Цель:

- Знакомство с логопедическим кабинетом

- Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.

- Развитие артикуляционной моторики.

Задачи образовательные:

- Учить называть свое имя.

- Дать представления о профессии логопеда и назначении логопедического кабинета.

- Ознакомить с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, небом.

Задачи коррекционные и диагностические:

- Развивать тонкую дифференцированную моторику рук.

- Формировать координацию речи с движениями тела.

- Обследовать тонкую моторику рук (переключаемость, синхронность).

- Развивать слуховое внимание.

- Познакомить с основными движениями языка (поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять язык к углам рта).

Задача воспитательная:

- Воспитывать интерес и положительное отношение к логопедическим занятиям.

Оборудование:

Звучащие игрушки (колокольчик, бубен, гармошка, ложки), слайдовая презентация «Сказка о веселом язычке».

Ход занятия:

1. Знакомство.

- Здравствуйте, ребята! Входите в кабинет.  

- Кто знает,  как меня зовут? А кем я работаю в детском саду? Как называется моя профессия?

- Я логопед. Зовут меня (Ф.И.О.) Логопед помогает детям и даже взрослым красиво разговаривать.

Чтобы четко говорить,

Звуки все произносить,

Детям нашим, не секрет,

Срочно нужен логопед.

- В течение всего лета я очень ждала вас, представляла себе, какими вы будете. Как же мне вас всех запомнить и не перепутать?  

- Давайте познакомимся с вами? Вы умеете знакомиться? Что нужно назвать человеку, с которым хочешь познакомиться?

- Отгадайте загадку:

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у дочки есть,

И у внучки есть.

Чтобы его узнавать,

Надо вслух назвать.

- Я вам еще раз назову свое имя, а вы мне назовете свое, и мы друг другу улыбнемся. (Дети называют свои имена, логопед дает каждому солнышко)

2. Знакомство с кабинетом.

- Мы с вами познакомились, выяснили, что я буду учить вас красиво разговаривать, а сейчас давайте внимательно рассмотрим, где мы будем заниматься? (Логопед показывает детям различные зоны кабинета и объясняет их назначение.)

- Вы будете приходить ко мне в кабинет каждый день, мы будем тренировать язычок и играть в интересные и полезные игры.

- Вы уже умеете красиво сидеть за столом на занятии?  Давайте попробуем. (Дети садятся на стульчики за столами)

3. Пальчиковая гимнастика

- Я вам открою сейчас большую тайну!

Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить.

- Хочу проверить какие у вас ловкие и сильные пальчики. Мы с вами выполним зарядку для пальчиков.

Игра «Пальцы - дружная семья».

Читает логопед

Выполняют дети

Пальцы - дружная семья.

Друг без друга им нельзя.

Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

Вот - большой, а это - средний,

Безымянный и последний,

Наш мизинчик-малышок.

Указательный забыли!

Поочередно поднимать пальцы обеих рук вверх.

Чтобы пальцы дружно жили

Будем их соединять

И движенья выполнять.

Каждый палец руки поочередно соединять с большим пальцем.

Мы рога козы покажем,

Выдвинуть вперед указательный палец и мизинец. Остальные пальчики загнуть в кулачок. Поднять «рога» к голове.

И рога оленя даже.        

Широко раздвинуть пальцы обеих рук, скрестить ладошки и поднять «ветвистые рога» к голове.

И про зайку не забудем,

Ушками водить мы будем.

Выдвинуть вперед указательные и средние пальцы обеих рук. Поднять «ушки» к голове и пошевелить ими.

Чтобы четко говорить,

надо с пальцами дружить!

Каждый палец руки поочередно соединять с большим пальцем.

4. Развитие слухового внимания

- Пальчики размяли, теперь проверим,  какие вы внимательные! Я спрятала в кабинете разные звучащие предметы, найдите их и принесите ко мне на стол.  Кто найдет один предмет, подходит с ним ко мне. Что вы нашли? (Бубен, колокольчик, ложки, трещотка, дудочка и пр.) Теперь положите их рядом со мной и садитесь на стульчики.  

- А теперь давайте поиграем. Вам надо будет с закрытыми глазами внимательно послушать и узнать какие звуки вы услышите. Закрывайте глаза и не открывайте, пока я вам не скажу. Слушайте. (Звенит колокольчик, стучат ложки, хлопают ладоши.)

- Скажите, чем мы слышим звуки? А чем-нибудь еще мы слышим звуки? Нет, поэтому очень важно сохранить наш слух и не причинить ему вреда. Что мы должны для этого делать? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)

 5. Ознакомление с органами артикуляции

- Мы послушали, какие звуки могут издавать разные предметы, а человек умеет издавать звуки? Ребята, а как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик звуков.

- Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык.)

- А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щеки.)

- Попробуйте закрыть плотно рот и сказать «Здравствуйте», не открывая рта.

(Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом.)

- Вы смогли правильно произнести слово «здравствуйте» с закрытым ртом? (Нет)

- Можно ли разговаривать без помощи губ, щек, языка и зубов? (Нельзя)

- Значит, чтобы красиво разговаривать необходимо тренировать органы речи. На каждом занятии мы будем делать гимнастику для языка, губ, щек.

6.Упражнения для развития артикуляционного аппарата.

- Давайте поиграем в игру «Веселый язычок». Нам поможет компьютер, внимательно смотрите и выполняйте движения.

Читает логопед

Выполняют дети

Открываем ротик-дом.

 Кто хозяин в доме том?

 В нем хозяин - Язычок.

 Он удобно в доме лёг.

Широко открывать рот.

В этом доме две стены.

 Это щеки нам видны.

 Могут стены в дом втянуться,

 А потом, как шар, раздуться.

Надувать и втягивать щеки.

Пол есть тоже в доме нашем.

 Челюсть нижнюю покажем.

 Эта челюсть нижняя

 В домике подвижная.

Вращать нижней челюстью.

Потолок вверху, внутри,

 Это нёбо. Посмотри.

 Можно к нёбу прикасаться,

 Постучать и там остаться.

Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. Постучать языком по нёбу.

Вход в дом двери запирают.

 Двери разные бывают.

 Двери-зубы. Осторожно.

 Закрываются надежно.

Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.

Двери-губы гибкие.

 Могут стать улыбкою.

 Могут в трубочку собраться,

 После снова улыбаться.

Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в трубочку.

Язычок наш не скучает.

 В доме сказки сочиняет.

 Сказки эти он расскажет.

 5. Подведение итогов

- Мы с вами познакомились, я показала вам свой кабинет. (Логопед повторяет свое имя, уточняет, какие занятия будут проходить в кабинете, для чего необходимо зеркало и т.п.)

- С помощью чего мы произносим звуки? Что необходимо делать, чтобы язычок был сильный?

- Теперь мы можем отдохнуть и поиграть.

Игра «Карусели».

Карусели, карусели,

Мы с тобой в машину сели

И поехали, и поехали…

Дети ставят руки так, будто взялись за руль.

Карусели, карусели,

В вертолет с тобой мы сели,

И поехали, и поехали…

Дети разводят руки в стороны и поворачиваются влево-вправо.

Карусели, карусели,

На лошадку с тобой сели,

И поехали, и поехали…

Дети имитируют движения ездока.

Карусели, карусели,

В самолет с тобой мы сели,

И поехали, и поехали.

Дети разводят руки в стороны и имитируют полет самолета.

Карусели, карусели,

Все мы в группу полетели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания "Будем знакомы"

Родительское собрание "Будем знакомы" проводится в старшей логопедической группе. На этом собрании родителям учитель-логопед и воспитатель обясняют чем занимаются их дети в детском саду. В течении все...

Семейное кафе "Будем знакомы"

Нетрадиционная форма работы воспитателя с родителями и детьми....

Проект "Будем знакомы"

Актуальность проекта.Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окр...

Родительское собрание « Будем знакомы»

Цели:  Образовательная: 1. Дать представление родителям о физическом, умственном и психическом развитии детей  2 – 3 года....

Сценарий развлечения «Будем знакомы»

Развлечение на воздухе для детей среднего и старшего дошкольного возраста.  По мотивам музыкальной сказки Ю. Антонова " Приключения кузнечика Кузи"...

Будем знакомы!

Знакомтесь -  детский сад Радужного!...

Первое родительское собрание в группе «Будем знакомы — будем дружить!»

Первое родительское собрание в младшей группе «Будем знакомы — будем дружить!»...